Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99579
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии четких минимальных критериев всех видов оружия и исключения из перечня видов оружия нелетального и иного оружия, не представляющего большой степени опасности, или равного по поражающей способности бытовым предметам

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких и равных критериев значений минимальной поражающей способности огнестрельного, пневматического, стрелкового метательного и иного оружия, при достижении которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью при однократном применении оружия (удельной и дульной кинетических энергий, калибра, массы и типа снаряда и т.п.), и исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенного для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отсутствие минимальных критериев многих видов оружия в ФЗ Об оружии, при наличии указанных критериев только части видов оружия (холодного, метательного и огнестрельного) в экспертных методиках и Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и меньшую опасность пневматического, метательного, газового и сигнального оружия, а также введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев пневматического оружия (дульная энергия более 3 Дж) и охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), т.е. критериев, равных критериям всех видов метательного оружия (натяжение тетивы луков и арбалетов более 27 и 43 кгс соответственно).
К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному, метательному, пневматическому, холодному и иному оружию являются разрозненными, нечеткими и нелогичными, несправедливо разделяя виды оружия и иных предметов по степени опасности и поражающей способности.
К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия – удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).
К пневматическому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. В ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии, а также в Криминалистических требованиях и в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» установлен минимальный критерий пневматического оружия – дульная энергия более 3 Дж. При этом в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ с 2021 года установлена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.
К метательному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии самим оружием (путем его броска) или снарядом (путем производства выстрела из оружия), метаемыми с использованием мускульной силы человека (бросковое метательное оружие) или механической энергии (стрелковое метательное оружие)). При этом минимальные критерии отнесения предметов к метательному оружию установлены в ст. 3 ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертной методике только в отношении луков и арбалетов как стрелкового метательного оружия, и в экспертной методике и Криминалистических требованиях – в отношении метательных ножей, сюрикенов и ряда других предметов как видов броскового метательного оружия. Минимальным критерием луков и арбалетов как метательного оружия является только усилие натяжения тетивы, составляющее более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии метательных ножей и иного броскового метательного оружия соответствуют критериям холодного оружия с их дополнением необходимыми для точного метания предметов аэродинамическими характеристиками. Из положений ст. 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии во взаимосвязи с положениями Криминалистических требований и экспертной методики следует, что к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты, а иные виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, включая пружинные ружья и стреляющие ножи, не могут быть отнесены к метательному стрелковому или бросковому оружию либо к иным видам оружия, если они не соответствуют всем критериям холодного (в особенности, стреляющие ножи или ружья со штыками-ножами, соответствующими критериям холодного оружия) или нелетального оружия (устройства, стреляющие снарядами со слезоточивыми или раздражающими веществами, дистанционные электрошоковые устройства и т.п.).
К холодному оружию в ст. ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. При этом критерии холодного оружия определены только в экспертной методике и ряде ГОСТов, а многие основные его критерии предусмотрены в Криминалистических требованиях в отношении ряда видов гражданского холодного оружия. В экспертной методике предусмотрено множество критериев холодного оружия, определяющих его поражающую способность при нанесении ударов с энергией от 20 до 50 Дж.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к оружию.
При этом к холодному оружию законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства не отнесены многие виды штыков (в особенности, игольчатые штыки (штыки без рукояток, устанавливаемые на ствол ручного огнестрельного оружия) и все или многие виды багинетов (штыки с рукоятками, которые можно вставить в ствол ручного огнестрельного оружия)), т.к. у них отсутствует рукоятка, удобная для удержания при нанесении удара, и (или) их твердость ниже 25 HRC, либо у них отсутствуют иные признаки холодного оружия.
