Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф100270
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения четких правил оборота любыми лицами специальных средств МВД и других силовых структур

Необходимо введение правил оборота любыми лицами специальных средств МВД и других силовых структур, учитывая отсутствие правил их оборота гражданами, не являющимися сотрудниками правоохранительных органов, частных охранных организаций и других подобных видов организаций, а также лицами без гражданства, при наличии правил их оборота сотрудниками данных организаций и юридическими лицами, реализующими им данные спецсредства, и отсутствии запрета на их оборот другими лицами, а также их отнесении не к оружию, а к иным устройствам.
К специальным средствам МВД и других силовых структур отнесены резиновые дубинки, (палки), газовые баллончики со слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства, травматические пистолеты и другие подобные травматические устройства, а также наручники, водометы и другие виды специальных средств, разрешенных к использованию в указанных структурах и (или) в частной охранной деятельности в соответствии с ФЗ О полиции и другими законами об указанных организациях.
Специальные средства МВД и других силовых структур не отнесены к оружию ФЗ Об оружии и могут не соответствовать его критериям (в особенности, резиновые дубинки, не имеющие на поражающей поверхности или внутри боевой части твердых предметов, газовые устройства и т.п.), а газовые баллончики, травматические пистолеты и иные подобные виды газовых, травматических и других нелетальных устройств, отнесенные к указанным специальным средствам, превосходят по поражающей способности гражданское газовое или иное нелетальное оружие, но могут не иметь большей поражающей способности, чем конструктивно сходные с оружием изделия, средства бытовой химии для самообороны от животных и многие другие предметы, не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте (газовые баллончики для самообороны от собак, медведей и других животных, огнестрельные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенные к сигнальному или газовому оружию, огнестрельному оружию ограниченного поражения и иным предметам, являющимся оружием, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистическим требованиям или экспертным критериям, и многие другие огнестрельные устройства, не отнесенные к огнестрельному или иному оружию, пружинные и другие метательные устройства, не отнесенные к метательному бросковому оружию, лукам с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалетам с натяжением тетивы более 43 кгс, пневматические устройства, не отнесенные к оружию, имеющие удельную кинетическую энергию, превышающую 0,5 или 1,5 Дж на мм2, или дульную энергию, превышающую 3, 7,5 или 25 Дж, а также многие другие устройства и предметы, не отнесенные к оружию).
Правила оборота специальных средств МВД и других силовых структур, запрещающие их приобретение, ношение и использование, а также торговлю ими без соответствующих разрешений органов власти определены только для юридических лиц, реализующих их сотрудникам данных структур и частным охранникам, и сотрудников указанных структур и частных охранных организаций (частных охранников), соответствующими постановлениями Правительства РФ и (главным образом, в части их использования) ФЗ О полиции, О частной детективной и охранной деятельности и другими законами об указанных организациях.
Правила оборота специальных средств, снятых с вооружения или не состоящих на вооружении МВД, других силовых структур и частных охранных организаций РФ, в законодательстве РФ не предусмотрены.
На практике, резиновые дубинки и наручники, используемые в настоящее время в МВД и других силовых структурах РФ, а также в частных охранных организациях, продаются свободно или по паспорту, либо по соответствующему удостоверению в различных оружейных и других подобных магазинах, но данные предметы, не используемые в указанных организациях, находятся только в свободной продаже и продаются в различных торговых организациях, а газовые баллончики и многие другие специальные средства, используемые в настоящее время в МВД и других силовых структурах РФ, не находятся в продаже, но любые газовые баллончики и многие другие специальные средства, снятые с вооружения в РФ или находящиеся на вооружении в других странах, могут быть отнесены в РФ к средствам бытовой химии, конструктивно сходным с оружием изделиям или гражданскому оружию, и находиться в свободном или ограниченном для гражданского оружия обороте, в зависимости от их отнесения к гражданскому оружию и конкретным его видам.
При этом никакие виды оружия и других предметов, как состоящие, так и не состоящие на вооружении в РФ, не являющиеся огнестрельным оружием или огнестрельным оружием ограниченного поражения, не могут быть отнесены к служебному оружию, учитывая положения ст. 4 ФЗ Об оружии, а любые виды оружия, не отнесенные к ручному стрелковому или холодному оружию, предназначенному для решения боевых или оперативно-служебных задач, принятому на вооружение государственных военизированных организаций РФ, не являются боевым оружием, учитывая положения ст. 5 ФЗ Об оружии.
Использование средств самообороны от животных против людей и использование в целях самообороны многих видов предметов, не отнесенных к оружию, могут быть запрещены в инструкциях по их использованию и прямо не разрешены ФЗ Об оружии, а правила использования гражданами и лицами без гражданства оружия, специальных средств и других предметов в целях задержания лиц, совершивших преступления, и целом ряде других случаев, в которых законодательство РФ разрешает и регулирует их использование уполномоченными должностными лицами, ФЗ Об оружии не предусмотрены. При этом в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости, а также при применении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, согласно положениям ст. 37 – 39 УК РФ и целого ряда других норм УК и иного законодательства РФ, любое лицо имеет право на применение любого предмета.
