Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф98934
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот холодного и метательного оружия, чем установленные на оборот огнестрельного и иного более опасного оружия

Необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот холодного и метательного оружия, чем установленные на оборот огнестрельного и иного более опасного оружия, с отменой лицензирования и (или) регистрации оборота холодного и метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, списанного оружия, стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 или 50 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, и исключением из перечня видов оружия холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия других вышеуказанных видов стрелкового оружия, многих или всех видов нелетального оружия и иного оружия, не имеющего высокой поражающей способности, позволяющей причинить выпущенным из него снарядом тяжкий вред здоровью или смерть человеку на расстоянии более 5 или 10 метров.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая наличие обязанности получения разрешительных документов, по которым можно приобрести огнестрельное, газовое и иное стрелковое оружие, для приобретения целого ряда видов холодного, стрелкового метательного, пневматического или иного оружия, менее опасного, чем стандартное огнестрельное оружие, поскольку ФЗ Об оружии разрешено приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой (Криминалистические требования распространяются только на казачьи и кавказские кинжалы, сабли и шашки), только по лицензии на приобретение сигнального оружия и газовых пистолетов или револьверов с последующей их регистрацией в Росгвардии (для их приобретения в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия). Приобретение старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, с 2018 года разрешается только по лицензии на коллекционирование оружия, по которой можно приобретать различные виды оружия (в зависимости от наличия законных прав на их приобретение по конкретным видам лицензий и на их коллекционирование), без регистрации, а приобретение охотничьего пневматического оружия с дульной энергией более 3 или 7,5 (при калибре более 4,5 мм), но не более 25 Дж и спортивного пневматического оружия с дульной энергией более 3 или 7,5 Дж (при калибре более 4,5 мм) разрешено только по лицензии, дающей право на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия, с последующей их регистрацией в Росгвардии (для приобретения данных видов оружия в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия).
Правила приобретения оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к старинному (антикварному) или холодному оружию, отсутствуют.
При этом охотничье и спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом разрешается приобретать только при наличии стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием (5 лет) либо при наличии специальных оснований, предусмотренных для профессиональных охотников или стрелков-спортсменов высокого класса, с последующей регистрацией в Росгвардии (для его приобретения в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия), приобретение охотничьего холодного клинкового (Криминалистические требования распространяются только на охотничьи ножи, кинжалы и тесаки) и стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов) разрешено только при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия (приобретение данного метательного оружия в количестве более 5 единиц разрешено только в целях коллекционирования (может подразумеваться наличие лицензии на коллекционирование оружия)).
Регистрации в Росгвардии подлежит и охотничье стрелковое метательное оружие.
С 29 июня 2022 года регистрации в Росгвардии подлежит списанное оружие, приобретаемое без лицензии, совершеннолетними гражданами РФ. При этом его приобретение и регистрация производятся без предоставления документов, необходимых для получения лицензий и разрешений на приобретение, коллекционирование или хранение конкретных видов оружия.
Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговой организацией при его продаже в Книге учета продажи оружия и патронов, в которой регистрируется все виды продаваемого оружия и патронов, согласно положениям Правил оборота гражданского и служебного оружия.
Кортики, состоящие на вооружении в РФ, выдаваемые гражданам, получившим их при выходе в отставку, и передаваемые по наследству указанными гражданами, могут храниться по разрешению их хранение или хранение и ношение и подлежат регистрации в Росгвардии (обязанность регистрации данных кортиков в Росгвардии и получения разрешения для их хранения и (или) ношения будут отменены с 30 ноября 2022 года для граждан, которым кортики были выданы государственными военизированными организациями, но не для их наследников. При этом будет сохранен запрет на выдачу данных кортиков, гражданам, имеющим заболевания, при наличии которых владение оружием противопоказано), а для их наследования необходимо получение лицензии на их приобретение.
Наградное гражданское или боевое холодное и иное оружие, не запрещенное к обороту в РФ, имеют право хранить только награжденные им граждане, получившие бессрочное разрешение на хранение наградного оружия, выдаваемое на основании наградных документов и многих документов, необходимых для получения лицензии на приобретение оружия или разрешения на его хранение. При этом правила наследования и иного оборота наградного оружия любыми лицами либо запрет на наследование или сбыт наградного гражданского или холодного оружия отсутствуют (запрещены наследование, продажа, мена, и дарение только наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия), поэтому к нему могут быть применены общие правила оборота гражданского и боевого оружия.