В ст. 1 ФЗ Об оружии содержатся определения ряда других видов оружия. При этом огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к отдельному виду оружия, удельная кинетическая энергия которого может как превышать 0,5 Дж на мм2 (при выстреле снарядом травматического действия из указанного гражданского оружия с дульной энергией не более 91 Дж или любым типом снаряда из указанного служебного оружия с дульной энергией не более 150 Дж), так и не превышать данного значения. Газовое оружие предназначено для временного химического поражения цели, а сигнальное оружие предназначено только для подачи световых, звуковых или дымовых сигналов.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия, не являющиеся оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ, а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют специальные правила оборота и ограничения и (или) запреты на снаряжение патронов, снарядов и конкретных видов оружия, конструктивно сходных с оружием изделий и иных предметов сильнодействующими, ядовитыми и другими подобными опасными веществами и оборот таких оружия, патронов, снарядов и других предметов. Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами (включая их незаконное изготовление), отнесен к преступлениям и влечет отдельную ответственность только в случаях их незаконного сбыта или иного оборота в целях сбыта (ст. 234 УК РФ), а федеральный закон, регулирующий их оборот, отсутствует. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (включая их незаконное изготовление) отнесен к преступлениям и влечет отдельную уголовную ответственность в случаях их незаконного сбыта или иного оборота в целях сбыта, либо если он совершен в значительном, крупном или особо крупном размерах (ст. 228 и 228.1 УК РФ), а в иных случаях он влечет административную ответственность (ст. 6.8 КоАП РФ). При этом наиболее строгие наказания за незаконный оборот в целях сбыта или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, являются отчасти менее строгими, чем уголовные наказания за незаконный оборот оружия, предусмотренные в ст. 222 – 223 УК РФ (в особенности, с 2021 года), а административные наказания и уголовные наказания за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, совершенный без особо квалифицирующих признаков, являются менее строгими или равными наказаниям за незаконный оборот оружия (в особенности, с 2021 года).
Незаконный оборот ядерных материалов и радиоактивных веществ влечет уголовную ответственность по ст. 220 УК РФ, но наказания, предусмотренные в ст. 220 УК РФ, являются менее строгими, чем наказания за незаконный оборот оружия, предусмотренные в ст. 222 – 223 УК РФ, даже в случае наступления по неосторожности тяжких последствий (при этом с 2019 года мужчине любого совершеннолетнего возраста, осужденному к реальному лишению свободы за незаконный оборот ядерных материалов или радиоактивных веществ, отбывание части срока лишения свободы может быть назначено в тюрьме, независимо от отнесения совершенного деяния к тяжким преступлениям и от назначения лишения свободы на срок не более 5 лет (ст. 58 УК РФ)).
Незаконный оборот оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, влечет уголовную ответственность по ст. 355 УК РФ. При этом наказания за его совершение с 2021 года являются менее строгими, чем наказания за квалифицированный и особо квалифицированный незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия и боеприпасов и (в части отсутствия в санкции ст. 355 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа) за иной незаконный оборот оружия, влекущий уголовную ответственность.
Поэтому использование в оружии или ином предмете каких-либо опасных веществ далеко не всегда и не всегда существенно усиливает наказание за незаконный оборот оружия или других предметов и может не влечь уголовной или административной ответственности, если оборот оружия и (или) данных веществ либо других предметов не влечет ответственности или является законным (в особенности, если предметы находятся в свободном обороте).
Списанное оружие названо в ст. 1 ФЗ Об оружии огнестрельным оружием, выведенным из боевого состояния, которое может быть использовано для имитации стрельбы или не предназначено для производства выстрела, т.е. оно не соответствует критериям огнестрельного оружия и не является иным видом оружия, но ограничения на его оборот создают условия для введения его минимальных критериев или отмены ограничений на его оборот.
ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, ружья и пистолеты для подводной охоты (механические (пружинные и тетивные), пневматические и гидропневматические) могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс (ГОСТ Р 51281-99 «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность»), но не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании.
Строительно-монтажные пистолеты могут иметь высокую дульную энергию (более 300, 500 или 1000 Дж), но они не отнесены к оружию.
Ряд минимальных критериев предметов, которые не могут быть отнесены к конкретным видам оружия указан в ГОСТах, в частности, в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» определена минимальная дульная энергия, при которой пневматическое стреляющее устройство не может быть отнесено к оружию, составляющая 0,5 Дж.
В ГОСТе Р 53906-2010 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» определены максимальные критерии игрушечных стреляющих устройств. В частности, снаряды и игрушки со снарядами должны соответствовать следующим требованиям, указанным в п. 4.18.1:
а) все жесткие снаряды на конце должны иметь закругления радиусом не менее 2 мм;
б) металлические снаряды должны иметь неметаллические наконечники диаметром не менее 20 мм;
в) эластичный материал, используемый в качестве защитного амортизатора на ударной поверхности снарядов, не должен отсоединяться при испытании по 8.4.2.3 (испытание растяжением).
Игрушка со снарядами без накопителя энергии должна соответствовать следующим требованиям:
а) концы снарядов в форме стрел и самолетов, а также наконечники дротиков должны быть тупыми или покрыты эластичным материалом (например, резиной) площадью не менее 3 см. Концы и наконечники не должны быть металлическими, допускается использование кружочков магнита площадью не менее 3 см2 (пп. «а» п. 4.18.2).
