Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99046
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения из перечня видов оружия, запрещенных к обороту в РФ, видов холодного и метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и иного оружия, не представляющего повышенной степени опасности

Необходимо исключение из перечня видов оружия, запрещенных к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, указанных в ст. 6 данного ФЗ как запрещенных к обороту, или несоответствующих криминалистическим требованиям, видов холодного оружия, броскового метательного, нелетального и иного оружия, не являющихся огнестрельным оружием, не имеющего большей поражающей способности, чем бытовые и иные предметы, находящиеся в свободном обороте, и огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию более 0,5, но не более 1,5 или 2 Дж на мм2, и дульную энергию до 50 или 91 Дж, или всех видов оружия, не имеющих повышенной поражающей способности, учитывая меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также меньшую опасность пневматического, метательного, газового и сигнального оружия, и меньшую степень опасности огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 1,5 или 2 Дж на мм2, чем стандартных видов огнестрельного оружия.
В ст. 6 ФЗ Об оружии запрещен оборот на территории РФ в качестве гражданского и служебного оружия:
огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину цельного ствола от его казенной части или длину цельного ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
патронов с пулями, или пуль, или метаемых снарядов к метательному стрелковому оружию бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;
оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории РФ;
газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения безопасности РФ, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия;
гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж.
Криминалистическим требованиям не соответствуют виды гражданского оружия, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, и служебного оружия, не имеющие маркировки, номера или клейма, иных обозначений (в зависимости от отнесения оружия к конкретным видам оружия и времени его изготовления), огнестрельное, огнестрельное оружие ограниченного поражения, сигнальное оружие, пневматическое оружие, списанное оружие, а также газовые пистолеты и револьверы, имеющие в своей конструкции приспособления для бесшумной стрельбы, списанное оружие, позволяющее вести стрельбу очередями, а также целый ряд других видов оружия, не всегда имеющих высокую поражающую способность, или представляющих большую степень опасности, чем конструктивно сходные с оружием изделия, бытовые и иные предметы, не отнесенные к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками, а также виды оружия, имеющие культурную ценность, или не предусмотренные ФЗ Об оружии.
При этом Криминалистические требования не установлены в отношении целого ряда видов оружия, включая спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие и целый ряд видов холодного оружия (кортиков, стилетов, палашей, шпаг и т.п.).
Поэтому их положения не позволяют четко разграничить запрещенное к обороту и иное оружие по степени опасности и другим критериям.
При этом все запреты на оборот оружия в ст. 6 ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях относятся к любому оружию, соответствующему не менее, чем минимальным экспертным критериям огнестрельного, метательного, холодного и иного оружия, предусмотренным ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками, т.е. поражающая способность и степень опасности оружия, запрещенного к обороту в РФ, могут быть равны указанным характеристикам гражданского и иного оружия, ограниченного к обороту ФЗ Об оружии, или находящегося в свободном обороте, или предметов, не отнесенных к оружию.
Виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть не запрещены к обороту в качестве данного оружия международными договорами РФ, которые применяются вместо ФЗ Об оружии, если им установлены иные правила, чем данными актами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), или законодательством других стран, которое применяется на их территориях, территориях их дипломатических представительств в РФ, или в вышеуказанных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Во всех случаях виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть отнесены к боевому оружию, если они предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач, при условии их принятия на вооружение в РФ, или к иной продукции военного назначения в случае их поставок на экспорт, ввоза в РФ или иного оборота в рамках военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Но указанные виды оружия не могут быть отнесены к наградному оружию (ст. 20.1 ФЗ Об оружии), иным образом допущены к гражданскому обороту без их переделки в не запрещенные виды оружия или иные подобные предметы либо отмены запрета на их оборот, а многие из них не могут быть переданы во временное пользование сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, лицам, подлежащим государственной защите и другим категориям лиц.
Все виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть переданы в экспертно-криминалистические учреждения для формирования криминалистических коллекций оружия или в иные учреждения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Виды оружия, запрещенного к любому обороту международными договорами РФ, не могут быть отнесены в РФ к гражданскому, служебному и боевому оружию, а также к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находящемуся в свободном обороте, конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не отнесенным к оружию.
