Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф103737
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ст.24 ФЗ Об оружии правил применения для самообороны оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, и предметов, не отнесенных к оружию

Необходимо введение в ст. 24 ФЗ Об оружии правил применения для самообороны оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, и предметов, не отнесенных к оружию, с установлением запретов на применение видов оружия и иных предметов, способных причинить смерть человеку, в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, женщин, лиц с явными признаками инвалидности и любых лиц преклонного возраста, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, а также на применение менее опасных видов оружия и иных предметов в отношении части категорий указанных лиц или всех их категорий, в зависимости от степени опасности конкретных предметов и нападений, совершаемых указанными категориями лиц, учитывая равную опасность огнестрельного оружия и части видов иного оружия и других предметов в случае применения против людей с близкого расстояния (метательного, пневматического оружия и т.п.), меньшую опасность нелетального оружия и любого оружия, имеющего минимальные значения дульной и удельной кинетических энергий, установленные для пневматического и огнестрельного оружия соответственно (3, 7,5 и 25 Дж, а также 0,5 Дж на мм2), равную опасность холодного и метательного броскового оружия в сравнении со многими бытовыми предметами, а также газового, сигнального, метательного стрелкового, пневматического и иного оружия в сравнении с предметами, сходными с ним по поражающей способности, а также не большую опасность лиц преклонного возраста при совершении ими нападений, чем лиц, указанных в ст. 24 ФЗ Об оружии.
В ч. 1 ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрено право граждан РФ на применение имеющегося у них на законных основаниях оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
В ч.2 ст.24 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на применение огнестрельного оружия в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, женщин и лиц с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.
При этом ч.2 ст.24 ФЗ Об оружии запрещено применение в отношении данных категорий лиц именно огнестрельного оружия, и, согласно данной норме, не запрещено применять огнестрельное оружие в отношении мужчин преклонного возраста, не имеющих явных признаков инвалидности, независимо от их возраста. В то же время существует возможность ускоренного физического развития и формирования большой физической силы у несовершеннолетних старшей возрастной группы (от 14 или 16 до 18 лет). И если несовершеннолетний нападает в одиночку без применения оружия или других предметов, то применять в отношении него огнестрельное оружие нельзя, даже если он обладает большой физической силой или хорошо владеет навыками рукопашного боя.
Таким образом, граждане РФ, являющиеся законными владельцами любого оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, имеют право на применение для самообороны любого оружия (холодного, метательного, сигнального, пневматического и иного оружия), а не только огнестрельного оружия. Поэтому наличие запретов только на применение огнестрельного оружия к определенным категориям лиц и указанное распределение запретов на применение огнестрельного оружия в отношении определенных категорий лиц без учета престарелого возраста не могут быть справедливыми.
При этом в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости любое лицо имеет право на применение в качестве оружия любого предмета, включая предметы, не являющиеся оружием, оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, или принадлежащее другим лицам, либо запрещенное к обороту в РФ.
Неправомерное применение огнестрельного или иного оружия против лица может влечь, как ошибки определения возраста лица, так и ошибки оценок действий лица, как нападения, наличия у него вышеуказанных внешних признаков в случае их неочевидности.
В ст. 3 ФЗ Об оружии к оружию самообороны отнесены только гражданское газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 91 Дж, электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие), в том числе с патронами травматического действия, имеющими дульную энергию не более 150 Дж.
К оружию самообороны не отнесены сигнальное, холодное, метательное и пневматическое оружие, а также огнестрельное оружие с нарезным или коротким стволом и оружие, имеющее культурную ценность.
В ст. 6 ФЗ Об оружии запрещены ношение в целях самообороны холодного, метательного стрелкового
(луков и арбалетов) и огнестрельного длинноствольного оружия, за исключением случаев их перевозки или транспортирования, ношение или перевозка в заряженном или снаряженном состоянии пневматического оружия в границах населенных пунктов, а также хранение и использование вне спортивных объектов спортивного холодного клинкового и метательного оружия, спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, за исключением хранения и использования луков и арбалетов в целях иммобилизации или инъецирования объектов животного мира в соответствии с законодательством, а также хранения огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и длинноствольного пневматического оружия гражданами, имеющими разрешения на хранение данного спортивного оружия.