Снаряды, которые запускаются и ускоряются с помощью пускового механизма, должны соответствовать следующим требованиям:
а) при проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия снарядов должна быть не более:
0,08 Дж - для жестких снарядов без эластичных наконечников;
0,5 Дж - для эластичных снарядов или снарядов с эластичными наконечниками (например, резина);
б) наконечники снарядов в форме стрел, которые обладают максимальной кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, должны иметь защитное покрытие из эластичного материала (например, резины). При проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия из расчета на единицу поверхности эластичного наконечника не должна превышать 0,16 Дж/см;
в) в том случае, если игрушка способна выстрелить другим, не предназначенным для нее снарядом, и способна выпустить снаряд с кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, то об этом следует предупреждать потребителя, информируя его об опасности использования снарядов, не предназначенных для игрушки (п. 4.18.3).
Стрела, запускаемая из лука, должна соответствовать следующим требованиям:
а) наконечники стрел не должны быть металлическими. Допускается наличие на конце стрелы магнитного кружочка, если этот магнитный кружочек имеет площадь не менее 3 см;
б) максимальная кинетическая энергия стрелы, запущенной из лука, при проведении испытания по 8.25.2 (кинетическая энергия стрел и лука) не должна превышать значений, установленных в 4.18.3, перечисление б);
в) наконечники стрел, максимальная кинетическая энергия которых превышает 0,08 Дж, должны соответствовать требованиям, установленным в 4.18.3 (п. 4.18.4).
В п. 7.8 о снарядах к игрушкам указано, что в инструкции по применению игрушек со снарядами должно быть указано об опасности применения снарядов, которые не рекомендованы или не поставляются изготовителем. На игрушку, способную выпустить снаряд с кинетической энергией более 0,08 Дж, или на ее упаковку должна быть нанесена следующая предупредительная информация:
"Внимание. Не целиться в лицо или глаза.".
Данный ГОСТ не распространяется на многие виды предметов, включая предметы, находящиеся в свободном обороте, поэтому он не содержит минимальных критериев каких-либо видов оружия, а многие виды стреляющих устройств, имеющие большие значения кинетических энергий и других вышеуказанных характеристик, не отнесены к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками. При этом их оборот является свободным.
ГОСТы не являются обязательными к исполнению и не имеют юридической силы законов и подзаконных актов, поэтому отсутствие части критериев оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иных федеральных законах не может способствовать соблюдению положений Конституции РФ и восполнению пробелов в законодательстве. Поэтому необходимо введение четких минимальных и максимальных критериев оружия и других предметов именно в федеральные законы, а не в иные акты, а также их упорядочивание по степени опасности конкретных предметов в соответствующих федеральных законах
В ФЗ об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют специальные правила оборота патронов, снарядов, оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, снаряженных солью, гвоздями, дробью (в особенности, если предметы, снаряженные дробью, не являются длинноствольным огнестрельным оружием или патронами к нему) или многими другими предметами или веществами, увеличивающими болевое воздействие, площадь поражения либо убойную силу оружия или иного предмета, ограничения или запреты на их оборот, а также ограничения и запреты на снаряжение ими патронов огнестрельному длинноствольному оружию, заряжание ими дульнозарядного или иного оружия либо снаряжение или заряжание ими устройств, не отнесенных к оружию и патронам к нему.
Поэтому является затруднительным четкое разграничение по степени опасности и оборотоспособности газово-дробовых пистолетов и револьверов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенных к огнестрельному оружию ограниченного поражения, огнестрельных устройств с гладким или нарезным стволом без ограничителя, имеющих указанную удельную кинетическую энергию, и других устройств, не отнесенных к огнестрельному или иному оружию, а все существующие разрозненные критерии различных видов оружия не могут четко разграничить оружие и другие предметы по степени их опасности.
Действующие в РФ критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий) и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Наиболее строгие наказания, которые могут быть применены к случаям незаконного оборота холодного оружия, предусмотрены в ч. 7 ст. 222 УК РФ за незаконный сбыт холодного оружия (лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом или без такового) и в ст. 226.1 УК РФ за контрабанду холодного оружия, отнесенного к вооружению в РФ или других странах, оборот которого регулируется законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами (лишение свободы на сроки от 3 до 7, от 5 до 10 или от 7 до 12 лет).
При этом незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, не может влечь уголовной ответственности, учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П, а любое оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года отнесено к гражданскому оружию в ст. 3 ФЗ Об оружии.