Таким образом, запрет на оборот оружия в качестве гражданского и служебного не всегда равен полному запрету на оборот такого оружия в государстве (в частности, в РФ), различных государствах или в мире. Поэтому оно всегда может быть отнесено к боевому или иному подобному оружию, запрещенному только к гражданскому обороту, либо разрешено к гражданскому обороту на определенных условиях, предусмотренных национальным или международным законодательством, либо запрет на его оборот в государстве может быть отменен с его отнесением к служебному, гражданскому или иному оружию, не запрещенному к гражданскому обороту (в частности, к оружию, не предусмотренному законодательством об оружии), либо к конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не являющимся оружием.
При этом к оружию, запрещенному к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, отнесены не все виды боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а многие его виды (в особенности, виды холодного оружия) не отличаются по поражающей способности от гражданского оружия или полностью соответствуют его видам (например, пистолеты «Беретта», «Глок», «Браунинг Хай Пауэр», «Парабеллум», боевые ножи, шашки и ряд других видов холодного оружия, которые отнесены к гражданскому оружию (спортивному, охотничьему, оружию, имеющему культурную ценность и др.)). Бросковое метательное оружие с 2020 года не может быть отнесено к боевому оружию, т.к. оно исключено из перечня видов холодного оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии и не может быть отнесено к стрелковому оружию.
Из смысла положений ст. 6 ФЗ Об оружии следует, что с 2018 года запрещены к обороту только указанные в ней виды холодного и метательного броскового оружия, не имеющие культурной ценности, но в отношении огнестрельного и многих других видов оружия данное указание отсутствует. При этом оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года может быть отнесено только к гражданскому оружию, с 2018 года в ст. 6 ФЗ Об оружии введено положение о запрете распространения на данное оружие Криминалистических требований, а в ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на любое его использование в качестве оружия и не сделано исключения для криминалистических экспертиз оружия (запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения). При этом в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей без указания на случаи исключения данной ответственности. Поэтому его отнесение к оружию юридически невозможно и будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Сигнальное, газовое и многие другие виды оружия, не являющиеся огнестрельным, метательным, пневматическим или холодным оружием, не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность (ст. 1 ФЗ Об оружии). При этом многие из них стали изготавливать более 50 или 100 лет назад и различные их образцы могут иметь признаки культурных ценностей как по данной, так и по иным причинам, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии и законодательства об охране культурных ценностей.
Данные виды нелетального и иного оружия не были отнесены к оружию в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. (до 31 декабря 1993 года) и ФЗ Об оружии (до 30 июня 1997 года) и не отнесены к оружию в целом ряде стран мира. При этом в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик, а также РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии к оружию не были отнесены пневматическое и метательное оружие, включенные в перечень видов оружия, имеющих культурную ценность.
Положения законодательства об охране культурных ценностей, включая ст. 243 УК РФ, распространяются на любые культурные ценности. Поэтому данные виды оружия не могут быть использованы в качестве оружия, подвергнуты разрушающим экспертизам, другим действиям, повреждающим их, или уничтожению. Следовательно, они не могут быть отнесены к оружию и использоваться в качестве оружия, что исключает их из перечня видов оружия.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение из перечня видов оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии всех видов оружия, не являвшихся оружием до 1994, 1997 или иного года, в котором они были отнесены к оружию законодательством РФ или иным законодательством, положения которого включены в законодательство РФ (законодательством СССР и РСФСР или международным законодательством), изготовленных до их отнесения к оружию, и исключение из перечня видов оружия любого оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех его видов, не являвшихся оружием до вступления в силу ФЗ Об оружии или законодательного акта, отнесшего их к оружию, не являющихся оружием массового поражения и иными видами оружия, запрещенными международными договорами РФ, в особенности, если они не соответствуют всем критериям огнестрельного оружия или данных видов оружия.
