Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф100657
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены в ФЗ Об оружии запрета на пересылку оружия, имеющего культурную ценность, холодного, сигнального, нелетального и ряда других видов оружия или всех видов оружия, находящихся в законном обороте

Необходима отмена в ст. 6 ФЗ Об оружии запрета на пересылку оружия, имеющего культурную ценность, холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, многих или всех видов гражданского оружия и иного оружия, не запрещенного к приобретению гражданами, а также всех видов огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж, или исключение холодного и метательного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального и нелетального оружия, пневматического оружия с дульной энергией до 50 Дж или всех видов пневматического оружия, а также огнестрельного оружия с дульной энергией до 50 Дж из перечня видов оружия, отмена ограничений на их оборот, и решение вопроса об отмене запрета на пересылку многих или всех видов гражданского и иного оружия, учитывая наличие в ст. 6 ФЗ Об оружии полного запрета на пересылку любого оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, при отсутствии запрета на пересылку и правил оборота, видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и предметов, не отнесенных к оружию, но сходным с ним по одному, нескольким или многим признакам, отнесение к предметам, не являющимся оружием, газового и иного нелетального оружия, метательного и пневматического оружия, а также сигнального оружия до вступления в силу Закона РФ Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. и отнесение многих или всех видов указанных предметов к предметам, не являющимся оружием, в законодательстве целого ряда стран мира, а также равную опасность холодного и ряда других вышеуказанных видов оружия в сравнении с бытовыми предметами или иными предметами, не отнесенными к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и (или) экспертными критериями.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии запрещена пересылка оружия. При этом ФЗ Об оружии не распространяется на оборот видов оружия, им не предусмотренных, и относит к оружию только предметы, соответствующие всем критериям конкретных видов оружия.
Таким образом, в ст. 6 ФЗ Об оружии запрещена пересылка всех видов гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а также оружия, запрещенного к обороту в РФ, при отсутствии запрета на пересылку оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему.
Минимальные критерии поражающей способности оружия, установленные в отношении холодного, метательного, пневматического и огнестрельного оружия (предусмотрен большой перечень критериев холодного и метательного броскового оружия, включающий минимальные и максимальные размеры предметов и их частей, вес предметов, прочность клинков и рукоятей, твердость клинков не менее 25 HRC, прочность конструкции, исключающая люфт клинка после нанесения 20 ударов в сосновую доску или 2 - 5 ударов клинком плашмя по бревну, и целый ряд других критериев, несоответствие одному из которых исключает отнесение предмета к холодному или метательному бросковому оружию. Для метательного стрелкового оружия предусмотрены только минимальные критерии натяжения тетивы луков и арбалетов, составляющие более 27 и 43 кгс соответственно. Для пневматического оружия предусмотрено только минимальное значение дульной энергии, составляющее более 3 Дж, а для огнестрельного оружия предусмотрено только минимальное значение удельной кинетической энергии, составляющее более 0,5 Дж на мм2), являются разрозненными, не отграничивающими оружие от других предметов по поражающей способности, т.к. они определяют различные критерии поражающей способности предметов как видов оружия, не соответствующие фактической поражающей способности и критериям опасности для жизни или здоровья конкретных предметов (причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку могут и предметы, не соответствующие критериям холодного или метательного оружия, холодное и метательное бросковое оружие не имеют большей поражающей способности, чем бытовые предметы, их источник энергии находится вне самого оружия, а многие предметы не отнесены к холодному и метательному бросковому оружию по своему назначению (бытовые ножи, топоры, мачете и т.п.).
Луки и арбалеты уступают в размерах и эффективности использования многим видам современного стрелкового оружия и предметам, сходным с ними, а многие другие механические метательные устройства (рогатки, катапульты, пращи, духовые трубки, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, пружинные ружья и т.п.) не отнесены к метательному оружию, независимо от значений усилия натяжения тетивы или сжатия пружины либо от иных характеристик.