Законодательством РФ запрещены ношение и использование в качестве оружия видов оружия, имеющих культурную ценность, за исключением их ношения с историческими костюмами во время проведения определенных законных мероприятий и использование для имитации применения оружия видов оружия, имеющих культурную ценность, но не являющихся старинным (антикварным) оружием, а также ношение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм. При этом разрешено ношение в целях самообороны боевого и иного наградного короткоствольного стрелкового оружия и ношение во время проведения охоты охотничьего короткоствольного пневматического оружия с дульной энергией не более 25 Дж.
ФЗ Об оружии не регулирует оборот оружия, им не предусмотренного, т.е. правила применения оружия, предусмотренные ст. 24 ФЗ Об оружии, на применение такого оружия не распространяются, но отсутствие различий по поражающей способности данного и иного оружия (любое оружие должно соответствовать критериям холодного, метательного, огнестрельного, пневматического, газового и иного оружия, чтобы было возможно его отнесение к оружию, но максимальные критерии поражающей способности оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и многих других видов оружия законодательно не определены), а также наличие в УК РФ норм о наказуемости превышения пределов необходимой обороны или крайней необходимости указывают на необходимость учета положений ст. 24 ФЗ Об оружии при применении оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и внесения изменений, определяющих правила использования такого оружия в ФЗ Об оружии.
ФЗ Об оружии не регулирует применение в качестве оружия конструктивно сходных с оружием изделий и иных предметов, не отнесенных к оружию, а также совершение многих других действий с большинством видов данных предметов (регулируется оборот списанного оружия и хранение или использование спортивного холодного оружия, отнесенного к конструктивно сходным с оружием изделиям законодательством РФ, а также запрещен оборот ножей с клинком, извлекаемым и фиксируемым при помощи одной руки, при длине клинка более 90 мм), а ряд положений ФЗ Об оружии указывает на полное отсутствие регулирования им оборота любых предметов, не отнесенных к оружию, т.к. он регулирует именно оборот оружия (гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного), боеприпасов и патронов к оружию, а также основных частей огнестрельного оружия.
При этом многие указанные предметы имеют такую же поражающую способность, какую имеют различные виды холодного и метательного оружия, многие виды пневматического оружия, огнестрельное оружие с небольшой удельной кинетической энергией (от 0,5 до 1,5 или 2 Дж на мм2), а также многие другие виды оружия (в зависимости от характеристик конкретных предметов), а максимальная поражающая способность многих указанных предметов, не отнесенных к оружию, не определена законодательно. Поэтому необходимо внесение в ст. 24 ФЗ Об оружии изменений, регулирующих правила применения данных предметов, в особенности, если их поражающая способность равна поражающей способности различных видов огнестрельного оружия.
Таким образом, ФЗ Об оружии к оружию самообороны отнесено только гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие, ношение которого в целях самообороны запрещено, а остальные виды огнестрельного оружия и все виды холодного, метательного, пневматического и сигнального оружия не отнесены к оружию самообороны. При этом запрещено ношение в целях самообороны холодного, стрелкового метательного и огнестрельного длинноствольного оружия, а также ношение во многих случаях многих видов спортивного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и заряженного или снаряженного пневматического оружия. В отношении части видов указанного оружия существенно ограничены их использование, перевозка или хранение.
Разрешенными являются ношение в целях самообороны наградного короткоствольного ручного стрелкового оружия и ношение на охоте любого пневматического короткоствольного оружия с дульной энергией не более 25 Дж, разрешенного для использования в качестве охотничьего оружия.
