Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99955
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии равных правил оборота всех видов гражданского огнестрельного оружия с любыми типом и длиной ствола, при разделении видов стрелкового оружия на ограниченные и запрещенные к обороту только по их поражающей способности

Необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и любого огнестрельного гладкоствольного магазинного (барабанного) или многоствольного оружия, чем иного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, и установление в качестве критериев более строгого оборота огнестрельного оружия определенных значений его дульной и удельной кинетических энергий (дульной энергии более 150, 300, 500 или 1000 Дж и удельной кинетической энергии более 1,5, 3 или 5 Дж на мм2) с распределением всех ограничений и запретов на оборот конкретных видов огнестрельного и иного стрелкового оружия только по значениям их дульной и удельной кинетических энергий, способных причинять наиболее опасный вред (тяжкий вред здоровью или смерть человеку на расстоянии более 1, 10 или 100 метров, пробитие на указанном расстоянии бронежилетов определенных классов защиты, разрушение различных по прочности преград на данном или большем расстоянии и т.п.), и критериям наличия возможности эффективного и безопасного применения предмета в качестве оружия, и его отличия от бытовых и иных предметов, которые необходимы либо пригодны для их использования в повседневной законной деятельности или в иных законных целях.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку согласно ст. 13 ФЗ Об оружии охотничье и спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом разрешается приобретать только при наличии стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием (5 лет) либо при наличии специальных оснований, предусмотренных для профессиональных охотников (перечень соответствующих профессий предусмотрен законодательством субъектов РФ, но он не предусмотрен в законодательстве города Москвы и части других субъектов РФ) или стрелков-спортсменов высокого класса, с последующей регистрацией в Росгвардии (для приобретения огнестрельного длинноствольного оружия в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия), а для приобретения патронов к нему необходимо разрешение на хранение и ношение данного оружия. При этом возможно приобретение данных патронов по лицензии на коллекционирование оружия, но их приобретение по данной лицензии не указано в самом ФЗ Об оружии и, в соответствии с Правилами оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему, они не могут быть использованы в оружии, но отдельных запретов и мер ответственности за использование коллекционируемых патронов в оружии законным владельцев оружия или другим лицом ФЗ Об оружии, КоАП и УК РФ не предусматривают (если патрон имеет культурную ценность, - возможна ответственность по ст. 243 УК РФ).
Оружие может быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия только при наличии права на его приобретение, а использование оружия, являющегося объектов коллекционирование для тренировочных стрельб запрещено с 2022 года п. 62(1) Правилами оборота гражданского, служебного оружия и патронов к нему. При этом запрещены приобретение в целях коллекционирования спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия.
Поэтому правила оборота современного гражданского огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом являются излишне строгими, т.к. не допускают его приобретения без лицензии на приобретение охотничьего и (или) спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом или соблюдения иных специальных правил его приобретения (награждение оружием и др.) даже в целях коллекционирования, но запрещают использование в качестве оружия стрелковое оружие, указанное именно в лицензии на коллекционирование оружия, имеющееся в количестве более 5 единиц конкретных видов оружия огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия или данного оружия с нарезным стволом, пневматического оружия, подлежащего регистрации в Росгвардии, охотничьего стрелкового метательного оружия и т.п., при наличии запрета на коллекционирование и приобретение в количестве более 5 единиц спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом.
В ФЗ Об оружии отсутствуют специальные ограничения и запреты на приобретение патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному оружию, правила приобретения которого отсутствуют (в частности, к спортивному гладкоствольному короткоствольному оружию), и к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, но четкие критерии отличия данных патронов от иных патронов и правила их оборота отсутствуют. При этом существуют данные виды оружия, предназначенные для использования патронов к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии. Это означает отсутствие возможности приобретения патронов к ним без приобретения оружия, приобретаемого по лицензии, подлежащего регистрации в Росгвардии, и получения на него разрешения. Поэтому лицо, имеющее оружие под патроны к оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в Росгвардии, желающее приобрести патроны к своему оружию, обязано получить лицензию, приобрести по ней соответствующее оружие и получить разрешение на него.
При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ об обороте оружия отсутствуют четкие критерии разграничения по степени опасности и поражающей способности видов гражданского и иного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, приобретаемых по лицензии или без лицензии, видов указанного оружия, правила приобретения и (или) многие другие правила оборота которых отсутствуют, включая различные виды огнестрельного и иного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного оружия и многие виды боевого или иного наградного оружия, видов оружия, запрещенных к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, а также видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, патронов к различным видам оружия и предметов, сходных с оружием, но не являющихся им.