Наиболее прецедентными среди приговоров и иных судебных решений по уголовным делам о контрабанде холодного оружия, отнесенного к вооружению, являются приговор одного из судов Ленинградской области и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15 сентября 2016 года, которое официально опубликовано на сайте Ленинградского областного суда. Указанными судебными решениями пенсионер был осужден по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ за контрабанду девяти боевых австрийских ножей фирмы «GLOCK» FM 78, состоящих на вооружении в ряде зарубежных стран, к трем годам реального лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Данное наказание за контрабанду вооружения является излишне строгим и не учитывает степень общественной опасности контрабанды подобного вооружения, поскольку контрабанда боевых ножей не представляет общественной опасности в современных условиях.
Иностранные боевые ножи были отнесены к боевому холодному оружию, что противоречит ст. 5 ФЗ Об оружии, т.к. боевой нож должен состоять на вооружении в РФ для его признания боевым холодным оружием. Иностранные боевые ножи, не запрещенные к обороту в РФ, отнесены законодательством РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию, поэтому боевые австрийские ножи фирмы «GLOCK» FM 78 отнесены в РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию.
При этом распространены случаи привлечения за контрабанду иностранных и российских боевых ножей или штыков-ножей только к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающей штраф от половины до трехкратной стоимости предмета правонарушения или его конфискацию либо оба наказания.
Указанные судебные решения являются несправедливыми и могут быть обжалованы по данному основанию (ст. 389.18 УПК РФ). Подобные судебные решения дают основания как для декриминализации контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению, так и для внесения в УК РФ изменений, исключающих назначение наказания в виде лишения свободы за преступления, совершенные без применения насилия и не повлекшие тяжких последствий, и декриминализирующих деяния, совершенные без применения насилия и не повлекшие причинения вреда здоровью человека или крупного ущерба, а также ограничивающих право суда на назначение наказания в виде лишения свободы осужденным пенсионного возраста.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
При этом любое оружие признано источником повышенной опасности в ст. 2 ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года, что не может соответствовать степени опасности холодного оружия и целого ряда других видов оружия, поэтому необходимо внесение в ст. 2 ФЗ Об оружии изменений, четко отграничивающих оружие, представляющее повышенную опасность от других видов оружия, или исключающих холодное и ряд других видов оружия из перечня видов оружия.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую проникающее ранение грудной клетки с переломами грудины, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) с расстояния до 1 метра.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). Поэтому значения дульной энергии, установленные ГОСТом для игрушечного оружия с твердыми или мягкими снарядами (0,08 и 0,5 Дж) не являются значениями, полностью исключающими производство выстрелов снарядами сверхмалых калибров (до 1 мм) или острыми снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 или 1,5 Дж на мм2. При этом данный факт не повлиял на установление данных значений дульной энергии для предметов, не отнесенных к оружию, что свидетельствует о низкой поражающей способности снарядов настолько малых калибров или о невозможности ограничить использование всех предметов, которым может быть придана кинетическая энергия более 0,5 или 1,5 Дж на мм2.
При крупных калибрах (от 11, 20 или 26 мм) значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 Дж на мм2 достигаются при значениях дульной энергии, превышающих 50 Дж и ее значения, достигаемые при усилиях натяжения тетивы, составляющих более 27, 43 и 50 кгс, в зависимости от калибра оружия. При этом артиллерийские орудия и иные крупнокалиберные огнестрельные устройства могут быть не отнесены к огнестрельному оружию и при значениях дульной энергии, значительно превышающих 150 или 300 Дж, т.к. значения удельной кинетической энергии при калибрах более 30, 40 или 50 мм и дульных энергиях до нескольких сотен Дж не будут превышать 0,5 Дж на мм2. Поэтому крупнокалиберные огнестрельные устройства не будут являться огнестрельным оружием при распространенных дульных энергиях огнестрельного оружия средних и малых калибров, а аналогичные пневматические устройства будут отнесены к пневматическому оружию с очень высокими значениями дульной энергии, во много раз превышающими ее значения, установленные для пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и охотничьего пневматического оружия. Но аналогичные метательные устройства, не отнесенные к арбалетам, не являются оружием при любых значениях дульной энергии. При этом масса и скорость снарядов таких устройств, как правило, придает им удельную кинетическую энергию, во много раз большую 0,5 Дж на мм2. Поэтому значения удельной кинетической энергии, не превышающие 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающие данную величину, могут быть только у нестандартных образцов крупнокалиберного огнестрельного оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, специально предназначенных для стрельбы маломощными и легкими снарядами травматического или иного действия, и не способных выдержать выстрел стандартными артиллерийскими и иными подобными боеприпасами для крупнокалиберного огнестрельного оружия.
