Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф105158
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения запрета на хранение технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств и введение обязанности указания запретов на хранение предметов в федеральных законах

Необходимо исключение запрета на хранение технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, в том числе срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия, введенного с 1 мая 2022 года Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 N 2158 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 и признании утратившим силу пункта 37 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р", из п. 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, и установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной (в частности, постановлений Правительства РФ), а не законодательной власти (в частности, федеральных законов и федеральных конституционных законах) с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу (в международных договорах РФ, федеральных конституционных законах или Конституции РФ), в целях реализации конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отнесение к гражданскому газовому оружию только части видов указанных газовых устройств, не имеющих такой высокой поражающей способности, какая имеется у многих видов указанных газовых устройств, не отнесенных к газовому и иному оружию, и не представляющих большей опасности, чем газовые патроны, иные виды патронов к оружию и многие другие предметы, в том числе аэрозольные и другие устройства, сходные с указанными газовыми устройствами, возможную утрату ими признаков газового оружия после истечения срока годности или возникновения неисправностей, влекущую запрет на применение к ним любых правил оборота гражданского или иного оружия, а также наличие административной ответственности за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ), введение с 2021 года административной ответственности и строгих мер наказаний за незаконные хранение или иной оборот всех видов оружия и патронов к оружию (ст. 20.10 КоАП РФ) и необходимость охраны человека, его прав и свобод как высшей ценности, прав человека на неприкосновенность личности и частной жизни, права иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им и других конституционных прав человека.
Согласно п. 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, а также хранить и использовать технически неисправные механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, в том числе срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия.
Таким образом, запрет на хранение установлен только в отношении технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, в том числе срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия, поэтому он не распространяется на другие виды оружия и патроны к оружию. При этом данные Правила оборота оружия не распространяются на оборот предметов, не отнесенных к оружию, видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, либо имеющих культурную ценность (газовое оружие не может быть отнесено к видам оружия, имеющим культурную ценность, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии, и не было отнесено к оружию в СССР, РСФСР и РФ до 1 января 1994 года).
Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, отнесены к гражданскому оружию самообороны в ст. 3 ФЗ Об оружии и, согласно ст. 13 и 14 ФЗ Об оружии, приобретаются без лицензии и регистрации гражданами РФ, достигшими возраста 18 лет, и иностранными гражданами, а газовые пистолеты и револьверы, а также патроны к ним приобретаются гражданами РФ по лицензии на их приобретение и иностранными гражданами по специальной лицензии на приобретение гражданского оружия, дающей право на его хранение в течение 10 дней до вывоза из РФ. Предметы, не отнесенные к оружию, или являющиеся видами оружия, не предусмотренными ФЗ Об оружии, приобретаются без лицензии любыми лицами.
Вызывает удивление и нелогично введение запрета на хранение именно механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, а не газовых патронов и иных видов оружия и патронов к оружию, учитывая нахождение указанных устройств в обороте без лицензий и необходимость наличия лицензии для хранения газовых пистолетов, револьверов, патронов к ним и многих других видов гражданского оружия, т.е. наличие систематического строгого контроля за хранением газовых пистолетов и патронов к ним, а также многих других видов гражданского оружия и его отсутствие в отношении механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами.
При этом часть видов данных газовых устройств предназначены для использования холостых, газовых и ряда других видов патронов, формально отнесенных не к патронам, а к указанным устройствам, и получают распространение случаи сертификации шумовых и газовых патронов в качестве патронов к предметам, не отнесенным к газовым пистолетам и револьверам или к другим видам оружия, приобретаемым по лицензии, и введения их в свободный оборот любыми лицами.
Газовые баллончики для самообороны от собак, медведей и других животных не отнесены к газовому или иному оружию и являются средствами бытовой химии, находящимися в свободном обороте, поэтому правила оборота гражданского или иного оружия на них не распространяются. При этом они имеют большую поражающую способность, чем газовое оружие самообороны (большие концентрацию и (или) объем слезоточивых и раздражающих веществ).
Газовые баллончики и иные спецсредства МВД и других силовых структур не отнесены к газовому или иному оружию, что исключает распространение на них правил оборота гражданского или иного оружия, а их оборот ограничен в частной охранной деятельности и в деятельности государственных силовых структур (МВД, Росгвардии и др.), но ограничения и запреты на их гражданский оборот любыми лицами отсутствуют, что означает их нахождение в свободном обороте (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ).
Законодательно не запрещено отнесение каких-либо видов газового оружия к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, т.е. их введение в свободный оборот для любых лиц.
Виды газового оружия и патронов, имеющие культурную ценность (в частности, изготовленные более 50 лет назад), и любые его виды, изготовленные до 31 декабря 1993 года, не могут быть отнесены к оружию, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии и отнесение газового оружия к оружию в РФ только с 1 января 1994 года, что означает их нахождение в свободном обороте для любых лиц (в особенности, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных веществами слезоточивого или раздражающего действия).
При этом указанные Правила оборота оружия не распространяются на оборот любого оружия, имеющего культурную ценность, а все виды оружия, имеющего культурную ценность (холодного, пневматического, метательного и огнестрельного), включены в ФЗ Об оружии и отнесены к гражданскому оружию только с 2012 года.
Правила законного проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия любыми лицами отсутствуют, поэтому необходимо их введение для всех лиц с указанием мер безопасности, соответствующих поражающей способности конкретных видов оружия, т.к. проверка технического состояния оружия бывает необходима любым его владельцам и другим лицам, которые имеют право на его использование или применение либо обязаны совершить указанные действия. При этом ее проведение не является опасным для других лиц и затруднительным в отношении наименее опасных видов оружия, т.к. достаточно соблюдения элементарных мер безопасности, применяемых при использовании многих бытовых предметов.
Учитывая вышеизложенное, сохранение запрета на хранение неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, и указанных устройств с истекшим сроком годности представляется нелогичным и нецелесообразным, учитывая отсутствие запрета на хранение указанных устройств, изготовленных до 31 декабря 1993 года, или имеющих культурную ценность, либо не отнесенных к гражданскому оружию самообороны, а также подобных устройств, не отнесенных к оружию.
Неисправное газовое оружие и данное оружие с истекшим сроком годности могут утрачивать поражающие свойства оружие и не иметь признаков оружия на момент использования или обнаружения такого оружия. При этом минимальные значения поражающей способности газового оружия законодательно не определены, но возможна полная утрата поражающих свойств веществ (их испарение, затвердевание или иная утрата ими способности наносить временное химическое поражение живой цели), исключающая их отнесение к оружию или другим подобным предметам. При этом даже усиление поражающей способности газового оружия может способствовать его формальному отнесению к предметам, находящимся в свободном обороте, указанным выше или к другим предметам, которые невозможно отнести к газовому, химическому или иному оружию, согласно положениям ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.
