Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99049
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения уголовной ответственности за незаконный оборот любого оружия, не предназначенного для стрельбы, либо имеющего удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2

Необходимо исключение уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, не предназначенного для производства выстрела, поражающего цель только при непосредственном контакте с объектом поражения или метании рукой самого оружия, нелетального оружия, пневматического и метательного оружия, огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию снаряда не более 1,5 Дж на мм2 или ее максимального значения, достигаемого при выстреле заостренной стрелой или снарядом калибром до 1 мм из арбалета с натяжением тетивы более 43 или 50 кгс, патронов к огнестрельному оружию и основных частей любого огнестрельного оружия, а также за незаконный оборот любого оружия лицами, подлежащими государственной защите или иными лицами, находящимися в опасных ситуациях, учитывая равную в сравнении с бытовыми предметами поражающую способность холодного метательного броскового оружия, отсутствие высокой поражающей способность у многих разрешенных видов нелетального оружия, отсутствие существенных различий поражающей способности луков и арбалетов, не отнесенных или отнесенных к метательному оружию, ружей для подводной охоты, различных видов пружинных ружей и других подобных устройств, при невозможности отнесения к метательному оружию пружинных стреляющих ножей и отнесения к метательному или иному оружию пружинных пистолетов, ружей и других подобных стреляющих устройств, низкие критерии отнесения к оружию пневматического (дульная энергия более 7,5 Дж как критерий его включения в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ), огнестрельного (удельная кинетическая энергия более 0,5 Дж на мм2) и ряда других видов оружия (минимальные критерии поражающей способности газового и части других видов оружия законодательно не определены), в сравнении с критериями метательного стрелкового оружия (натяжение тетивы более 27 кгс у луков и 43 кгс у арбалетов), максимальным усилием при заряжании гарпуна у ружья для подводной охоты (до 50 кгс, при этом любые ружья для подводной охоты не отнесены к оружию) и критериями отнесения предметов к холодному оружию (ими наносятся удары в сосновую доску или ряд других предметов с кинетической энергией 20 – 50 Дж), отсутствие права на оборот оружия у лиц, подлежащих государственной защите, и у других подобных лиц, если они не имеют права на приобретение оружия на общих основаниях, при наличии уголовной ответственности за незаконный оборот целого ряда видов оружия, а также нахождение целого ряда видов оружия и других подобных предметов, имеющих различную поражающую способность, в свободном обороте, поскольку существуют виды огнестрельного и иного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, но четкие критерии их отличия от гражданского огнестрельного оружия и запрет на их отнесение к таковому путем их сертификации в качестве конкретного вида гражданского оружия отсутствуют. Поэтому приобретаться без лицензии или иных ограничений указанные виды оружия могут до их отнесения к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии или иным основаниям, предусмотренным ФЗ Об оружии.
Правила, ограничивающие оборот огнестрельного и (или) иного оружия, могут быть установлены международными договорами РФ, правила которых применяются, если федеральными законами установлены иные правила, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Из ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ исключено именно гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, его основные части и патроны к нему, что может означать возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконное ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, на массовых мероприятиях, указанных в ст. 31 Конституции РФ, и его оборот, признаваемый незаконным международными договорами РФ, а за его незаконный оборот, совершенный до 28 июля 2004 года, уголовная ответственности отсутствует наравне с незаконным оборотом остальных видов огнестрельного гладкоствольного оружия, не являющегося гражданским (боевого, запрещенного к обороту и т.п.).
Учитывая отнесение в ФЗ Об оружии с 2012 года старинных и других гладкоствольных пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием, имеющих историческую ценность, к гражданскому оружию (оружию, имеющему культурную ценность), а также отсутствие до 2011 года запрета на оборот гладкоствольных пистолетов и револьверов в качестве охотничьего огнестрельного оружия и отсутствие до настоящего времени запрета на их оборот в качестве спортивного огнестрельного оружия, и руководствуясь принципом обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ), можно сделать вывод об отсутствии в ст. 222 УК РФ уголовной ответственности за незаконный оборот гладкоствольных пистолетов и револьверов, не отнесенных к служебному или боевому огнестрельному оружию, либо к огнестрельному оружию, запрещенному к обороту в РФ, с 2003 по 2011 год и, следовательно, о невозможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 222 УК РФ за их незаконный оборот, совершенный до 1 июля 2011 года.
