Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99047
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости четких правил квалификации ношения в нарушение ст.31 Конституции РФ оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, находящегося в свободном обороте, или иного оружия как незаконного ношения оружия или нарушения правил его ношения

Необходимо введение в УК и КоАП РФ четких правил о квалификации ношения в нарушение ст. 31 Конституции РФ оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, находящегося в свободном обороте, гражданского и иного оружия, находящегося в свободном обороте или в законном владении лица, как незаконного ношения оружия или нарушения правил ношения оружия и патронов к нему, учитывая нахождение конкретных видов оружия в свободном обороте или в режиме оборота, установленном для гражданского оружия, поскольку существуют виды огнестрельного и иного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, но четкие критерии их отличия от гражданского оружия и запрет на их отнесение к таковому путем их сертификации в качестве конкретного вида гражданского оружия отсутствуют. Поэтому приобретаться без лицензии или иных ограничений указанные виды оружия могут до их отнесения к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии или иным основаниям, предусмотренным ФЗ Об оружии.
При этом отсутствуют четкие критерии поражающей способности различных предметов, отграничивающие оружие от других предметов, соответствующие степени опасности конкретных видов оружия, а также не противоречащие принципам высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости, другим конституционным принципам и общим принципам права, логике и здравому смыслу.
В ст. 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан собираться мирно без оружия и проводить собрания и митинги, шествия, демонстрации и пикетирование, т.е. запрещено ношение любого оружия во время проведения указанных мероприятий, но определение оружия в Конституции РФ отсутствует. Поэтому ст. 31 Конституции РФ запрещено только ношение оружия, являющегося оружием в соответствии с положениями ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, соответствует данным положениям и критериям, т.к. предметы, не соответствующие им, не могут быть отнесены к оружию.
Правила, ограничивающие оборот огнестрельного и (или) иного оружия, могут быть установлены международными договорами РФ, правила которых применяются, если федеральными законами установлены иные правила, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
При этом из ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ исключено именно гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, его основные части и патроны к нему, что может означать возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконное ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, на массовых мероприятиях, указанных в ст. 31 Конституции РФ, и его оборот, признаваемый незаконным международными договорами РФ, а за его незаконный оборот, совершенный до 28 июля 2004 года, уголовная ответственности отсутствует наравне с незаконным оборотом остальных видов огнестрельного гладкоствольного оружия, не являющегося гражданским (боевого, запрещенного к обороту и т.п.).
Незаконное ношение видов оружия, не отнесенных к огнестрельному оружию, не является преступлением, но с 2021 года влечет отдельную административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ и более строгие наказания, чем предусмотренные за нарушение правил ношения оружия и патронов к нему в ст. 20.8 КоАП РФ.
Нарушение правил ношения любого оружия и патронов к нему влечет только административную ответственность по ст. 20.8 КоАП РФ. При этом в данной норме предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения и ношения оружия и патронов к нему (ч. 4 ст. 20.8), т.е. вопрос об ответственности за нарушение правил ношения оружия, в котором не используются унитарные патроны, не повлекшее его утраты, остается законодательно не решенным. Поэтому оно может быть признано ненаказуемым деянием, учитывая принцип презумпции невиновности (любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого лица) и положения ст. 20.10 КоАП РФ, разделяющие в данной норме оружие и патроны к оружию.
За нарушение требований законодательства об оружии участником собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, религиозного обряда и церемонии, культурно-развлекательного, спортивного и иного публичного мероприятия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, с 2021 года в ч. 4.5 ст.20.8 КоАП РФ предусмотрена отдельная административная ответственность, что делает более актуальным четкое разделение мер ответственности и наказаний за ношение оружия в нарушение положений ст. 31 Конституции РФ.
Ношение любых предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии и экспертными методиками, на массовых мероприятиях, указанных в ст. 31 Конституции РФ, не является нарушением ст. 31 Конституции РФ, т.к. в Конституции РФ отсутствует определение оружия, поэтому необходимо руководствоваться определениями оружия и его видов, содержащихся в ФЗ Об оружии и экспертных методиках.