Поэтому различные виды оружия, патронов и других предметов не четко разграничены по степени опасности.
ФЗ Об оружии строго ограничивает оборот современного огнестрельного оружия с нарезным стволом или указанного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия, не ограничивая подобным образом оборот каких-либо видов пневматического и метательного оружия (ствольных арбалетов (шнепперов)) с нарезным и (или) коротким стволом, а также любых конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию (пружинных пистолетов, ружей и т.п.), и не устанавливая упорядоченных правил оборота гладкоствольных пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, и предметов, сходных с огнестрельным оружием по принципу действия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2.
Действующие правила приобретения огнестрельного оружия с нарезным стволом обязывающие владеть охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным оружием, фактически способствуют искусственному увеличению количества огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и пневматического оружия, имеющих любую дульную энергию, во владении граждан и может способствовать как законному, так и незаконному обороту иного оружия, учитывая отсутствие ограничений на приобретение по лицензии многих видов нарезного огнестрельного и иного оружия, приобретаемого в целях коллекционирования, и наличие возможности использования патронов к гражданскому огнестрельному оружию во многих видах автоматического и иного запрещенного к обороту в РФ боевого, иностранного военного, атипичного или другого огнестрельного оружия.
Запретами на коллекционирование видов гражданского оружия, право на приобретение которых граждане РФ не имеют, уточненный в новом ФЗ (Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии""(направлен на развитие оружейной отрасли в Российской Федерации, поддержку отечественных производителей гражданского оружия и патронов к нему, а также уточняет основания приобретения гражданами Российской Федерации гражданского огнестрельного длинноствольного оружия)"), и на коллекционирование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом, действующий с 2018 года, не учитывается степень опасности конкретных видов оружия и негативно отражаются на соблюдении конституционных прав граждан РФ, владеющих огнестрельным оружием с нарезным или коротким стволом, не имеющим культурной ценности, и на учете оружия для контроля за его оборотом, т.к. часть оснований владения данным оружием действуют временно и могут прекратить свое действие в любое время, независимо от появления общих оснований, исключающих возможность выдачи лицензий и разрешений на оборот оружия (увольнение с работы или службы, прекращение занятия конкретным видом деятельности, исключение профессии из перечня профессий, дающих право на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях охоты, в законодательстве субъекта РФ и др.). При этом данные основания являются специальными и прекращают право на владение данным оружием, вместе с которым может быть прекращено и право на владение патронами к такому оружию, порохом, капсюлями, охотничьим метательным и холодным клинковым оружием (в зависимости от наличия в законном владении иного огнестрельного оружия соответствующего вида и сохранения статуса охотника или стрелка-спортсмена). Ограничение перечня граждан, имеющих право на приобретение данного оружия, и наличие оснований введения права на его приобретение только, если гражданин занимается определенной деятельностью, осложняют учет огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и влекут как изначальное распространение данного оружия в незаконном обороте и рост прибылей черных рынков оружия, так и его переход из законного оборота в незаконный. Это сводит к нулю всю эффективность мер по контролю за оборотом огнестрельного и иного оружия.
К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.
К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия – удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).
Огнестрельное оружие с нарезным и (или) коротким стволом не представляет большей степени опасности, чем огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, поскольку степень поражающей способности определяется его удельной и дульной кинетическими энергиями, максимальные значения которых в ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях к оружию не указаны, а минимальное значение определено в Криминалистических требованиях только для удельной кинетической энергии любого огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2).
Поэтому логичным является отсутствие ограничений на тип и, во многих случаях, длину ствола пневматического и метательного оружия, любого оружия, имеющего культурную ценность, а также предметов, не отнесенных к оружию, а наличие и сохранение различных правил оборота огнестрельного оружия, имеющего различные тип и длину ствола, нелогично и не может способствовать борьбе с преступностью. Это требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ, упорядочивающих правила оборота огнестрельного оружия только по значениям удельной и дульной кинетических энергий, а также по обстоятельствам, указывающим на необходимость его нахождения в гражданском обороте для многих или всех лиц, либо отменяющим ограничения на оборот многих видов огнестрельного оружия, учитывая законодательство Российской империи, СССР до 1975 года, США и целого ряда других стран мира.
Виды стрелкового оружия, не отнесенные к огнестрельному, и предметы, не являющиеся оружием не ограничены к обороту по количеству стволов, наличию и емкости магазина (барабана), а также по скорострельности и возможности автоматической перезарядки (неавтоматические и самозарядные). Более того, не запрещены и специально не ограничены к обороту их виды, позволяющие вести стрельбу очередями (автоматические).