Поэтому на многие виды неисправного газового и иного оружия не могут быть распространены правила оборота гражданского или иного оружия, если они утратили свойства оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Многие бытовые механические распылители, аэрозольные и другие устройства, а также большинство других предметов, не отнесенных к газовому или иному оружию, представляют не меньшую степень опасности, чем газовое оружие и (или) иные виды оружия, в особенности, при наличии неисправностей или истечения срока годности, но их хранение не запрещено, а введение такого запрета может только повлечь массовое нарушение конституционных прав человека.
Административная ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему с 2002 года установлена в ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, в которой предусмотрен штраф в размере от 500 до 2000 рублей. При этом вопрос о применении данной нормы к видам оружия, в которых не используются патроны (включая газовые баллончики для самообороны), законодательно не решен, что означает запрет ее применения к нарушениям правил оборота такого оружия до внесения в нее соответствующих изменений, учитывая положения Конституции РФ.
С 2021 года введена административная ответственность и строгие меры наказаний (штраф в размере от 5000 до 10000 рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия или без таковой) за незаконные хранение или иной оборот оружия и патронов к оружию, установленная в ст. 20.10 КоАП РФ. При этом данная норма может быть применена к незаконному обороту любых видов оружия и патронов к оружию, а незаконными могут быть признаны действия, совершение которых запрещено. Добровольная сдача оружия или других предметов, указанных в данной норме, освобождает от административной ответственности, но их изъятие при задержании или применение мер по их обнаружению и изъятию, предусмотренных КоАП РФ, исключает их добровольную сдачу.
Поэтому необходимо исключение излишне строгих запретов на хранение и иной оборот оружия (в особенности, приобретаемого без лицензии, или конструктивно сходного с бытовыми предметами) в целях профилактики произвольного нарушения законных прав человека и использования закона в коррупционных или иных противоправных целях.
Срок давности по ст. 20.8, 20.10 и другим нормам КоАП РФ о правонарушениях в сфере оборота оружия с 2021 года составляют 1 год, а привлечение к ответственности по ним влечет ряд ограничений законных прав граждан РФ на срок до 1 года.
Поэтому привлечение к административной ответственности за указанные правонарушения не может быть распространенной или произвольно применяемой мерой воздействия.
По делам об административных правонарушениях запрещено проведение обыска в жилище, но возможно проведение личного обыска и обнаружение предметов при допуске сотрудников полиции или Росгвардии в жилище либо во время проведения обыска по уголовному делу, а запрет на хранение предмета может означать запрет его ношения, перевозки и иного оборота.
При этом законодательно не запрещено введение уголовной ответственности за незаконное хранение газового или иного оружия либо других предметов, которое будет означать право на проведение обыска в жилище лица, о котором имеются сведения о хранении соответствующих предметов, а введение уголовной ответственности за незаконное хранение видов оружия и других предметов, сходных с бытовыми (холодного, метательного, газового и иного подобного оружия и т.п.), при наличии запретов на их хранение повлечет массовое нарушение конституционных прав человека под видом противодействия преступлениям и иным правонарушениям.
Поэтому произвольное установление запретов на хранения каких-либо предметов, в особенности, без указания условий исключения ответственности во всех неопасных случаях недопустимо и не может соответствовать конституционным принципам и общим принципам права.
Введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, необходимо, учитывая их значимость для всех лиц, т.к. многие лица могут не знать законодательства об обороте конкретных предметов и (или) признаков предметов, ограничивающих либо запрещающих их хранение или иной оборот, а предметы могут быть подброшены им или приведены в состояние, делающее их оборот ограниченным либо запрещенным, либо разрешенные предметы могут быть выданы за ограниченные или запрещенные. Поэтому наличие большого количества запретов на хранение различных предметов в значительном количестве подзаконных актов может только навредить личности, обществу и государству, ухудшая противодействие коррупционной и иной преступности.
Установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей, необходимо, учитывая значимость данного принципа для демократического и правового государства, а также наличие множества его нарушений, заключающихся в установлении основных правил, регулирующих конкретную сферу деятельности, не в соответствующем федеральном законе, а в постановлениях Правительства РФ и иных подзаконных актах путем указания данных правил только в них без прямой связи с конкретным федеральным законом, или указания в нормах федеральных законов на регулирование конкретных правил Правительством РФ или другими органами исполнительной власти и их введения в подзаконные акты, либо указания конкретных правил только в подзаконных актах без принятия отдельных федеральных законов, непосредственно связанных с указанными подзаконными актами.
Подобное распределение правил, ограничивающих конституционные права человека, влечет наделение органов исполнительной власти функциями органов законодательной власти, нарушающее принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, и может влечь какие же опасные последствия для личности, общества и государства, какие может повлечь произвольное распределение ограничений и запретов на оборот различных предметов.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение запрета на хранение технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, в том числе срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия, из п. 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, и установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей.
При внесении данных изменений, учитывая необходимость четкого разделения по степени опасности и оборотоспособности оружия и других предметов, а также четкого разграничения предметов, запрещенных к хранению, и других предметов по степени их опасности, необходимо введение четких правил законного хранения и использования неисправных оружия и патронов к оружию, включая виды данных устройств с истекшим сроком годности, и запрета на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также отмена запретов на хранение всех видов оружия и патронов, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы или другие предметы, разрешенные к хранению без ограничений, либо приобретаемых без лицензии, и четкое разграничение по наличию и степени причиненного вреда случаев нарушений правил хранения и иного оборота предметов, не влекущих ответственности, влекущих административную ответственность, либо представляющих общественную опасность и влекущих уголовную ответственность.
До внесения данных изменений необходимо принятие указа Президента РФ, вводящего четкие временные правила законного хранения и использования неисправных оружия и патронов к оружию, включая виды данных устройств с истекшим сроком годности, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, и запрет на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также запрещающего привлечение к ответственности во всех случаях отсутствия в нарушении общественной опасности (если нарушение может влечь уголовную ответственность) или наличия двусмысленности толкования правовой нормы о запрете или правонарушении, либо противоречия конкретных норм Конституции РФ или другим актам, имеющим большую юридическую силу, чем акт, их предусматривающий.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупционной и иной преступности и упорядочиванию правовых норм, а также либерализации законодательства.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупционной и иной преступности и упорядочивание правовых норм, а также либерализация законодательства.

