Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф101799
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения четких правил распределения в УК РФ, КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях лишения свободы и других видов наказаний по степени опасности деяний

Необходимо введение четких правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), поскольку в Конституции РФ, УК РФ и ином законодательстве РФ не предусмотрены основные правила установления, назначения и применения лишения свободы и других видов наказаний, критерии установления лишения свободы и других видов наказаний, влекущих определенные ограничения или лишения для подвергаемого им человека за различные преступления и иные правонарушения (за исключением ряда критериев установления, назначения и исполнения смертной казни).
В Конституции РФ, УПК РФ и ином законодательстве РФ не предусмотрены правила, дающие право лицу ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей и получить указанное право, по делу о преступлении, за которое не предусмотрена смертная казнь, либо о преступлении, за которое она предусмотрена, но не может быть назначена данному лицу по закону (независимо от наличия моратория на ее назначение), либо о ином правонарушении, влекущем меры наказания, существенно ограничивающие права человека.
Отсутствие основных правил установления, назначения и применения лишения свободы и других видов наказаний, а также критериев установления лишения свободы и других видов наказаний, ограничивающих права человека, влечет произвольное распределение различных наказаний в УК и КоАП РФ, а также в законах субъектов РФ об административной ответственности, которое влечет, в свою очередь, назначение лишения свободы, административного ареста, крупных размеров штрафов и других, существенно ограничивающих права человека наказаний, лицам, нарушившим закон без причинения любого вреда или вреда здоровья человеку, и назначения меньших или равных данным наказаниям мер лицам, причинившим вред здоровью или смерть человеку, и назначение сроков лишения свободы, превышающих 5, 10 или 15 лет, как лицам, осужденным за убийство или сходные с ним по степени опасности тяжкие и особо тяжкие преступления, так и лицам, осужденным за менее опасные насильственные преступления или за ненасильственные преступления, не повлекшие тяжких последствий.
Произвольное распределение мер ответственности и наказаний усугубляется как вышеуказанным несправедливым распределением наказаний за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, террористические преступления, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью любому количеству людей, повлекшее по неосторожности их смерть, и убийство, отнесенное к простому или квалифицированному, так и произвольным установлением мер административной и уголовной ответственности и наказаний, связанных с лишением свободы за незначительные деяния, не причинившие вреда, что совершенно не способствует борьбе с преступностью, коррупцией и иными опасными правонарушениями. Особенно негативным является излишне репрессивный характер УК РФ и законодательства об административных правонарушениях РФ и субъектов РФ, заключающийся, в частности, в отсутствии в Особенной части УК РФ норм о преступлениях, наказуемых лишением свободы, предусматривающих максимальные сроки лишения свободы, составляющие менее 1 года, или указанные его сроки, составляющие более 10, но менее 11 лет, либо более 11 или 12, но менее 15 лет, либо более 15, но менее18 лет, либо более 18, но менее 20 лет, отсутствии в Особенной части УК РФ норм, предусматривающих максимальные сроки исправительных работ, меньшие 6 месяцев, и максимальные размеры наказаний в виде штрафов, меньшие 40 тысяч рублей, а также в отсутствии в КоАП РФ норм об административных правонарушениях, предусматривающих административный арест, максимальных его сроков, меньших 5 суток, при наличии в большинстве данных норм его сроков, составляющих до 15 или 30 суток, и административного ареста на срок именно до 15 суток за неуплату в установленный срок административного штрафа, назначенного в соответствии с нормами КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Данное распределение сроков наказания в виде лишения свободы, сроков и размеров целого ряда других уголовных наказаний и сроков административного ареста за различные преступления и административные правонарушения усугубляется отсутствием четких критериев установления за преступление наказания в виде лишения свободы, других уголовных наказаний, конкретных сроков и размеров уголовных наказаний, а также критериев установления за административное правонарушение административного ареста. Отсутствие указанных критериев влечет произвольные установление или отмену за преступления лишения свободы на срок до 1 года или на большие сроки, измеряемые только годами, а не месяцами или днями, составляющие не менее 2 и не более 10 лет, до 11 или 12 лет, до 15 или 18 лет и до 20 лет, исключая сроки, равные неполным годам (годам и определенному количеству дней и (или) месяцев), и сроки, составляющие 13, 14, 16, 17 и 19 лет, произвольные установление или отмену за преступления наказаний в виде штрафа до 40, 80, 100 или более тысяч рублей и исправительных работ на сроки до 6 месяцев, до 1 года и до 2 лет, а также произвольные установление или отмену за многие административные правонарушения сроков административного ареста до 5 или 15 суток и до 30 суток за отдельные виды административных правонарушений, представляющих различную степень опасности. При этом наиболее распространено установление административного ареста на срок именно до 15 суток.