При квалификации по ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ незаконного ношения или иного оборота огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, его основных частей и патронов к нему, а также иного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, необходимо учитывать не только наличие нарушений положений ст. 31 Конституции РФ или международных договоров РФ, но и наличие в указанных действиях общественной опасности и умысла на совершение данных незаконных действий (знания соответствующих положений Конституции РФ и международных договоров РФ), при отсутствии обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния.
Таким образом, гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (с 2004 по 2011 год - любое гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие) исключено из ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ (до 2021 года – ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ), но не исключено из ч. 7 ст. 222 и ст. 223 УК РФ, а из ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ не исключено огнестрельное гладкоствольное длинноствольное и иное огнестрельное оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, находящееся в свободном обороте, за исключением ношения в нарушение положений ст. 31 Конституции РФ, и огнестрельное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии, не являющееся длинноствольным, гладкоствольным или гражданским, приобретаемое без лицензии и (или) регистрации, а также наградное и иное огнестрельное гладкоствольное оружие, не являющееся гражданским, но приобретаемое гражданами РФ по лицензиям или разрешениям. Это нелогично, учитывая более свободный оборот многих данных видов оружия и равные ограничения на оборот гражданского и ряда видов указанного оружия, приобретаемого по лицензиям или разрешениям, и отсутствие ограничений поражающей способности всех данных видов гражданского и иного оружия (огнестрельным оружием является огнестрельное устройство, имеющее удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, а дульная энергия охотничьего или иного гладкоствольного ружья может достигать 3000 Дж (минимальная дульная энергия ружей распространенных калибров, являющихся огнестрельным оружием, составляет более 35 – 120 Дж (в зависимости от калибра), а максимальная дульная энергия может превышать 8000 Дж и законодательно не определена для гражданского и многих других видов оружия)).
Оборот многих видов огнестрельного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, является незаконным в вышеуказанных случаях и без случаев нарушения вышеуказанного международного или российского законодательства в части продажи или иного оборота оружия может влечь уголовную ответственность только за незаконное ношение многих видов огнестрельного оружия, как не предусмотренного, так и предусмотренного ФЗ Об оружии, в нарушение ст. 31 Конституции РФ. Но незаконное ношение данного оружия не всегда представляет общественную опасность и не может представлять большую опасность, чем действия в отношении других предметов, находящихся в свободном обороте, включая большинство бытовых предметов. При этом степень его опасности зависит от наличия патронов к нему с поражающими элементами, пороха и капсюлей, а также от законодательной возможности приобретения патронов к нему без разрешения на хранение оружия.
Поэтому необходимо четкое разграничение административной и уголовной ответственности по оборотоспособности конкретных видов оружия.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), не как минимальную энергию, позволяющую причинить легкий вред здоровью человека или телесные повреждения, его не повлекшие, а как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л. Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А. Г. Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Существуют виды миниатюрного или малокалиберного огнестрельного оружия, формально соответствующие критериям огнестрельного оружия, но имеющие небольшие для нормального удержания рукой при стрельбе размеры и (или) дульную энергию, не превышающую 7,5 Дж. В частности, пистолет «Колибри», производившийся в Австро-Венгрии, имел калибр 2,7 мм, дульную энергию 4 Дж и размеры, не позволяющие эффективно его использовать в качестве оружия. При этом его удельная кинетическая энергия превышает минимальное ее значение, установленное для огнестрельного оружия законодательством РФ (0,5 Дж на мм2), учитывая его калибр и превышение значения удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2 при калибре более 2,8 мм, а его дульная энергия превышает ее минимальные значения, установленные законодательством ряда других стран мира (как было указано выше), но в законодательстве целого ряда вышеуказанных стран мира (Германии, Венгрии, Польши, Франции, Швеции и др.) предусмотрены значительно большие минимальные значения дульных или иных кинетических энергий стрелкового оружия (от 7,5 до 24,2 Дж либо 10 Дж (3 Дж для автоматического оружия) в четырех метрах от ствола (в законодательстве Швеции)). Поэтому пистолет «Колибри» не является огнестрельным оружием по законодательству части стран мира.