При установлении и сохранении запретов на оборот конкретных видов огнестрельного и иного оружия не учитываются характеристики и технические особенности конкретных видов оружия и патронов. В частности, запретами на оборот огнестрельного длинноствольного оружия с общей длиной менее 800 мм или с длиной ствола менее 500 мм и огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом, не учитываются особенности конкретных видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, с патронами к нему и оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, с патронами к нему, а также максимальные значения кинетических энергий конкретных видов огнестрельного оружия и их поражающую способность. Данные запреты установлены без учета значений поражающей способности патронов к различным видам оружия и конструкций всех типов патронов, применяемых в различных видах оружия, а также различий размеров видов огнестрельного оружия, предназначенных для различных категорий лиц, т.к. в видах огнестрельного оружия, изготовленного не под унитарные патроны или под первые унитарные патроны, не было различий в типе патронов при гладком или нарезном стволе, а в длинноствольном огнестрельном оружии не запрещено использовать патроны для короткоствольного оружия и наоборот. Кроме того, в ФЗ Об оружии и подзаконных актах отсутствуют четкие критерии отличия патронов гладкоствольному огнестрельному оружию от патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом и патронов к длинноствольному огнестрельному оружию от патронов к короткоствольному огнестрельному оружию, а минимальный критерий поражающей способности любого огнестрельного оружия и патронов к нему является единым (удельная кинетическая энергия более 0,5 Дж на мм2). Поэтому существуют виды огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и иного оружия, не запрещенного к обороту в РФ (гражданского оружия или оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии), изготовленного под один тип патрона, но имеющего гладкие и нарезные стволы, и виды разрешенных к гражданскому обороту пистолетов и револьверов, изготовленных под патроны к охотничьим и спортивным ружьям, карабинам или винтовкам, либо ружей, карабинов и винтовок, изготовленных под патроны к пистолетам или револьверам. В отношении минимальной длины гражданского и служебного огнестрельного длинноствольного оружия законодателем не учитываются особенности различных видов данного оружия, т.к. карабины и мушкетоны могут иметь общую длину менее 800 мм, не являясь более опасным или компактным оружием, чем более длинное оружие. При этом существует детское и миниатюрное оружие, являющееся огнестрельным оружием, которое было разрешено к обороту в Российской империи и является разрешенным в различных штатах США и ряде других стран мира. ФЗ Об оружии данное оружие прямо не запрещено, но, если оно, являясь длинноствольным огнестрельным оружием, имеет общую длину менее 800 мм или длину ствола менее 500 мм, - оно становится запрещенным к обороту в РФ при любой удельной кинетической энергии, превышающей 0,5 Дж на мм2. При этом детское и миниатюрное оружие может быть нормальным спортивным, охотничьим и иным оружием, не только для детей, но и для взрослых людей небольшого роста (ниже 150 или 120 см), имеющих право на приобретение оружия после достижения установленного возраста (16, 18 21, 23 или 26 лет (для получения лицензии на коллекционирование оружия – 14 лет)) и при отсутствии противопоказаний к его приобретению, либо предметом коллекционирования. Данное оружие не представляет большей опасности, чем иное длинноствольное или короткоствольное огнестрельное оружие.
При этом для любого оружия, имеющего культурную ценность, установлены равные правила оборота при любых длине и типе ствола.
Учитывая вышеизложенное, запрет к обороту в качестве огнестрельного оружия обрезов ружей, винтовок и карабинов, коротких карабинов, детских и миниатюрных ружей, винтовок и карабинов, ружей, гладкоствольных карабинов под патроны к пистолетам, револьверам и винтовкам с нарезными стволами, а также иного подобного оружия не имеет смысла, поскольку пистолеты и иные виды короткоствольного оружия могут быть изготовлены под ружейные патроны и отсутствуют четкие критерии разграничения различных видов патронов. При этом виды оружия, имеющего культурную ценность, могут быть изготовлены под один тип патрона, а их использование в качестве оружия или проведение криминалистических экспертиз запрещены ст. 24 ФЗ Об оружии и ст. 243 УК РФ. Виды оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и патроны к ним, не предусмотренные ФЗ Об оружии, четко не отграничены от иных видов оружия и патронов и не разграничены по типу и длине ствола, а их оборот является свободным.