Временная выдача боевого холодного оружия более ограничена, чем в отношении огнестрельного оружия, т.к. только лицам, подлежащим государственной защите может быть выдано любое боевое оружие (в исключительных случаях и при отсутствии противопоказаний к владению оружием), на хранение которого выдается временное разрешение. При этом подразумевается именно огнестрельное оружие, учитывая его большую эффективность и отсутствие у холодного оружия большей поражающей способности, чем у бытовых предметов.
Иные правила оборота боевого и иного военного оружия, не запрещенного к обороту в РФ, вне государственных военизированных организаций отсутствуют.
В ст. 6 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на оборот ряда видов холодного оружия (ударно-раздробляющего действия или клинкового складного, открываемого одной рукой, при длине клинка или лезвия более 90 мм или оружия, не соответствующего Криминалистическим требованиям (в Криминалистических требованиях не предусмотрены четкие запреты на оборот каких-либо видов холодного оружия, но на оружии, изготовленном не ранее 1994 года должны быть номер или клеймо), если данное оружие не имеет культурной ценности) и видов броскового метательного оружия, не отнесенных к спортивным снарядам или оружию, имеющему культурную ценность.
Правила оборота спортивного броскового метательного оружия отсутствуют. При этом его хранение и использование вне спортивных объектов полностью запрещено, а его характеристики приведены в новых Криминалистических требованиях.
В ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ об обороте оружия отсутствуют четкие критерии разграничения по степени опасности и поражающей способности видов гражданского и иного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, приобретаемых по лицензии или без лицензии, видов указанного оружия, правила приобретения и (или) многие другие правила оборота которых отсутствуют, включая различные виды огнестрельного и иного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного оружия и многие виды боевого или иного наградного оружия, видов оружия, запрещенных к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, а также видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, патронов к различным видам оружия и предметов, сходных с оружием, но не являющихся им.
Поэтому различные виды оружия, патронов и других предметов не четко разграничены по степени опасности.
Для получения лицензии на приобретение сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, и лицензии на коллекционирование оружия не требуется получения справки о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием, но необходимы все остальные документы об отсутствии медицинских и иных противопоказаний к владению оружием, а для приобретения газовых пистолетов и револьверов, а также иного оружия, приобретаемого по отдельным видам лицензий на приобретение конкретных видов оружия, необходимо получение указанной справки для дальнейшего получения соответствующей лицензии.
Поэтому гражданин РФ, получивший необходимые документы, имеет право на приобретение по лицензиям многих видов оружия (в случае приобретения по лицензии оружия в целях охоты или спорта необходимо предварительное получение охотничьего билета или удостоверения спортсмена, занимающегося соответствующим видом спорта), а дополнительные основания необходимы только для приобретения современного гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, оружия, которым наградили, и кортиков, состоящих на вооружении в РФ, передаваемых по наследству гражданами, получившими их при выходе в отставку. При этом граждане РФ, имеющих указанные основания и (или) виды оружия, могут получать лицензии на приобретение других видов оружия, но любому лицу для приобретения и иного оборота различных видов оружия, приобретаемого по лицензиям или другим разрешительным документам, необходимо получение новых справок и лицензий, а также разрешений, предусмотренных ФЗ Об оружии, для законного оборота данных видов оружия.
Таким образом лицо, имеющее разрешение на хранение любого огнестрельного оружия, не может приобретать гражданское холодное, газовое, сигнальное и метательное оружие без получения соответствующих лицензий или разрешений, но лицо, их имеющее может приобретать широкий спектр видов холодного, сигнального, газового и (или) метательного, пневматического, а также огнестрельного оружия.
Поэтому ФЗ Об оружии устанавливает чисто бюрократические препятствия для приобретения оружия гражданами, имеющими отдельные или многие виды лицензий на его приобретение либо разрешения на его хранение, или другими лицами.
ФЗ Об оружии строго ограничивает оборот современного огнестрельного оружия с нарезным стволом или указанного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия, не ограничивая подобным образом оборот пневматического и метательного оружия (ствольных арбалетов (шнепперов)) с нарезным и (или) коротким стволом, а также любых конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию (пружинных пистолетов, ружей и т.п.), и не устанавливая упорядоченных правил оборота гладкоствольных пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, и предметов, сходных с огнестрельным оружием по принципу действия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2.