Поэтому многие виды оружия могут быть применены в целях самообороны во время их хранения или перевозки владельцами, а также во время их ношения в целях самообороны или в иных законных целях. При этом ФЗ Об оружии не регулирует применение и иной оборот оружия, не предусмотренного им, специальных средств, конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию.
Правила применения и иного оборота специальных средств предусмотрены только отдельными законами и подзаконными актами, регулирующими частную охранную деятельность или деятельность определенных государственных органов для уполномоченных данными законами лиц, но оборот специальных средств любыми лицами не запрещен.
Правила применения и многие правила иного оборота оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, конструктивно сходных с оружием изделий, бытовых предметов и многих других предметов, не отнесенных к оружию или специальным средствам, отдельно не предусмотрены законодательством РФ и их применение для самообороны или исполнения служебных обязанностей уполномоченными лицами может быть ограничено только, при наличием общих ограничений на применение физической силы оружия или предметов, которыми могут быть заменены оружие и специальные средства.
Наличие в перечне видов гражданского оружия самообороны огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, при отсутствии в нем многих видов огнестрельного и иного оружия, которые могут иметь меньшую поражающую способность, нелогично и увеличивает вероятность причинения на дистанции, разрешенной для самообороны (от 1 до 10 метров), или на большей дистанции реальному или мнимому нападающему, а также третьим лицам тяжкого вреда здоровью или смерти, т.к. дульная энергия до 150 Дж, определенная для ружейных патронов травматического действия, при многих распространенных калибрах ручного огнестрельного оружия придает снаряду удельную кинетическую энергию более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, а дульная энергия охотничьих дробовых и пулевых патронов, применение которых для самообороны не запрещено, не определена законодательно и может достигать 4000 или более Дж, т.е. удельная кинетическая энергия может достигать более чем 5 Дж на мм2.
Наличие запрета на ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в целях самообороны и отсутствие права на ношение указанного оружия, приобретенного именно в целях самообороны может только увеличивать вероятность причинения смерти нападающим или другим лицам либо причинения вреда нападающими и завладения ими указанным оружием или другими предметами, принадлежащими потерпевшим.
Наличие в законодательстве РФ права на ношение в целях самообороны наградного короткоствольного ручного стрелкового оружия и права на ношение на охоте короткоствольного пневматического оружия с дульной энергией до 25 Дж означает наличие права на ношение пистолетов и револьверов, имеющих достаточно большую для высокой вероятности причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека удельную кинетическую энергию, учитывая перечень видов наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия, в который входят револьвер системы Нагана, пистолеты ПМ, ПСМ, ТТ, «Парабеллум», «Беретта», «Глок» и другие модели пистолетов и револьверов, отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию от 133 до 300-600 Дж и удельную кинетическую энергию, составляющую более 2 – 10 Дж на мм2, при калибрах от 5,45 до 9 мм, а также возможность превышения удельной кинетической энергии, составляющей от 1,5 до 2 Дж на мм2, при дульной энергии до 25 Дж и калибре не более 4,5 мм.
Таким образом, гражданам РФ, имеющим лицензии на приобретение огнестрельного оружия самообороны доступно очень мощное длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие самообороны, а его образцы с небольшой удельной кинетической энергией (до 0,5 – 1,5 или 2 Дж на мм2) не имеют широкого распространения. При этом для целей охоты доступно короткоствольное пневматическое оружие, имеющее большие значения удельной кинетическою энергии, т.к. его калибр не превышает 4,5 мм, а дульная энергия может достигать 25 Дж.