Запреты на оборот огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы, патронов с пулями, или пуль, или метаемых снарядов к метательному стрелковому оружию бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов, формально обоснованные как запреты, защищающие людей от нападений с применением оружия, криминального или боевого оружия, не являются полностью логичными и правильными, а также не защищают кого-либо от преступных посягательств с применением наиболее опасных видов оружия и других опасных предметов, т.к. данные запреты, распространяясь на виды оружия, имеющего культурную ценность, и оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, не распространяются на предметы, не отнесенные к огнестрельному, газовому и стрелковому метательному оружию, т.е. на огнестрельные устройства с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2 или другие огнестрельные устройства, не отнесенные к огнестрельному оружию, пистолеты и револьверы, не отнесенные к газовым, а также луки и арбалеты с натяжением тетивы не более 27 или 43 кгс соответственно либо метательные устройства не отнесенные к лукам и арбалетам (пистолеты и ружья для подводной охоты и иные пружинные стреляющие устройства, рогатки, пращи, катапульты, не являющиеся баллистами и другие метательные устройства, не отнесенные к лукам и арбалетам).
Отдельные запреты и ограничения на оборот пневматического, холодного и иного оружия, имитирующего другой предмет, метаемых снарядов бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, не являющихся пулями или метаемыми снарядами для стрелкового метательного оружия, патронов с дробовыми снарядами к пистолетам и револьверам, отнесенным к газовым устройствам, не являющимся пистолетами и револьверами, приобретаемыми по лицензии, огнестрельному, сигнальному и многим другим видам оружия либо конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не являющимся оружием.
Поэтому виды оружия, не отнесенные к огнестрельному, имитирующие другие предметы, и конструктивно сходные с оружием изделия, имитирующие предметы, не похожие на оружие, могут быть приобретены как гражданское оружие, ограниченное к обороту, или находятся в свободном обороте, независимо от их удельной кинетической энергии, которая может превышать 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (трости-шпаги, метательные, пневматические и другие стреляющие устройства, имитирующие другие предметы, включая пружинные и иные стреляющие ножи, не отнесенные к огнестрельному оружию), а патроны с дробовыми снарядами к любым пистолетам и револьверам, не отнесенным к газовому оружию, приобретаемому по лицензии, могут быть приобретены как патроны к огнестрельному, сигнальному и иному оружию или к конструктивно сходным с оружием изделиям и иным предметам по разрешениям на хранение оружия или свободно (в зависимости от ограничений на оборот предметов, для которых они предназначены). Метаемые снаряды бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, не являющихся пулями или метаемыми снарядами для стрелкового метательного оружия, могут быть свободно приобретены, если они не отнесены к гранатам, минам, боеприпасам для артиллерийских орудий, и иным подобным видам боеприпасов или к взрывным устройствам либо к взрывчатым веществам, либо к оружию массового поражения, т.е. к предметам, гражданский или иной оборот которых существенно ограничен (оборот пороха гражданами и оборот любых взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств юридическими лицами или в государственных военизированных организациях) или запрещен (оборот оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ).
В Российской империи было запрещено ношение тростей со вделанными в них клинками, кинжалами и иными орудиями, а в ряде стран мира (Германии, Великобритании и др.) и штатов США (применяющих федеральное законодательство или законодательство конкретных штатов) запрещен оборот тростей-шпаг (cane sword), не являющихся антикварными. При этом в части штатов США запрещен оборот пружинных стреляющих ножей (ballistic knife or spring-operated ballistic knife), но разрешен оборот кастетов (brass knuckles), используемых в качестве пряжки ремня или иного предмета, не предназначенного для защиты или нападения (в части штатов США запрещен оборот только металлических кастетов или разрешен оборот любых кастетов).
Патроны с дробовыми снарядами были запрещены для любых пистолетов и револьверов в Законе РФ Об оружии 1993г., а до 2020 года в ФЗ Об оружии был запрещен оборот только патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а не самих данных пуль или метаемых снарядов к стрелковому метательному оружию.
При этом не все предметы, запрещавшиеся к обороту в законодательстве прошлого или запрещенные к обороту в различных странах мира, представляют высокую степень опасности, достаточную для введения запрета на их оборот.