Действующие правила приобретения огнестрельного оружия с нарезным стволом обязывающие владеть охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием, фактически способствуют искусственному увеличению количества огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и пневматического оружия, имеющих любую дульную энергию, во владении граждан и может способствовать как законному, так и незаконному обороту иного оружия, учитывая отсутствие ограничений на приобретение по лицензии многих видов нарезного огнестрельного и иного оружия, приобретаемого в целях коллекционирования, и наличие возможности использования патронов к гражданскому огнестрельному оружию во многих видах автоматического и иного запрещенного к обороту в РФ боевого, иностранного военного, атипичного или другого огнестрельного оружия.
Огнестрельное оружие с нарезным и (или) коротким стволом не представляет большей степени опасности, чем огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, поскольку степень поражающей способности определяется его удельной и дульной кинетическими энергиями, максимальные значения которых в ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях к оружию не указаны, а минимальное значение определено в Криминалистических требованиях только для удельной кинетической энергии любого огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2).
Поэтому логичным является отсутствие ограничений на тип и, во многих случаях, длину ствола пневматического и метательного оружия, любого оружия, имеющего культурную ценность, а также предметов, не отнесенных к оружию, а наличие и сохранение различных правил оборота огнестрельного оружия, имеющего различные тип и длину ствола, нелогично и не может способствовать борьбе с преступностью. Это требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ, упорядочивающих правила оборота огнестрельного оружия только по значениям удельной и дульной кинетических энергий, а также по обстоятельствам, указывающим на необходимость его нахождения в гражданском обороте для многих или всех лиц, либо отменяющим ограничения на оборот многих видов огнестрельного оружия, учитывая законодательство Российской империи, СССР до 1975 года, США и целого ряда других стран мира.
Виды стрелкового оружия, не отнесенные к огнестрельному, и предметы, не являющиеся оружием не ограничены к обороту по количеству стволов, наличию и емкости магазина (барабана), а также по скорострельности и возможности автоматической перезарядки (неавтоматические и самозарядные). Более того, не запрещены и специально не ограничены к обороту их виды, позволяющие вести стрельбу очередями (за исключением указанного списанного оружия, запрещенного новыми Криминалистическими требованиями к гражданскому и служебного оружия с 29 июня 2022 года).
Вышеуказанные виды пневматического оружия находятся в обороте, определенном для огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, если они имеют дульную энергию более 3 Дж или 7,5 Дж при калибре более 4,5 мм, либо в обороте без лицензий, если они имеют дульную энергию от 3 Дж до 7,5 Дж и калибр не более 4,5 мм, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют дульную энергию не более 3 Дж, или не отнесены к оружию по своему назначению.
Подобные виды метательного оружия находятся в обороте, определенном для охотничьего метательного оружия, приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, если оно отнесено к арбалетам с натяжением тетивы более 43 кгс, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют натяжение тетивы не более 43 кгс, или не отнесены к оружию по своему назначению, либо не являются арбалетами и не отнесены к оружию по данному признаку.
Любые конструктивно сходные с оружием изделия и иные предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте.
Поэтому все ограничения на оборот огнестрельного и иного оружия являются формальными и не способствуют борьбе с преступностью, т.к. учет оружия осложняется при увеличении его количества в законном обороте, а оборот оружия и других предметов, не подлежащих регистрации, и незаконный оборот оружия являются неконтролируемыми, а увеличение перечня видов оружия и других предметов, подлежащих регистрации может только ухудшить ведение учета оружия и увеличить количество оружия и других предметов, находящихся в незаконном обороте, а также способствовать резкому увеличению числа лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер. При этом увеличение перечней наиболее ограниченных и запрещенных видов оружия и других предметов может только увеличить их количество, находящееся в незаконном обороте и доходы черных рынков, а также число лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер.
Таким образом, введение ограничений на приобретение и иной оборот холодного и иного оружия, патронов к огнестрельному и иному оружию не способствует пресечению бесконтрольного оборота опасных предметов, но влечет ограничение прав владельцев целого ряда видов оружия, предоставляя право на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия, охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), патронов к оружию, пороха и капсюлей только гражданам РФ, имеющим разрешение на хранение соответствующих видов гражданского оружия.
С 29 июня 2022 года данным ФЗ запрещено приобретение в целях самообороны или охоты гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или с количеством стволов более двух гражданами РФ, не владеющими иным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более 2 лет. При этом будет сохранено право на приобретение любого указанного огнестрельного оружия для занятий спортом без установления сроков владения каким-либо оружием.