В законодательстве РФ указанный пистолет может быть не отнесен к оружию ввиду несоответствия критерию надежности, но данный критерий является нечетким, а в ФЗ Об оружии такой пистолет может быть отнесен к оружию, имеющему культурную ценность, не являющемуся старинным (антикварным) оружием, приобретаемому без лицензии любыми гражданами. При этом на его ношение, ввоз в РФ, вывоз из РФ, торговлю и ряд других действий налагаются такие же строгие ограничения, какие установлены на оборот любого оружия, и запрещено производство выстрелов из него, кроме имитации стрельбы на определенных мероприятиях, имеющего культурную ценность, и (или) любого гражданского оружия, а подобный современный пистолет ограничен к обороту как спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом или наградное короткоствольное боевое или гражданское огнестрельное оружие, т.е. его запрещено хранить вне стрелкового объекта и носить или можно хранить по месту жительства или носить, если им наградили и выдали наградное разрешение, и любой его оборот сильно ограничен. При этом подобными пистолетами обычно не награждают и к спортивному оружию часто относят стандартные спортивные или боевые пистолеты с дульной энергией до 300 и более Дж. Поэтому ограничения на оборот подобных маломощных пистолетов, отнесенных к огнестрельному оружию, не соответствуют степени их опасности и являются более строгими, чем правила оборота пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж.
Таким образом, критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются примерными критериями отнесения именно к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, и превышают значения дульной энергии, установленные нормами ФЗ Об оружии в качестве критериев оборотоспособности охотничьего и спортивного пневматического оружия (3, 7,5 и 25 Дж). При этом поражающая различных видов металлических снарядов и снарядов травматического действия существенно различается, учитывая большую проникающую способность твердых металлических снарядов, чем упругих резиновых снарядов травматического действия. Поэтому возможно и необходимо четкое разделение правил оборота видов огнестрельного оружия ограниченного поражения и других видов стрелкового оружия по степени их поражающей способности, определяющей степень их опасности для жизни и здоровья человека, и установление минимальных критериев поражающей способности, относящих предметы к конкретным видам стрелкового оружия, с которыми они конструктивно сходны.
До 20 века в России и других странах встречалось детское холодное, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие, являвшееся настоящим оружием уменьшенных размеров (многие подобные предметы не являются холодным оружием по его критериям, установленным законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства).
В США до настоящего времени выпускаются ружья и винтовки для детей, являющиеся огнестрельным оружием (Crickett shotgun and rifle).
Ограничения на оборот оружия в Российской империи, РСФСР и СССР часто были менее строгими, чем установленные в РФ, поскольку долгое время разрешалось свободное приобретение холодного оружия, многих видов огнестрельного оружия (в Российской империи), мелкокалиберных винтовок (до 1938 года и с 1954 по 1956 год), охотничьих ружей (до 1940 года и с 1953 по 1959 год) и ряда других видов оружия (в частности, не было ограничений на оборот огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года).
Законодательством Российской империи разрешалось приобретение и хранение без документов многих видов оружия и патронов к нему.
Законодательством СССР, РСФСР и других союзных республик долгое время не ограничивалось приобретение ряда видов огнестрельного оружия, приобретение которого ограничено лицензированием в современном законодательстве РФ (малокалиберного (до 1938 года и с 1954 по 1956 год) и гладкоствольного охотничьего (до 1940 года и с 1953 по 1959 год)), и патронов к нему, а также не ограничивалось приобретение огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года.