Гражданам, награжденным короткоствольным огнестрельным оружием, выдается только достаточно мощное нарезное короткоствольное огнестрельное оружие, удельная кинетическая энергия которого может во много раз превышать 0,5 и 1,5 Дж на мм2, которое они имеют право хранить и носить в целях самообороны.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии четких правил самообороны с применением любого оружия и расширение перечня видов оружия самообороны с введением в него короткоствольного огнестрельного и иного оружия, быстро приводимого в действие, или имеющего небольшую удельную кинетическую энергию (от 0,5 до 1,5 или 2 Дж на мм2 либо менее 0,5 Дж на мм2), что будет соответствовать положениям законодательства многих стран мира (короткоствольное оружие с нарезным стволом включено в перечень оружия самообороны даже в законах Грузии, Абхазии и ПМР, а право на ношение такого оружия предусмотрено в законе Белоруссии (разрешено его ношение в качестве спортивного оружия)).
Следует отметить, что другие законы, регламентирующие применение оружия и специальных средств против различных категорий лиц, предусматривают различающиеся ограничения на применение огнестрельного и (или) иного оружия, а также специальных средств (ФЗ О полиции, Закон РФ О частной детективной и охранной деятельности и др.).
Часто устанавливается запрет на применение оружия и (или) специальных средств не в отношении всех несовершеннолетних лиц и женщин, а только в отношении малолетних лиц (лиц в возрасте до 14 лет) и женщин с видимыми признаками беременности. Предусматривается также право сотрудника уполномоченных органов, приготовившего свое оружие к применению для гарантии личной безопасности, на его применение против любого лица, сократившего указанное сотрудником расстояние. При этом в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление, допускаются нарушения правил применения оружия и других предметов, если не имели место: превышение пределов необходимой обороны, превышение пределов крайней необходимости или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Следует учитывать, что в законодательстве различных стран мира установлены запреты на применение в отношении лиц преклонного возраста огнестрельного оружия и (или) любого оружия либо специальных средств.
В частности, в ближнем зарубежье: согласно законодательству Молдовы об обороте оружия и деятельности уполномоченных на охрану правопорядка лиц, запрещается применение огнестрельного оружия и специальных средств в отношении лиц престарелого возраста, кроме случаев совершения ими группового или вооруженного нападения на субъект закона или другое лицо, оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью людей, если иными способами и средствами отразить такие действия невозможно, а также по возможности исключается применение физической силы к указанным лицам.
Согласно Закону ПМР Об обороте оружия и боеприпасов, огнестрельное оружие не применяется в отношении лиц престарелого возраста, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, а также совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей либо сохранности охраняемых объектов.
Согласно Закону ЛНР О полиции, запрещается применение мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении лиц пожилого возраста, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, а также вооруженного нападения или вооруженного сопротивления. При этом лица преклонного возраста не указаны в перечне лиц, к которым запрещается применять огнестрельное оружие и в законодательстве ЛНР об обороте оружия, что нелогично.
Согласно Закону ДНР О полиции, запрещается применять физическую силу к лицам преклонного возраста, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сотрудников полиции, или вооруженного нападения либо вооруженного сопротивления. При этом лица преклонного возраста не указаны в перечне лиц, к которым запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие и в законодательстве ДНР об обороте оружия, что нелогично.
При этом законодательство ЛНР и ДНР должно быть приведено в соответствие с законодательством РФ до 2026 года, а прежнее законодательство ЛНР и ДНР может применяться и в дальнейшем в части, улучшающей положение лиц, в отношении которых оно подлежит применению.
Учитывая вышеизложенное, правомерно введение в ст. 24 ФЗ Об оружии запрета на применение огнестрельного и иного оружия, способного причинить смерть человеку, а также других подобных предметов в отношении любых лиц преклонного возраста, в особенности, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.