Незаконный оборот холодного, газового и метательного оружия, а также пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж влечет административную и уголовную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Оборот многих видов огнестрельного оружия является ограниченным лицензированием или запрещенным (в зависимости от их соответствия криминалистическим требованиям и положениям ФЗ Об оружии), но к огнестрельному оружию могут быть отнесены только предметы, конструктивно сходные с ним, имеющие удельную энергию выстрела металлическими снарядами не более 0,5 Дж/мм2, а предметы, имеющие меньшую удельную энергию, могут быть отнесены к сигнальному, списанному или газовому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения или к предметам конструктивно сходным с огнестрельным оружием, но не являющимися оружием, учитывая положения криминалистических требований.
Отнесение предмета к вышеуказанным видам предметов определяется наличием в его стволе ограничителя движения пули (рассекателя) и другими его характеристиками, исключающими его отнесение к огнестрельному оружию. При этом сигнальные пистолеты и револьверы, использующие только капсюли могут быть отнесены только к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а пистолеты, револьверы и другие конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия, не имеющие в стволе ограничителя, но имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж/мм2, могут быть отнесены только к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.е. находятся в свободном обороте.
При отграничении патронов к огнестрельному оружию от иных патронов, следует учитывать, что значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости пули 100 м/с2, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию.
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж/см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж/см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки. При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, но его виды, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2, отдельно не указаны в ФЗ Об оружии. Поэтому основным критерием установления всех ограничений и запретов на оборот огнестрельного оружия является именно удельная кинетическая энергия более 50 Дж на см2, но многие распространенные его виды имеют удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см. При этом достижение значений удельной кинетической энергии, превышающих 0,5 или 1,5 Дж на мм2, возможно в метательном стрелковом оружии (луках и арбалетах), конструктивно сходных с ним изделиях, механических метательных устройствах, не отнесенных к метательному оружию, пистолетах и ружьях для подводной охоты, иных пружинных пистолетах и ружьях, других подобных устройствах, в малокалиберном пневматическом оружии с дульной энергией от 7,5 до 25 Дж или от 3 до 7,5 Дж и в конструктивно сходных с ним изделиях с дульной энергией до 3 Дж (при калибре менее 2 мм), а также в игрушечном оружии и других подобных предметах с дульной энергией до 0,5 Дж.
Достижение значений удельной кинетической энергии, превышающих 1,5 Дж на мм2, возможно при нанесении ударов холодным оружием, бытовыми ножами или иными острыми предметами, а кинетическая энергия при их нанесении (и при нанесении ударов руками без наличия в них каких-либо предметов) может достигать 50, 85 или 200 Дж (в зависимости от силы конкретного человека).
Поэтому значение удельной кинетической энергии, составляющее 0,5 Дж на мм2, является заниженным критерием для отнесения предметов к огнестрельному оружию, а виды данного оружия с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2 и менее 1,45 Дж на мм2 являются менее распространенными в обороте, чем его виды с большими значениями данных энергий, что не может способствовать борьбе с преступностью и предотвращению несчастных случаев с огнестрельным и иных стрелковым оружием и может искусственно увеличивать количество лиц, привлеченных к административной или уголовной ответственности за незаконные действия с огнестрельным или иным оружием, лишенных оружия и (или) понесших иные материальные потери, либо лишенным права на приобретение оружия по лицензии, в действиях которых отсутствует общественная опасность и (или) умысел на совершение противоправных действий.
При этом данное значение удельной кинетической энергии является минимальным критерием только для отнесения огнестрельных устройств к огнестрельному оружию и не применяется к иным видам оружия, в которых не используются патроны, порох и (или) капсюли (луки и арбалеты относятся к метательному оружию, если имеют натяжение тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, пружинные пистолеты, ружья, стреляющие ножи и иные подобные устройства не отнесены к оружию, одним из критериев холодного оружия является отсутствие повреждений на нем после определенного количества ударов энергией 20 – 50 Дж в сосновую доску или ударов плашмя по бревну, а пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж, приобретаемое без лицензии, и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия могут иметь удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, если их калибры составляют менее 4,5 и 2,8 мм соответственно, либо если пневматическое устройство имеет специальное назначение при любой дульной энергии более 3 Дж (пневматическое ружье для подводной охоты, пневматический строительно-монтажный пистолет и т.п.)), и к конструктивно сходным с огнестрельным оружием изделиям, имеющим специальное назначение (строительно-монтажным пистолетам и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена двухлетнего стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения такого оружия с магазином (барабаном) или более чем с двумя стволами в целях самообороны или охоты как правила, искусственно увеличивающего количество данного оружия любой степени опасности во владении граждан РФ, влекущего распространение случаев приобретения данного оружия в целях спорта или охоты для упрощения приобретения любого данного оружия, холодного и метательного оружия, пороха и капсюлей, а также огнестрельного оружия с нарезным стволом, но ограничивающего права граждан на самооборону и владение оружием в любых законных целях и не способствующего борьбе с преступностью.