Вышеуказанные виды пневматического оружия находятся в обороте, определенном для огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, если они имеют дульную энергию более 3 Дж или 7,5 Дж при калибре более 4,5 мм, либо в обороте без лицензий, если они имеют дульную энергию именно более 3 Дж и калибр не более 4,5 мм, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют дульную энергию не более 3 Дж, или не отнесены к оружию по своему назначению.
Подобные виды метательного оружия находятся в обороте, определенном для охотничьего метательного оружия, приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, если оно отнесено к арбалетам с натяжением тетивы более 43 кгс, либо не относятся к оружию и находятся в свободном обороте, если они имеют натяжение тетивы не более 43 кгс, или не отнесены к оружию по своему назначению, либо не являются арбалетами и не отнесены к оружию по данному признаку.
Любые конструктивно сходные с оружием изделия и иные предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте.
Поэтому все ограничения на оборот огнестрельного и иного оружия являются формальными и не способствуют борьбе с преступностью, т.к. учет оружия осложняется при увеличении его количества в законном обороте, а оборот оружия и других предметов, не подлежащих регистрации, и незаконный оборот оружия являются неконтролируемыми, а увеличение перечня видов оружия и других предметов, подлежащих регистрации может только ухудшить ведение учета оружия и увеличить количество оружия и других предметов, находящихся в незаконном обороте, а также способствовать резкому увеличению числа лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер. При этом увеличение перечней наиболее ограниченных и запрещенных видов оружия и других предметов может только увеличить их количество, находящееся в незаконном обороте и доходы черных рынков, а также число лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, и (или) понесших убытки в связи с изъятием оружия и (или) других предметов, и (или) применением других репрессивных мер.
Патроны к пистолетам и револьверам могут быть использованы в спортивном и охотничьем огнестрельном оружии с нарезным стволом, а ряд видов патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию имеет сходство с патронами к любому огнестрельному оружию с нарезным стволом. При этом подобные виды гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему с 29 июня 2022 года ФЗ от 28.06.2021 N 231-ФЗ в ФЗ Об оружии отнесены к огнестрельному оружию с нарезным стволом и патронам к нему, если в стволе оружия имеется нарезная часть любой длины и пуле придается вращательное движение, но четкие критерии отличия патронов к оружию с нарезным стволом от патронов к гладкоствольному оружию не введены.
С 29 июня 2022 года данным ФЗ запрещено приобретение в целях самообороны или охоты гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия с магазином (барабаном) или с количеством стволов более двух гражданами РФ, не владеющими иным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием более 2 лет. При этом сохранено право на приобретение любого указанного огнестрельного оружия для занятий спортом без установления сроков владения каким-либо оружием.
С 29.06.2022г. огнестрельное оружие с нарезной частью ствола или иным стволом, способным придать снаряду вращательное движение отнесено к нарезному оружию, что ужесточает правила его приобретения, хранения и иного оборота, исключает его из перечня видов оружия самообороны и вводит уголовную ответственность за любой его незаконный оборот, при отсутствии большей опасности данного оружия, чем гладкоствольного. Более того, данный запрет может способствовать приравниванию любого гладкоствольного огнестрельного оружия к нарезному, учитывая наличие неровностей в каналах стволов гладкоствольного оружия.
Незаконный оборот огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к огнестрельному оружию отнесен к преступлениям в ст. 222 и 223 УК РФ, максимальные наказания за которые составляют с 2021 года до 5, 8, 10, 12 и 15 лет лишения свободы, а незаконные сбыт, изготовление ремонт или переделка гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и незаконное изготовление патронов к нему влекут лишение свободы на сроки до 4, 6, 8 и 10 лет.
