Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф98965
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия с отменой ограничений на его оборот

Необходимо исключение оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия с отменой ограничений на его оборот, учитывая наличие в ст. 24 ФЗ Об оружии запрета на его использование для поражения цели, подачи сигналов или иным способом, повреждающим его, и уголовной ответственности за повреждение или уничтожение любых культурных ценностей в ст. 243 УК РФ, положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. № 18-П, которым декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установлена обязанность федерального законодателя внести в ч. 4 ст. 222 УК РФ изменения, исключающие уголовную ответственность за его незаконный сбыт, которая не исполнена до настоящего времени (с 2021 года ч. 4 является ч. 7 ст. 222), а также отмену обязательного соответствия криминалистическим требованиям оружия, имеющего культурную ценность, и запрета к обороту в РФ видов холодного оружия, имеющих культурную ценность, но запрещенных к обороту в РФ ст. 6 ФЗ Об оружии, и криминализацию незаконного сбыта метаемого холодного оружия, имеющего культурную ценность, отнесенного в ФЗ Об оружии с 2020 года к метательному бросковому оружию, а также криминализацию незаконных сбыта или изготовления пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и усиление наказаний за незаконный оборот оружия в ст. 222 и 223 УК РФ и ст. 20.10 КоАП РФ с 2021 года.
Оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года может быть отнесено только к гражданскому оружию, с 2018 года в ст. 6 ФЗ Об оружии введено положение о запрете распространения на данное оружие Криминалистических требований, а в ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на любое его использование в качестве оружия и не сделано исключения для криминалистических экспертиз оружия (запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения). При этом в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей без указания на случаи исключения данной ответственности. Поэтому его отнесение к оружию юридически невозможно и будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Сигнальное, газовое и многие другие виды оружия, не являющиеся огнестрельным, метательным, пневматическим или холодным оружием, не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность (ст. 1 ФЗ Об оружии). При этом многие из них стали изготавливать более 50 или 100 лет назад и различные их образцы могут иметь признаки культурных ценностей как по данной, так и по иным причинам, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии и законодательства об охране культурных ценностей.
Данные виды нелетального и иного оружия не были отнесены к оружию в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. (до 31 декабря 1993 года) и ФЗ Об оружии (до 30 июня 1997 года) и не отнесены к оружию в целом ряде стран мира. При этом в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик, а также РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии к оружию не были отнесены пневматическое и метательное оружие, включенные в перечень видов оружия, имеющих культурную ценность.
Положения законодательства об охране культурных ценностей, включая ст. 243 УК РФ, распространяются на любые культурные ценности. Поэтому данные виды оружия не могут быть использованы в качестве оружия, подвергнуты разрушающим экспертизам, другим действиям, повреждающим их, или уничтожению. Следовательно, они не могут быть отнесены к оружию и использоваться в качестве оружия, что исключает их из перечня видов оружия.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение из перечня видов оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии всех видов оружия, не являвшихся оружием до 1994, 1997 или иного года, в котором они были отнесены к оружию законодательством РФ или иным законодательством, положения которого включены в законодательство РФ (законодательством СССР и РСФСР или международным законодательством), изготовленных до их отнесения к оружию, и исключение из перечня видов оружия любого оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех его видов, не являвшихся оружием до вступления в силу ФЗ Об оружии или законодательного акта, отнесшего их к оружию, не являющихся оружием массового поражения и иными видами оружия, запрещенными международными договорами РФ, в особенности, если они не соответствуют всем критериям огнестрельного оружия или данных видов оружия.
Декриминализация незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность, необходима, поскольку данные виды оружия, отнесенные к антикварному оружию, представляют меньшую опасность, чем современное стрелковое оружие, их виды, не отнесенные к старинному (антикварному) и холодному оружию, приобретаются без лицензии, но все его виды не подлежат регистрации и хранятся без разрешения, при отсутствии права на приобретение без разрешения на хранение конкретных видов оружия, пороха, капсюлей и патронов к огнестрельному оружию. При этом незаконный оборот всех видов оружия, имеющих культурную ценность, представляет меньшую опасность, чем незаконный оборот современного оружия, поскольку данные виды оружия менее распространены, чем современное оружие.
