Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99042
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения из понятия боевого оружия в ст.5 ФЗ Об оружии холодного оружия и видов ручного стрелкового оружия, не являющихся огнестрельным оружием и маломощного огнестрельного оружия, а также отнесения к нему наиболее опасных видов оружия

Необходимо исключение из понятия боевого оружия в ст. 5 ФЗ Об оружии холодного оружия и видов ручного стрелкового оружия, принятого на вооружение в РФ, не являющихся огнестрельным оружием, огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 2 Дж на мм2, и отнесение к боевому оружию артиллерийских орудий, боевых гранат, мин, бомб и других опасных видов боеприпасов и взрывных устройств, имеющих удельную кинетическую энергию, превышающую 2 Дж на мм2, учитывая меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также меньшую опасность пневматического, метательного, газового и сигнального оружия, и меньшую степень опасности огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 1,5 или 2 Дж на мм2, чем стандартных видов огнестрельного оружия.
В ст. 5 ФЗ Об оружии к боевому оружию отнесено ручное стрелковое и холодное оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение государственных военизированных организаций РФ, или изготовленное для поставок в другие государства. Иное оружие не отнесено в ФЗ Об оружии к боевому оружию и оборот огнестрельного оружия, не являющегося ручным стрелковым оружием, боеприпасов, не отнесенных к патронам к ручному стрелковому оружию, и взрывных устройств, состоящих на вооружении в РФ, не регулируется ФЗ Об оружии.
При этом не все виды боевого ручного стрелкового и холодного оружия отнесены к оружию, запрещенному к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, а многие его виды (в особенности, виды холодного оружия) не отличаются по поражающей способности от гражданского оружия или полностью соответствуют его видам (например, пистолеты «Беретта», «Глок», «Браунинг Хай Пауэр», «Парабеллум», боевые ножи, шашки и ряд других видов холодного оружия, которые отнесены к гражданскому оружию (спортивному, охотничьему, оружию, имеющему культурную ценность и др.)). Бросковое метательное оружие с 2020 года не может быть отнесено к боевому оружию, т.к. оно исключено из перечня видов холодного оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии и не может быть отнесено к стрелковому оружию.
Незаконный оборот огнестрельного оружия, не являющегося гражданским, влечет уголовную ответственность по ч. 1 – 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ, а незаконный оборот других видов стрелкового оружия и холодного оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ. При этом незаконные сбыт и изготовление холодного, метательного и газового оружия, а также незаконные сбыт, изготовление, ремонт или переделка огнестрельного оружия ограниченного поражения влекут уголовную ответственность по ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Незаконный оборот части видов боевого и иного оружия, не являющегося огнестрельным, не влечет уголовной ответственности даже в том случае, если он повлек наступление тяжких последствий.
В ст. 226.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного оружия и всех видов вооружения и военной техники, а наказанием является лишение свободы на срок от 3 до 7 лет или его сроки до 12 лет (при наличии квалифицирующих признаков) с альтернативными дополнительными наказаниями в виде штрафов. При этом иные незаконные действия с любым оружием, не являющимся огнестрельным, во многих или во всех случаях не влекут уголовной ответственности.
В УК РФ отсутствует отдельная ответственность за хищение и вымогательство холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, и различные нарушения правил его оборота, а также за какие-либо нарушения правил оборота конструктивно сходных с оружием изделий и других бытовых предметов даже, если они повлекли тяжкие последствия.
Под контрабандой вооружения понимается контрабанда любого оружия, состоящего на вооружении в РФ или в других государствах, учитывая положения ст. 1 ФЗ О военно-техническом сотрудничестве. Отдельная ответственность за контрабанду любого оружия, не являющегося огнестрельным и не состоящего на вооружении, в УК РФ отсутствует, поэтому контрабанда данного оружия, не состоящего на вооружении, является административным правонарушением.