Поэтому необходимо введение четких правил оборота специальных средств МВД и других силовых структур с установлением права на свободное приобретение их видов, сходных с бытовыми предметами (резиновых дубинок), или не предназначенных для использования в качестве оружия (наручников), либо отнесенных к нелетальным газовым и иным подобным устройствам, и права на приобретение по правилам приобретения гражданского оружия специальных средств, соответствующих его критериям, а также с решением вопроса об отнесении наиболее опасных специальных средств к служебному и (или) боевому оружию, либо о введении запрета на их оборот в качестве гражданского и служебного оружия или любого оружия на территории РФ.
Правила использования оружия и специальных средств в целях самообороны, задержания и других подобных целях, предусмотренные законодательством РФ, не являются упорядоченными и логичными, поскольку ФЗ Об оружии определяет только правила использования в целях самообороны огнестрельного оружия (ст. 24).
При этом в ФЗ Об оружии и в иных законах отсутствуют запреты на применение любого оружия, специальных средств и физической силы к престарелым лицам, совершающими нападения, не являющиеся вооруженными или групповыми, а во многих законах, регламентирующих применение оружия и специальных средств, отсутствует запрет на применение специальных средств и (или) оружия к несовершеннолетним лицам в возрасте от 14 до 18 лет, если их возраст очевиден или известен, женщинам, не имеющим видимых признаков беременности, и лицам, не имеющих явных признаков инвалидности, совершающими нападения, не являющиеся вооруженными или групповыми.
Поэтому необходимо введение четких правил использования любыми лицами в целях самообороны или задержания всех видов оружия, специальных средств и других предметов, исключающих введение любого права или ограничения на их использование, не связанного со степенью опасности нападения или сопротивления конкретного лица, деяния, совершенного им до нападения или задержания, и самого нападающего или задерживаемого лица, а также наличием или отсутствием необходимости пресечения его нападения или сопротивления с применением физической силы и конкретных предметов.
Указанные правила должны в равной степени ограничивать, в зависимости от физической силы данных лиц и от степени опасности примененного ими насилия или совершенного ими деяния, право на применение оружия и других опасных для жизни и (или) здоровья человека предметов и физической силы без их применения, если ее применение создает прямую угрозу причинения вреда, опасного для жизни и (или) здоровья человека, к несовершеннолетним и престарелым лицам, женщинам и любым лицам, имеющим признаки тяжелых травм или заболеваний, либо обладающим меньшей физической силой, чем лица, применяющие против них физическую силу, оружие или другие предметы. При этом необходимо введение запрета на применение в целях пресечения действий или задержания конкретных лиц, оружия, специальных средств, других предметов и физической силы против любых лиц, совершивших ненасильственные противоправные деяния, и не совершающих опасного нападения на лиц, пресекающих их действия или других лиц, либо не способных его совершить по состоянию здоровья или другим причинам.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии правил приобретения, хранения, ношения, сбыта, использования и иного оборота любыми лицами специальных средств МВД и других силовых структур, устанавливающих критерии их отнесения к различным видам гражданского, служебного, боевого или запрещенного к обороту оружия и исключающих отнесение к оружию данных средств, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, или не предназначенных для использования в качестве оружия (резиновых дубинок, наручников и т.п.), с распределением ограничений на их оборот по степени их опасности и поражающей способности, либо исключение из перечня видов оружия холодного оружия и газового или всех видов нелетального оружия с четким распределением ограничений на их использование и использование других предметов в целях самообороны, пресечения правонарушений или задержания лиц, их совершивших.
Возможно и принятие отдельного федерального закона об использовании и ином обороте специальных средств силовых структур.
До внесения данных изменений, направленных на регулирование оборота любыми лицами специальных средств МВД и других силовых структур, необходимо принятие указа Президента РФ, содержащего правила о запрете на отнесение данных специальных средств к оружию, введение ограничений на их приобретение любыми лицами, противоречащих Конституции РФ, ФЗ Об оружии и иному законодательству РФ, и на привлечение к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ или иной ответственности за их продажу и иной оборот, на который не установлено ограничений и запретов конкретными правилами, не противоречащими Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии правил приобретения, хранения, ношения, сбыта, использования и иного оборота любыми лицами специальных средств МВД и других силовых структур, устанавливающих критерии их отнесения к различным видам гражданского, служебного, боевого или запрещенного к обороту оружия и исключающих отнесение к оружию данных средств, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, или не предназначенных для использования в качестве оружия (резиновых дубинок, наручников и т.п.), с распределением ограничений на их оборот по степени их опасности и поражающей способности, либо исключение из перечня видов оружия холодного оружия и газового или всех видов нелетального оружия с четким распределением ограничений на их использование и использование других предметов в целях самообороны, пресечения правонарушений или задержания лиц, их совершивших.
Возможно и принятие отдельного федерального закона об использовании и ином обороте специальных средств силовых структур.
До внесения данных изменений, направленных на регулирование оборота любыми лицами специальных средств МВД и других силовых структур, необходимо принятие указа Президента РФ, содержащего правила о запрете на отнесение данных специальных средств к оружию, введение ограничений на их приобретение любыми лицами, противоречащих Конституции РФ, ФЗ Об оружии и иному законодательству РФ, и на привлечение к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ или иной ответственности за их продажу и иной оборот, на который не установлено ограничений и запретов конкретными правилами, не противоречащими Конституции РФ.

К началу списка инициатив