Необходимо введение в ст. 24 ФЗ Об оружии правил применения для самообороны оружия, не отнесенного к огнестрельному, и предметов, не отнесенных к оружию, с установлением запретов на применение видов оружия и иных предметов, способных причинить смерть человеку (огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией более 1,5 Дж на мм2 и дульной энергией более 50 Дж, пневматического оружия с дульной энергией более 50 Дж и удельной кинетической энергией более 1,5 Дж на мм2, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов с усилием натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно), пружинных стреляющих ножей, ружей, различных видов ружей для подводной охоты, строительно-монтажных пистолетов и иных устройств с вышеуказанными кинетическими энергиями или иными характеристиками, обеспечивающими способность причинения смерти человеку на расстоянии более 10 метров, метательного броскового оружия (метательных ножей, сюрикенов, бумерангов и т.п.) и холодного оружия, а также всех бытовых и иных предметов материального мира, имеющих поражающую способность, позволяющую причинить смерть человеку путем броска предмета рукой либо нанесения им человеку одного удара с энергией до 20 или 50 Дж), в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, женщин, лиц с явными признаками инвалидности и лиц преклонного возраста, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, а также на применение менее опасных видов оружия (огнестрельного оружия с дульной энергией до 0,5, 3, 7,5, 25 или 50 Дж и удельной кинетической энергией более 0,5, но не более 1,5 Дж на мм2, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового и сигнального оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников, пневматического оружия с дульной энергией более 3, 7,5 или 25 Дж и удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 и др.) и иных предметов (газовых баллончиков, предназначенных для самообороны от животных, или отнесенных к специальным средствам, пистолетов и иных огнестрельных устройств с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенных к сигнальному, газовому или иному оружию, пистолетов и иных пневматических устройств с дульной энергией не более 3 Дж, не отнесенных к газовому или иному оружию, или данных устройств с дульной энергией более 3 Дж и удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, не отнесенных к пневматическому или иному оружию по своему назначению (маркеры для игры в пейнтбол и т.п.), духовых трубок, рогаток, пружинных пистолетов, ружей и других устройств, сходных с метательным оружием, но не являющихся им (т.е. не отнесенных к лукам и арбалетам с усилием натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно) или другими видами оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, предметов нелетального действия, предназначенных для поражения цели путем их метания или нанесения удара ими (пластиковые или резиновые ножи, резиновые дубинки и т.п.), бытовых предметов, аналогичных по поражающей способности вышеуказанным предметам и др.) в отношении части категорий указанных лиц или всех их категорий, в зависимости от степени опасности конкретных предметов и нападений, совершаемых указанными категориями лиц.
При внесении данных изменений, вводящих правила применение оружия и других предметов в целях самообороны, необходимо:
1) установление равных правил применения холодного оружия, метательного броскового оружия и всех предметов материального мира, сходных с ними по поражающей способности (бытовых ножей, топоров, мачете, палок, камней и т.п.), которые могут быть использованы в качестве оружия путем нанесения удара или метания рукой, учитывающих поражающую способность конкретных предметов и соотношение физической силы обороняющегося с физической силой нападающего;
2) установление равных правил применения нелетального оружия самообороны, других устройств нелетального действия (специальных средств нелетального действия, конструктивно сходных с гражданским газовым или иным оружием, газовых баллончиков для самообороны от животных, шумовых баллончиков, иных средств, предназначенных для самообороны от животных, или средств самообороны, не отнесенных к оружию и др.) и всех сходных с ними по поражающей способности предметов материального мира (резиновых дубинок, палок, ножей и других резиновых или пластмассовых предметов, бытовых распылителей, снаряженных веществами нелетального действия, игрушечного оружия и др.). При этом указанные правила должны соответствовать степени опасности конкретных видов нелетального оружия и других подобных предметов;