Вышеуказанное распределение максимальных сроков лишения свободы и сроков или размеров других видов наказаний делает УК РФ более репрессивным, чем все предыдущие уголовные законы Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до 1996 года, государств и их отдельных территорий, входивших в состав Российской империи и (или) СССР, и других стран мира, а КоАП РФ - более репрессивным, чем уголовные законы и законы о проступках Российской империи, уголовные и административные законы РСФСР, других союзных республик СССР и их отдельных местностей, а также уголовные законы и законы о проступках других стран мира.
В УК РСФСР 1926г. до 1930 года минимальный срок лишения свободы составлял 1 день и в различных нормах данного УК были предусмотрены сроки лишения свободы до 1, до 3 и до 6 месяцев и сроки принудительных (исправительных) работ до 3 месяцев, в УК РСФСР 1960г. за целый ряд деяний был предусмотрены сроки лишения свободы до 6 и до 8 месяцев и сроки исправительных работ до 3 месяцев.
В законодательстве Российской империи за уголовные и иные проступки были предусмотрены сроки ареста от 1 до 3 дней, до 7 дней, до 2 недель, до 3 и до 6 месяцев.
В законодательстве большинства зарубежных стран предусмотрены сроки ареста до 3 дней и другие сроки ареста или тюремного заключения, меньшие одного года, и сроки лишения свободы до 13 и 14 лет, и его сроки до 16, 17 и более лет (в зависимости от максимальных сроков лишения свободы, предусмотренных законодательством конкретного государства). При этом в уголовном законодательстве большинства стран постсоветского пространства за различные деяния предусмотрены сроки лишения свободы, меньшие 1 года, или равные 13, 14 и 17 годам, а в законодательстве США и различных штатов США, а также Пуэрто-Рико предусмотрены любые сроки лишения свободы (от 1 дня до 99 лет или до любого большего количества лет, либо одно или несколько пожизненных заключений (по количеству совершенных преступлений)).
Таким образом, действующее уголовное законодательство РФ и законодательство РФ об административных правонарушениях носит более репрессивный характер, чем законодательство Российской империи, РСФСР, СССР, РФ до принятия УК РФ 1996г. и большинства стран мира, что не соответствует принципам правового либерального демократического государства и не способствует защите прав человека, борьбе с насильственной преступностью, коррупцией, и другими общественно опасными или близкими к ним по степени опасности противоправными деяниями.
Обостряется ситуация с правильным распределением наказаний в УК РФ отменой запрета на назначение пожизненного лишения свободы за преступления, не отнесенные к преступлениям против жизни человека, и отсутствием четких конституционных и законодательных критериев его установления за различные особо тяжкие преступления, которыми должен быть определен минимальный причиненный вред, дающий основания для такого максимального ужесточения наказания.
Усугубляется данная ситуация введением пожизненного лишения свободы за ненасильственные преступления и сохранением условий его отбывания и условно-досрочного освобождения от его отбывания, являющихся наиболее строгими для всех осужденных к данному наказанию и более строгими, чем условия отбывания лишения свободы на определенный срок любыми лицами, включая лиц, которым не может быть назначено пожизненное лишение свободы, лиц, осужденных за любые особо тяжкие преступления, за которые оно не предусмотрено, лиц, которым вместо него назначено лишение свободы на определенный срок, и лиц, которым смертная казнь была заменена в порядке помилования лишением свободы на сроки до 15 или 20 лет, согласно нормам УК РСФСР 1960г., либо лишением свободы на срок 25 лет, согласно нормам УК РФ.
До 1992 года УК РСФСР не была предусмотрена возможность назначения пожизненного лишения свободы, а с указанного года пожизненный срок лишения свободы был предусмотрен в УК РСФСР как наказание, которым смертная казнь могла быть заменена в порядке помилования Президентом РФ. Поэтому на момент принятия действующей Конституции РФ пожизненное лишение свободы не являлось ни отдельным от смертной казни видом наказания, ни видом наказания, назначаемым судом за совершение конкретного преступления.