При этом ряд предметов, соответствующих по натяжению тетивы (усилию при заряжании снаряда) и многим другим признакам метательному или холодному оружию (механические, пневматические и гидропневматические ружья для подводной охоты, имеющие допустимое усилие при заряжании гарпуна до 50 кгс, но не отнесенные к оружию и при большем усилии при заряжании, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, духовые трубки, спортивные метательные ножи, не отнесенные к метательному бросковому оружию, мачете, кукри, финские ножи и др.), не отнесены к оружию и находятся в свободном обороте.
В отношении других видов оружия (огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, сигнального и других подобных видов оружия) минимальные критерии их поражающей способности законодательно не определены, а списанное оружие не может быть отнесено к оружию экспертными критериями, поскольку оно является огнестрельным оружием, приведенным в состояние, исключающее производство выстрела или позволяющее только имитировать выстрелы, т.е. оно не способно производить выстрелы металлическими и иными снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2.
При этом списанное оружие не отнесено к самостоятельным видам оружия, имеющим конкретные минимальные критерии отнесения их к оружию, и сходно с предметами, не являющимися оружием (пневматическим, газовым, сигнальным и иным оружием, не отнесенным к огнестрельному оружию, выведенным из боевого состояния, макетами или муляжами оружия и т.п.).
Поэтому пересылку списанного оружия можно законно считать разрешенной без ограничений.
Существуют устройства, сходные с газовым или иным нелетальным оружием, имеющие большую поражающую способность, чем газовое или ряд других видов нелетального оружия, не отнесенные к оружию (газовые баллончики против животных, газовые, электрошоковые, травматические и другие подобные спецсредства силовых структур и т.п.), многие из которых находятся в свободном обороте.
Таким образом, различные виды холодного и метательного оружия не всегда отличаются от предметов, сходных с ними по поражающей способности и многим другим признакам. При этом к пневматическому оружию может быть отнесен гораздо более широкий перечень предметов, чем к метательному оружию и огнестрельному оружию распространенных или крупных калибров, к огнестрельному оружию малых и сверхмалых калибров может быть отнесен наибольший перечень предметов, включающий даже оружие, равное по значениям дульной энергии конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям (дульная энергия от 0,5 до 3 Дж) или дульной энергии предметов, не отнесенных к пневматическому оружию (дульная энергия до 0,5 Дж), включая игрушечное оружие (дульная энергия до 0,5 или 0,08 Дж), а пружинные ружья, катапульты и другие подобные устройства, предметы, не являющиеся оружием по своему целевому назначению, а также предметы, не соответствующие любому из критериев холодного оружия, не отнесены к оружию, находятся в свободном обороте, а их реклама разрешена без ограничений.
При этом различные виды устройств, сходных с газовым или иным нелетальным оружием, имеют большую поражающую способность, чем газовое или ряд других видов нелетального оружия, но не отнесены к оружию и находятся в свободном обороте (средства самообороны от животных и иные гражданские средства самообороны, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте, а правила оборота специальных средств силовых структур, как состоящих, так и не состоящих на вооружении в РФ, гражданами, не занимающимися видами деятельности, связанной с их использованием или распространением, и лицами без гражданства отсутствуют, что означает нахождение в свободном обороте для любых лиц данных средств, не состоящих на вооружении в РФ, и нахождение в свободном обороте для граждан, не занимающихся видами деятельности, связанной с их использованием или распространением, и лиц без гражданства данных средств, не состоящих на вооружении в РФ, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
Виды оружия, не предусмотренные законом Об оружии, были существенно ограничены в обороте Законом РФ Об оружии 1993г. (разрешалось только их использование в целях коллекционирования или имитации их применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ), но все ограничения на их оборот были отменены ФЗ Об оружии 1996г. и Правилами оборота гражданского и служебного оружия 1998г. При этом перечень видов оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, был расширен ФЗ Об оружии и расширялся в 2012 и 2017 годах.