В частности, трости с клинками (кинжалами, шпагами и т.п.) не представляют значительно большей опасности, чем обычные трости или их обломки, т.к. ударами трости могут быть причинены вред здоровью или смерть человеку, а заостренный обломок трости представляет равную с бытовыми ножами и холодным оружием опасность для жизни человека, за счет высокой проникающей способности острого предмета (удельной кинетической энергии, значительно превышающей 1,5 Дж на мм2 при нанесении удара с кинетической энергией до 20, 50, 80 или 200 Дж). Кастеты, метательные ножи, сюрикены, пружинные стреляющие ножи и различные устройства, имеющие дульную энергию до 7,5 или 25 Дж и удельную кинетическую энергию до 0,5 или 1,5 Дж на мм2, запрещаемые к обороту в различных странах мира, не имеют большей поражающей способности, чем многие бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, и другие предметы материального мира, доступные всем людям (камни, палки, ветки и др.), и, следовательно, не представляют достаточной опасности для установления строгих ограничений или запретов на их оборот.
Патроны с дробовыми снарядами к газово-дробовым и иным пистолетам и револьверам были созданы как патроны для истребления крыс и змей (патроны Гринелли), а их поражающая способность резко снижается на расстоянии от 1 до 5 метров, поэтому они уступают в эффективности использования пулевым пистолетным и револьверным патронам и, тем более, ружейным дробовым и иным патронам. Это означает необоснованность запрета на оборот данных патронов к газовым и иным пистолетам и револьверам (в особенности, учитывая наличие в газовом пистолете рассекателя, делающего невозможным производство выстрелов пулевыми и иными патронами с твердыми снарядами и отсутствие запрета на использование стволов без рассекателей и ограничителей (включая нарезные стволы) и патронов с металлическими снарядами в конструктивно сходных с огнестрельным оружием изделиях). При этом для установления четких правил оборота пистолетных и револьверных дробовых патронов необходимо их четкое разграничение по поражающей способности.
Ограничения и запреты на оборот метаемых снарядов бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, как не являющихся, так и являющихся пулями или метаемыми снарядами для стрелкового метательного оружия.
Запреты на гражданский оборот газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению, оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ, установлены без учета определения газового оружия как вида оружия, предназначенного для временного поражения цели, отнесение части видов подобных газовых устройств не к оружию, а к спецсредствам МВД или находящимся в свободном обороте средств самообороны от животных, различных положений Криминалистических требований, определяющих критерии только части видов гражданского оружия, отграничивающих одни не запрещенные виды оружия и патронов от других или от предметов, не являющихся оружием, а не от запрещенных оружия и патронов, а также отсутствие высокой степени опасности у иностранных электрошоковых устройств и искровых разрядников.
При наличии запрета на оборот газового оружия, снаряженного опасными для здоровья веществами, отсутствуют ограничения и запреты на оборот оружия, снарядов и патронов к нему, а также других предметов, снаряженных сильнодействующими и ядовитыми веществами, причиняющими вред путем поражения живой цели снарядом или клинком или иным предметом, а незаконный оборот данных веществ, не отнесенных к наркотическим средствам или психотропным веществам, не влечет ответственности без наличия факта их сбыта ил цели сбыта (ст. 234 УК РФ). Поэтому необходимо внесение в ФЗ Об оружии изменений, уточняющих определение газового оружия, четко отграничивающих его от химического и иного оружия массового поражения, относящих оружие, поражающее цель химическими веществами, способными причинить вред здоровью, к газовому или иному оружию, запрещенному к обороту в РФ, исключающих из Криминалистических требований запреты на наличие приспособлений для бесшумной стрельбы в конструкции маломощного, нелетального, сигнального или пневматического оружия, и на ведение стрельбы из списанного оружия очередями и другие излишние для данных видов оружия запреты, а также исключающих запрет на оборот иностранных электрошоковых устройств и искровых разрядников.
Запреты на оборот холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж нелогичны и неэффективны, учитывая отсутствие высокой степени опасности у данного холодного оружия и запрета на оборот пружинных и иных стреляющих ножей, не отнесенных к огнестрельному оружию, более опасных, чем данное оружие, отсутствие у стреляющих ножей высокой поражающей способности, указывающей на необходимость введения запрета на их оборот, а также различные значения удельной кинетической энергии у снарядов различных калибров с дульными энергиями, равными 91 или 150 Дж, и различающуюся поражающую способность снарядов из различных материалов. Поэтому необходимо внесение в ФЗ Об оружии изменений, отменяющих запрет на оборот холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, и вводящих максимальные значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия ограниченного поражения, не запрещенного к обороту, и ее минимальные значения, при которых возможно причинение смерти человеку при выстреле многими или всеми видами травматических снарядов.