3) установление равных правил применения стрелкового оружия, имеющего небольшую поражающую способность, но не отнесенного к нелетальному оружию самообороны (пневматического оружия с дульной энергией более 3, но не более 25 Дж, огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, но не более 1,5 Дж на мм2, и иного подобного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию от 0,5 до 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии от 3 до 50 Дж), и равных ему по поражающей способности стреляющих устройств, не отнесенных к оружию (ружей для подводной охоты, пружинных стреляющих ножей, пистолетов и ружей, луков и арбалетов, не отнесенных к метательному оружию, и других подобных стреляющих устройств, не отнесенных к оружию, имеющего удельную кинетическую энергию от 0,5 до 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии от 3 до 50 Дж). При этом указанные правила должны соответствовать степени опасности конкретных видов оружия, имеющего небольшую поражающую способность, и других подобных предметов;
4) установление равных правил применения огнестрельного и иного стрелкового оружия, имеющего значительную или большую поражающую способность, не отнесенного к нелетальному оружию (огнестрельного, пневматического и иного подобного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию более 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии более 50 Дж), и равных ему по поражающей способности стреляющих устройств, не отнесенных к оружию (ружей для подводной охоты, пружинных стреляющих ножей, пистолетов и ружей, строительно-монтажных пистолетов и других подобных стреляющих устройств, не отнесенных к оружию, имеющего удельную кинетическую энергию более 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии более 50 Дж). При этом указанные правила должны соответствовать степени опасности конкретных видов оружия и других подобных предметов;
5) введение в ФЗ Об оружии правил применения физической силы при самообороне, в том числе в случае невозможности своевременного использования оружия или для отражения нападения, которое может повлечь завладение оружием и его применение против владельца или других лиц, учитывающих поражающую способность конкретных видов оружия или других предметов, находящихся во владении обороняющегося или иного лица, либо применяемых нападающими, и соотношение физической силы обороняющегося с физической силой нападающего;
6) введение в ФЗ Об оружии и УК РФ четких правил применения оружия, других предметов и физической силы любыми лицами в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, а также при применении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, учитывая наличие в ст. 37 – 39 УК РФ права любых лиц на причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости либо при применении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, и наличие уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека или убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, и за умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека либо убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, а также возможность квалификации умышленного причинения вреда, совершенного при превышении пределов крайней необходимости, именно по общим нормам УК РФ об умышленных преступлениях (побои, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью либо убийство).
Также необходимо введение минимальных критериев поражающей способности огнестрельного и иного оружия, применение которого для самообороны ограничено в ст. 24 ФЗ Об оружии, и критериев допустимости применения в нем для самообороны резиновых пуль и других снарядов травматического действия, соли и других подобных нестандартных снарядов, свинцовых или стальных пуль и других видов металлических снарядов, а также уточнение минимальных критериев поражающей способности огнестрельного и иного оружия, учитывая достижение минимального значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) и ее значений, значительно превышающих 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии менее 25, 7,5, 3, 0,5 или 0,08 Дж и калибрах менее 8, 4,5, 2,8 или 1 мм соответственно, либо при дульной энергии более 50, 100 или более Дж и калибрах более 11 или 18 мм соответственно, при существенно различающихся поражающей способности и площади поражения цели у различных видов снарядов малых и крупных калибров, а также наличие различных минимальных критериев других видов оружия, составляющих как менее, так и более 0,5 Дж на мм2 (дульная энергия более 3 Дж – для пневматического оружия, отсутствие минимальных критериев поражающей способности для газового и иного нелетального оружия, при наличии максимального значения удельной кинетической энергии выстрела металлическими снарядами из многих видов гражданского нелетального оружия, составляющего 0,5 Дж на мм2, и максимальных значений дульной энергии гражданского и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения и травматических патронов к гладкоствольным ружьям, составляющих 91 и 150 Дж соответственно, усилие натяжения тетивы (сила дуги) более 27 и 43 кгс соответственно – для отнесения к метательному стрелковому оружию луков и арбалетов, наличие возможности нанесения до 20 ударов с энергией от 20 до 50 Дж без остаточных деформаций или люфта клинка в совокупности с другими критериями холодного или метательного броскового оружия – для отнесения предметов к холодному оружию или метательному бросковому оружию, и др.).
