Вот уже более трех лет прошло с момента внедрения в жизнь "Реформы обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации". По итогам данной реформы мы получили, практически, четкое разделение ответственности по вопросам накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и КГО.
За процессы транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и КГО отвечает региональный оператор.
За накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, КГО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован. Практика показывает, что в 99% случаев в застройках до 2018 года собственником земли является местное самоуправление (муниципалитет, администрация). Но в 2018 году вносятся изменения в "Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения":
III. Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме
26 1. Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
То есть управляющая компания или любая другая форма управления многоквартирным домом обязаны организовать и содержать площадку для накопления ТКО, КГО.
На сегодня, по словам Главы Кировского района г.Саратов, на все управляющие компании администрация города подала в суд для исполнения данного пункта постановления.
Также в 2019 году выходит Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. № 20 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", где четко описаны стандарты организации площадок накопления ТКО, КГО.
с 1 января 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", где описана схема создания места накопления и внесение его в реестр.
Суть проблемы в том, что по факту благоустройство, содержание и приведение площадок накопления ТКО к нормам не производится. Факты можно увидеть на приложенных фотографиях моего родного города Саратова. До сих пор нет ясности с собственником мест накопления, что можно увидеть из фото реестра площадок накопления ТКО города Саратова. Дезинфекция, дератизация, дезинсекция, промывка контейнерной площадки и контейнеров не проводится. По статье 8.2 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено и лицо, выбросившие мусор в неположенном месте, а по факту ни кто не привлекается, так как нет прямых доказательств и конкретной фиксации данных действий. И судя по постановлениям за всё это должны нести ответственность Мы, жители страны, в лице управляющих компаний, а те площадки, которые определены как собственность муниципалитета тоже не соответствуют нормам и должны быть переданы на баланс управляющих компаний, так как создавать новые места накопления просто нецелесообразно. Получается, что государственные органы переложили затраты на людей, хотя Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды, а передача объектов не соответствующих нормам и стандартам, влияющие и на здоровье людей, социальное обеспечение нормальной жизни является не выполнением социально ориентированной политики. Жители должны обеспечивать соблюдение стандартов и норм, но уже на подготовленных объектах, а вот далее включается система государственного контроля.
Практический результат
Данные действия и затраты из бюджета приведут к полному изменению ситуации в стране.
Во-первых, Правительство выполнит свою задачу по социально ориентированной политике в сфере культуры, образования, здравоохранения, окружающей среды, что покажет населению страны реальные действия, а не слова и обещания. У людей появится понимание почему они должны содержать данные объекты за свой счёт и обеспечивать минимальные требования к содержанию общего имущества.
А сегодня решение данной проблемы выглядит, как перекладывание ответственности с муниципальных властей на плечи граждан, за годы не была проделана соответствующая работа и теперь Мы (люди) должны её проделать и оплатить.
Во-вторых, контроль за соблюдением санитарных норм на данных объектах, стандартами вывоза ТКО, нормами утилизации мусора, что его нельзя бросать где и как попало, цельностью объектов, всё это поднимить осознанность и ответственность граждан. С помощью видеонаблюдения можно фиксировать недочеты в работе управляющей компании и регионального оператора (наконец будет возможность понять кто не убрал площадку, УК или оператор после вывоза), отслеживать случаи вандализма, несанкционированного выброса отходов или складирование в неположенном месте (за что будет определены сроки исправительных работ на данных объектах, а именно ремонт, уборка, дезинфекция и т.д.). Контроль будет осуществлять Роспотребнадзор через ресурс "реестр площадок накопления отходов" куда будет подгружаться видео-онлайн и храниться видеозаписи, алгоритм будет определять недочеты и подсвечивать их для реагирования.
В-третьих, данные действия поднимут уровень культуры при совместном проживание и окажут прямое влияние на отток населения из малых регионов.
В-четвертых, создание рабочих мест.
В данном кризисе действия направленные на фактическое изменение ситуации не могут нести ухудшение, ухудшение - бездействие или передача данного вопроса на откуп населению.