Таким образом, незаконный оборот боевого оружия и оружия, запрещенного к обороту в РФ не выделен в отдельный состав преступления или административного правонарушения. При этом боевое ручное стрелковое и холодное оружие четко не отделено от иных видов оружия и других предметов по степени опасности и поражающей способности, а правила оборота вне государственных военизированных организаций его видов, не отнесенных к оружию, запрещенному к обороту в РФ, отсутствуют и их гражданский оборот в случаях их наследования в качестве наградного оружия и дальнейшего оборота или иного введения в гражданский оборот не может быть ограничен более строго, чем оборот гражданского оружия или оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии. Запрещены только продажа, дарение и наследование наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия.
При этом виды оружия, полностью копирующие боевое короткоствольное ручное стрелковое оружие, иные виды боевого ручного стрелкового оружия или боевое холодное оружие, как производимые промышленно, так и самодельные, не могут быть отнесены к боевому оружию и могут являться оружием, запрещенным к обороту в РФ, гражданским или служебным оружием, либо оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, в зависимости от их характеристик, определяющих их отнесение к конкретным видам оружия в ст. 3, 4 и 6 ФЗ Об оружии. Холодное, метательное, газовое, сигнальное, пневматическое и иные виды оружия, не являющиеся огнестрельным оружием или огнестрельным оружием ограниченного поражения, не могут быть отнесены к служебному оружию, учитывая положения ст. 4 ФЗ Об оружии.
При этом не все виды оружия, принятые на вооружение в РФ, являются боевым оружием, а категория военного оружия в ФЗ Об оружии не предусмотрена, поэтому указанные виды оружия могут быть отнесены к гражданскому оружию или к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
В ФЗ Об оружии и подзаконных актах существуют виды холодного оружия, отнесенные к боевому оружию в нарушение положений ст. 5 ФЗ Об оружии. В частности, в ст. 19 и 20 ФЗ Об оружии к боевому холодному оружию отнесены кортики, состоящие на вооружении в РФ (кортики СССР и РФ), а в перечнях видов наградного боевого холодного оружия предусмотрены различные виды кортиков, кинжалов, ножей (кроме ножей специального назначения и стреляющих), сабель и ряда других видов парадного холодного оружия. В ГОСТ Р 59235-2020. «Тара для боевого оружия, гранатометов и боевого холодного оружия. Классификация» 2020 года указаны только типы тары только для трех видов холодного оружия – кортиков, шашек и боевых ножей.
Данные акты противоречат ст. 5 ФЗ Об оружии, т.к. кортик предназначен для ношения с парадной форменной одеждой, а не для решения боевых и оперативно-служебных задач. Шашки, кинжалы и другие подобные виды холодного оружия в настоящее время предназначены именно для ношения с парадной форменной одеждой, а многие их виды отнесены к гражданскому оружию (оружию, имеющему культурную ценность, холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения казачьей формой или с национальными костюмами народов РФ или охотничьему холодному клинковому оружию) или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и не состоят на вооружении в РФ. Многие виды кортиков не состоят на вооружении в РФ и отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, или к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, а кортики, состоящие на вооружении в РФ, не были предусмотрены ФЗ Об оружии до 2017 года и могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность. При этом все виды кортиков, изготовленные более 50 лет назад отнесены к холодному оружию, имеющему культурную ценность. Поэтому кортики СССР, изготовленные более 50 лет назад (до 1972 года), могут быть отнесены только к гражданскому оружию и на их оборот не могут быть установлены ограничения, вводимые для боевого или иного военного оружия, что четко не указано в ст. 19 и 20 ФЗ Об оружии, а также в подзаконных актах.