Необходимость наличия стажа владения охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и введение обязательного стажа владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием для приобретения указанного оружия с магазином (барабаном) или более чем с двумя стволами, при ограничении категорий граждан РФ, имеющих право на его оборот без указанных стажей (профессиональных охотников, работающих по профессиям, указанным органами власти субъектов РФ, и спортсменов высокого класса по стрельбе как граждан РФ, имеющих право на приобретение без стажа охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, и стрелков-спортсменов как граждан РФ, имеющих право на приобретение без стажа любого гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия), негативно влияет на соблюдение законных прав лиц, проживающих в местностях, в которых огнестрельное оружие необходимо для самообороны, охоты и других законных целей, лиц, имеющих огнестрельное оружие с нарезным стволом, приобретенное по другим основаниям в РФ, СССР или в зарубежных странах, либо занимающимися опасными видами деятельности или деятельностью, связанной с оборотом или использованием огнестрельного оружия с нарезным стволом и (или) любого магазинного огнестрельного оружия, либо имевшими опыт обращения с указанным огнестрельным оружием, но наиболее негативно оно ограничивает конституционные права лиц, которым любое гражданское или иное огнестрельное оружие необходимо для защиты жизни, включая лиц, подлежащих государственной защите, лиц преклонного возраста и лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, при которых не ограничивается право на приобретение оружия, т.к. лица, находящиеся в опасной ситуации, или достигшие преклонного возраста, либо страдающие указанными заболеваниями, могут так и не получить необходимый стаж владения оружием по причине смерти или возникновения обстоятельств, препятствующих правильному использованию оружия или законному владению оружием, и не заниматься видами деятельности, дающими право на приобретение такого оружия. Поэтому положения ФЗ Об оружии в отношении правил оборота огнестрельного оружия с нарезным стволом носят дискриминационный характер и не соответствуют степени опасности всех видов данного оружия.
При этом излишние ограничения на оборот гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом и иного оружия могут упрощать фабрикации уголовных дел против любых лиц и применение мер, ограничивающих их конституционные и иные законные права. Способствовать упрощению незаконного привлечения к уголовной ответственности и применению иных мер, ограничивающих как право на приобретение оружия по лицензиям и разрешениям, так и основные конституционные права человека, данные правила могут как в отношении граждан старшего возраста, но и всех лиц, не достигших определенных минимальных совершеннолетних возрастов (не менее 21, 23 или 26 лет), учитывая минимальные возраста приобретения оружия в РФ и субъектах РФ и стаж владения огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием. Приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом с 18 лет возможно только, если с указанного возраста можно получить соответствующую профессию или спортивное звание, либо в случае награждения оружием, а его приобретение до 18 лет гражданином РФ запрещено положениями ст. 13 ФЗ Об оружии.
Таким образом, права на приобретение гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом не имеют многие граждане РФ, достигшие возраста полной уголовной и иной ответственности совершеннолетнего лица (18 или 20 лет), включая владельцев огнестрельного оружия.
Запреты на отнесение огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом к гражданскому оружию самообороны и на отнесение огнестрельного короткоствольного оружия к охотничьему негативно влияют на противодействие преступности и обеспечение как безопасности на охоте, так и личной безопасности любых лиц и являются неэффективными, в особенности, учитывая отсутствие у данного огнестрельного оружия большей степени опасности, чем у огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и метательного, пневматического и иного подобного оружия или предметов, формально не отнесенных к оружию (в зависимости от кинетической энергии и поражающей способности), и отсутствие правил оборота спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия или запрета на его отнесение к спортивному оружию в ФЗ Об оружии.
При этом в законодательстве России и СССР до 1924 и 1927 годов короткоствольное оружие не ограничивалось к приобретению многими лицами и могло использоваться в целях самообороны или на охоте. В ФЗ Об оружии до 2011 года отсутствовал запрет на отнесение короткоствольного огнестрельного оружия к охотничьему, а правила оборота всех видов охотничьего гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружие не различались в зависимости от длины его ствола. При этом, на практике, сертифицировалось и находилось в обороте только охотничье длинноствольное огнестрельное оружие.
В законодательстве многих стран мира, включая значительное число стран постсоветского пространства, предусмотрено право на оборот огнестрельного короткоствольного и нарезного оружия в целях самообороны и (или) на использование огнестрельного короткоствольного оружия на охоте.
Существуют охотничьи гладкоствольные и нарезные пистолеты и револьверы, имеющие большие калибр и длину ствола. При этом данные и другие виды пистолетов и револьверов были разрешены к использованию на охоте в законодательстве Российской империи, РСФСР и СССР до 1927 года или более позднего времени (в зависимости от их отнесения к охотничьему оружию и категорий граждан, имеющих право на их приобретение и использование на охоте), и не были запрещены ФЗ Об оружии до 2011 года, а также разрешены к обороту в целях охоты и (или) самообороны во многих странах мира. Для космонавтов в СССР был создан охотничий трехствольный пистолет ТП-82, который не был допущен в гражданский оборот в качестве охотничьего и иного короткоствольного оружия и не может быть отнесен к не запрещенному к обороту гражданскому длинноствольному огнестрельному оружию, учитывая его размеры. При этом подобное оружие может быть необходимо любому лицу в экстренных ситуациях, а его поражающая способность не превышает поражающую способность огнестрельного оружия.
