Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99635
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии правил об исключении ответственности владельцев оружия и других лиц, которые имеют или могут получить во владение конкретные предметы, на деактивацию оружия или понижение его характеристик до неоружейных значений

Необходимо введение в ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ правил об исключении ответственности владельцев оружия и других лиц, которые имеют или могут получить во владение конкретные предметы, за выведение оружия из боевого состояния (деактивации) или понижение его характеристик до значений, при которых предмет не может быть отнесен к оружию, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистических требований и (или) экспертных методик, иных принудительных мер, а также отнесения указанных действий данных лиц к незаконным, если данные действия были направлены на сохранение оружия во владении, обеспечение собственной безопасности или безопасности других лиц, при наличии рисков неосмотрительного или противоправного использования оружия, которое может повлечь тяжкие последствия, и (или) привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконный оборот оружия, не представляющий общественной опасности или иной существенной степени опасности, и исключения из перечня видов оружия оружия, имеющего культурную ценность, и оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенного для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая наличие запретов на отнесение к оружию и ограничение оборота как видов оружия всех видов деактивированного оружия и видов предметов, не соответствующих экспертным и иным минимальным критериям конкретных видов оружия, а также отсутствие правил об исключении ответственности владельцев оружия и других лиц, которые имеют или могут получить во владение конкретные предметы, за выведение оружия из боевого состояния (деактивации) или понижение его характеристик до значений, при которых предмет не может быть отнесен к оружию, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистических требований и (или) экспертных методик, иных принудительных мер, а также отнесения указанных действий данных лиц к незаконным, если данные действия были направлены на сохранение оружия во владении, обеспечение собственной безопасности или безопасности других лиц, при наличии рисков неосмотрительного или противоправного использования оружия, которое может повлечь тяжкие последствия, и (или) привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконный оборот оружия, не представляющий общественной опасности или иной существенной степени опасности.
При этом понижение критериев любого оружия исключает его отнесение к оружию при достижении любых характеристик, исключающих законодательное отнесение предметов к оружию (понижение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия до значения, составляющего менее 0,5 Дж на мм2, понижения энергии пневматического оружия до значений дульной энергии, составляющих менее 7,5 или 3 Дж, понижение значений усилия натяжения тетивы арбалетов и луков до значений, составляющих менее 43 или 27 кгс соответственно, затупление клинка холодного оружия или изменение угла заточки лезвия либо понижение твердости клинка до значения, составляющего менее 25 HRC, либо замена клинка, ограничителя или рукоятки, либо иное изменение конструкции холодного и метательного броскового оружию, исключающее их отнесение к оружию, изменение конструкции огнестрельного оружия ограниченного поражения, сигнального оружия, а также газовых и револьверов, приобретаемых по лицензии, придающее им свойства сигнального или газового оружия, приобретаемого без лицензии, или предметов, не являющихся оружием, и т.п.).
Правила оборота оружия, включая его изъятие таковы, что оружие, запрещенное к обороту в РФ, может быть изъято и уничтожено органами внутренних дел безвозмездно (ст. 28 ФЗ Об оружии) и подлежит изъятию во всех случаях его обнаружения, независимо от наличия решения суда об этом, согласно положениям УПК, КоАП, ГПК РФ и целого ряда других кодексов, законов и иных законодательных актов РФ. Оружие, ограниченное к обороту, изымается до решения вопроса о его судьбе в случаях отсутствия лицензий и разрешений на его оборот, их аннулирования или смерти законного владельца оружия, имеющего его на основании лицензий или разрешений, до решения вопроса о наследовании имущества, а также в случаях нарушения различных правил оборота оружия или его незаконного оборота. При этом оружие может быть возвращено владельцу или унаследовано только в случаях, если его оборот конкретным лицом не запрещен законодательством, а у данного лица имеются лицензия, разрешение или иное законное основание владения указанным оружием, при отсутствии судебного акта, исключающего владение им. В иных случаях, если оружие не принадлежит другим лицам, или не вынесенного законного судебного акта о его конфискации, оружие может быть отчуждено владельцем или наследником под контролем уполномоченных органов в течение одного года, либо указанным лицам возмещается его стоимость, а в случае несовершения сделки по его отчуждению в течение одного года, - оружие подлежит принудительной реализации с выплатой владельцу или наследнику средств от его продажи, за вычетом расходов на его реализацию (ст. 238 и 1180 ГК РФ). Оружие, не подлежащее регистрации в уполномоченном органе и (или) приобретаемое без разрешительных документов, включая оружие, правила приобретения которого отсутствуют, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть временно изъято у собственника на время рассмотрения уголовного дела, дела об административном правонарушении и в иных случаях нарушения правил его оборота или совершения деяний, связанных с его применением или владением им. При этом оно может быть конфисковано по решению суда только в случаях его незаконного оборота, влекущего административную ответственность (ст. 20.10 КоАП РФ), ряда нарушений правил его оборота, за которые нормами КоАП РФ предусмотрена конфискация, иных деяний, за которые она предусмотрена, или отнесения предмета к орудиям преступлений, принадлежащим обвиняемым (любые орудия преступлений, принадлежащие обвиняемым, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, а орудия преступлений, принадлежащие другим лицам, подлежат возвращению им). Вышеизложенное относится и к иному оружию.