В УК РФ с 1997 по 2004 год пожизненное лишение свободы являлось отдельным видом наказания, назначаемым судом, но лишь в случаях, когда суд считал возможным не назначать смертную казнь, что указывало на связь данного со смертной казнью, но было лишь формальностью, учитывая наличие моратория на смертную казнь (в особенности, с 1999 года, когда был введен мораторий на назначение смертной казни).
С 2004 года пожизненное лишение свободы было законодательно разрешено назначать без решения вопроса о назначении смертной казни и устанавливать за особо тяжкие преступления против общественной безопасности. При этом оно было введено за особо квалифицированный терроризм, который не включал убийство до 2008 года.
С 2008 года оно было отменено за многие виды особо квалифицированного терроризма, но терроризм, повлекший умышленное причинение смерти человеку (убийство), был отнесен к особо квалифицированным видам терроризма и других террористических преступлений и за данные деяния была отмена смертная казнь.
С 2012 года расширен перечень особо тяжких преступлений, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы, к которым отнесено и такое особо тяжкое преступление, как незаконный сбыт или оборот в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ (их аналогов), совершенный в особо крупном размере. Назначение пожизненного лишения свободы возможно независимо от совершения данных незаконных действий с применением насилия и наступления тяжких последствий.
С 2014 года пожизненное лишение свободы устанавливается за деяния, отнесенные к действиям, направленным на подготовку актов терроризма или связанным с финансированием терроризма, при его отсутствии за терроризм, не отнесенный к особо квалифицированному терроризму, и многие другие террористические преступления, а также при отсутствии смертной казни за все террористические преступления, сопряженные с убийством любого количества людей.
Согласно действующей редакции ст. 57 УК РФ пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, но оно не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Поэтому расширение применения данного наказания на преступления, не повлекшие смерти человека или иных тяжких последствий, нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, а несправедливое распределение данного вида наказания, допускающее его введение за ненасильственные и иные преступления, не являющиеся наиболее тяжкими, и его отсутствие или отмену за такие наиболее тяжкие преступления, как ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное в отношении любого количества людей, независимо от наступления по неосторожности смерти людей, тяжести иных наступивших последствий, и наличия признака особой жестокости, убийство, не отнесенное к квалифицированному, совершенное неоднократно или лицом, ранее судимым за убийство, терроризм, повлекший по неосторожности смерть любого количества людей, и другие подобные преступления, и сохранение наиболее строгих условий его отбывания или освобождения от него, не соответствует принципам правового либерального демократического государства и не способствует защите прав человека, борьбе с насильственной преступностью, коррупцией и иными преступными проявлениями в обществе.
Пожизненное лишение свободы является наиболее строгим наказанием, применяемым в судебной практике РФ, учитывая наличие моратория на смертную казнь, поэтому его произвольное установление и применение не может положительно влиять на борьбу с насильственной и иной преступностью.
В конституционном и уголовном законодательстве РФ с 1992 года был введен запрет на установление смертной казни и пожизненного срока лишения свободы (как первоначально связанного с ней наказания и как наказания, близкого по строгости к смертной казни) за преступления, не являющиеся особо тяжкими преступлениями против жизни, необходимый для правильного развития демократического правового государства и распределения наказаний за преступления, представляющие различную степень общественной опасности, а также для сдерживания роста насильственной преступности путем исключения наказаний, направленных на лишение человека жизни или на его пожизненную изоляцию от общества, в случаях совершения преступлений, не связанных с убийствами и другими подобными преступлениями, посягающими на жизни людей.
Со временем наблюдается расширение применения пожизненного лишения свободы на менее опасные преступления, при наличии моратория на смертную казнь, и произвольной отменой смертной казни за часть наиболее опасных преступлений против жизни.
Поэтому необходимы введение четких запретов на установление пожизненного лишения свободы за преступления, не повлекшие умышленно наиболее тяжких последствий, и отмена смертной казни как на уровне федеральных законов, так и на конституционном уровне, и ратификация РФ всех международных договоров, в которых РФ может принять участие, отменяющих смертную казнь и международных договоров, которые могут ограничивать применение пожизненного лишения свободы или отменять данное наказание.