Сбыт, изготовление и многие другие действия с оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, являются свободными, т.к. отсутствуют законодательные ограничения. Торговля любым гражданским и иным оружием, предусмотренным ФЗ Об оружии, и его изготовление ограничены законом и запрещены для физических лиц, учитывая положения ст. 18 и 16 ФЗ Об оружии, разрешающие торговлю оружием, им предусмотренным, и его производство только юридическим лицам, получившим соответствующие лицензии (продажа, изготовление и иной оборот оружия, запрещенного к обороту в РФ полностью запрещены для любых субъектов гражданских правоотношений, если данное оружие не является боевым оружием в соответствии с ст. 5 ФЗ Об оружии, иностранным военным и иным оружием, обращаемым в РФ на основании законодательства РФ о военно-техническом сотрудничестве, оружием, обращаемым в РФ уполномоченными лицами в соответствии с законодательством РФ или оружием, обращаемым в соответствии с международными договорами РФ, допускающими его оборот на территории РФ). При этом сбыт видов гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, правила продажи и иного сбыта которого отсутствуют (за исключением торговли им) является свободным для граждан РФ любого возраста, запрещен или ограничен для иностранных граждан (в зависимости от отнесения оружия к гражданскому и от правил международных договоров РФ) и запрещен для лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, т.к. они не являются субъектами, имеющими право на приобретение и продажу оружия, согласно ФЗ Об оружии.
При этом продажа оружия любого оружия может быть запрещена в условиях чрезвычайного или военного положения либо контртеррористической операции в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами (ФКЗ О чрезвычайном положении, ФКЗ О военном положении и ФЗ О противодействии терроризму).
Поэтому сбыт и изготовление оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, не могут быть незаконными, если отсутствуют нарушения международных договоров РФ (которые в части установления конкретных ограничений на многие действия с оружием в настоящее время отсутствуют, в особенности, в отношении оружия, не отнесенного к огнестрельному) и законодательства о чрезвычайном или военном положении, а сбыт иного оружия, правила сбыта которого отсутствуют может быть признан незаконным также в случаях, если имели место торговля им без соответствующей лицензии, полученной юридическим лицом, продажа гражданского оружия иностранными гражданами или сбыт гражданского, боевого и иного предусмотренного законом оружия лицами без гражданства.
Оборот многих видов огнестрельного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, является незаконным в вышеуказанных случаях и без случаев нарушения вышеуказанного международного или российского законодательства в части продажи или иного оборота оружия может влечь уголовную ответственность только за незаконное ношение многих видов огнестрельного оружия, как не предусмотренного, так и предусмотренного ФЗ Об оружии, в нарушение ст. 31 Конституции РФ. Но незаконное ношение данного оружия не всегда представляет общественную опасность и не может представлять большую опасность, чем действия в отношении других предметов, находящихся в свободном обороте, включая большинство бытовых предметов. При этом степень его опасности зависит от наличия патронов к нему с поражающими элементами, пороха и капсюлей, а также от законодательной возможности приобретения патронов к нему без разрешения на хранение оружия.
Поэтому необходимо четкое разграничение административной и уголовной ответственности по оборотоспособности конкретных видов оружия.
Ст. 24 ФЗ Об оружии запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, а в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей, т.е. криминалистическая экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, проводимая для определения его принадлежности к оружию, запрещена, что делает его отнесение к оружию юридически невозможным.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), не как минимальную энергию, позволяющую причинить легкий вред здоровью человека или телесные повреждения, его не повлекшие, а как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л. Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
В 2019 году Е.А.Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А.Г.Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А. Г. Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Существуют виды миниатюрного или малокалиберного огнестрельного оружия, формально соответствующие критериям огнестрельного оружия, но имеющие небольшие для нормального удержания рукой при стрельбе размеры и (или) дульную энергию, не превышающую 7,5 Дж. В частности, пистолет «Колибри», производившийся в Австро-Венгрии, имел калибр 2,7 мм, дульную энергию 4 Дж и размеры, не позволяющие эффективно его использовать в качестве оружия. При этом его удельная кинетическая энергия превышает минимальное ее значение, установленное для огнестрельного оружия законодательством РФ (0,5 Дж на мм2), учитывая его калибр и превышение значения удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2 при калибре более 2,8 мм, а его дульная энергия превышает ее минимальные значения, установленные законодательством ряда других стран мира (как было указано выше), но в законодательстве целого ряда вышеуказанных стран мира (Германии, Венгрии, Польши, Франции, Швеции и др.) предусмотрены значительно большие минимальные значения дульных или иных кинетических энергий стрелкового оружия (от 7,5 до 24,2 Дж либо 10 Дж (3 Дж для автоматического оружия) в четырех метрах от ствола (в законодательстве Швеции)). Поэтому пистолет «Колибри» не является огнестрельным оружием по законодательству части стран мира.