До 2011 года в КоАП РФ было предусмотрено возмездное изъятие оружия или иного предмета правонарушения, подлежавшее исполнению в течение одного года со дня вступления постановления суда в законную силу, с выплатой стоимости проданного предмета в порядке, аналогичном, предусмотренному ст. 238 ГК РФ, которое могло быть применено за нарушение правил оборота любого оружия, не запрещенного к обороту, но оно было отменено и отсутствует в КоАП и ином законодательстве РФ.
При этом оно сохраняется в КоАП целого ряда стран постсоветского пространства.
С 2022 года введено право владельцев оружия на его безвозмездную сдачу в органы внутренних дел для уничтожения.
При этом отсутствует четкий порядок передачи оружия на деактивацию и правила об обязательном информировании владельцев оружия о возможности его деактивации с дальнейшим его оставлением во владении, а также рассмотрении данного вопроса с владельцем оружия или иным лицом, которое может претендовать на оставление у себя оружия без сохранения у него функций оружия.
Правила о проведении понижения характеристик оружия до значений, исключающих его отнесение к оружию, и обязательном информировании о такой возможности владельца оружия, а также рассмотрении данного вопроса отсутствуют, а переделка оружия запрещена с 29 июня 2022 года.
При этом предметы, не соответствующие хотя бы одному обязательному критерию оружия, не являются оружием и находятся в свободном обороте.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному, метательному, пневматическому, холодному и иному оружию являются разрозненными, нечеткими и нелогичными, несправедливо разделяя виды оружия и иных предметов по степени опасности и поражающей способности.
На практике, не все виды конструктивно сходных с оружием изделий распространены в продаже и сертифицированы в РФ (револьверы под патрон Флобера, дульнозарядные устройства небольшой мощности (самодельные дульнозарядные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, дульнозарядные «Дерринджеры» и иные подобные карманные пистолеты, имеющие указанную кинетическую энергию, и др.) и т.п.), но заключение эксперта о том, что предмет не является огнестрельным или иным оружием заменяет сертификат и дает основания для его сертификации, а относить к оружию предметы, не соответствующие всем его обязательным критериям, запрещено. Поэтому в свободном обороте могут находиться различные виды заводских и самодельных предметов, не отнесенных к оружию законодательством РФ, включая предметы, не имеющие широкого распространения и отличающиеся от оружия только одним критерием.
При этом владельцев оружия и их наследников органы власти часто обязывают сдавать оружие на реализацию или безвозмездно, предварительно изымая оружие, не предлагая его деактивацию или, тем более, понижение энергетических и иных характеристик оружия до значений, исключающих их отнесение к оружию, причиняя им возможные убытки и ухудшая обеспечение их безопасности, т.к. предметы, не отнесенные к оружию, но сходные с ним, могут свободно отчуждаться и их хранение, ношение и иной оборот не ограничены, а целях самообороны в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости может быть использован любой предмет. Лиц, не сдавших свое оружие или иным образом нарушающих правила его оборота, привлекают к административной или уголовной ответственности с изъятием оружия и его возможной конфискации. При этом самостоятельные деактивация или понижение характеристик оружия могут влечь ответственность за нарушение правил уничтожения оружия, его незаконные переделку или изготовление либо повреждение культурных ценностей (если оружие признано оружием, имеющим культурную ценность), в зависимости от утраты или сохранения у предмета свойств оружия.
Все вышеуказанные меры могут влечь не вызываемое необходимостью причинение убытков владельцам оружия и другим лицам, а также иные ограничения их конституционных прав, при отсутствии права на их применения к лицам, получившим деактивированное и иное оружие, не отнесенное к оружию законодательно, и лицам, которые смогли законно деактивировать оружие или понизить его характеристики до значений, исключающих отнесение предмета к оружию.

Предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте при любых характеристиках, при которых оружие ограничено или запрещено к обороту (отнесение современного оружия к кастетам или иному холодному оружию, запрещенному к обороту в РФ, бросковому метательному оружию, короткоствольному или длинноствольному нарезному огнестрельному оружию, наличие у огнестрельного оружия, не отнесенного к спортивному, магазина или барабана емкостью более 10 патронов, наличие у огнестрельного оружия возможности ведения стрельбы очередями и т.п.), за исключением возможностей ведения стрельбы очередями и наличия магазина или барабана емкостью более 10 патронов у списанного оружия, запрещенных Криминалистическими требованиями с 29 июня 2022 года.
Поэтому необходимо внесение вышеуказанных изменений в целях соблюдения конституционных прав человека и иных законных прав владельцев оружия и других подобных предметов, а также упорядочивания правил оборота оружия и сходных с ним предметов.
К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.
К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия – удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).
К пневматическому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. В ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии, а также в Криминалистических требованиях и в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» установлен минимальный критерий пневматического оружия – дульная энергия более 3 Дж. При этом в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ с 2021 года установлена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.
К метательному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии самим оружием (путем его броска) или снарядом (путем производства выстрела из оружия), метаемыми с использованием мускульной силы человека (бросковое метательное оружие) или механической энергии (стрелковое метательное оружие)). При этом минимальные критерии отнесения предметов к метательному оружию установлены в ст. 3 ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертной методике только в отношении луков и арбалетов как стрелкового метательного оружия, и в экспертной методике и Криминалистических требованиях – в отношении метательных ножей, сюрикенов и ряда других предметов как видов броскового метательного оружия. Минимальным критерием луков и арбалетов как метательного оружия является только усилие натяжения тетивы, составляющее более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии метательных ножей и иного броскового метательного оружия соответствуют критериям холодного оружия с их дополнением необходимыми для точного метания предметов аэродинамическими характеристиками. Из положений ст. 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии во взаимосвязи с положениями Криминалистических требований и экспертной методики следует, что к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты, а иные виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, включая пружинные ружья и стреляющие ножи, не могут быть отнесены к метательному стрелковому или бросковому оружию либо к иным видам оружия, если они не соответствуют всем критериям холодного (в особенности, стреляющие ножи или ружья со штыками-ножами, соответствующими критериям холодного оружия) или нелетального оружия (устройства, стреляющие снарядами со слезоточивыми или раздражающими веществами, дистанционные электрошоковые устройства и т.п.).
К холодному оружию в ст. ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. При этом критерии холодного оружия определены только в экспертной методике и ряде ГОСТов, а многие основные его критерии предусмотрены в Криминалистических требованиях в отношении ряда видов гражданского холодного оружия. В экспертной методике предусмотрено множество критериев холодного оружия, определяющих его поражающую способность при нанесении ударов с энергией от 20 до 50 Дж.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к отдельному виду оружия, удельная кинетическая энергия которого может как превышать 0,5 Дж на мм2 (при выстреле снарядом травматического действия из указанного гражданского оружия с дульной энергией не более 91 Дж или любым типом снаряда из указанного служебного оружия с дульной энергией не более 150 Дж), так и не превышать данного значения. Газовое оружие предназначено для временного химического поражения цели, а сигнальное оружие предназначено только для подачи световых, звуковых или дымовых сигналов.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия, не являющиеся оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
Списанное оружие названо в ст. 1 ФЗ Об оружии огнестрельным оружием, выведенным из боевого состояния, которое может быть использовано для имитации стрельбы или не предназначено для производства выстрела, т.е. оно не соответствует критериям огнестрельного оружия и не является иным видом оружия, но ограничения на его оборот создают условия для введения его минимальных критериев или отмены ограничений на его оборот.
ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, ружья и пистолеты для подводной охоты (механические (пружинные и тетивные), пневматические и гидропневматические) могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс (ГОСТ Р 51281-99 «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность»), но не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании.
Ряд минимальных критериев предметов, которые не могут быть отнесены к конкретным видам оружия указан в ГОСТах, в частности, в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» определена минимальная дульная энергия, при которой пневматическое стреляющее устройство не может быть отнесено к оружию, составляющая 0,5 Дж.