Наиболее строгое уголовное наказание логичнее, справедливее и правильнее устанавливать только за наиболее тяжкие преступления, а его установление за широкий перечень деяний, повлекших или не повлекших причинение вреда, не может способствовать борьбе с преступностью и противоречит принципу высшей ценности человека, его прав и свобод, и другим конституционным принципам, общепризнанным принципам международного права и общим основополагающим принципам права. Поэтому необходимо четкое распределение по степени опасности противоправных деяний не только пожизненного лишения свободы и условий его отбывания или освобождения от него, но и любых других наиболее строгих наказаний, исключающее применение одного наказания к лицу, совершившему наиболее тяжкие насильственные преступления, сопряженные с убийствами, и лицу, совершившему менее опасные насильственные преступления или ненасильственные преступления, и, тем более, лицу, не склонному к насилию, а конституционное регулирование основных вопросов установления, назначение и исполнение наказаний позволит исключить произвольное их установление в законах государства.
В конституциях значительного числа стран мира (Судана, Южного Судана, Португалии, Испании, Бразилии, Венесуэлы, Коста-Рики, Пуэрто-Рико, Никарагуа и др.) предусмотрены достаточно подробные правила назначения наиболее строгих или многих уголовных наказаний. При этом в конституциях Португалии, Бразилии, Венесуэлы, Коста-Рики и целого ряда других стран предусмотрены запреты пожизненных наказаний и других жестоких наказаний, а в конституциях части данных стран предусмотрены запреты на установление более строгих уголовных наказаний, чем лишение свободы на срок до 30 лет. В конституциях ряда стран мира, в частности, Испании предусмотрены запреты на применение ареста в качестве наказания за административные проступки.
По указанным причинам Конституция РФ не является самой подробной и либеральной конституцией в вопросах распределения наказаний.
В Конституции РФ отсутствуют положения международных договоров РФ, устанавливающих гарантии применения смягчения мер ответственности и наказаний, предусмотренные для несовершеннолетних правонарушителей, для совершеннолетних лиц молодого возраста, совершивших правонарушения, что влечет неполный учет таких гарантий, установленных международным договором РФ, в УК, УПК, УИК, КоАП и ином законодательстве РФ о правонарушениях. В частности, не учтено положение Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), устанавливающее обязанность прилагать усилия для распространения действия принципов, изложенных в Правилах, на молодых совершеннолетних правонарушителей (п. 3.3). Данные принципы включают применение содержания под стражей к несовершеннолетнему или его помещение в исправительные учреждения только в крайних случаях.
При этом УПК РФ и КоАП РФ не предусмотрены правила, разрешающие применять правила, установленные для несовершеннолетних к совершеннолетним лицам. Подобные правила предусмотрены только в ст. 96 УК РФ, но они применяются только в исключительных случаях к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, и запрещают помещение таких лиц в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа или их направление в воспитательные колонии. Это означает наличие запрета на применение к данным положений УПК РФ о заключении под стражу несовершеннолетних, положений КоАП РФ о запрете назначения административного ареста к несовершеннолетним и применении других мер, установленных для несовершеннолетних, и положений УК РФ, устанавливающих правила направления несовершеннолетних в специальные учреждения и воспитательные колонии в случаях, предусмотренных УК РФ. Установление максимального возраста, составляющего 20 лет, в ст. 96 УК РФ может не учитывать всех особенностей молодых людей, совершивших деяния, отнесенные к преступлениям различной степени опасности, и является одним из самых низких возрастных ограничений, установленных в УК стран Европы и других стран мира. Распространенным максимальным возрастом в законодательстве многих других стран, его установивших, является 21 год.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости сохранения приоритета Пекинских правил, включения их положений в Конституцию РФ и приведения в полное соответствие с ними ст. 96 и других норм УК РФ, норм УПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ и иного законодательства РФ о правонарушениях.
В Конституции РФ не установлено четких правил применения задержания лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, и любых лиц в других различных случаях, предусмотренных законом, поскольку запрещено только лишение свободы без судебного решения на срок более 48 часов, но условия задержания на указанный срок и правила задержания за незначительные правонарушения в Конституции РФ не предусмотрены. При этом в Конституциях значительного числа стран мира предусмотрены меньшие сроки задержания без судебного решения или для доставления к судье (до 24 часов). В нормах КоАП и УПК РФ предусмотрены правила применения задержания, не учитывающие степень опасности совершенных деяний, допускающие произвольное применение задержания без судебного решения на любой срок до 48 часов, и противоречащие положениям ст. 2 Конституции РФ и международным договорам РФ.
