Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф105343
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ст.318 и другие нормы УК РФ указания на законность действий представителя власти, в отношении которого совершаются противоправные действия, и принятия федерального закона, четко регулирующего их правовой статус

Необходимо введение в ст. 318 и другие нормы УК РФ о противоправных действиях в отношении представителей власти указания на законность действий представителя власти, в отношении которого они совершаются, и принятие федерального закона, четко регулирующего правовой статус и пределы полномочий всех категорий представителей власти, а также отграничивающего их от иных должностных лиц по пределам их полномочий.
Внесение указанных изменений необходимо, поскольку в ст. 318, 319 и других нормах УК РФ о противоправных действиях в отношении представителей власти отсутствует указание на законность действий представителя власти, в отношении которого они совершаются, а в ст. 318 УК РФ, которой предусмотрена ответственность за применение насилия или угрозу его применения в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, за указанное деяние установлены достаточно суровые наказания: по части первой данной статьи за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, возможно назначение лишения свободы на срок от 2 месяцев до 5 лет, а по части второй за применение насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении указанных лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 2 месяцев до 10 лет.
При этом указание на законность действий сотрудников полиции и ряда других представителей власти содержится в ст. 19.3 и ряде других норм КоАП РФ, а также в нормах КоАП различных субъектов РФ (ст. 10.10 КоАП г. Москвы и др.).
В части критериев обязательного смягчения наказаний не учитывается совершение данного деяния в состоянии аффекта или при превышении пределов крайней необходимости, т.е. сроки лишения свободы до 5 или 10 лет могут быть назначены и в указанных случаях, несмотря на наличие в нормах УК РФ (ст. 107 и 113) сроков лишения свободы до 2, 3 или 5 лет за умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью либо убийство, если они совершены в состоянии аффекта.
Отдельные нормы о совершении других преступлений в состоянии аффекта и правило об исключении уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное в состоянии аффекта, или другие преступления, не являющиеся умышленным причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека либо убийством, совершенные в данном состоянии, в УК РФ отсутствуют.
Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, отнесены в п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ к смягчающим обстоятельствам, но специальные правила об обязательном смягчении наказания до каких-либо пределов за преступления, совершенные при наличии данного смягчающего обстоятельства, в УК РФ отсутствуют.
Превышение пределов крайней необходимости влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч. 2 ст. 39 УК РФ), но в УК РФ отсутствуют отдельные нормы о совершении каких-либо деяний при превышении пределов крайней необходимости и правила об обязательном смягчении наказания за деяния, совершенные при превышении пределов крайней необходимости.
Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается насилие, которое не повлекло и не могло повлечь причинение вреда здоровью потерпевшего, а под насилием, опасным для жизни или здоровья - насилие, которое повлекло причинение вреда здоровью любой тяжести.
Очевидно, что при применении насилия в отношении представителя власти, не повлекшего вреда здоровью или повлекшего только легкий вред здоровью, а также угрозы применения насилия к нему, данные наказания являются слишком строгими, а возможность назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения условного осуждения только усиливает коррупционность данной нормы, при возможности назначения длительных сроков лишения свободы.
Применение насилия в отношении представителя власти, совершенное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, влечет ответственность по совокупности применения опасного насилия к представителю власти и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 318 и ст. 111 УК РФ) и наказания, составляющие до 15, 18 или 22,5 лет лишения свободы.
Убийство и покушение на убийство представителя власти влекут при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением влечет ответственность по ст. 277, 295 и 317 УК РФ, по которым предусмотрены наказания в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет или пожизненного лишения свободы, либо смертной казни.
При этом применение любого насилия к представителю власти, не связанное с исполнением им своих обязанностей, может влечь уголовную и административную ответственность только по общим нормам УК и КоАП РФ о побоях, повлекших причинение физической боли (ст. 116 и 116.1 УК РФ и ст. 6.1.1 КоАП РФ), причинении вреда здоровью человека (ст. 111, 112, 115, 118 и другие нормы УК РФ о причинении вреда здоровью человека), угрозе убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека (ст. 119 УК РФ), убийстве (ст. 105 УК РФ) и других подобных деяниях, предусматривающих менее строгие наказания за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 118 УК РФ), угрозу убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), побои (ст. 116 и 116.1 УК РФ) и умышленное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо простое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ). Побои без признаков преступлений, предусмотренных ст. 116, 116.1 и иными нормами УК РФ, являются административным правонарушением (ст. 6.1.1 КоАП РФ), а насилие, не причинившее физической боли, и угроза неопасным насилием либо причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью человека влекут административную или уголовную ответственность только в случаях, предусмотренных частью норм УК РФ о мелком хулиганстве или хулиганстве, влекущем уголовную ответственность, грабеже или разбое и о целом ряде других деяний (ст. 20.1 и ряд других норм КоАП РФ, ст. 213, 161, 162 и ряд других норм УК РФ).
Оскорбление представителя власти во время исполнения им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является преступлением только, если оно совершено публично (при этом публичным могут признавать и оскорбление, совершенное в присутствии двух или более представителей власти либо других лиц) и не влечет лишения свободы (ст. 319 УК РФ).
Неповиновение требованиям или воспрепятствование действиям сотрудника полиции или ряда других представителей власти является административным правонарушением и влечет ответственность только в том случае, если их требования или действия являются законными (ст. 19.3 КоАП РФ).
Кроме сотрудников полиции и Росгвардии к представителям власти отнесен широкий круг должностных лиц. При этом в городе Москве и ряде других субъектов РФ встречаются случаи отнесения к представителям власти контролеров общественного транспорта, являющихся сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок», и сотрудников ряда других подобных государственных учреждений «ГКУ города Москвы Администратор Московского парковочного пространства» и т.п., при отсутствии федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ о деятельности данных ГКУ и их должностных лиц. Это требует введения четкого законодательного регулирования их деятельности федеральным законом или их упразднения, в особенности, учитывая частые случаи превышения ими полномочий в городе Москве, Московской области и ряде других субъектов РФ (незаконные задержания за безбилетный проезд, удержание в транспорте более одной остановки, высадку из транспорта или применение силы за попытку оплаты проезда наличными деньгами (в Московской области) и др.).
Учитывая вышеизложенное, необходимо принятие федерального закона, четко регулирующего правовой статус и пределы полномочий всех категорий представителей власти, а также отграничивающего их от иных должностных лиц по пределам их полномочий, уменьшение сроков лишения свободы в ст. 318 УК РФ, если умышленно причинен вред здоровью, не являющийся тяжким, и отмена лишения свободы при отсутствии вреда здоровью, причиненного умышленно, а также введение указания на законность действий представителя власти, в отношении которого применяется насилие, и его введения в ст. 319 и другие нормы УК РФ о противоправных действиях в отношении представителей власти.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ позволит четко распределить меры ответственности и наказаний в УК РФ и исключить нарушение конституционных прав человека.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства.

Решение

Необходимо введение в ст. 318 и другие нормы УК РФ о противоправных действиях в отношении представителей власти указания на законность действий представителя власти, в отношении которого они совершаются, и принятие федерального закона, четко регулирующего правовой статус и пределы полномочий всех категорий представителей власти, а также отграничивающего их от иных должностных лиц по пределам их полномочий.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 704 голоса

296

Против решения: 51 голос

К началу списка инициатив