В частности, в ФЗ Об оружии было включено в качестве гражданского оружия холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, а с 2012 и 2017 годов были включены в качестве гражданского оружия оружие, имеющее культурную ценность, и списанное оружие (фактически являющееся конструктивно сходным с оружием изделием), а также были включены в качестве боевого оружия кортики, состоящие на вооружении в РФ (отнесенные в ст. 19 ФЗ Об оружии к боевому холодному оружию в нарушение положений ст. 5 ФЗ Об оружии).
Виды оружия, имеющего культурную ценность, не были предусмотрены Законом РФ Об оружии и ФЗ Об оружии 1996г. до 2012 года.
С 1 января 2018 года все запрещенное к обороту холодное оружие, имеющее культурную ценность, и любое оружие, имеющее ее, не соответствующее Криминалистическим требованиям, отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и разрешены к обороту в качестве гражданского оружия.
Кортики, состоящие на вооружении в РФ, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, не были предусмотрены Законом Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. до 2017 года, а их отнесение к боевому оружию противоречит положениям ст. 5 ФЗ Об оружии. При этом они не отнесены к гражданскому оружию, поэтому их реклама была и остается запрещенной.
Незаконная пересылка огнестрельного оружия, за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, с 2021 влечет уголовную ответственность по ст. 222 и 222.2 УК РФ, как и иной незаконный оборот данного оружия. Пересылка иных видов оружия влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.12 КоАП РФ.
При этом пересылка оружия с целью его незаконного сбыта может влечь уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт холодного или иного оружия, незаконный сбыт которого влечет уголовную ответственность, если данные действия являются общественно опасными, умышленными и непосредственно на незаконный сбыт такого оружия, а сам незаконный сбыт не окончен по обстоятельствам, независящим от воли совершающего его лица.
Незаконный оборот любого оружия с 2021 года, не влекущий уголовной ответственности, является административным правонарушением (ст. 20.10 КоАП РФ), влекущим строгие наказания, включая административный арест на срок от 5 до 15 суток и возможную конфискацию оружия как дополнительное к штрафу или аресту наказание (добровольная сдача оружия исключает ответственность).
При этом незаконные хранение, пересылка или иной незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия являются преступлениями, влекущими строгие уголовные наказания, включающие лишение свободы на сроки до 5, 6, 8, 10, 12 или 15 лет с возможными дополнительными наказаниями в виде штрафов (ч. 1 – 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ). Незаконные сбыт или изготовление холодного, метательного и газового оружия, пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, огнестрельного оружия ограниченного поражения (к преступлениям в ч. 4 ст. 223 УК РФ отнесены также его незаконные переделка или ремонт), а также гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (только в части его незаконного сбыта, т.к. его незаконные изготовление переделка или ремонт влекут ответственность по ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ) являются преступлениями (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ), влекущими строгие уголовные наказания, включающие лишение свободы на сроки до 4 или 2 лет соответственно с возможными дополнительными наказаниями в виде штрафов.
Покушение на криминализированные незаконные действия с оружием является неоконченным преступлением и влечет многие вышеуказанные наказания, включающие сроки лишения свободы до 1,5, 3, 3,4, 4, 6, 7,5, 9, и 11,4 лет в соответствии с ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 223, ч. 7 ст. 222, ч. 1 – 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ (за покушение на преступление может быть назначено не более трех четвертей от максимального срока или размера наказания, предусмотренного за конкретное криминализированное деяние).
Приготовление к криминализированным незаконным действиям с огнестрельным оружием является неоконченным преступлением, если его незаконный оборот отнесен к тяжким или особо тяжким преступлениям, и влечет многие вышеуказанные наказания, включающие сроки лишения свободы до 3, 4, 5, 6 и 7,5, лет в соответствии с ч. 1 ст. 30 и ч. 2 - 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ (за приготовление на преступление может быть назначено не более половины от максимального срока или размера наказания, предусмотренного за конкретное криминализированное деяние, отнесенное к тяжким или особо тяжким преступлениям).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П исключена уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Наказания за незаконную пересылку или иной незаконный оборот оружия являются излишне строгими (особенно, с 2021 года), поэтому необходима как отмена полного запрета на пересылку части или всех видов не запрещенного к обороту оружия и исключения холодного и других подобных видов оружия из понятия оружия, так и декриминализация незаконной пересылки многих видов огнестрельного оружия и незаконного оборота видов оружия, не представляющих большой степени опасности, незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, или полная его декриминализация.