Многие из данных правил были предусмотрены до принятия Конституции РФ, определившей максимальный срок задержания без судебного решения, в нормах УПК и КоАП РСФСР.
Правила задержания, указанные в КоАП РФ, предусматривают отдельное понятие доставления лица, совершившего любое административное правонарушение, для составления протокола об административном правонарушении, если его составление обязательно, но на месте его составить невозможно, которое должно быть произведено в возможно короткий срок. Отдельно предусмотрено административное задержание, срок которого составляет не более 3 часов, а в случае совершения ряда административных правонарушений, включая, предусматривающие административный арест, - 48 часов, и исчисляемый с момента доставления или со времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения. При этом максимальный срок вытрезвления и задержания не может превышать 48 часов.
Правила задержания, предусмотренные УПК РФ, дают право задерживать только совершеннолетних лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и несовершеннолетних лиц, подозреваемых в преступлениях средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлениях. При этом задержание может быть произведено только в случаях, предусмотренных УПК РФ, и при наличии оснований для возможного применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Поэтому совершеннолетний подозреваемый может быть задержан, если за преступление предусмотрено более 3 лет лишения свободы, а за преступление, за которое предусмотрен меньший срок лишения свободы, он может быть задержан только при наличии одного из четырех исключительных случаев, но несовершеннолетний подозреваемый всегда может быть задержан только, если преступление является тяжким или особо тяжким, а за преступление средней тяжести он может быть задержан в исключительных случаях, дающих право на его заключение под стражу, но он не может быть задержан за преступление небольшой тяжести, предусматривающее наказание в виде лишения свободы (на срок не более 3 лет), поскольку его заключение под стражу по делам о данных преступлениях запрещено.
Срок задержания по подозрению в совершении преступления без судебного решения составляет не более 48 часов и исчисляется только с момента фактического задержания, но после выяснения любых обстоятельств, исключающих возможность применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу, он подлежит немедленному освобождению. При этом не имеет значение срок, прошедший с момента его фактического задержания.
Таким образом, если лицо задержано за совершение административного правонарушения, срок его задержания исчисляется с момента доставления или со времени вытрезвления, но срок лишения свободы без судебного решения, предусмотренный Конституцией РФ, исчисляется с момента фактического лишения свободы. Поэтому в данный срок (48 часов) включается время, необходимое для доставления или вытрезвления лица, составления протокола об административном правонарушении и иное время ограничения свободы задержанного лица, но если время вытрезвления или доставления лица составило 48 часов, оно должно быть освобождено.
Если лицо задержано по подозрению в преступлении, то оно должно быть немедленно освобождено, если за преступление не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, освобождено немедленно или после выяснения обстоятельств, исключающих его заключение под стражу, если за преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет, либо если лицо является несовершеннолетним, а за преступление предусмотрены сроки лишения свободы до 3 лет или более длительные сроки, установленные за преступления средней тяжести, либо лицо должно быть задержано на срок до 48 часов с момента фактического задержания без судебного решения, если оно может быть заключено под стражу по делу о преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Вышеуказанные правила задержания лица, нарушают положения ст. 2 и 19 Конституции РФ, учитывая наличие права на задержание лица не по основаниям опасности совершенного им административного правонарушения, а по причинам невозможности составления протокола о данном правонарушении, и зависимость общего срока задержания не от степени опасности деяния или лица, его совершившего, а от времени доставления лица или его вытрезвления, времени составления протокола о правонарушении и срока задержания, установленного КоАП РФ.
Поэтому лицо, совершившее любое административное правонарушение может быть задержано на 48 часов под предлогом наличия у него состояния опьянения или невозможности его доставления в более короткий срок, а все сроки задержания, меньшие 48 часов могут длится произвольно, учитывая время доставления или вытрезвления и составления протокола об административном правонарушении, а также применение доставления или административного задержания и срок задержания, составляющий до 3 или 48 часов.