Таким образом, все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью и противодействие незаконному обороту оружия, а также профилактику несчастных случаев с оружием, сводятся к нулю, учитывая увеличение количества ружей, карабинов, винтовок, пистолетов и револьверов всех калибров, имеющих любую поражающую способность (удельную кинетическую энергию, дульную энергию и другие подобные характеристики, определяющие поражающую способность снаряда) в законном обороте у населения и лиц, привлеченных к ответственности за незаконные действия с оружием и другими подобными предметами, и (или) владеющих оружием или другими подобными предметами незаконно.
В ФЗ Об оружии отсутствуют правила оборота луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, но не являющихся охотничьими и не имеющими культурной ценности, а также метательного броскового оружия, отнесенного к оружию, но не запрещенного к обороту и не имеющего культурной ценности. При этом запрещено хранение и использование вне спортивных объектов спортивного метательного оружия, за исключением проведения исследовательских и научно-профилактических работ по иммобилизации и инъецированию объектов животного мира, но не предусмотрены правила их оборота в указанных случаях и критерии их отличия от охотничьих луков и арбалетов, что требует введения четких правил оборота всех видов метательного оружия, соответствующих степени их опасности, или отмены ограничений на их оборот, учитывая их меньшую степень опасности, чем многих других видов оружия, обусловленную менее удобным и эффективным их использованием в качестве оружия, чем многих других видов стрелкового оружия, отсутствием ограничений на оборот метательных устройств, сходных с ими по поражающей способности (луков с натяжением тетивы до 27 кгс, арбалетов с натяжением тетивы до 43 кгс, ружей для подводной охоты, других видов пружинных ружей и т.п.), а также законодательство многих стран мира.
В ФЗ Об оружии отсутствуют правила оборота части видов холодного оружия, не имеющих культурной ценности. При этом запрещено хранение и использование вне спортивных объектов спортивного холодного клинкового оружия, не отнесенного к оружию в п. 5.1 ГОСТа «Оружие холодное. Определения и термины», а виды холодного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, или отнесенные к боевому оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии, не имеют четких критериев отличия от охотничьего и иного гражданского холодного оружия, что требует введения отмены ограничений на оборот всех видов холодного оружия, учитывая их меньшую степень опасности, чем многих других видов оружия, обусловленную отсутствием ограничений на оборот метательных и многих других стреляющих устройств (луков с натяжением тетивы до 27 кгс, арбалетов с натяжением тетивы до 43 кгс, ружей для подводной охоты, других видов пружинных ружей, пружинных стреляющих ножей, не отнесенных к холодному оружию, огнестрельных устройств, имеющих удельную кинетическую энергию до 0,5 Дж на мм2, не имеющих характеристик газового, сигнального и иного подобного оружия, и т.п.), равную опасность холодного оружия в сравнении с распространенными бытовыми предметами, находящимися в свободном обороте (бытовых ножей, топоров, мачете и т.п.), и другими предметами материального мира, доступными любым лицам (камнями, палками и т.п.), а также законодательство многих стран мира.
Следует отметить, что в законодательстве Российской империи и СССР оборот патронов к оружию и многих видов оружия не всегда был ограничен, а ограничения не всегда касались любых патронов и видов оружия. При этом разрешалось хранение до 30 фунтов пороха без ограничений на его приобретение.
В законодательстве СССР и РФ до 1993 года охотничьи ножи и кинжалы приобретались свободно или по охотничьему билету, национальное и охотничье холодное оружие находилось в обороте без разрешений милиции и специальных ограничений в соответствующих местностях, а оборот метательного оружия не регулировался законодательством, но финские ножи были ограничены к ношению, с 1935 года приобретались и хранились только по разрешениям НКВД, за исключением Карельской АССР, но позднее их приобретение гражданами было запрещено, поэтому они продавались только организациям для вооружения охраны и охотничьего промысла. Ограничения на оборот финских ножей были отменены после исключения большинства их видов из перечня видов холодного оружия экспертными методиками в СССР, РСФСР и РФ. Правила оборота пневматического оружия различались и отличались от правил оборота огнестрельного и холодного оружия, а газовые пистолеты и револьверы могли приобретать только определенные организации до 1992 года, когда были введены разрешения на их приобретение, хранение и ношение гражданами. Подобные правила устанавливались в отношении сигнальных устройств (ракетниц, стартовых пистолетов и т.п.).