В ст. 1 ФЗ Об оружии с 2012 года определено понятие оружия, имеющего культурную ценность:
оружие, имеющее культурную ценность, - оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие;
старинное (антикварное) оружие - огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года;
копия старинного (антикварного) оружия - оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца старинного (антикварного) оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественного оформления, не включающее подлинные части антикварного или иных видов оружия;
реплика старинного (антикварного) оружия - оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.
При этом правила приобретения установлены только в отношении старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность (ст. 13 ФЗ Об оружии). Данное оружие, ранее приобретаемое гражданами РФ без лицензии, с 2018 года приобретается гражданином РФ по лицензии на коллекционирование оружия, а иностранные граждане для его приобретения с 2012 года обязаны получать единую лицензию на приобретение гражданского оружия с обязанностью его вывоза из РФ не позднее 10 дней со дня приобретения и запретом на продажу. Иное оружие, имеющее культурную ценность, исходя из положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ и ФЗ Об оружии (ст. 10 и 14), может быть свободно приобретено или отчуждено любым гражданином РФ, а также приобретено по единому виду лицензии с обязанностью его вывоза из РФ не позднее 10 дней со дня приобретения и запретом на продажу иностранным гражданином, но запрещено к приобретению лицами без гражданства, учитывая его отнесение к гражданскому оружию и перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия, предусмотренный ст. 10 ФЗ Об оружии.
ФЗ от 1 июля 2021г. № 281-ФЗ введены чрезмерно строгие меры наказаний во всех случаях совершения незаконных действий с указанными в нем видами оружия и другими предметами, сопоставимые с наказаниями за многие имущественные и насильственные преступления, равные максимальному наказанию для несовершеннолетних за одно тяжкое или особо тяжкое преступление, по совокупности преступлений или приговоров (10 лет лишения свободы) и максимальным наказаниям за одно особо тяжкое преступление, по совокупности преступлений или приговоров по делам о многих преступлениях (включая умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство) для совершеннолетних лиц, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь, либо за преступления, за которые они не предусмотрены, либо в качестве альтернативных менее строгих наказаний, чем пожизненное лишение свободы, за многие преступления (20, 25 и 30 лет лишения свободы). При этом данные наказания могут быть назначены как по совокупности незаконного оборота многих видов оружия и убийства или другого подобного преступления, так и по совокупности деяний, связанных только с незаконным оборотом многих видов оружия и других подобных предметов.
ФЗ от 1 июля 2021г. № 281-ФЗ не учитываются положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. № 18-П, которым декриминализирован незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установлена обязанность федерального законодателя внести в ч. 4 ст. 222 УК РФ изменения, исключающие уголовную ответственность за его незаконный сбыт, которая не исполнена до настоящего времени и не может быть проигнорирована, поскольку уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, признана противоречащей Конституции РФ, а Постановление Конституционного Суда РФ подлежит применению до внесения изменений норм, признанную частично или полностью несоответствующей Конституции РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. № 18-П подтверждено отсутствие правил оборота многих видов холодного оружия и правил сбыта части видов гражданского и иного холодного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, означающее их нахождение в свободном обороте на основании положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ и, следовательно, отсутствие незаконности оборота оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и отдельных действий с гражданским, боевым или иным оружием, предусмотренным ФЗ Об оружии (приобретения, хранения, сбыта и др.). Указание уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия в ч. 7 ст. 222 УК РФ не может отменить данное Постановление Конституционного Суда РФ или его отдельные положения, поскольку неконституционным признано само наличие уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и приравнивание его по наказаниям к незаконному сбыту современного холодного и многих других видов оружия, поэтому оно сохраняет силу и требуется исключение уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, из ч. 7 ст. 222 УК РФ путем принятия отдельного федерального закона.
Старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплик, а также холодное оружие, имеющее культурную ценность, с 1 января 2018 года приобретаются по лицензии на коллекционирование оружия, но не подлежит регистрации и многие правила его оборота отсутствуют. Правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, и многие другие правила его оборота не предусмотрены, что означает его нахождение в свободном обороте на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
Старинное (антикварное) оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, приобретается гражданами РФ по лицензии на коллекционирование оружия, минимальный возраст получения которой не указан в ФЗ Об оружии, что означает право на ее получение и приобретение данного оружия с 14 лет, т.к. паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, необходимый для получения лицензии, выдается в 14 лет. При этом лицензию на коллекционирование оружия имеют право получать несовершеннолетние охотники, достигшие возраста 16 лет, имеющие право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия по законодательству соответствующих субъектов РФ, а для приобретения более чем 5 единиц охотничьего огнестрельного оружия и охотничьего метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) ее наличие обязательно (в отношении охотничьего метательного стрелкового оружия вопрос о ее наличии законодательно не урегулирован).