При этом снаряды крупных калибров (более 20 мм) и иные подобные предметы, поражающие цель, увеличивают площадь поражения, что может влечь причинение более тяжелых повреждений, чем от снарядов меньшего калибра с такой же удельной кинетической энергией.
Снаряды наиболее малых калибров (менее 6, 4, 2 или 1 мм) не создают большой площади поражения, если не имеют конструкции, позволяющей увеличить их размеры при попадании в цель, и не являются разрывными или иными подобными снарядами (зажигательными, трассирующими и т.п.), и имеют низкое останавливающее действие, а также могут быстро терять энергию на небольшой дальности стрельбы (до 20 или 10 метров либо на меньшей дистанции). Поэтому калибры, не превышающие 4,5 мм, не имеют распространения среди всех видов боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия, а калибры до 4 или 2 мм являются крайне редкими и среди всех видов стрелкового оружия и других подобных предметов.
Таким образом, наиболее высокие критерии, лишь формально разграничивающие виды оружия и другие предметы, установлены в отношении холодного и метательного оружия, т.к. предметы, как соответствующие, так и не соответствующие им по одному или нескольким признакам, могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку. При этом они сходны по поражающей способности и многим другим признакам с бытовыми предметами, а их использование в боевых действиях для вооруженных нападений часто является неэффективным (холодное и метательное бросковое оружие уступает в эффективности газовому, пневматическому, огнестрельному и многим другим видам оружия, а луки и арбалеты – пневматическому, огнестрельному и ряду других видов оружия) и излишним, учитывая их сходство с бытовыми предметами (кинжалы, сабли и иные виды оружия могут заменены ножами, топорами и т.п. предметами, а луки и арбалеты – ружьями для подводной охоты, рогатками и другими подобными устройствами, находящимися в свободном обороте).
В отношении огнестрельного оружия установлен средний критерий его отграничения от иных видов оружия и других предметов, т.к. значение удельной кинетической энергии, превышающее 0,5 Дж на мм2, является критерием нанесения на расстоянии до 1 метра проникающего ранения грудной клетки с переломами грудины, которое может быть нанесено многими предметами, не соответствующими экспертным критериям холодного, метательного и целого ряда других видов оружия. При этом многие распространенные виды ручного огнестрельного оружия различных калибров имеют в несколько раз большие значения удельных кинетических энергий (до 5 Дж на мм2), а значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, могут быть достижимы в любом оружии или иных предметах, способном произвести выстрел снарядами калибра до 1 или 3 мм с дульной энергией до 0,5, 3 или 7,5 Дж. При метании острых предметов или нанесении ими ударов, - данные значения могут быть многократно превышены. В крупнокалиберном оружии они могут быть достижимы при дульных энергиях, превышающих минимальные дульные энергии метательного оружия (луков и арбалетов) и максимальные дульные энергии огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия (91 и 150 Дж), а также дульные энергии многих видов стандартного огнестрельного оружия (300 или 500 Дж), но конструкция многих данных видов оружия и снарядов к ним позволяет производить выстрелы из него с во много раз большими энергиями. Поэтому критерий минимальный критерий поражающей способности огнестрельного оружия является заниженным и нечетко определенным, т.к. поражающая способность оружия определяется не только кинетической энергией снаряда, но и его типом, размером, а также рядом иных характеристик.
В отношении любого пневматического оружия (включая пружинно-поршневое, отличающееся от пружинных устройств, не отнесенных к оружию при любых значениях дульной энергии, только использованием для метания снаряда энергии воздуха, сжимаемого подпружиненным поршнем в резервуаре, а не энергии самой пружины, и не имеющего дульной энергии, при которой арбалеты могут быть отнесены к метательному оружию (максимальная дульная энергия пружинно-поршневого пневматического оружия (пневматических пистолетов, ружей и винтовок с переламывающимся стволом, взводящим при переламывании затвор (отводящим назад и фиксирующим подпружиненный поршень), и т.п.) не превышает 35-40 Дж)) установлен заниженный критерий дульной энергии, т.к. дульные энергии от 3 до 7,5 Дж являются очень низкими при большинстве калибров и позволяют превысить значения, равные 0,5 или 1,5 Дж на мм2, только при очень малых калибрах (до 4,5, 2,8 или 1 мм), при которых снаряд имеет небольшое останавливающее действие и быстро теряет энергию на расстоянии до 20 или 10 метров.