При этом лицо, подозреваемое в совершении преступления не может задержано, если за преступление не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, независимо от составления протоколов или иных документов, наличия у него состояния опьянения либо других обстоятельств, а если за преступление предусмотрен данный вид наказания, оно может быть задержано на срок до 48 часов, при наличии оснований на заключение его под стражу или до выяснения сведений об их наличии, а срок задержания всегда исчисляется момента фактического задержания, что нелогично и не может соответствовать конституционным принципам высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом, поскольку преступлением может быть только общественно опасное деяние физического лица, предусмотренное нормами Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 14 УК РФ), деяние, предусмотренное ими, но не представляющее общественной опасности (малозначительное деяние), не является преступлением (ч. 2 ст. 14 УК РФ), административным правонарушением является противоправное деяние, не представляющее общественной опасности, предусмотренное нормами КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности, совершенное физическим лицом, и любое противоправное деяние, предусмотренное нормами КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности, совершенное юридическим лицом, а срок задержания, составляющий 48 часов, может исчисляться только с момента фактического задержания лица, учитывая наличие такого срока лишения лица свободы без судебного решения в Конституции РФ. При этом любые меры, необходимые для доставления или вытрезвления лица, либо для его сдерживания и (или) совершения в отношении него любых процессуальных действий, направленных на установление его личности и (или) решение иных вопросов, связанных с производством по конкретному делу, влекущие лишения лица свободы без судебного решения, могут быть установлены на сроки, не превышающие 48 часов, что требует введения в законодательство РФ четких правил применения данных мер, в особенности, в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, или в совершении иных преступлений, применение по делам о которых меры пресечения в виде заключения под стражу запрещено в определенных случаях или в отношении отдельных категорий лиц, либо в отношении лиц, совершивших административные правонарушения или иные деяния, сходные по одному или нескольким признакам с административными правонарушениями или преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, и (или) внесения изменений в Конституцию РФ, четко определяющих правила применения мер, связанных с лишением или ограничением свободы людей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в Конституцию РФ, УК РФ и иное законодательство РФ четких правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, а также правил задержания любых лиц, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
В различных странах мира встречаются запреты на установление и применение лишения свободы за правонарушения, заключающиеся в публичных высказываниях, записях и иных публичных материалах, а также за другие деяния, связанные с опубликованием литературных произведений или иной информации.
В частности, в Конституции Египта 2014г. предусмотрено, что наказание в виде нарушения свободы недопустимо за преступления, совершенные по причине публичной природы творческого, литературного или интеллектуального продукта (ст. 67). При этом наказание в виде лишения свободы не может налагаться за преступления, совершенные посредством публикации или ее публичного характера (ст. 71).
В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за незаконный оборот оружия и другие деяния лишения свободы, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение свободы и другие виды наказания сами являются оружием, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.
При этом необходимо иметь ввиду, что частое применение лишения свободы и других подобных наказаний к различным осужденным влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношении государства с другими государствами и международными органами и организациями.
Строгие наказания за различные деяния, в особенности, лишение свободы на длительные сроки (до 10 или более лет) и более строгие наказания (пожизненное лишение свободы, смертная казнь и другие подобные наказания), устанавливаемые за насильственные и ненасильственные деяния различной степени опасности, являются примером применения крайних мер в праве (правовым экстремизмом) и могут использоваться как орудие личной мести, средство личной наживы или подавления инакомыслия либо как средство совершения других общественно опасных действий различных представителей власти и других лиц, устрашающих население и (или) способствующих возникновению опасных провокационных ситуаций, влекущих нарушение конституционного порядка и возможные массовые насильственные действия (бунты, мятежи, возможные вооруженные конфликты и т.п.), которые могут быть направлены на подавление воли неугодной конкретным влиятельным лицам части общества и носить массовый характер (государственный терроризм).
Подобные действия представляют повышенную опасность для личности, общества и государства, не отвечая целям наказания, определяемым общими принципами права, международным законодательством и законодательством конкретных государств. При этом указанные действия противоречат как общим принципам права, так и действующему международному и национальному законодательству (проявления государственного терроризма запрещены принятой на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1984г. резолюцией «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государства, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах», а человек является высшей ценностью, согласно ст. 2 Конституции РФ и аналогичным нормам конституций целого ряда других стран).
Отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш.Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С.П.Мокринский, П.А.Кропоткин, Л.Н.Толстой, Ф.Зимбардо и др.).
П.А.Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С.П.Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С.П.Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л.Н.Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Введение четких, логичных и справедливых правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, а также правил задержания любых лиц, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), будет способствовать соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Практический результат

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Решение

Необходимо введение в законодательство РФ четких правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, а также правил задержания любых лиц, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
Необходима отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена).
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состоянияНеобходимо введение в законодательство РФ четких правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, а также правил задержания любых лиц, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
Необходима отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена).
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.

К началу списка инициатив