В ГОСТе Р 53906-2010 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» определены максимальные критерии игрушечных стреляющих устройств. В частности, снаряды и игрушки со снарядами должны соответствовать следующим требованиям, указанным в п. 4.18.1:
а) все жесткие снаряды на конце должны иметь закругления радиусом не менее 2 мм;
б) металлические снаряды должны иметь неметаллические наконечники диаметром не менее 20 мм;
в) эластичный материал, используемый в качестве защитного амортизатора на ударной поверхности снарядов, не должен отсоединяться при испытании по 8.4.2.3 (испытание растяжением).
Игрушка со снарядами без накопителя энергии должна соответствовать следующим требованиям:
а) концы снарядов в форме стрел и самолетов, а также наконечники дротиков должны быть тупыми или покрыты эластичным материалом (например, резиной) площадью не менее 3 см. Концы и наконечники не должны быть металлическими, допускается использование кружочков магнита площадью не менее 3 см2 (пп. «а» п. 4.18.2).
Снаряды, которые запускаются и ускоряются с помощью пускового механизма, должны соответствовать следующим требованиям:
а) при проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия снарядов должна быть не более:
0,08 Дж - для жестких снарядов без эластичных наконечников;
0,5 Дж - для эластичных снарядов или снарядов с эластичными наконечниками (например, резина);
б) наконечники снарядов в форме стрел, которые обладают максимальной кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, должны иметь защитное покрытие из эластичного материала (например, резины). При проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия из расчета на единицу поверхности эластичного наконечника не должна превышать 0,16 Дж/см;
в) в том случае, если игрушка способна выстрелить другим, не предназначенным для нее снарядом, и способна выпустить снаряд с кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, то об этом следует предупреждать потребителя, информируя его об опасности использования снарядов, не предназначенных для игрушки (п. 4.18.3).
Стрела, запускаемая из лука, должна соответствовать следующим требованиям:
а) наконечники стрел не должны быть металлическими. Допускается наличие на конце стрелы магнитного кружочка, если этот магнитный кружочек имеет площадь не менее 3 см;
б) максимальная кинетическая энергия стрелы, запущенной из лука, при проведении испытания по 8.25.2 (кинетическая энергия стрел и лука) не должна превышать значений, установленных в 4.18.3, перечисление б);
в) наконечники стрел, максимальная кинетическая энергия которых превышает 0,08 Дж, должны соответствовать требованиям, установленным в 4.18.3 (п. 4.18.4).
В п. 7.8 о снарядах к игрушкам указано, что в инструкции по применению игрушек со снарядами должно быть указано об опасности применения снарядов, которые не рекомендованы или не поставляются изготовителем. На игрушку, способную выпустить снаряд с кинетической энергией более 0,08 Дж, или на ее упаковку должна быть нанесена следующая предупредительная информация:
"ВНИМАНИЕ! Не целиться в лицо или глаза!".
Данный ГОСТ не распространяется на многие виды предметов, включая предметы, находящиеся в свободном обороте, поэтому он не содержит минимальных критериев каких-либо видов оружия, а многие виды стреляющих устройств, имеющие большие значения кинетических энергий и других вышеуказанных характеристик, не отнесены к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками. При этом их оборот является свободным.
ГОСТы не являются обязательными к исполнению и не имеют юридической силы законов и подзаконных актов, поэтому отсутствие части критериев оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иных федеральных законах не может способствовать соблюдению положений Конституции РФ и восполнению пробелов в законодательстве. Поэтому необходимо введение четких минимальных и максимальных критериев оружия и других предметов именно в федеральные законы, а не в иные акты, а также их упорядочивание по степени опасности конкретных предметов в соответствующих федеральных законах.
Действующие в РФ критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий) и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую проникающее ранение грудной клетки с переломами грудины, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) с расстояния до 1 метра.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). Поэтому значения дульной энергии, установленные ГОСТом для игрушечного оружия с твердыми или мягкими снарядами (0,08 и 0,5 Дж) не являются значениями, полностью исключающими производство выстрелов снарядами сверхмалых калибров (до 1 мм) или острыми снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 или 1,5 Дж на мм2. При этом данный факт не повлиял на установление указанных значений дульной энергии для предметов, не отнесенных к оружию, что свидетельствует о низкой поражающей способности снарядов настолько малых калибров или о невозможности ограничить использование всех предметов, которым может быть придана кинетическая энергия более 0,5 или 1,5 Дж на мм2.