При внесении данных изменений, вводящих четкие критерии всех видов оружия, упорядочивающих различные виды оружия по их поражающей способности, правильным решением может быть:
1) исключение холодного оружия, метательного броскового оружия, сигнального оружия и оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия с отменой их критериев как видов оружия и ограничений на их оборот в качестве конкретных видов оружия;
2) введение минимальных критериев всех видов газового или иного нелетального оружия с решением вопроса об их исключении из перечня видов оружия и отмене лицензирования приобретения части их видов, а также введении в свободный оборот их наименее опасных видов и их видов, не имеющих большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, конструктивно сходные с ними и иные подобные предметы, не отнесенные к оружию;
3) упорядочивание минимальных критериев видов оружия, разрешенных, ограниченных или запрещенных к гражданскому обороту в РФ по поражающей способности и степени опасности конкретных предметов при их применении в качестве оружия;
4) увеличение минимальных значений дульной энергии пневматического оружия (с 3 до 20 или 25 Дж) и указанных видов оружия, ограниченных к обороту по значениям дульной энергии и (или) калибру (с 7,5 и 25 до 50 или 100 Дж);
5) введение минимальных значений удельной кинетической энергии пневматического оружия (в частности, более 0,5 или 1,5 Дж на мм2) и его видов, ограниченных к обороту по значениям дульной энергии и (или) калибру (более 1,5 или 2 Дж на мм2), отменой ограничений на оборот пневматического оружия по его калибру (до 4,5 мм или более) и максимального значения дульной энергии охотничьего пневматического оружия (25 Дж);
6) исключение из перечня видов оружия пневматического оружия, сходного с пружинными стреляющими устройствами или иным простейшим оружием (пружинно-поршневого пневматического оружия и т.п.), с отменой ограничений на их оборот как видов оружия и упрощением правил оборота многих других видов пневматического оружия с отнесением их к видам оружия, приобретаемым без лицензий, необходимых для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, в качестве охотничьего, спортивного и коллекционного оружия или оружия самообороны, либо исключение пневматического оружия из перечня видов оружия с отменой ограничений на его оборот как вида оружия, учитывая более затруднительное его использование в качестве оружия для защиты или нападения и законодательный опыт СССР, части штатов США и ряда других стран мира;
7) введение минимальных значений дульной энергии огнестрельного оружия (в частности, от 25 до 50 Дж) и увеличение минимального значения его удельной кинетической энергии до 1,5 Дж на мм2, при распределении ограничений и запретов на оборот конкретных его видов по значениям дульной и удельной кинетических энергий в сочетании со всеми характеристиками, придающими ему конкретную поражающую способность (в частности, по значениям дульной энергии от 50 до 2000 Дж и удельной кинетической энергии от 2 до 10 или более Дж на мм2);
8) замена правил об измерении дульной и удельной кинетических энергий на расстоянии до 1 метра от ствола их измерением на расстоянии более 10 метров от него;
9) отмена более строгих ограничений на оборот метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов, отнесенных к оружию), чем на оборот огнестрельного и пневматического оружия, с их отнесением к оружию, приобретаемому без лицензий и разрешений, необходимых для приобретения охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного или любого другого оружия, либо в ином упрощенном порядке в качестве охотничьего, спортивного и коллекционного оружия или оружия самообороны, и введение минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию (в частности, значений дульной энергии от 50 Дж и удельной кинетической энергии от 1,5 или 2 Дж на мм2) или увеличение усилия натяжения тетивы луков, отнесенных к оружию, до 43 кгс, при условии отсутствия препятствий для эффективного и безопасного использования луков с таким усилием натяжения тетивы в качестве метательного оружия, либо увеличение усилия натяжения тетивы луков и арбалетов, отнесенных к оружию, до 50 кгс, при условии отсутствия препятствий для эффективного и безопасного использования таких луков и арбалетов в качестве метательного оружия, либо исключение луков или луков и арбалетов из перечня видов оружия с отменой ограничений на их оборот как видов оружия, учитывая их затруднительное использование в качестве оружия для защиты или нападения, запрет отнесения к метательному оружию пружинных ружей и других механических стреляющих устройств, которые могут иметь усилие при заряжании снаряда более 27, 43, 50 или 100 кгс, обусловленный отсутствием их критериев как оружия и законодательных норм об их отнесении к оружию, а также законодательный опыт СССР, Болгарии, ряда других стран мира и части штатов США;
10) Расширение перечня видов оружия самообороны в ст. 3 ФЗ Об оружии путем включения в него части или всех видов гражданского огнестрельного или пневматического короткоствольного оружия, всех видов гражданского огнестрельного и иного оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2, а также других видов оружия, не имеющих большой поражающей способности, и введения перечня средств самообороны, не отнесенных к оружию, находящихся в свободном обороте, включающего средства самообороны от животных, специальные средства, не представляющие большей опасности, чем гражданское нелетальное оружие самообороны и средства самообороны от животных, а также все шумовые и иные средства самообороны, не отнесенные к газовому и иному оружию, разрешенные к свободному обороту.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Решение

Необходимо введение в ст.24 ФЗ Об оружии запрета на применение огнестрельного и иного оружия, способного причинить смерть человеку, а также других подобных предметов в отношении любых лиц преклонного возраста, в особенности, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.