В законодательстве РФ указанный пистолет может быть не отнесен к оружию ввиду несоответствия критерию надежности, но данный критерий является нечетким, а в ФЗ Об оружии такой пистолет может быть отнесен к оружию, имеющему культурную ценность, не являющемуся старинным (антикварным) оружием, приобретаемому без лицензии любыми гражданами. При этом на его ношение, ввоз в РФ, вывоз из РФ, торговлю и ряд других действий налагаются такие же строгие ограничения, какие установлены на оборот любого оружия, и запрещено производство выстрелов из него, кроме имитации стрельбы на определенных мероприятиях, имеющего культурную ценность, и (или) любого гражданского оружия, а подобный современный пистолет ограничен к обороту как спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом или наградное короткоствольное боевое или гражданское огнестрельное оружие, т.е. его запрещено хранить вне стрелкового объекта и носить или можно хранить по месту жительства или носить, если им наградили и выдали наградное разрешение, и любой его оборот сильно ограничен. При этом подобными пистолетами обычно не награждают и к спортивному оружию часто относят стандартные спортивные или боевые пистолеты с дульной энергией до 300 и более Дж. Поэтому ограничения на оборот подобных маломощных пистолетов, отнесенных к огнестрельному оружию, не соответствуют степени их опасности и являются более строгими, чем правила оборота пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж.
Таким образом, критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются примерными критериями отнесения именно к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, и превышают значения дульной энергии, установленные нормами ФЗ Об оружии в качестве критериев оборотоспособности охотничьего и спортивного пневматического оружия (3, 7,5 и 25 Дж). При этом поражающая различных видов металлических снарядов и снарядов травматического действия существенно различается, учитывая большую проникающую способность твердых металлических снарядов, чем упругих резиновых снарядов травматического действия. Поэтому возможно и необходимо четкое разделение правил оборота видов огнестрельного оружия ограниченного поражения и других видов стрелкового оружия по степени их поражающей способности, определяющей степень их опасности для жизни и здоровья человека, и установление минимальных критериев поражающей способности, относящих предметы к конкретным видам стрелкового оружия, с которыми они конструктивно сходны.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, стреляющие ножи, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
Указанное разграничение различных видов оружия и других предметов означает, что право на приобретение, хранение и иной оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, или предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии и (или) экспертными критериями, имеют любые лица, а право на оборот гражданского или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, правила приобретения и (или) хранения которого отсутствуют, имеет любое лицо, являющееся гражданином РФ или другого государства, т.к. лица без гражданства не отнесены в ФЗ Об оружии к лицам, имеющим право приобретать или продавать оружие (оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии), но право на его приобретение и продажу (кроме торговли) без ограничений имеют только граждане РФ, учитывая наличие в ст. 14 ФЗ Об оружии обязанности иностранных граждан получать лицензию на приобретение любого гражданского оружия, не отнесенного к оружию приобретаемому без лицензии совершеннолетними гражданами РФ в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, и вывозить приобретенное оружие из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, отсутствие иностранных граждан в перечне субъектов, имеющих право продавать оружие, и наличие запрета на продажу ими оружия в Правилах оборота гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Вышеуказанные экспертные критерии холодного оружия и распределение ограничений на оборот его видов нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая равную опасность различных его видов, предусмотренных или не предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствие у него большей степени опасности, чем у распространенных в быту предметов (бытовых ножей, топоров, мачете, бейсбольных бит и т.п.) и других предметов материального мира, которые могут быть использованы в качестве оружия любыми лицами (камней, палок, кусков льда, частей различных предметов и т.п.), т.к. военные кинжалы, сабли и иные подобные виды холодного оружия находятся в свободном обороте, если они не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, либо к охотничьему, казачьему, национальному российскому, боевому или запрещенному к обороту в РФ холодному оружию. При этом кортики, стилеты и шпаги могут быть отнесены только оружию, имеющему культурную ценность, или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, а иностранные национальные ножи, кинжалы, сабли, шашки и иные виды национального холодного оружия не могут быть отнесены к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, если они предназначены для ношения с национальными костюмами народов других государств (грузинские, азербайджанские, иранские и другие кинжалы и т.п.) или полностью отличаются от национального холодного оружия народов РФ (грузинские (хевсурские) палаши, ножи сикхов (кирпаны), малайские кинжалы (крисы), шотландские кинжалы (дирки) и т.п.). При этом они могут быть отнесены к холодному оружию, имеющему культурную ценность, охотничьему холодному клинковому оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, что означает совершенно иные правила их оборота и отсутствие их обязательной регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), при равной степени их опасности с национальным российским холодным оружием и свободно обращаемыми бытовыми предметами.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
По уголовным делам о незаконном обороте оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и не ограниченного в обороте международными договорами РФ, часто выносятся обвинительные приговоры, что противоречит ФЗ Об оружии, учитывая отсутствие в деянии события преступления, т.к. сбыт и изготовление такого холодного оружия всегда являются законными и, как правило, не представляют общественной опасности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 №18-П, вынесенным по уголовному делу о покушении на незаконный сбыт двух кортиков Веймарской республики, был декриминализирован незаконный сбыт только холодного оружия, имеющего культурную ценность, поэтому незаконный сбыт других видов холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, а также иной криминализированный их незаконный оборот не декриминализированы.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое определение квалификации ношения любого оружия в нарушение положений ст. 31 Конституции РФ как незаконного ношения оружия или нарушения правил его ношения и правильное разграничение оружия и иных предметов, а также оборотоспособности различных видов оружия по степени их опасности и поражающей способности, учитывая высшую ценность человека, его прав и свобод (ст.2 Конституции РФ).