В Законе РФ Об оружии 1993г. для приобретения охотничьего холодного оружия, к которому относилось и метательное оружие, было необходимо наличие права на приобретение огнестрельного оружия (лицензии на приобретение огнестрельного оружия). При этом приобретение огнестрельного оружия требовалось только для ношения охотничьего холодного оружия (было необходимо наличие разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия). Иное холодное оружие могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством, но для его хранения в коллекции разрешения не требовалось.
Пневматическое оружие регистрации не подлежало, но его приобретение было запрещено гражданам, если оно имело калибр более 4,5 мм и скорость пули более 150 м/с. Газовые пистолеты и револьверы были впервые отнесены к оружию и приобретались по отдельной открытой лицензии без количественных ограничений с регистрацией только продавцом торговой организации и продлением истекших лицензий в органах МВД.
Понятие сигнального оружия отсутствовало до принятия ФЗ Об оружии, поэтому ограничения на оборот сигнального оружия Законом РФ Об оружии 1993г. не устанавливались и лицензии на приобретения части его видов были введены только в ФЗ Об оружии.
Поэтому в прежнем российском законодательстве отсутствовал запрет на приобретение охотничьего холодного и метательного оружия гражданами, не владеющими огнестрельным или пневматическим оружием, приобретаемым по лицензиям (разрешениям) и правила оборота холодного и иного гражданского оружия различались, а в законодательстве СССР и РФ до 1993 года оборот данных видов оружия не всегда ограничивался и многие ограничения были менее строгими (приобретение охотничьего холодного оружия по охотничьему билету или свободное его приобретение, свободный оборот охотничьего и национального холодного оружия в ряде местностей РСФСР и СССР, а также свободное приобретение метательного оружия).
В ряде стран СНГ и других стран постсоветского пространства на приобретение охотничьего холодного оружия достаточно получения отдельного разрешения (Туркменистане и др.) или для его приобретения не требуется получения разрешений и других документов (Молдове, Абхазии (в части приобретения абхазских охотничьих ножей и национальных кинжалов и кавказских шашек в качестве национального холодного оружия), Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.).
В законодательстве государств и территорий, входивших в состав Российской империи, но не РСФСР, СССР и РФ (Финляндии, Польши и штата Аляска (США)) оборот многих или всех видов холодного оружия не регулируется законодательством и ограничения на их приобретение не установлены, а оборот метательного оружия ограничен не строго и регулируется наравне с оборотом пневматического оружия или разрешен наравне с огнестрельным оружием (в штате Аляска).
В законодательстве Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия.
В США ограничения на оборот многих видов холодного оружия отсутствуют, при этом в ряде штатов не установлены ограничения на оборот огнестрельного и иного стрелкового оружия (встречается даже детское оружие, являющееся огнестрельным), а патроны к оружию свободно продаются в различных местах, включая продуктовые магазины и аптеки.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот холодного и метательного оружия, чем установленные на оборот огнестрельного и иного более опасного оружия с отменой лицензирования и (или) регистрации оборота холодного и метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, списанного оружия, стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 или 50 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, и исключением из перечня видов оружия холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия других вышеуказанных видов стрелкового оружия, многих или всех видов нелетального оружия и иного оружия, не имеющего высокой поражающей способности, позволяющей причинить выпущенным из него снарядом тяжкий вред здоровью или смерть человеку на расстоянии более 5 или 10 метров.
При этом необходимо введение права на свободное приобретение стрелкового метательного оружия многими или любыми лицами, а также на свободное приобретение холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 или 50 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, либо на свободное приобретение всех видов метательного оружия любыми лицами.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот холодного и метательного оружия, чем установленные на оборот огнестрельного и иного более опасного оружия с отменой лицензирования и (или) регистрации оборота холодного и метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, списанного оружия, стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 или 50 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, и исключением из перечня видов оружия холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия других вышеуказанных видов стрелкового оружия, многих или всех видов нелетального оружия и иного оружия, не имеющего высокой поражающей способности, позволяющей причинить выпущенным из него снарядом тяжкий вред здоровью или смерть человеку на расстоянии более 5 или 10 метров.
При этом необходимо введение права на свободное приобретение стрелкового метательного оружия многими или любыми лицами, а также на свободное приобретение холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию до 25 или 50 Дж либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета до 50 кгс, либо на свободное приобретение всех видов метательного оружия любыми лицами.

К началу списка инициатив