Поэтому необходимо введение права на оборот огнестрельного оружия с любым типом и длиной ствола в целях охоты, самообороны и в других законных целях многими или любыми лицами (в опасных экстренных ситуациях справедливо предоставлять право на оборот всех видов гражданского и иного подобного оружия любым лицам).
Оборот многих видов огнестрельного оружия является ограниченным лицензированием или запрещенным (в зависимости от их соответствия криминалистическим требованиям и положениям ФЗ Об оружии), но к огнестрельному оружию могут быть отнесены только предметы, конструктивно сходные с ним, имеющие удельную энергию выстрела металлическими снарядами не более 0,5 Дж/мм2, а предметы, имеющие меньшую удельную энергию, могут быть отнесены к сигнальному, списанному или газовому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения или к предметам конструктивно сходным с огнестрельным оружием, но не являющимися оружием, учитывая положения криминалистических требований.
Отнесение предмета к вышеуказанным видам предметов определяется наличием в его стволе ограничителя движения пули (рассекателя) и другими его характеристиками, исключающими его отнесение к огнестрельному оружию. При этом сигнальные пистолеты и револьверы, использующие только капсюли могут быть отнесены только к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а пистолеты, револьверы и другие конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия, не имеющие в стволе ограничителя, но имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж/мм2, могут быть отнесены только к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.е. находятся в свободном обороте.
Ряд минимальных критериев предметов, которые не могут быть отнесены к конкретным видам оружия указан в ГОСТах, в частности, в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» определена минимальная дульная энергия, при которой пневматическое стреляющее устройство не может быть отнесено к оружию, составляющая 0,5 Дж.
В ГОСТе Р 53906-2010 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» определены максимальные критерии игрушечных стреляющих устройств. В частности, снаряды и игрушки со снарядами должны соответствовать следующим требованиям, указанным в п. 4.18.1:
а) все жесткие снаряды на конце должны иметь закругления радиусом не менее 2 мм;
б) металлические снаряды должны иметь неметаллические наконечники диаметром не менее 20 мм;
в) эластичный материал, используемый в качестве защитного амортизатора на ударной поверхности снарядов, не должен отсоединяться при испытании по 8.4.2.3 (испытание растяжением).
Игрушка со снарядами без накопителя энергии должна соответствовать следующим требованиям:
а) концы снарядов в форме стрел и самолетов, а также наконечники дротиков должны быть тупыми или покрыты эластичным материалом (например, резиной) площадью не менее 3 см. Концы и наконечники не должны быть металлическими, допускается использование кружочков магнита площадью не менее 3 см2 (пп. «а» п. 4.18.2).
Снаряды, которые запускаются и ускоряются с помощью пускового механизма, должны соответствовать следующим требованиям:
а) при проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия снарядов должна быть не более:
0,08 Дж - для жестких снарядов без эластичных наконечников;
0,5 Дж - для эластичных снарядов или снарядов с эластичными наконечниками (например, резина);
б) наконечники снарядов в форме стрел, которые обладают максимальной кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, должны иметь защитное покрытие из эластичного материала (например, резины). При проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия из расчета на единицу поверхности эластичного наконечника не должна превышать 0,16 Дж/см;
в) в том случае, если игрушка способна выстрелить другим, не предназначенным для нее снарядом, и способна выпустить снаряд с кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, то об этом следует предупреждать потребителя, информируя его об опасности использования снарядов, не предназначенных для игрушки (п. 4.18.3).
Стрела, запускаемая из лука, должна соответствовать следующим требованиям:
а) наконечники стрел не должны быть металлическими. Допускается наличие на конце стрелы магнитного кружочка, если этот магнитный кружочек имеет площадь не менее 3 см;
б) максимальная кинетическая энергия стрелы, запущенной из лука, при проведении испытания по 8.25.2 (кинетическая энергия стрел и лука) не должна превышать значений, установленных в 4.18.3, перечисление б);
в) наконечники стрел, максимальная кинетическая энергия которых превышает 0,08 Дж, должны соответствовать требованиям, установленным в 4.18.3 (п. 4.18.4).
В п. 7.8 о снарядах к игрушкам указано, что в инструкции по применению игрушек со снарядами должно быть указано об опасности применения снарядов, которые не рекомендованы или не поставляются изготовителем. На игрушку, способную выпустить снаряд с кинетической энергией более 0,08 Дж, или на ее упаковку должна быть нанесена следующая предупредительная информация:
"ВНИМАНИЕ! Не целиться в лицо или глаза!".