При крупных калибрах (от 11, 20 или 26 мм) значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 Дж на мм2 достигаются при значениях дульной энергии, превышающих 50 Дж и ее значения, достигаемые при усилиях натяжения тетивы, составляющих более 27, 43 и 50 кгс, в зависимости от калибра оружия. При этом артиллерийские орудия и иные крупнокалиберные огнестрельные устройства могут быть не отнесены к огнестрельному оружию и при значениях дульной энергии, значительно превышающих 150 или 300 Дж, т.к. значения удельной кинетической энергии при калибрах более 30, 40 или 50 мм и дульных энергиях до нескольких сотен Дж не будут превышать 0,5 Дж на мм2. Поэтому крупнокалиберные огнестрельные устройства не будут являться огнестрельным оружием при распространенных дульных энергиях огнестрельного оружия средних и малых калибров, а аналогичные пневматические устройства будут отнесены к пневматическому оружию с очень высокими значениями дульной энергии, во много раз превышающими ее значения, установленные для пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и охотничьего пневматического оружия. Но аналогичные метательные устройства, не отнесенные к арбалетам, не являются оружием при любых значениях дульной энергии. При этом масса и скорость снарядов таких устройств, как правило, придает им удельную кинетическую энергию, во много раз большую 0,5 Дж на мм2. Поэтому значения удельной кинетической энергии, не превышающие 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающие данную величину, могут быть только у нестандартных образцов крупнокалиберного огнестрельного оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, специально предназначенных для стрельбы маломощными и легкими снарядами травматического или иного действия, и не способных выдержать выстрел стандартными артиллерийскими и иными подобными боеприпасами для крупнокалиберного огнестрельного оружия.
Ст. 24 ФЗ Об оружии запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, а в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей, т.е. криминалистическая экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, проводимая для определения его принадлежности к оружию, запрещена, что делает его отнесение к оружию юридически невозможным. Поэтому его отнесение к оружию будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ правил об исключении ответственности владельцев оружия и других лиц, которые имеют или могут получить во владение конкретные предметы, за выведение оружия из боевого состояния (деактивации) или понижение его характеристик до значений, при которых предмет не может быть отнесен к оружию, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистических требований и (или) экспертных методик, иных принудительных мер, а также отнесения указанных действий данных лиц к незаконным, если данные действия были направлены на сохранение оружия во владении, обеспечение собственной безопасности или безопасности других лиц, при наличии рисков неосмотрительного или противоправного использования оружия, которое может повлечь тяжкие последствия, и (или) привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконный оборот оружия, не представляющий общественной опасности или иной существенной степени опасности, и исключения из перечня видов оружия оружия, имеющего культурную ценность, и оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц (холодного, броскового метательного, нелетального и иного подобного оружия), не предназначенного для поражения цели (сигнального и иного подобного оружия), либо использование которых для поражения цели запрещено законом.
При внесении данных изменений необходимо введение указаний на право владельцев оружия и других лиц на деактивацию оружия, не имеющего культурной ценности, или понижение его характеристик до любых значений, не превышающих максимальные значения, установленные для предметов, не отнесенных к оружию, либо иное лишение предмета признаков конкретного вида оружия, и правил совершения указанных действий, а также на исключение ответственности и иных принудительных мер (изъятие оружия по решению суда или в ином, установленном законом порядке, без последующего его возвращения, лишение права на владение оружием, задержание о подозрению в совершении преступления, связанного с незаконным оборотом оружия, административное задержание или доставление за административные правонарушения в сфере оборота оружия, иные процессуальные действия по уголовным делам или делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия и др.) в отношении владельцев оружия и иных лиц, самостоятельно деактивировавших оружие, не имеющее культурной ценности, или изменивших его характеристики таким образом, что предметы перестали соответствовать критериям оружия, без цели причинения вреда владельцам оружия или другим лицам, которые могут получить право на оборот данного оружия, либо иных противоправных целей.
В отношении деактивации оружия, имеющего культурную ценность, или иного лишения его признаков оружия необходимо введение правил, исключающих ответственность за незаконные действия в отношении оружия, повреждение или уничтожение культурных ценностей либо покушения на его совершение и иные принудительные меры в отношении владельцев оружия и иных лиц, самостоятельно деактивировавших оружие, имеющее культурную ценность, или изменивших его характеристики таким образом, что предметы перестали соответствовать критериям оружия, без цели причинения вреда владельцам оружия или другим лицам, которые могут получить право на оборот данного оружия, либо иных противоправных целей, если это не повлекло повреждения или уничтожения указанных культурных ценностей, или было совершено по неосторожности (при незнании об отнесении оружия к культурным ценностям или о возможности его повреждения конкретными действиями), либо было совершено в целях исключения использования предмета в качестве оружия в противоправных целях или обеспечения его сохранности как культурной ценности и (или) сохранности своего имущества (в случаях возможного изъятия оружия, имеющего культурную ценность, за нарушение правил его оборота именно как вида оружия и (или) применения иных мер, ограничивающих права человека, предусмотренных ФЗ Об оружии и нормами УК и КоАП РФ, касающихся незаконного оборота оружия и нарушения правил его оборота).