Отсутствие минимальныхкритериев многих других видов оружия создает трудности их отграничения от предметов, не отнесенных к оружию, или не представляющих достаточной для их отнесения к оружию степени опасности, в особенности, учитывая предназначение сигнального оружия только для подачи сигналов и отнесение к предметам, не являющимся оружием, многих других предметов, не указанных прямо в ФЗ Об оружии в качестве видов оружия, но имеющих удельную кинетическую энергию снаряда, составляющую более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (ружей для подводной охоты, строительно-монтажных пистолетов, газовых и травматических устройств, отнесенных к спецсредствам МВД или к средствам самообороны от животных, и т.п.), а также использование энергии пороха и (или) капсюлей в дистанционных электрошоковых устройствах, критерии дульной и удельной кинетических энергий которых для отнесения их к конкретным видам оружия отсутствуют, сигнальном, газовом и многих других видах нелетального оружия, многих видах строительно-монтажных пистолетов и других устройств, не являющихся оружием.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического, огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы. При этом Закон Об оружии Германии исключает из перечня видов стрелкового оружия все устройства, придающие упругим снарядам удельную кинетическую энергию не более 0,16 Дж на см2, и любые устройства с дульной энергией не более 0,5 Дж.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
В законодательстве Латвии минимальная дульная энергия пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, незаконный оборот которого отнесен к преступлениям, составляет 12 Дж.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии минимальная дульная энергия пневматического оружия высокой мощности, которое приобретается по лицензии, составляет 24 Дж.
В законодательстве Испании минимальная дульная энергия пневматического оружия, которое приобретается по лицензии, составляет 24,2 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены в некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В Законе Казахстана «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» с сентября 2022 года будет указано, что к оружию не относятся изделия хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, а также оружие с дульной энергией от 0.5 до 3 Дж, имитирующие внешний вид оружия и не содержащие в своем составе основных (составных) частей огнестрельного оружия (далее – конструктивно сходные с оружием изделия). Таким образом, из перечня видов оружия в данном Законе Казахстана будет исключено любое оружие с дульной энергией от 0,5 до 3 Дж (огнестрельное, газовое, сигнальное и др.), имитирующее внешний вид оружия и не содержащее в своем составе основные (составные) части огнестрельного оружия, и любое оружие с дульной энергией до 0,5 Дж (огнестрельное, сигнальное и др.).
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного и пневматического оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
В отношении луков и арбалетов в законодательстве различных стран мира единственным или одним из критериев их отнесения к оружию является усилие натяжения тетивы.
В законодательстве ряда стран СНГ (Казахстане, Узбекистане и др.) к метательному стрелковому оружию (к холодному метательному оружию) отнесены только луки и арбалеты, но предусмотрены меньшие значения натяжения тетивы, при превышении которых они отнесены к оружию, чем в законодательстве РФ (14, 20 кгс и т.п.). Данные значения были предусмотрены в законодательстве РФ в соответствующих ГОСТах до 2002 года. При этом значения натяжения тетивы, равные 20 или 14 кгс также могут придавать снаряду дульную энергию более 3, или 7,5 Дж и удельную кинетическую энергию более 0,5 или 1,5 Дж (в зависимости от калибра пули или диаметра стрелы). Поэтому критерии отнесения к оружию пневматических или огнестрельных устройств являлись более строгими в законодательстве РФ, чем в отношении луков и арбалетов, и до 2002 года. При этом законодательство части стран СНГ и других стран постсоветского пространства в отношении критериев огнестрельного или пневматического оружия не отличается или незначительно отличается от законодательства РФ.
В других странах мира они часто составляют 15, 12 кгс или менее (в законодательстве Гонконга – 6 кгс, а в законодательстве Великобритании – 1,4 кгс (Crossbow act)). При этом во многих странах мира луки и арбалеты приобретаются без лицензии или по упрощенным лицензиям, для получения которых не требуется наличия специального статуса, владения иным стрелковым оружием и т.д.
В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия, поэтому любые кинжалы, мечи, луки, арбалеты и другие подобные предметы приобретаются в Болгарии без ограничений.
Таким образом, в законодательстве многих стран мира установлены большие минимальные значения дульной энергии пневматического оружия, чем в ФЗ Об оружии, часто являющиеся минимальными критериями огнестрельного или любого стрелкового оружия. При этом минимальным критерием огнестрельного оружия является дульная энергия, при минимальных значениях которой, предусмотренных законодательством многих стран, удельная кинетическая энергия равна 0,5 Дж на мм2 при калибрах не менее 6 и не более 8 мм, а в ряде стран – менее 4,5, 2,8 или 2 мм, но в законодательстве отдельных стран (в частности, Швеции) удельная кинетическая энергия может быть равна 0,5 Дж на мм2 и при калибре более 8 мм.