Данный ГОСТ не распространяется на многие виды предметов, включая предметы, находящиеся в свободном обороте, поэтому он не содержит минимальных критериев каких-либо видов оружия, а многие виды стреляющих устройств, имеющие большие значения кинетических энергий и других вышеуказанных характеристик, не отнесены к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками. При этом их оборот является свободным.
ГОСТы не являются обязательными к исполнению и не имеют юридической силы законов и подзаконных актов, поэтому отсутствие части критериев оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иных федеральных законах не может способствовать соблюдению положений Конституции РФ и восполнению пробелов в законодательстве. Поэтому необходимо введение четких минимальных и максимальных критериев оружия и других предметов именно в федеральные законы, а не в иные акты, а также их упорядочивание по степени опасности конкретных предметов в соответствующих федеральных законах.
По исследованиям А.И. Устинова, Л.Ф. Савраня, Е.И. Сташенко и других ученых, с 1979 года в СССР установлены определенные формальные критерии принадлежности предметов к огнестрельному оружию, действующие в РФ и многих других странах постсоветского пространства.
Минимальная кинетическая энергия для стандартных пуль различного калибра, как показали эксперименты А.И. Устинова при стрельбе по трупным материалам, имеет следующие значения: 5,6 мм — 11 Дж; 6,35 мм — 16 Дж; 7,62 мм - 27 Дж; 9 мм - 30 Дж.
При этом было установлено, что пули этих калибров, обладая скоростью 100м/с, заведомо способны нанести проникающее повреждение телу человека.
При этом в военном деле под поражающей способностью принято понимать не причинение проникающего повреждения, а безусловный вывод человека из строя и поэтому оперируют гораздо большими значениями необходимой для поражения человека минимальной кинетической энергии пули (для винтовочных патронов 7,62 мм указывается значение кинетической энергии 80 Дж, обеспечивающее безусловный вывод человека из строя).
Очевидно, что при одинаковой кинетической энергии способность нанести проникающее повреждение человеку больше у пули с меньшей площадью поперечного сечения. Поэтому для оценки поражающей способности оружия различного калибра было предложено (Л.Ф.Саврань, 1979) использовать в качестве единого критерия значение удельной кинетической энергии пули.
Удельная кинетическая энергия Еуд(Дж/см2) определяется как отношение кинетической энергии пули к площади поперечного сечения ее ведущей части: Eyд=E/S, где S=пR2, R (см) — радиус ведущей части пули, п = 3,14.
По сделанным оценкам пули патронов калибра от 5,6 мм до 9 мм при скорости 100 м/с имеют удельную кинетическую энергию в интервале от 40 Дж/см2 до 60 Дж/см2, поэтому за минимальное значение удельной кинетической энергии, соответствующее границе поражения человека, в криминалистике принято среднее значение из этого интервала 50 Дж/см2 или 0,05 кГм/мм2. По данным судебной медицины при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6—8 Дж/см2 причиняет ссадины; 14—17 Дж/см2 — поверхностные раны; 32—36 Дж/см2 — непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; 54—60 Дж/см2 — проникающие ранения грудной клетки; 135—145 Дж/см2 — проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). Поэтому значения дульной энергии, установленные ГОСТом для игрушечного оружия с твердыми или мягкими снарядами (0,08 и 0,5 Дж) не являются значениями, полностью исключающими производство выстрелов снарядами сверхмалых калибров (до 1 мм) или острыми снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 или 1,5 Дж на мм2. При этом данный факт не повлиял на установление данных значений дульной энергии для предметов, не отнесенных к оружию, что свидетельствует о низкой поражающей способности снарядов настолько малых калибров или о невозможности ограничить использование всех предметов, которым может быть придана кинетическая энергия более 0,5 или 1,5 Дж на мм2.
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического, огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы. При этом Закон Об оружии Германии исключает из перечня видов стрелкового оружия все устройства, придающие упругим снарядам удельную кинетическую энергию не более 0,16 Дж на см2, и любые устройства с дульной энергией не более 0,5 Дж.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии минимальная дульная энергия пневматического оружия высокой мощности, которое приобретается по лицензии, составляет 24 Дж.
В законодательстве Испании минимальная дульная энергия пневматического оружия, которое приобретается по лицензии, составляет 24,2 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены в некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В Законе Казахстана «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» с сентября 2022 года будет указано, что к оружию не относятся изделия хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, а также оружие с дульной энергией от 0.5 до 3 Дж, имитирующие внешний вид оружия и не содержащие в своем составе основных (составных) частей огнестрельного оружия (далее – конструктивно сходные с оружием изделия).