Необходимо введение в ст.24 ФЗ Об оружии правил применения для самообороны оружия, не отнесенного к огнестрельному, и предметов, не отнесенных к оружию, с установлением запретов на применение видов оружия и иных предметов, способных причинить смерть человеку (огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией более 1,5 Дж на мм2 и дульной энергией более 50 Дж, пневматического оружия с дульной энергией более 50 Дж и удельной кинетической энергией более 1,5 Дж на мм2, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов с усилием натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно), пружинных стреляющих ножей, ружей, различных видов ружей для подводной охоты, строительно-монтажных пистолетов и иных устройств с вышеуказанными кинетическими энергиями или иными характеристиками, обеспечивающими способность причинения смерти человеку на расстоянии более 10 метров, метательного броскового оружия (метательных ножей, сюрикенов, бумерангов и т.п.) и холодного оружия, а также всех бытовых и иных предметов материального мира, имеющих поражающую способность, позволяющую причинить смерть человеку путем броска предмета рукой либо нанесения им человеку одного удара с энергией до 20 или 50 Дж), в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, женщин, лиц с явными признаками инвалидности и лиц преклонного возраста, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, а также на применение менее опасных видов оружия (огнестрельного оружия с дульной энергией до 0,5, 3, 7,5, 25 или 50 Дж и удельной кинетической энергией более 0,5, но не более 1,5 Дж на мм2, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового и сигнального оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников, пневматического оружия с дульной энергией более 3, 7,5 или 25 Дж и удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 и др.) и иных предметов (газовых баллончиков, предназначенных для самообороны от животных, или отнесенных к специальным средствам, пистолетов и иных огнестрельных устройств с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенных к сигнальному, газовому или иному оружию, пистолетов и иных пневматических устройств с дульной энергией не более 3 Дж, не отнесенных к газовому или иному оружию, или данных устройств с дульной энергией более 3 Дж и удельной кинетической энергией не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, не отнесенных к пневматическому или иному оружию по своему назначению (маркеры для игры в пейнтбол и т.п.), духовых трубок, рогаток, пружинных пистолетов, ружей и других устройств, сходных с метательным оружием, но не являющихся им (т.е. не отнесенных к лукам и арбалетам с усилием натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно) или другими видами оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 или 1,5 Дж на мм2, предметов нелетального действия, предназначенных для поражения цели путем их метания или нанесения удара ими (пластиковые или резиновые ножи, резиновые дубинки и т.п.), бытовых предметов, аналогичных по поражающей способности вышеуказанным предметам и др.) в отношении части категорий указанных лиц или всех их категорий, в зависимости от степени опасности конкретных предметов и нападений, совершаемых указанными категориями лиц.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 912 голосов

88

Против решения: 221 голос

К началу списка инициатив