По лицензии на коллекционирование оружия могут быть приобретены патроны к гражданскому оружию в целях их коллекционирования, а минимальный возраст их приобретения по ней не указан, что означает возможность их приобретения с 14 лет, но право на их приобретение по данной лицензии не предусмотрено ФЗ Об оружии, что требует законодательного урегулирования.
Оружие, имеющее культурную ценность, не отнесенное к старинному (антикварному) или холодному оружию, может быть приобретено без лицензии гражданами РФ любого возраста, поскольку правила его приобретения в ФЗ Об оружии и подзаконных актах не предусмотрены.
Иностранными гражданами оружие, имеющее культурную ценность, может быть приобретено по вышеуказанной специальной лицензии на приобретение гражданского оружия или его приобретение им запрещено, учитывая наличие ст. 14 ФЗ Об оружии обязанности иностранных граждан получать специальные лицензии на все виды гражданского оружия, за исключением его видов, приобретаемых без лицензии, указанных в ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, отсутствие правил его приобретения ими и наличие права на получение лицензии на коллекционирование оружия только гражданами РФ, но отсутствие в ст. 14 перечня видов оружия, приобретаемого иностранными гражданами по лицензии, или запрещенного к приобретению ими, ее положения следует толковать как наличие права на приобретение по лицензии иностранными гражданами всех видов гражданского оружия, не указанных в ст. 3 ФЗ Об оружии.
Лица без гражданства не отнесены ФЗ Об оружии к субъектам, имеющим право на приобретение оружия, поэтому они не могут приобретать любое гражданское оружие, но в ФЗ Об оружии отсутствует запрет на хранение ими видов оружия, приобретаемых без лицензии и (или) не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, если оно не было найдено ими или передано им, либо если они являются его собственниками.
Законодательством РФ не учитывается наличие фактического запрета на проведение криминалистических экспертиз холодного, метательного, пневматического, огнестрельного и иного оружия, имеющего культурную ценность, следующего из положений ст. 243 УК РФ, запрещающей повреждение или уничтожение культурных ценностей, и ст. 24 ФЗ Об оружии, с 2018 года запрещающей использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов, или иным способом, который может повлечь их повреждение, означающего невозможность отнесения любых культурных ценностей к оружию и привлечения к уголовной или иной ответственности за незаконный оборот оружия.
Не учитываются и положения УК различных союзных республик СССР (Грузинской ССР, Эстонской ССР и др.) и ряда стран постсоветского пространства (Грузии и др.), исключавшие или исключающие до настоящего времени уголовную или иную ответственность за незаконный оборот холодного оружия, связанный с условиями промысла, работы, быта или службы, либо с ношением национального костюма или с иными законными целями, а также положения УК и других законов целого ряда стран мира (США, Израиля, Великобритании и др.), исключающие до настоящего времени уголовную или иную ответственность за незаконный оборот холодного оружия, используемого в быту и в иных законных целях, как правило, не связанных с применением оружия (ношение кастетов в качестве пряжки ремня, их перевозка и перевозка иного запрещенного холодного оружия курьерами заказчикам – в штатах США, в которых действуют федеральные законы или законы штатов о запрете данного оружия, ношение и иной оборот ножей и других предметов, отнесенных к оружию или предметам используемым в качестве оружия, в целях использования в качестве хозяйственных инструментов, предметов коллекционирования и в других подобных целях, либо оборот таких предметов, являющихся антикварными – в штатах США, в которых действуют запреты на ношение или иной оборот определенных видов холодного оружия, ножей и других предметов, приравненных к холодному оружию, в Великобритании и целом ряде других стран), или определенными лицами в случаях необходимости (ношение и законное использование складных ножей, открываемых одной рукой, человеком, имеющим одну руку, спасателями, полицейскими и другими лицами, которым необходимо использование данных ножей – в штатах США, в которых их оборот запрещен, и их ввоз в США человеком, имеющим одну руку).