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного и пневматического оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Таким образом, в законодательстве многих стран мира установлены большие минимальные значения дульной энергии пневматического оружия, чем в ФЗ Об оружии, часто являющиеся минимальными критериями огнестрельного или любого стрелкового оружия. При этом минимальным критерием огнестрельного оружия является дульная энергия, при минимальных значениях которой, предусмотренных законодательством многих стран, удельная кинетическая энергия равна 0,5 Дж на мм2 при калибрах не менее 6 и не более 8 мм, а в ряде стран – менее 4,5, 2,8 или 2 мм, но в законодательстве отдельных стран (в частности, Швеции) удельная кинетическая энергия может быть равна 0,5 Дж на мм2 и при калибре более 8 мм.
В законодательстве КНР установлено очень низкое минимальное значение удельной кинетической энергии стрелкового оружия, введение которого может ограничить или запретить оборот большинства стреляющих устройств, включая многие виды конструктивно сходных со спортивным стрелковым оружием изделий и игрушечного оружия, а при наличии уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, - оно может повлечь массовое осуждение людей, в действиях которых отсутствует общественная опасность, или невиновных лиц, уголовные дела против которых могут быть сфабрикованы.
Необходимость наличия для приобретения патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, пороха и капсюлей, а также охотничьего холодного клинкового и стрелкового метательного оружия именно разрешения на хранение определенных видов оружия, а также необходимость наличия определенных стажей владения гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным огнестрельным оружием, приобретаемым по лицензии, подлежащим регистрации в Росгвардии, для приобретения магазинного, барабанного или многоствольного гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в целях самообороны или охоты и охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом влекут излишние расходы владельцев оружия и распространение в обороте именно опасного огнестрельного длинноствольного оружия, имеющего дульную энергию более 2000 Дж, которое может быть использовано в преступных целях законными владельцами или попасть в незаконный оборот с любыми последствиями, либо может быть с различными целями переделано в запрещенное оружие (обрезы ружей, карабинов и винтовок, являющихся огнестрельным оружием, автоматическое огнестрельное оружие и т.п.).
Таким образом, все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью и противодействие незаконному обороту оружия, а также профилактику несчастных случаев с оружием, сводятся к нулю, учитывая увеличение количества ружей, карабинов, винтовок, пистолетов и револьверов всех калибров, имеющих любую поражающую способность (удельную кинетическую энергию, дульную энергию и другие подобные характеристики, определяющие поражающую способность снаряда) в законном обороте у населения и лиц, привлеченных к ответственности за незаконные действия с оружием и другими подобными предметами, и (или) владеющих оружием или другими подобными предметами незаконно.
Следует отметить, что в законодательстве Российской империи и СССР оборот патронов к оружию и многих видов оружия не всегда был ограничен, а ограничения не всегда касались любых патронов и видов оружия. При этом разрешалось хранение до 30 фунтов пороха без ограничений на его приобретение.
В ряде стран СНГ и других стран постсоветского пространства отменены специальные условия получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом (Молдове, ПМР, Армении, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.), а в части данных стран короткоствольное огнестрельное оружие разрешено приобретать в целях самообороны (Молдове, ПМР, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.). При этом в Законе Об оружии Белоруссии разрешено хранение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия вне спортивных объектов и его ношение, а в Законе Об оружии Южной Осетии не отнесены к огнестрельному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения пистолеты, револьверы, ружья, винтовки и другие подобные предметы с дульной энергией не более 3 Дж и приобретаются без лицензии огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж, независимо от достижения значения удельной кинетической энергии, превышающего 0,5 Дж на мм2.
Во многих странах мира отсутствуют различия правил оборота гладкоствольного и нарезного огнестрельного длинноствольного и короткоствольного оружия.
В США ограничения на оборот многих видов оружия отсутствуют, при этом в ряде штатов не установлены ограничения на оборот огнестрельного и иного стрелкового оружия (встречается даже детское оружие, являющееся огнестрельным), а патроны к оружию свободно продаются в различных местах, включая продуктовые магазины и аптеки.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и любого огнестрельного гладкоствольного магазинного (барабанного) или многоствольного оружия, чем иного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, и установление минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий, определяющих отнесение предметов к огнестрельному и иному стрелковому оружию, к указанным видам оружия, не приобретение которых в целях коллекционирования, самообороны, спорта и в иных целях необходимо получение лицензии, к данным видам оружия, приобретаемым по специальным лицензиям в целях охоты, спорта или других подобных целях, к данным видам оружия, не запрещенным к обороту в РФ, но обращаемых в порядке, установленном для служебного или боевого оружия, а также к данным видам оружия, запрещенным к обороту в РФ (дульной энергии более 150, 300, 500 или 1000 Дж и удельной кинетической энергии более 1,5, 3 или 5 Дж на мм2 соответственно).