Незаконный оборот гражданского и иного огнестрельного оружия, включая охотничье оружие, не всегда являлся преступлением по законодательству РФ и не является преступлением в значительном числе стран постсоветского пространства.
В частности, в законодательстве Российской империи не предусматривалось ответственности за любой незаконный оборот оружия, а многие нарушения правил его оборота (включая хранение и ношение запрещенного оружия) являлись уголовными проступками или другими нарушениями, не относимыми к преступлениям.
В Уголовном Уложении Великого Княжества Финляндского, являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, ответственность за любые нарушения правил оборота оружия и оборот запрещенного оружия не предусматривалась.
Незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия был декриминализирован в СССР с 1924 по 1927 год, а лишение свободы за любой незаконный оборот огнестрельного, не охотничьего, оружия было введено только с 1933 года.
Незаконный оборот всех видов охотничьего огнестрельного оружия не являлся преступлением в СССР, РСФСР и других союзных республиках СССР до 1960 – 1974гг.
В УК Эстонской ССР до 1974 года была предусмотрена ответственность лишь за заведомо незаконный оборот огнестрельного оружия, за исключением гладкоствольного охотничьего, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 206), а максимальное наказание за его совершение не превышало 1,5 лет лишения свободы. В 1974 году данные положения УК Эстонской ССР были отменены общесоюзным законом, установившим за незаконный оборот огнестрельного оружия, за исключением гладкоствольного охотничьего, боеприпасов и взрывчатых веществ лишение свободы на срок до 5 лет и отменившим признак заведомости незаконного оборота указанных предметов.
Незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия не являлся преступлением в СССР и РФ до вступления в силу УК РФ 1996 г.
В РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия был декриминализирован в ст. 222 УК РФ с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия – с 2003 по 2011 год.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, стреляющие ножи, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
Указанное разграничение различных видов оружия и других предметов означает, что право на приобретение, хранение и иной оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, или предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии и (или) экспертными критериями, имеют любые лица, а право на оборот гражданского или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, правила приобретения и (или) хранения которого отсутствуют, имеет любое лицо, являющееся гражданином РФ или другого государства, т.к. лица без гражданства не отнесены в ФЗ Об оружии к лицам, имеющим право приобретать или продавать оружие (оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии), но право на его приобретение и продажу (кроме торговли) без ограничений имеют только граждане РФ, учитывая наличие в ст. 14 ФЗ Об оружии обязанности иностранных граждан получать лицензию на приобретение любого гражданского оружия, не отнесенного к оружию приобретаемому без лицензии совершеннолетними гражданами РФ в соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, и вывозить приобретенное оружие из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, отсутствие иностранных граждан в перечне субъектов, имеющих право продавать оружие, и наличие запрета на продажу ими оружия в Правилах оборота гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Вышеуказанные экспертные критерии холодного оружия и распределение ограничений на оборот его видов нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая равную опасность различных его видов, предусмотренных или не предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствие у него большей степени опасности, чем у распространенных в быту предметов (бытовых ножей, топоров, мачете, бейсбольных бит и т.п.) и других предметов материального мира, которые могут быть использованы в качестве оружия любыми лицами (камней, палок, кусков льда, частей различных предметов и т.п.), т.к. военные кинжалы, сабли и иные подобные виды холодного оружия находятся в свободном обороте, если они не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, либо к охотничьему, казачьему, национальному российскому, боевому или запрещенному к обороту в РФ холодному оружию. При этом кортики, стилеты и шпаги могут быть отнесены только оружию, имеющему культурную ценность, или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, а иностранные национальные ножи, кинжалы, сабли, шашки и иные виды национального холодного оружия не могут быть отнесены к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, если они предназначены для ношения с национальными костюмами народов других государств (грузинские, азербайджанские, иранские и другие кинжалы и т.п.) или полностью отличаются от национального холодного оружия народов РФ (грузинские (хевсурские) палаши, ножи сикхов (кирпаны), малайские кинжалы (крисы), шотландские кинжалы (дирки) и т.п.). При этом они могут быть отнесены к холодному оружию, имеющему культурную ценность, охотничьему холодному клинковому оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, что означает совершенно иные правила их оборота и отсутствие их обязательной регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), при равной степени их опасности с национальным российским холодным оружием и свободно обращаемыми бытовыми предметами.