При этом виды холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, состоящие или не состоящие на вооружении в РФ и (или) других странах, не различаются по степени опасности, а многие виды иностранного военного холодного оружия, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного холодного оружия, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию или холодному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
Виды иного иностранного военного оружия, не являющегося огнестрельным, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного оружия, не являющегося огнестрельным, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
При этом любое оружие признано источником повышенной опасности в ст. 2 ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года, что не может соответствовать степени опасности холодного оружия и целого ряда других видов оружия, поэтому необходимо внесение в ст. 2 ФЗ Об оружии изменений, четко отграничивающих оружие, представляющее повышенную опасность от других видов оружия, или исключающих холодное и ряд других видов оружия из перечня видов оружия.
Холодное оружие как вид оружия всегда имело не большую поражающую способность, чем бытовые предметы, а его использование в военных конфликтах было обусловлено отсутствием или меньшей эффективностью применения других видов оружия, в особенности, в ближнем бою.
Роль холодного оружия как вида вооружения, применяемого в военных действиях, резко снизилась в годы Первой мировой войны, когда оно стало существенно уступать в эффективности использования огнестрельному (пулеметам, винтовкам, револьверам, самозарядным пистолетам, а также пистолетам-пулеметам и иным новым для того времени видам огнестрельного оружия) и иному опасному оружию для боевого применения (химическому оружию и др.), а в годы Второй мировой войны его роль как оружия, применяемого в военных действиях, стала минимальной, учитывая развитие огнестрельного и иного оружия для боевого применения (пулеметов, пистолетов-пулеметов, автоматов (штурмовых винтовок), самозарядных и автоматических винтовок и пистолетов, артиллерии, ракетной техники и др.).
При этом ножи и кинжалы всегда являлись оружием последнего шанса, а не основным боевым оружием, а кортики, парадные шпаги, сабли и, со времен Второй мировой войны, все виды сабель и иного подобного холодного оружия всегда являлись и являются только атрибутом парадной формы.
В настоящее время наблюдается тенденция снятия части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, в частности, в Германии сняты с вооружения кортики, в США - штыки и т.д.
В законодательстве ряда стран мира, в частности, в Законе Об оружии Эстонии (п. 1) ч. (1) ст. 3), к боевому оружию отнесено только особо опасное огнестрельное оружие. В законодательстве ряда других стран мира, в частности, в Законе Об оружии Болгарии, все виды холодного оружия исключены из перечня видов оружия.
Снятие части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, исключение в законодательстве части стран мира холодного оружия из перечня видов боевого оружия или его отнесение к предметам, не являющимся оружием, обусловлены его низкой степенью опасности.
Во многих странах мира боевое холодное и (или) иное оружие разрешено к обороту по лицензиям или без лицензий гражданам или любым лицам, находящимся на их территории (США, Великобритания, Германия, Франция, Болгария и др.). При этом холодное оружие, как правило, приобретается без ограничений совершеннолетними или любыми лицами.
При этом законодательством Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия, а в законодательстве части штатов США отсутствуют ограничения на приобретение и хранение любого оружия.
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку (различные виды боевых и иных ножей, кинжалов и др.), и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии (игольчатые и иные штыки, двуручные мечи, пилумы, кинжалы с маленькими рукоятками и иные подобные предметы, парадные кортики, шпаги и иные предметы, рукоятки или иные части которые изготовлены из непрочных материалов и др.), а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Метательное оружие с 16-го – 19-го вв. не является основным видом оружия боевого применения и снято с вооружения во многих странах мира, а многие виды метательного оружия, применявшегося в военных действиях (пращи, катапульты, пружинные стреляющие ножи, пружинные и иные механические пистолеты и ружья, другие виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, не имеющих дуги с тетивой, духовые трубки, многие другие виды метательных устройств, а также луки с усилием натяжения тетивы не более 27 кгс, арбалеты с усилием натяжения тетивы не более 43 кгс (включая ствольные арбалеты (шнепперы))), не являются оружием по законодательству РФ и ряда стран мира.