При этом необходимо введение права на приобретение любого огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж и удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному гражданскому оружию, многие правила оборота которого отсутствуют в ФЗ Об оружии (в частности, к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и наградному оружию, а также пороха по отдельным лицензиям или разрешениям без приобретения иного оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия и патронов, а также на свободное приобретение холодного оружия, капсюлей, патронов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, патронов к огнестрельному оружию с минимальной удельной кинетической энергией, составляющей при скорости снаряда до 100 м/c или иной определенной его скорости не более 0,5 Дж на мм2, патронов без пороха (патронов Флобера) и капсюлированных гильз, а также пороха в количестве, которое не может придать снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, либо на свободное приобретение любого огнестрельного и пневматического оружия с удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию, и пороха в определенном или любом количестве владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
Необходимо и решение вопроса об отнесении короткоствольного огнестрельного оружия к оружию самообороны и охотничьему оружию по примеру законодательства многих стран мира.
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот оружия, имеющего культурную ценность, дульнозарядного огнестрельного оружия и всех видов стрелкового оружия с дульной энергией не более 50 или 150 Дж и удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в зависимости от вида оружия, применяемых в нем снарядов и его фактической поражающей способности, т.к. не все предметы с указанными значениями кинетических энергий являются оружием и (или) способны причинить смерть человеку при однократном использовании), патронов к оружию и пороха, а также декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей, незаконного оборота малоопасного оружия и боеприпасов к нему, а также незаконного оборота всех видов гражданского или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходима отмена в ФЗ Об оружии более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия с нарезным или коротким стволом и любого огнестрельного гладкоствольного магазинного (барабанного) или многоствольного оружия, чем иного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, и установление минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий, определяющих отнесение предметов к огнестрельному и иному стрелковому оружию, к указанным видам оружия, не приобретение которых в целях коллекционирования, самообороны, спорта и в иных целях необходимо получение лицензии, к данным видам оружия, приобретаемым по специальным лицензиям в целях охоты, спорта или других подобных целях, к данным видам оружия, не запрещенным к обороту в РФ, но обращаемых в порядке, установленном для служебного или боевого оружия, а также к данным видам оружия, запрещенным к обороту в РФ (дульной энергии более 150, 300, 500 или 1000 Дж и удельной кинетической энергии более 1,5, 3 или 5 Дж на мм2 соответственно).
При этом необходимо введение права на приобретение любого огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж и удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов к оружию, имеющему культурную ценность, иному гражданскому оружию, многие правила оборота которого отсутствуют в ФЗ Об оружии (в частности, к спортивному огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, и наградному оружию, а также пороха по отдельным лицензиям или разрешениям без приобретения иного оружия либо свободно, в зависимости от степени опасности конкретных видов оружия и патронов, а также на свободное приобретение холодного оружия, капсюлей, патронов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, патронов к огнестрельному оружию с минимальной удельной кинетической энергией, составляющей при скорости снаряда до 100 м/c или иной определенной его скорости не более 0,5 Дж на мм2, патронов без пороха (патронов Флобера) и капсюлированных гильз, а также пороха в количестве, которое не может придать снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, либо на свободное приобретение любого огнестрельного и пневматического оружия с удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, метательного оружия, патронов, подходящих к конкретному виду оружия, представляющих равную степень опасности в сравнении с любыми разрешенными к обороту патронами к данному оружию, и пороха в определенном или любом количестве владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия, или любыми лицами.
Необходимо и решение вопроса об отнесении короткоствольного огнестрельного оружия к оружию самообороны и охотничьему оружию по примеру законодательства многих стран мира.
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот оружия, имеющего культурную ценность, дульнозарядного огнестрельного оружия и всех видов стрелкового оружия с дульной энергией не более 50 или 150 Дж и удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (в зависимости от вида оружия, применяемых в нем снарядов и его фактической поражающей способности, т.к. не все предметы с указанными значениями кинетических энергий являются оружием и (или) способны причинить смерть человеку при однократном использовании), патронов к оружию и пороха, а также декриминализация их незаконного оборота отдельно от оружия и без преступных целей, незаконного оборота малоопасного оружия и боеприпасов к нему, а также незаконного оборота всех видов гражданского или любого огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 953 голоса

47

Против решения: 189 голосов

К началу списка инициатив