По уголовным делам о незаконном обороте оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и не ограниченного в обороте международными договорами РФ, часто выносятся обвинительные приговоры, что противоречит ФЗ Об оружии, учитывая отсутствие в деянии события преступления, т.к. сбыт и изготовление такого холодного оружия всегда являются законными и, как правило, не представляют общественной опасности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 №18-П, вынесенным по уголовному делу о покушении на незаконный сбыт двух кортиков Веймарской республики, был декриминализирован незаконный сбыт только холодного оружия, имеющего культурную ценность, поэтому незаконный сбыт других видов холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, а также иной криминализированный их незаконный оборот не декриминализированы.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Лица, подлежащие государственной защите, могут получать оружие во временное пользование и разрешение на его хранение и ношение, если они не имеют противопоказаний к владению оружием, предусмотренных ФЗ Об оружии и подзаконными актами для любых владельцев оружия, приобретаемого по разрешительным документам, а приобретение ими путем покупки в оружейном магазине патронов к оружию, по разрешению на хранение и ношение оружия, выданного во временное пользование, запрещено Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Иные лица, находящиеся в опасных ситуациях, могут иметь право на приобретение оружия только на общих основаниях.
При этом совершение преступного или иного противоправного деяния в состоянии крайней необходимости исключает привлечение любого лица к уголовной или иной ответственности, но критерии крайней необходимости при незаконном обороте оружия или право на признание его оборота законным не предусмотрены законодательством, что осложняет применение данного правила.
Поэтому необходимо введение условий исключения ответственности в вышеуказанных случаях.
Учитывая вышеизложенное, необходимо внесение вышеуказанных изменений для упорядочивания мер ответственности за незаконный оборот оружия по степени опасности и оборотоспособности конкретных его видов, учитывая высшую ценность человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
При этом необходимо принятие актов Верховного Суда РФ, запрещающих судам привлекать к уголовной и административной ответственности за незаконный оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или правила приобретения, хранения и сбыта которых отсутствуют, если не имеется нарушений положений ст. 31 Конституции РФ, международных договоров РФ или чрезвычайного законодательства РФ, устанавливающих критерии общественной опасности незаконного оборота оружия, включая оружие, приобретаемое без лицензии, оружие, правила приобретения которого отсутствуют, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, и малозначительности административных правонарушений в сфере оборота оружия, а также обязывающих прекращать в установленном законом порядке дела о действиях с оружием, неправильно отнесенные к незаконным уполномоченными органами и судами, за отсутствием не состава, а события преступления или административного правонарушения.
Необходимо принятие указа Президента РФ, запрещающего уполномоченным органам и судам привлекать к уголовной и административной ответственности за незаконный оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или правила приобретения, хранения и сбыта которых отсутствуют, если не имеется нарушений положений ст. 31 Конституции РФ, международных договоров РФ или чрезвычайного законодательства РФ, и обязывающего субъектов права законодательной инициативы принять акты, исключающие из ФЗ Об оружии и перечня видов оружия все виды холодного и метательного броскового оружия, а также стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию не более 50 Дж и (в отношении луков и арбалетов) усилие натяжения тетивы не более 43 или 50 кгс, определяющие критерии отнесения предметов к конкретным видам оружия, соответствующие степени опасности конкретных видов оружия и включающие их в ФЗ Об оружии, правила оборота конкретных видов оружия, право лиц, подлежащих государственной защите, и других лиц, находящихся в опасных ситуациях, на приобретение и иной оборот оружия без ограничений, и понятие общественной опасности деяния, а также обязывающего прекращать в установленном законом порядке дела о действиях с оружием, неправильно отнесенные к незаконным уполномоченными органами и судами, за отсутствием не состава, а события преступления или административного правонарушения.