Метательное оружие не представляет большей степени опасности, нежели пневматическое оружие, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности по УК СНГ и УК большинства стран постсоветского пространства, но которое является более опасным, нежели холодное и газовое оружие и может быть внешне сходно с боевым огнестрельным оружием, в отличие от большинства устройств, отнесенных законодательством к метательному оружию, а также может иметь как нарезной ствол, так и магазины большой емкости, а также возможность ведения стрельбы очередями, а холодное, метательное и газовое оружие представляют меньшую степень опасности, нежели наиболее опасные виды сигнального оружия и электрошоковых устройств, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности по УК СНГ, УК РФ и УК всех стран СНГ, а также по УК многих других стран постсоветского пространства.
Незаконный оборот метательного оружия не влек уголовной и административной ответственности по законодательству СССР и союзных республик.
В УК РСФСР 1960г. (с 1993 года) и УК части стран постсоветского пространства в случае незаконных действий с метательным оружием ответственность предусматривалась и в ряде данных стран предусматривается по нормам о незаконных действиях с холодным оружием, поскольку метательное оружие было отнесено холодному оружию в Законе Об оружии 1993г. и отнесено к нему в законодательстве Украины и ряда других стран постсоветского пространства.
В УК РФ и целого ряда других стран постсоветского пространства незаконные действия с метательным оружием приравнены по квалификации и наказаниям к указанным действиям с холодным оружием, но оно отнесено ФЗ об оружии и соответствующими законами других указанных стран к отдельному виду оружия. При этом в законодательстве РФ, Казахстана и большинства других стран постсоветского пространства к метательному оружию отнесено метательное бросковое оружие, а также луки и арбалеты с определенным натяжением тетивы (в РФ 27 и 43 кгс соответственно). Иные устройства не являются метательным оружием (пружинные пистолеты, ружья, стреляющие ножи и т.п.).
В УК Казахстана уголовную ответственность влечет только незаконное изготовление метательного оружия, отнесенное с 2015 года к уголовным проступкам.
В УК Эстонии, Латвии, Молдовы, Узбекистана и ряда других стран постсоветского пространства не предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот метательного оружия.
Пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж не представляет достаточной опасности для криминализации незаконных действий с ним, поскольку оно имеет конструкцию, затрудняющую его использование для совершения вооруженных преступлений, по причинам необходимости наличия специальных резервуаров для предварительной накачки сжатого воздуха, делающих оружие громоздким, и чувствительности конструкции оружия к температуре воздуха и механическим повреждениям, делающих пневматическое оружие менее надежным, чем огнестрельное.
При этом в огнестрельном оружии могут быть использованы приспособления для бесшумной стрельбы, что делает огнестрельное оружие более опасным при совершении преступлений, чем пневматическое, в особенности, учитывая наличие в ФЗ Об оружии (ст. 6) запретов только на установку приспособлений для бесшумной стрельбы на гражданское и служебное оружие и на их продажу (ФЗ Об оружии допускает их приобретение, хранение, ношение, изготовление, дарение и многие другие действия с ними, включая их установку на наградные пистолеты и револьверы, отнесенные к боевому оружию, на огнестрельное и другое подобное оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, и на предметы, сходные с огнестрельным и другим подобным оружием, но не отнесенные к оружию экспертными критериями), при наличии только административной ответственности за данные деяния (ст. 20.9 и 14.2 КоАП РФ), не влекущей конфискации оружия и патронов и лишение права на владение оружием (права на получение соответствующей лицензии) и ограничений на владение оружием, определенные виды деятельности и совершение определенных действий (в случае их продажи (ст. 14.2 КоАП РФ)).
Гражданское пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм подразделяется ФЗ Об оружии на спортивное и охотничье (при дульной энергии не более 25 Дж), приобретаемое по лицензии на приобретение соответствующих видов огнестрельного гладкоствольного оружия в целях занятий спортом или охоты, а также на оружие, имеющее культурную ценность, копии либо реплики старинного (антикварного) оружия. Старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплики с 1 января 2018 года приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, но не подлежит регистрации и многие правила его оборота отсутствуют. Правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, и многие другие правила его оборота не предусмотрены, что означает его нахождение в свободном обороте на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
При этом виды пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм могут иметь удельную кинетическую энергию, не превышающую минимального значения, установленного для признания огнестрельных устройств огнестрельным оружием (0,5 Дж на мм2) и дульную энергию, соответствующую значениям, при которых отнесены к метательному оружию луки и арбалеты, т.е. они могут быть не более опасны, чем предметы, не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте. Соотношение удельной и дульной кинетической энергий таково, что увеличение калибра пули (площади поперечного сечения пули) увеличивает и дульную энергию, необходимую для достижения значения удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2. Поэтому для признания огнестрельным оружием его видов, имеющих средние и крупные калибры (от 7 мм до 12 и более мм) необходима дульная энергия в десятки Дж, а при калибрах до 4,5 мм дульная энергия составляет до 8 Дж и может составлять менее максимального предела, установленного для пневматического оружия, все виды которого приобретаются без лицензии, - 7,5 Дж (по мере уменьшения калибра).