Пневматическое оружие редко использовалось в военных конфликтах и часто не является оружием, состоящим на вооружении в качестве боевого оружия. При этом в Наполеоновских войнах встречались случаи использования австрийскими снайперами пневматического ружья Жирардони, имевшего калибр 13 мм и дульную энергию от 200 до 70 Дж, а с 1885 года встречались случаи принятия на вооружение пневматических динамитных пушек и иных пневматических артиллерийских орудий, т.к. снаряды с динамитом безопаснее выстреливать без использования пороха.
В настоящее время вышеуказанные виды пневматического оружия не состоят на вооружении и являются оружием, имеющим культурную ценность, согласно ФЗ Об оружии и законам многих других стран мира, а современное мощное пневматическое оружие может быть отнесено в ФЗ Об оружии к гражданскому спортивному оружию, оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или предметам, не являющимся оружием по своему назначению. Запрещено его отнесение только к охотничьему пневматическому оружию (дульная энергия превышает 25 Дж). При этом в законодательстве об обороте оружия Белоруссии и Казахстана предусмотрен запрет на его оборот, т.к. максимальная дульная энергия пневматического оружия составляет 35 Дж.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л. Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного и пневматического оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, стреляющие ножи, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий) и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к вооружению, контрабанда которого является преступлением, и не могут быть ограничены к перемещению через территорию РФ как оружие.
Ст. 24 ФЗ Об оружии запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, а в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей, т.е. криминалистическая экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, проводимая для определения его принадлежности к оружию, запрещена, что делает его отнесение к оружию юридически невозможным.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка, наличие заточки лезвия и острия (режущих кромок) и т.п.), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению.
Пружинные ружья и многие другие виды метательных устройств не отнесены законодательством РФ к стрелковому метательному оружию, а луки и арбалеты могут быть отнесены к гражданскому метательному оружию (спортивному или охотничьему либо к оружию, имеющему культурную ценность) и их использование в качестве боевого оружия в настоящее время неэффективно. Поэтому необходимо введение четкого указания об исключении метательного оружия из перечня видов боевого оружия.
Пневматическое оружие в настоящее время не является более эффективным, чем огнестрельное оружие, и может использоваться в военизированных организациях в учебных целях. Поэтому его исключение из перечня видов боевого оружия может быть вполне оправданным.
Нелетальное, сигнальное и иные подобные виды оружия имеют признаки гражданского оружия или предметов, не отнесенных к оружию, поэтому их отнесение к боевому оружию является излишним.
Отсутствие в ФЗ Об оружии правил оборота артиллерийских орудий, боевых гранат, мин, бомб и других опасных видов боеприпасов и взрывных устройств, в том числе их видов, отнесенных в РФ к боевому оружию нелогично, учитывая их повышенную опасность, поэтому необходимо их отнесение к боевому оружию в ст. 5 ФЗ Об оружии.
Таким образом, нечеткое распределение в ФЗ Об оружии видов боевого и иного оружия по их поражающей способности и оборотоспособности нарушает ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывает высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду военного холодного оружия, состоящего на вооружении, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.
Учитывая технические характеристики стандартных видов огнестрельного оружия и современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, необходимы именно исключение из понятия боевого оружия в ст. 5 ФЗ Об оружии всех видов холодного оружия и иного оружия, не являющегося огнестрельным оружием, имеющим удельную кинетическую энергию не более 2 Дж на мм2, и декриминализация незаконного оборота всех вышеуказанных предметов.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимы исключение из понятия боевого оружия в ст. 5 ФЗ Об оружии всех видов холодного оружия и иного оружия, не являющегося огнестрельным оружием, имеющим удельную кинетическую энергию не более 2 Дж на мм2, и декриминализация незаконного оборота всех вышеуказанных предметов, а также отнесение к боевому оружию артиллерийских орудий, боевых гранат, мин, бомб и других опасных видов боеприпасов и взрывных устройств, имеющих удельную кинетическую энергию, превышающую 2 Дж на мм2.

К началу списка инициатив