После исключения законодательной возможности отнесения к оружию оружия, имеющего культурную ценность, необходимо сохранить вышеуказанные исключения ответственности и иных принудительных мер в отношении его владельцев и иных лиц в случаях деактивации и иного вышеуказанного изменения конструкции оружия, совершенных до его исключения из перечня видов оружия, либо при отсутствии его повреждения, либо в случаях неосторожного его совершения. При этом должны отсутствовать нарушения законных прав его владельцев.
После исключения законодательной возможности отнесения к оружию холодного и иного оружия, не представляющего большей степени опасности, чем предметы, находящиеся в свободном обороте, не имеющего культурной ценности, необходимо сохранить вышеуказанные исключения ответственности и иных принудительных мер в отношении его владельцев и иных лиц в случаях деактивации и иного вышеуказанного изменения конструкции оружия, совершенных до или после его исключения из перечня видов оружия, при отсутствии нарушений законных прав его владельцев, либо при отсутствии его повреждения, либо в иных случаях отсутствия нарушений положений законодательства.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ правил об исключении ответственности владельцев оружия и других лиц, которые имеют или могут получить во владение конкретные предметы, за выведение оружия из боевого состояния (деактивации) или понижение его характеристик до значений, при которых предмет не может быть отнесен к оружию, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистических требований и (или) экспертных методик, иных принудительных мер, а также отнесения указанных действий данных лиц к незаконным, если данные действия были направлены на сохранение оружия во владении, обеспечение собственной безопасности или безопасности других лиц, при наличии рисков неосмотрительного или противоправного использования оружия, которое может повлечь тяжкие последствия, и (или) привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконный оборот оружия, не представляющий общественной опасности или иной существенной степени опасности, и исключения из перечня видов оружия оружия, имеющего культурную ценность, и оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц.
При внесении данных изменений необходимо введение указаний на право владельцев оружия и других лиц на деактивацию оружия, не имеющего культурной ценности, или понижение его характеристик до любых значений, не превышающих максимальные значения, установленные для предметов, не отнесенных к оружию, либо иное лишение предмета признаков конкретного вида оружия, и правил совершения указанных действий, а также на исключение ответственности и иных принудительных мер (изъятие оружия по решению суда или в ином, установленном законом порядке, без последующего его возвращения, лишение права на владение оружием, задержание о подозрению в совершении преступления, связанного с незаконным оборотом оружия, административное задержание или доставление за административные правонарушения в сфере оборота оружия, иные процессуальные действия по уголовным делам или делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия и др.) в отношении владельцев оружия и иных лиц, самостоятельно деактивировавших оружие, не имеющее культурной ценности, или изменивших его характеристики таким образом, что предметы перестали соответствовать критериям оружия, без цели причинения вреда владельцам оружия или другим лицам, которые могут получить право на оборот данного оружия, либо иных противоправных целей.
В отношении деактивации оружия, имеющего культурную ценность, или иного лишения его признаков оружия необходимо введение правил, исключающих ответственность за незаконные действия в отношении оружия, повреждение или уничтожение культурных ценностей либо покушения на его совершение и иные принудительные меры в отношении владельцев оружия и иных лиц, самостоятельно деактивировавших оружие, имеющее культурную ценность, или изменивших его характеристики таким образом, что предметы перестали соответствовать критериям оружия, без цели причинения вреда владельцам оружия или другим лицам, которые могут получить право на оборот данного оружия, либо иных противоправных целей, если это не повлекло повреждения или уничтожения указанных культурных ценностей, или было совершено по неосторожности (при незнании об отнесении оружия к культурным ценностям или о возможности его повреждения конкретными действиями), либо было совершено в целях исключения использования предмета в качестве оружия в противоправных целях или обеспечения его сохранности как культурной ценности и (или) сохранности своего имущества (в случаях возможного изъятия оружия, имеющего культурную ценность, за нарушение правил его оборота именно как вида оружия и (или) применения иных мер, ограничивающих права человека, предусмотренных ФЗ Об оружии и нормами УК и КоАП РФ, касающихся незаконного оборота оружия и нарушения правил его оборота).
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 938 голосов

62

Против решения: 207 голосов

К началу списка инициатив