Решение

Необходимо исключение запрета на хранение технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами, в том числе срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия, введенного с 1 мая 2022 года Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 г. № 2158 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 и признании утратившим силу пункта 37 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р", из п. 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, и установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной (в частности, постановлений Правительства РФ), а не законодательной власти (в частности, федеральных законов и федеральных конституционных законах) с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу (в международных договорах РФ, федеральных конституционных законах или Конституции РФ), в целях реализации конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).

При внесении данных изменений, учитывая необходимость четкого разделения по степени опасности и оборотоспособности оружия и других предметов, а также четкого разграничения предметов, запрещенных к хранению, и других предметов по степени их опасности, необходимо введение четких правил законного хранения и использования неисправных оружия и патронов к оружию, включая виды данных устройств с истекшим сроком годности, и запрета на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также отмена запретов на хранение всех видов оружия и патронов, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы или другие предметы, разрешенные к хранению без ограничений, либо приобретаемых без лицензии, и четкое разграничение по наличию и степени причиненного вреда случаев нарушений правил хранения и иного оборота предметов, не влекущих ответственности, влекущих административную ответственность, либо представляющих общественную опасность и влекущих уголовную ответственность.

До внесения данных изменений необходимо принятие указа Президента РФ, вводящего четкие временные правила законного хранения и использования неисправных оружия и патронов к оружию, включая виды данных устройств с истекшим сроком годности, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, и запрет на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также запрещающего привлечение к ответственности во всех случаях отсутствия в нарушении общественной опасности (если нарушение может влечь уголовную ответственность) или наличия двусмысленности толкования правовой нормы о запрете или правонарушении, либо противоречия конкретных норм Конституции РФ или другим актам, имеющим большую юридическую силу, чем акт, их предусматривающий.

К началу списка инициатив