Это означает отнесение к оружию и установление строгих ограничений на оборот именно пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4.5 мм, при отнесении к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождении в свободном обороте огнестрельных устройств имеющих данные или большие калибр и дульную энергию и отнесение к огнестрельному оружию огнестрельных устройств, имеющих калибр менее 4,5 мм и дульную энергию не более 7,5 Дж, а также отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям и нахождение в свободном обороте луков и арбалетов, имеющих дульную (начальную) энергию более 25 Дж, ружей и пистолетов для подводной охоты, имеющих дульную энергию, как не большую, так и превышающую 25 Дж, и нахождение в свободном обороте других метательных устройств, не отнесенных к лукам и арбалетам, а также к метательному бросковому оружию, учитывая отсутствие правил их оборота и критериев их отнесения к метательному оружию.
При этом наличие дульной энергии 0,5 Дж и калибра 1 мм означает достижение значения удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 (0,7 Дж на мм2), т.е. энергию огнестрельного оружия может иметь и игрушечное оружие калибра 1 мм.
Критерии отнесения предметов к холодному оружию являются более высокими, т.к. необходимо отсутствие на предмете повреждений при нанесении 20 колющих ударов в сосновую доску и 2 ударов плашмя по бревну с энергией 20 – 50 Дж и его соответствие другим более чем 30 критериям (твердость клинка не менее 25 HRC и др.), но такие предметы не имеют большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы и многие другие предметы материального мира.
Уголовная ответственность за незаконные действия с холодным, метательным, пневматическим, газовым оружием, огнестрельным оружием ограниченного поражения и гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием в УК РФ распределена нечетко и нелогично, поскольку незаконные сбыт и изготовление предмета могут представлять общественную опасность только, если ее представляют его незаконные хранение, перевозка и передача, а если указанные действия не представляют общественной опасности, то ее не могут представлять его незаконные сбыт и изготовление.
При этом незаконные сбыт и изготовление предмета намного сложнее доказать, чем его незаконное хранение, и указанные деяния, совершенные в отношении холодного, газового и метательного оружия имеют срок давности, а лицо, совершившее насильственное преступление, может применить оружие при его незаконном хранении или перевозке, либо при его законном обороте, либо применить оружие, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности, или предмет, не отнесенный к оружию.
Таким образом, данная уголовная ответственность не защищает людей от совершения в отношении их вооруженных преступлений и влечет излишние репрессивные меры в отношении лиц, совершивших незаконные приобретение, ношение, сбыт или изготовление холодного газового и метательного оружия без преступной цели, и формальное их отнесение к преступникам. Поэтому декриминализация незаконных приобретения и ношения холодного, метательного и газового оружия в 2003 году была оправдана и не оправдано сохранение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного и иного оружия, указанного в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ.
Незаконный оборот различных видов огнестрельного оружия ограниченного поражения до 2011 года мог влечь уголовную ответственность за незаконные действия газовым оружием по ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ или за незаконные действия с гладкоствольным огнестрельным оружием по ч. 1, 2 или 3 ст. 222 УК РФ (до 2003 года) или по ч. 1, 2 или 3 ст. 223 УК РФ (до 2011 года) и в законодательстве многих стран постсоветского пространства влечет ответственность как незаконный оборот газового оружия, а в УК ряда данных стран влечет уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия.