Незаконный оборот огнестрельного оружия, не являющегося гражданским, влечет уголовную ответственность по ч. 1 – 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ, а незаконный оборот других видов стрелкового оружия и холодного оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ. При этом незаконные сбыт и изготовление холодного, метательного и газового оружия, а также незаконные сбыт, изготовление, ремонт или переделка огнестрельного оружия ограниченного поражения влекут уголовную ответственность по ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Незаконный оборот части видов запрещенного к обороту, боевого и иного оружия, не являющегося огнестрельным, не влечет уголовной ответственности даже в том случае, если он повлек наступление тяжких последствий.
В ст. 226.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного оружия и всех видов вооружения и военной техники, а наказанием является лишение свободы на срок от 3 до 7 лет или его сроки до 12 лет (при наличии квалифицирующих признаков) с альтернативными дополнительными наказаниями в виде штрафов. При этом иные незаконные действия с любым оружием, не являющимся огнестрельным, во многих или во всех случаях не влекут уголовной ответственности.
В УК РФ отсутствует отдельная ответственность за хищение и вымогательство холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, и различные нарушения правил его оборота, а также за какие-либо нарушения правил оборота конструктивно сходных с оружием изделий и других бытовых предметов даже, если они повлекли тяжкие последствия.
Под контрабандой вооружения понимается контрабанда любого оружия, состоящего на вооружении в РФ или в других государствах, учитывая положения ст. 1 ФЗ О военно-техническом сотрудничестве. Отдельная ответственность за контрабанду любого оружия, не являющегося огнестрельным и не состоящего на вооружении, в УК РФ отсутствует, поэтому контрабанда данного оружия, не состоящего на вооружении, является административным правонарушением.
Таким образом, незаконный оборот боевого оружия и оружия, запрещенного к обороту в РФ не выделен в отдельный состав преступления или административного правонарушения. При этом боевое ручное стрелковое и холодное оружие четко не отделено от иных видов оружия и других предметов по степени опасности и поражающей способности, а правила оборота вне государственных военизированных организаций его видов, не отнесенных к оружию, запрещенному к обороту в РФ, отсутствуют и их гражданский оборот в случаях их наследования в качестве наградного оружия и дальнейшего оборота или иного введения в гражданский оборот не может быть ограничен более строго, чем оборот гражданского оружия или оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии. Запрещены только продажа, дарение и наследование наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия.
При этом виды оружия, полностью копирующие боевое короткоствольное ручное стрелковое оружие, иные виды боевого ручного стрелкового оружия или боевое холодное оружие, как производимые промышленно, так и самодельные, не могут быть отнесены к боевому оружию и могут являться оружием, запрещенным к обороту в РФ, гражданским или служебным оружием, либо оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, в зависимости от их характеристик, определяющих их отнесение к конкретным видам оружия в ст. 3, 4 и 6 ФЗ Об оружии. Холодное, метательное, газовое, сигнальное, пневматическое и иные виды оружия, не являющиеся огнестрельным оружием или огнестрельным оружием ограниченного поражения, не могут быть отнесены к служебному оружию, учитывая положения ст. 4 ФЗ Об оружии.
При этом не все виды оружия, принятые на вооружение в РФ, являются боевым оружием, а категория военного оружия в ФЗ Об оружии не предусмотрена, поэтому указанные виды оружия могут быть отнесены к гражданскому оружию или к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
При этом любое оружие признано источником повышенной опасности в ст. 2 ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года, что не может соответствовать степени опасности холодного оружия и целого ряда других видов оружия, поэтому необходимо внесение в ст. 2 ФЗ Об оружии изменений, четко отграничивающих оружие, представляющее повышенную опасность от других видов оружия, или исключающих холодное и ряд других видов оружия из перечня видов оружия.