В законодательстве КНР установлено очень низкое минимальное значение удельной кинетической энергии стрелкового оружия, введение которого может ограничить или запретить оборот большинства стреляющих устройств, включая многие виды конструктивно сходных со спортивным стрелковым оружием изделий и игрушечного оружия, а при наличии уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, - оно может повлечь массовое осуждение людей, в действиях которых отсутствует общественная опасность, или невиновных лиц, уголовные дела против которых могут быть сфабрикованы.
Значения усилий натяжения тетивы, составляющие менее 50, 43 или 27 кгс, не всегда являются достаточно высокими для необходимости отнесения луков и арбалетов к оружию, т.к. необходимо учитывать длину хода тетивы, тип стрелы или иного снаряда, значения его дульной и удельной кинетической энергии и предназначение конкретного лука или арбалета. При этом меньшая эффективность луков и арбалетов в сравнении с современными видами стрелкового оружия и конструктивно сходных с ними изделий, а также отсутствие лицензирования их оборота во многих странах мира указывают на наличие возможности дальнейшего повышения минимальных значений натяжения тетивы данных видов оружия и отмены строгих ограничений на их оборот, запрещающих хранение вне спортивных объектов данных видов спортивного оружия, и обязывающих получать лицензию для их приобретения в качестве охотничьего оружия, после получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия в целях охоты, или старинного (антикварного) оружия, либо полного их исключения из перечня видов оружия с отменой ограничений на их оборот в качестве видов оружия.
Поэтому введение данного критерия не может быть логичным и справедливым.
Значения минимальной дульной энергии всех видов оружия в законодательстве ряда стран мира составляют более 3 или 0,5 Дж. При этом в ФЗ Об оружии необходимо установить более высокие значения дульной энергии, учитывая небольшую поражающую способность устройств многих калибров, имеющих указанные значения энергии и большую эффективность газового и травматического оружия калибра более 6 или 8 мм, чем указанного малокалиберного оружия.
Особое положение в перечне видов оружия занимает оружие, имеющее культурную ценность.
Ст. 24 ФЗ Об оружии запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, а в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей, т.е. криминалистическая экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, проводимая для определения его принадлежности к оружию, запрещена, что делает его отнесение к оружию юридически невозможным. Поэтому его отнесение к оружию будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Сигнальное, газовое и многие другие виды оружия, не являющиеся огнестрельным, метательным, пневматическим или холодным оружием, не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность (ст. 1 ФЗ Об оружии). При этом многие из них стали изготавливать более 50 или 100 лет назад и различные их образцы могут иметь признаки культурных ценностей как по данной, так и по иным причинам, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии и законодательства об охране культурных ценностей.
Данные виды нелетального и иного оружия не были отнесены к оружию в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. (до 31 декабря 1993 года) и ФЗ Об оружии (до 30 июня 1997 года) и не отнесены к оружию в целом ряде стран мира. При этом в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик, а также РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии к оружию не были отнесены пневматическое и метательное оружие, включенные в перечень видов оружия, имеющих культурную ценность.
Положения законодательства об охране культурных ценностей, включая ст. 243 УК РФ, распространяются на любые культурные ценности. Поэтому данные виды оружия не могут быть использованы в качестве оружия, подвергнуты разрушающим экспертизам, другим действиям, повреждающим их, или уничтожению.
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка, наличие заточки лезвия и острия (режущих кромок) и т.п.), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии основных критериев всех видов оружия с установлением четких и равных критериев минимальной поражающей способности огнестрельного, пневматического, стрелкового метательного и иного оружия, при которой возможно причинение тяжкого вреда здоровью при однократном применении оружия, исключением из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенного для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия, а также стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), имеющего натяжение тетивы не более 50 кгс, либо всех видов данного метательного оружия, пневматического оружия, имеющего дульную энергию не более 25 или 50 Дж, либо всех видов данного оружия.
Исключение всех вышеуказанных видов стрелкового оружия из перечня видов оружия обосновано, учитывая отнесение к предметам, не являющимся оружием любых, пистолетов и ружей для подводной охоты (пружинных, тетивных, пневматических и гидропневматических) с усилием при заряжании гарпуна до 50 кгс или превышающем указанное значение, наличие в перечне стрелкового метательного оружия только луков с усилием натяжения тетивы более 27 кгс и арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс, отсутствие луков и арбалетов в перечне видов оружия в Болгарии и ряде других стран или лицензирования их приобретения и иного во многих странах мира, большие значения минимальной дульной энергии пневматического оружия в значительном числе стран мира и его отнесение к предметам, не являющимся оружием, в СССР и РФ до 1994 года.