Следует отметить, что в законах многих зарубежных стран за незаконный оборот антикварного оружия предусмотрены менее строгие наказания, чем за незаконный оборот современного оружия (Франция, Ватикан, США и др.), а во многих законах прошлого за незаконные действия с оружием устанавливались значительно менее строгие наказания, чем предусмотренные ст.222 и 223 УК РФ (УК Франции 1810 г. (ст. 314), УУ Италии 1890 г. (ст. 460-470), УУ РИ 1903 г. (ст. 230), УК РСФСР 1922 г. (ст. 220), УК РСФСР 1926 г. в редакции до 1933 г. (ст. 182), УК РСФСР 1960 г. в редакции до 1974г. (ст. 218), УК Люксембурга 1879 г. (ст. 316) и др.). При этом УК РСФСР 1922г. предусматривал ответственность только за незаконные действия с огнестрельным оружием (кроме охотничьего) и наказания, не связанные с изоляцией от общества (штраф и принудительные работы), которые с 1924 по 1926гг. налагались в административном порядке, а УК Франции 1810г. и УК Люксембурга 1879 г. предусматривали за незаконное владение оружием только штраф, а за его незаконные продажу и изготовление тюремное заключение на срок от шести дней до шести месяцев. Наказание в виде лишения свободы за незаконные действия со многими видами огнестрельного оружия было введено в УК РСФСР 1926г. только в 1932 году, при этом на срок более двух лет оно предусматривалось только с 1933 по 1960 год и с 1974 года по настоящее время, а с 1932 по 1933 год и в 1961 году в ст.182 УК РСФСР 1926г. и ст. 222 УК Украинской ССР отсутствовала уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия. Уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия, за исключением их незаконного изготовления и ремонта (ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ), а также незаконного оборота боеприпасов к ним (ч. 1 - 3 ст. 222 и 223 УК РФ), отсутствовала в ст. 222 УК РФ с 2003 по 2004 год.
Холодное и метательное оружие не является оружием и (или) на его оборот не установлены ограничения в части стран мира (Болгарии, части штатов США и др.).
Оборот всех видов антикварного оружия не ограничен во многих странах мира (США, Великобритании, Германии, Польше и др.), а в части стран постсоветского пространства оно приобретается многими или всеми гражданами без лицензии и не регистрируется (Эстонии, Абхазии, ДНР, ЛНР и др.).
Учитывая вышеизложенное, необходима декриминализация незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность, и его исключение из перечня видов оружия.
При этом необходимо исключение из перечня видов оружия всех видов сигнального, газового и иного оружия, изготовленных до отнесения их к оружию в ФЗ Об оружии 1996г. или Законе РФ Об оружии 1993г., и указанных видов оружия, изготовленных более 50 лет назад или имеющих культурную ценность по другим основаниям и решение вопроса об исключении из перечня видов оружия и современных данных его видов, а также введение запрета на отнесение к оружию видов оружия, отнесенных к оружию по результатам сертификации или экспертизы до введения действующих критериев огнестрельного, холодного, метательного, пневматического и иного оружия, не отнесенных к оружию по данным критериям.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо исключение оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия с отменой ограничений на его оборот.
Необходимо исключение из перечня видов оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии всех видов оружия, не являвшихся оружием до 1994, 1997 или иного года, в котором они были отнесены к оружию законодательством РФ или иным законодательством, положения которого включены в законодательство РФ (законодательством СССР и РСФСР или международным законодательством), изготовленных до их отнесения к оружию, и исключение из перечня видов оружия любого оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех его видов, не являвшихся оружием до вступления в силу ФЗ Об оружии или законодательного акта, отнесшего их к оружию, не являющихся оружием массового поражения и иными видами оружия, запрещенными международными договорами РФ, в особенности, если они не соответствуют всем критериям огнестрельного оружия или данных видов оружия.
Необходима декриминализация незаконного оборота оружия, имеющего культурную ценность, и его исключение из перечня видов оружия.
При этом необходимо исключение из перечня видов оружия всех видов сигнального, газового и иного оружия, изготовленных до отнесения их к оружию в ФЗ Об оружии 1996г. или Законе РФ Об оружии 1993г., и указанных видов оружия, изготовленных более 50 лет назад или имеющих культурную ценность по другим основаниям и решение вопроса об исключении из перечня видов оружия и современных данных его видов, а также введение запрета на отнесение к оружию видов оружия, отнесенных к оружию по результатам сертификации или экспертизы до введения действующих критериев огнестрельного, холодного, метательного, пневматического и иного оружия, не отнесенных к оружию по данным критериям.

К началу списка инициатив