При этом в данных актах Верховного Суда РФ и Президента РФ необходимо введение четких правил привлечения к уголовной или административной ответственности за деяния, влекущие одновременно административную и уголовную ответственность без указания критерием разграничения мер ответственности (в частности, с 2011 по 2021 год существовали административная ответственность за незаконную продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ) и уголовная ответственность за их незаконный сбыт (ч. 4 ст. 222 УК РФ)), запрещающие привлечение к уголовной ответственности, при отсутствии тяжких последствий или во всех случаях, для соблюдения презумпции невиновности (незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, совершенный до 2021 года, не должен влечь уголовной ответственности, при отсутствии тяжких последствий, или во всех случаях, а уголовные дела о нем должны быть прекращены в установленном законом порядке за отсутствием в деянии события преступления).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо исключение уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, не предназначенного для производства выстрела, поражающего цель только при непосредственном контакте с объектом поражения или метании рукой самого оружия, нелетального оружия, пневматического и метательного оружия, огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию снаряда не более 1,5 Дж на мм2 или ее максимального значения, достигаемого при выстреле заостренной стрелой или снарядом калибром до 1 мм из арбалета с натяжением тетивы более 43 или 50 кгс, патронов к огнестрельному оружию и основных частей любого огнестрельного оружия, а также за незаконный оборот любого оружия лицами, подлежащими государственной защите или иными лицами, находящимися в опасных ситуациях.
При этом необходимо принятие актов Верховного Суда РФ, запрещающих судам привлекать к уголовной и административной ответственности за незаконный оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или правила приобретения, хранения и сбыта которых отсутствуют, если не имеется нарушений положений ст. 31 Конституции РФ, международных договоров РФ или чрезвычайного законодательства РФ, устанавливающих критерии общественной опасности незаконного оборота оружия, включая оружие, приобретаемое без лицензии, оружие, правила приобретения которого отсутствуют, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, и малозначительности административных правонарушений в сфере оборота оружия, а также обязывающих прекращать в установленном законом порядке дела о действиях с оружием, неправильно отнесенные к незаконным уполномоченными органами и судами, за отсутствием не состава, а события преступления или административного правонарушения.
Необходимо принятие указа Президента РФ, запрещающего уполномоченным органам и судам привлекать к уголовной и административной ответственности за незаконный оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или правила приобретения, хранения и сбыта которых отсутствуют, если не имеется нарушений положений ст.31 Конституции РФ, международных договоров РФ или чрезвычайного законодательства РФ, и обязывающего субъектов права законодательной инициативы принять акты, исключающие из ФЗ Об оружии и перечня видов оружия все виды холодного и метательного броскового оружия, а также стрелкового оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, дульную энергию не более 50 Дж и (в отношении луков и арбалетов) усилие натяжения тетивы не более 43 или 50 кгс, определяющие критерии отнесения предметов к конкретным видам оружия, соответствующие степени опасности конкретных видов оружия и включающие их в ФЗ Об оружии, правила оборота конкретных видов оружия, право лиц, подлежащих государственной защите, и других лиц, находящихся в опасных ситуациях, на приобретение и иной оборот оружия без ограничений, и понятие общественной опасности деяния, а также обязывающего прекращать в установленном законом порядке дела о действиях с оружием, неправильно отнесенные к незаконным уполномоченными органами и судами, за отсутствием не состава, а события преступления или административного правонарушения.
При этом в данных актах Верховного Суда РФ и Президента РФ необходимо введение четких правил привлечения к уголовной или административной ответственности за деяния, влекущие одновременно административную и уголовную ответственность без указания критерием разграничения мер ответственности (в частности, с 2011 по 2021 год существовали административная ответственность за незаконную продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ) и уголовная ответственность за их незаконный сбыт (ч. 4 ст. 222 УК РФ)), запрещающие привлечение к уголовной ответственности, при отсутствии тяжких последствий или во всех случаях, для соблюдения презумпции невиновности.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 922 голоса

78

Против решения: 195 голосов

К началу списка инициатив