При этом возможно введение специальных минимальных критериев дульной и удельной кинетических энергий устройств, поражающих цель разрывными, зажигательными и иными снарядами, имеющими повышенную поражающую способность, включая снаряды с ядовитыми и другими подобными веществами, правил оборота и минимальных критериев опасности оружия, снарядов и других предметов, которые содержат на своей поверхности или внутри элементов своей конструкции ядовитые и иные опасные вещества, а также перечня видов оружия, патронов и других предметов, в которых разрешено использовать в качестве снарядов дробь, соль или иные мелкие и (или) острые предметы, допустимых значений кинетических энергий данных предметов, не отнесенных или отнесенных к оружию, неограниченных, ограниченных или запрещенных к обороту в РФ, и правил их оборота.
При несении данных изменений, учитывая поражающую способность различных предметов, необходимо введение минимальных значений кинетических энергий, при которых возможно поражение человека ядовитым или иным опасным веществом с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (проникновение опасного вещества в кровь, кожу, глаза и т.п.), или приведение в действие разрывного, зажигательного или иного опасного снаряда, предназначенного для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (обеспечение срабатывания взрывателя или иного элемента, приводящего в действие содержимое снаряда или его отдельные элементы, увеличивающие его поражающую способность). При этом данные виды оружия следует законодательно отграничить от обычных видов холодного, метательного и иного оружия, отнеся их к отдельным видам оружия, четко распределив ограничения и запреты на их оборот по степени их опасности и их поражающей способности, а также исключив уголовную ответственность за незаконный оборот любого оружия, не повлекший тяжких последствий, и любую ответственность лиц, совершивших его по неосторожности, либо по неосторожности снарядивших оружие или иные предметы ядовитыми, взрывчатыми и иными опасными веществами, или имевших предметы, содержащие указанные вещества, либо удаливших указанные вещества из оружия или других предметов, если указанные предметы не были использованы для совершения тяжких или особо тяжких насильственных преступлений с умыслом на применение против человека указанных веществ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии основных критериев всех видов оружия с установлением четких и равных критериев минимальной поражающей способности огнестрельного, пневматического, стрелкового метательного и иного оружия, при которой возможно причинение тяжкого вреда здоровью при однократном применении оружия, исключением из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенного для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия, а также стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), имеющего натяжение тетивы не более 50 кгс, либо всех видов данного метательного оружия, пневматического оружия, имеющего дульную энергию не более 25 или 50 Дж, либо всех видов данного оружия.
При этом возможно введение специальных минимальных критериев дульной и удельной кинетических энергий устройств, поражающих цель разрывными, зажигательными и иными снарядами, имеющими повышенную поражающую способность, включая снаряды с ядовитыми и другими подобными веществами, правил оборота и минимальных критериев опасности оружия, снарядов и других предметов, которые содержат на своей поверхности или внутри элементов своей конструкции ядовитые и иные опасные вещества, а также перечня видов оружия, патронов и других предметов, в которых разрешено использовать в качестве снарядов дробь, соль или иные мелкие и (или) острые предметы, допустимых значений кинетических энергий данных предметов, не отнесенных или отнесенных к оружию, неограниченных, ограниченных или запрещенных к обороту в РФ, и правил их оборота.
При внесении данных изменений, учитывая поражающую способность различных предметов, необходимо введение минимальных значений кинетических энергий, при которых возможно поражение человека ядовитым или иным опасным веществом с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (проникновение опасного вещества в кровь, кожу, глаза и т.п.), или приведение в действие разрывного, зажигательного или иного опасного снаряда, предназначенного для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (обеспечение срабатывания взрывателя или иного элемента, приводящего в действие содержимое снаряда или его отдельные элементы, увеличивающие его поражающую способность). При этом данные виды оружия следует законодательно отграничить от обычных видов холодного, метательного и иного оружия, отнеся их к отдельным видам оружия, четко распределив ограничения и запреты на их оборот по степени их опасности и их поражающей способности, а также исключив уголовную ответственность за незаконный оборот любого оружия, не повлекший тяжких последствий, и любую ответственность лиц, совершивших его по неосторожности, либо по неосторожности снарядивших оружие или иные предметы ядовитыми, взрывчатыми и иными опасными веществами, или имевших предметы, содержащие указанные вещества, либо удаливших указанные вещества из оружия или других предметов, если указанные предметы не были использованы для совершения тяжких или особо тяжких насильственных преступлений с умыслом на применение против человека указанных веществ.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 935 голосов

65

Против решения: 189 голосов

К началу списка инициатив