При этом необходимо введение указания на умышленность нарушения положений ст. 31 Конституции РФ, умышленность других действий с оружием (перевозки, передачи, хранения, сбыта, изготовления и др.) на мероприятиях, указанных в ст. 31 Конституции РФ, четкого их определения как законных или незаконных действий, наказуемых в случае их незаконности как нарушения правил оборота оружия или его незаконный оборот, признание нарушениями правил ношения или иного оборота оружия, а не его незаконным оборотом действий, нарушающих положения ст.31 Конституции РФ, совершенных законным владельцем оружия либо в отношении оружия, приобретаемого без лицензии, или правила приобретения которого отсутствуют, либо оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и декриминализация незаконного ношения и иного незаконного оборота данных видов оружия с отнесением к именно нарушениям правил оборота оружия действий с оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, или оружием находящимся в владении лица, имеющего право на его приобретение и (или) хранение в соответствии с ФЗ Об оружии, исключение из перечня видов оружия холодного оружия и иного подобного оружия, имеющего равную поражающую способность в сравнении со многими бытовыми предметами, и решение вопросов об исключении из перечня видов оружия нелетального оружия, оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и иного оружия, оборот которого не ограничен для многих или всех лиц, сходного по поражающей способности с предметами, не отнесенными к оружию, или имеющего удельную кинетическую энергию снаряда не более 1,5 или 2 Дж на мм2, а также принятие актов Верховного Суда РФ и указа Президента РФ, четко регламентирующих порядок привлечения к ответственности за нарушения положений ст. 31 Конституции РФ, международных договоров РФ или чрезвычайного законодательства РФ, устанавливающих критерии общественной опасности незаконного оборота оружия, включая оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, и малозначительности административных правонарушений в сфере оборота оружия, а также обязывающих прекращать в установленном законом порядке дела о действиях с оружием, неправильно отнесенные к незаконным уполномоченными органами и судами, за отсутствием не состава, а события преступления или административного правонарушения.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдениюе конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо четкое определение квалификации ношения любого оружия в нарушение положений ст.31 Конституции РФ как незаконного ношения оружия или нарушения правил его ношения и правильное разграничение оружия и иных предметов, а также оборотоспособности различных видов оружия по степени их опасности и поражающей способности, учитывая высшую ценность человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
При этом необходимо введение указания на умышленность нарушения положений ст.31 Конституции РФ, умышленность других действий с оружием (перевозки, передачи, хранения, сбыта, изготовления и др.) на мероприятиях, указанных в ст. 31 Конституции РФ, четкого их определения как законных или незаконных действий, наказуемых в случае их незаконности как нарушения правил оборота оружия или его незаконный оборот, признание нарушениями правил ношения или иного оборота оружия, а не его незаконным оборотом действий, нарушающих положения ст. 31 Конституции РФ, совершенных законным владельцем оружия либо в отношении оружия, приобретаемого без лицензии, или правила приобретения которого отсутствуют, либо оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и декриминализация незаконного ношения и иного незаконного оборота данных видов оружия с отнесением к именно нарушениям правил оборота оружия действий с оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, или оружием находящимся в владении лица, имеющего право на его приобретение и (или) хранение в соответствии с ФЗ Об оружии, исключение из перечня видов оружия холодного оружия и иного подобного оружия, имеющего равную поражающую способность в сравнении со многими бытовыми предметами, и решение вопросов об исключении из перечня видов оружия нелетального оружия, оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и иного оружия, оборот которого не ограничен для многих или всех лиц, сходного по поражающей способности с предметами, не отнесенными к оружию, или имеющего удельную кинетическую энергию снаряда не более 1,5 или 2 Дж на мм2, а также принятие актов Верховного Суда РФ и указа Президента РФ, четко регламентирующих порядок привлечения к ответственности за нарушения положений ст. 31 Конституции РФ, международных договоров РФ или чрезвычайного законодательства РФ, устанавливающих критерии общественной опасности незаконного оборота оружия, включая оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, и малозначительности административных правонарушений в сфере оборота оружия, а также обязывающих прекращать в установленном законом порядке дела о действиях с оружием, неправильно отнесенные к незаконным уполномоченными органами и судами, за отсутствием не состава, а события преступления или административного правонарушения.

К началу списка инициатив