Декриминализация незаконной пересылки многих видов огнестрельного оружия не повлияет на правильное распределение мер ответственности за его незаконный оборот, учитывая наличие уголовной ответственности за его незаконные хранение, ношение, передачу, перевозку и сбыт, а полная декриминализация незаконного оборота оружия, не представляющего повышенной опасности, и незаконного оборота иного оружия, не повлекшего тяжких последствий, не повлечет опасных последствий, учитывая виды, сроки и размеры наказаний за вооруженные и иные насильственные преступления, а также наиболее негативное влияние именно лишения свободы и иных уголовных наказаний, а не других менее строгих менее строгих мер.
Следует отметить, что многие или все виды холодного и метательного оружия находятся в свободном обороте или не являются оружием по законодательству целого ряда стран мира (Польши, Германии, Финляндии, Болгарии и др.) и штатов США.
Следует отметить, что пересылка оружия была разрешена в законодательстве Российской империи во многих случаях его законного оборота. В законодательстве СССР, РСФСР и РФ до 1993 года была разрешена пересылка охотничьего оружия его владельцами охотничьими и иными организациями, имеющими право на оборот данного оружия. Пересылка холодного оружия и ряда или всех видов оружия разрешена законодательством различных стран мира.
Вышеизложенное указывает на необходимость введения более логичных и четких правил оборота холодного и метательного оружия, не противоречащих Конституции РФ, и включения конкретных их образцов в Кадастр гражданского оружия, но более правильным решением является их исключение из перечня видов оружия и отмена ограничений на их оборот, учитывая не большую опасность холодного и метательного броскового оружия, чем бытовых предметов и предметов, сходных с оружием, а также не большую опасность луков и арбалетов, отнесенных к оружию, чем пружинных ружей и других подобных предметов, не отнесенных к метательному или иному оружию.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена в ст. 6 ФЗ Об оружии запрета на пересылку оружия, имеющего культурную ценность, холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, многих или всех видов гражданского оружия и иного оружия, не запрещенного к приобретению гражданами, а также всех видов огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж, или исключение холодного и метательного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального и нелетального оружия, пневматического оружия с дульной энергией до 50 Дж или всех видов пневматического оружия, а также огнестрельного оружия с дульной энергией до 50 Дж из перечня видов оружия, отмена ограничений на их оборот, и решение вопроса об отмене запрета на пересылку многих или всех видов гражданского и иного оружия.
При этом необходима декриминализация незаконной пересылки многих видов огнестрельного оружия и незаконного оборота видов оружия, не представляющих большой степени опасности, незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, или полная его декриминализация.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.

Решение

Необходима отмена в ст. 6 ФЗ Об оружии запрета на пересылку оружия, имеющего культурную ценность, холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, многих или всех видов гражданского оружия и иного оружия, не запрещенного к приобретению гражданами, а также всех видов огнестрельного оружия с дульной энергией не более 150 Дж, или исключение холодного и метательного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального и нелетального оружия, пневматического оружия с дульной энергией до 50 Дж или всех видов пневматического оружия, а также огнестрельного оружия с дульной энергией до 50 Дж из перечня видов оружия, отмена ограничений на их оборот, и решение вопроса об отмене запрета на пересылку многих или всех видов гражданского и иного оружия.
При этом необходима декриминализация незаконной пересылки многих видов огнестрельного оружия и незаконного оборота видов оружия, не представляющих большой степени опасности, незаконного оборота огнестрельного оружия, не повлекшего тяжких последствий, или полная его декриминализация.

К началу списка инициатив