Холодное оружие как вид оружия всегда имело не большую поражающую способность, чем бытовые предметы, а его использование в военных конфликтах было обусловлено отсутствием или меньшей эффективностью применения других видов оружия, в особенности, в ближнем бою.
В настоящее время наблюдается тенденция снятия части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, в частности, в Германии сняты с вооружения кортики, в США - штыки и т.д.
В законодательстве ряда стран мира, в частности, в Законе Об оружии Эстонии (п. 1) ч. (1) ст. 3), к боевому оружию отнесено только особо опасное огнестрельное оружие. В законодательстве ряда других стран мира, в частности, в Законе Об оружии Болгарии, все виды холодного оружия исключены из перечня видов оружия.
Снятие части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, исключение в законодательстве части стран мира холодного оружия из перечня видов боевого оружия или его отнесение к предметам, не являющимся оружием, обусловлены его низкой степенью опасности.
Во многих странах мира боевое холодное и (или) иное оружие разрешено к обороту по лицензиям или без лицензий гражданам или любым лицам, находящимся на их территории (США, Великобритания, Германия, Франция, Болгария и др.). При этом холодное оружие, как правило, приобретается без ограничений совершеннолетними или любыми лицами.
При этом законодательством Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия, а в законодательстве части штатов США отсутствуют ограничения на приобретение и хранение любого оружия.
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку (различные виды боевых и иных ножей, кинжалов и др.), и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии (игольчатые и иные штыки, двуручные мечи, пилумы, кинжалы с маленькими рукоятками и иные подобные предметы, парадные кортики, шпаги и иные предметы, рукоятки или иные части которые изготовлены из непрочных материалов и др.), а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л. Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного и пневматического оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, стреляющие ножи, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий) и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к вооружению, контрабанда которого является преступлением, и не могут быть ограничены к перемещению через территорию РФ как оружие.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка, наличие заточки лезвия и острия (режущих кромок) и т.п.), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению.
Пружинные ружья и многие другие виды метательных устройств не отнесены законодательством РФ к стрелковому метательному оружию, а бросковое метательное оружие, луки и арбалеты могут быть отнесены к гражданскому метательному оружию (спортивному или охотничьему либо к оружию, имеющему культурную ценность) и их использование в качестве оружия в военных, криминальных или иных конфликтах, в которых применяется оружие и (или) участвуют группы лиц, в настоящее время неэффективно. Поэтому необходимо введение четкого указания об исключении метательного оружия из перечня видов запрещенного к обороту в РФ оружия.
Пневматическое оружие в настоящее время не является более эффективным, чем огнестрельное оружие, а вводимые в Криминалистические требования запреты на его оборот не связаны с его поражающей способностью, поэтому его полное исключение из перечня видов оружия, запрещенного к обороту в РФ, может быть вполне оправданным.
Таким образом, нечеткое распределение в ФЗ Об оружии видов оружия, запрещенного к обороту в РФ, и иного оружия по их поражающей способности и оборотоспособности нарушает ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывает высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду запрещенного холодного оружия, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.
Учитывая технические характеристики стандартных видов огнестрельного оружия и современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, необходимы именно исключение из перечня видов оружия, запрещенного к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии всех видов холодного оружия и иного оружия, не являющегося огнестрельным оружием, имеющим удельную кинетическую энергию не более 2 Дж на мм2, а также любого оружия, имеющего культурную ценность, и декриминализация незаконного оборота всех вышеуказанных предметов.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо исключение из перечня видов оружия, запрещенных к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, указанных в ст. 6 данного ФЗ как запрещенных к обороту, или несоответствующих криминалистическим требованиям, видов холодного оружия, броскового метательного, нелетального и иного оружия, не являющихся огнестрельным оружием, не имеющего большей поражающей способности, чем бытовые и иные предметы, находящиеся в свободном обороте, и огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию более 0,5, но не более 1,5 или 2 Дж на мм2, и дульную энергию до 50 или 91 Дж а также любого оружия, имеющего культурную ценность, или всех видов оружия, не имеющих повышенной поражающей способности, и декриминализация незаконного оборота всех вышеуказанных предметов.

К началу списка инициатив