Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф107011
Уровень инициативы:
Федеральный

Принять федеральный закон «О регулировании маркетплейсов»

Одним из ключевых явлений последних десяти лет является бурное развитие маркетплейсов и многократный рост их значения в торговле.
Маркетплейсы независимо от формы юридических отношений де факто выступают ключевым звеном между всеми участниками цепочки поставки товаров. В таких условиях растет влияние крупнейших маркетплейсов на остальных участников процесса.
Фактически, сегодня крупнейшие маркетплейсы самостоятельно, по собственному желанию и в любой момент меняют правила и условия работы с "партнерами" без оглядки на деловой обычай, принципы равенства и справедливости.
Так, основными контрагентами маркетплейсов являются: поставщики/производители товаров, логистические компании, сотрудники складов, пункты выдачи заказов, конечные покупатели.
Сегодня доминирующее положение на рынке занимают 3-5 маркетплейсов.
Каждый из указанных выше контрагентов по одиночке не имеют никакой возможности оказывать хоть сколько-то заметное влияние на решения, которые принимают крупнейшие маркетплейсы.
Крупнейщие маркетплейсы регулярно (иногда по несколько раз в месяц) по собственному усмотрению меняют условия работы исключительно в собственных интересах, повышают тарифы, делают работу непредсказуемой, накладывают штрафы, все больше и больше ужимая возможности и доходы своих так называемых "партнёров".
У "партнеров" же остается только два варианта: безусловно принимать все ухудшающиеся условия, либо прекратить свою деятельность в принципе.
Маркетплейсы заняли доминирующее положение на рынке благодаря заманиванию покупателей уникальными условиями, которые шли и идут в разрез любой экономической логике.
Например:
- бесплатная доставка даже дешевых товаров;
- возможность примерки вещей с полным возвратом (такие вещи в некоторых случаях проходят путь туда и обратно через всю страну),
- беспрецедентно низкие цены;
- доставка за 1 день;
- рассрочка за товары без процентов и т.д.
Такая практика переманила покупателей от традиционных способов продажи (розницы либо интернет-магазинов) в пользу маркетплейсов. Однако, за такие "удобства" расплачиваются абсолютно все, пока маркетплейсы снимают сливки.
Покупатели. Маркетплейсы в погоне за снижением издержек ввели практику нулевого диалога с покупателем. Сегодня невозможно найти номера телефонов поддержки. Предлагаются чаты, как правило чат-боты. Покупатели лишены человеческого диалога. Маркетплейсы наводнили рынок дешевыми некачественными товарами, т.к. единственно работающим способом конкуренции остался ровно один - ценовой.
Поставщики товаров. Доля выручки, которая достается маркетплейсам от проданных товаров сегодня доходит до 50% от цены товара. Маркетплейсы поставили поставщиков в условия, когда поставщики вынуждены помимо невысокой (только на первый взгляд) комиссии оплачивать логистику, разные формы последних миль, штрафы. Тенденцией последних лет стала практическиая невозможность продажи товаров без оплаты рекламы, которая в структуре расходов может доходить до 30% (и даже больше) от цены товара на витрине. Поставщики и производители, которые за свой счет создают или привозят товары, оплачивают сырье, зарплаты, несут все издержки создания товара, с учетом всех затрат получают в итоге в лучшем случае 5-10% прибыли (если вообще получают), в то время как маркетплейсы выступая лишь посредником снимают все сливки. Известны примеры, когда отгружая значительные объемы товаров поставщики в результате штрафов оказываются еще и должны маркетплейсам (примеры ноября-декабря 2022 года Wildberries).
Логистика и пункты выдачи заказов. Маркетплейсы эксплуатируют ресурсы, время и энергию небольших компаний и предпринимателей, завлекая их идеей "стабильного" дохода за счет открытия пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Предприниматели за свой счет открывают ПВЗ, а в итоге попадают в зависимость от конкретного маркетплейса. Недавние примеры забастовок владельцев ПВЗ показали, что маркетплейсы злоупотребляют своим доминирующим положением и перекладывают ответственность на ПВЗ в виде штрафов, копеечных выплат, различных строгих правил.
Тенденция такова, что маркетплейсы будут занимать все большую долю рынка, а их доминирующее положение и возможность влиять на "партнеров" будет только расти. Фактически, маркетплейсы сегодня - это новая форма олигополий. А раз так - то деятельность маркетплейсов должна быть поднадзорна органам антимонопольного регулирования, а возможности непрерывно ухудшать условия для "партнеров" и менять условия работы по собственному желанию должны быть существенно ограничены.

Практический результат

1. Маркетплейсы будут ограничены в возможностях постоянно менять условия работы (как по содержанию таких условий, так и по срокам).
2. Уровень доходов перераспределится от маркетплейсов в сторону других контрагентов (ПВЗ, поставщиков, логистических компаний, сотрудников складов).
3. Покупатели смогут получать более качественные товары и лучший клиентский сервис.

Решение

Для целей восстановления баланса интересов и защиты поставщиков товаров, ПВЗ, покупателей и других контрагентов от произвола маркетплейсов предлагается:
1. Созвать рабочую группу, в которую войдет значительный состав представителей поставщиков, ПВЗ, работников складов, логистических компаний, для определения всего списка проблем.
2. Разработать и внедрить федеральный закон "О регулировании маркетплейсов", который бы поставил их деятельность в конкретные рамки.
3. На ежедневной основе проводить мониторинг условий и проблем работы с маркетплейсами, выносить предписания и накладывать существенные оборотные штрафы на маркетплейсы, в случае их неисполнения.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 426 голосов

574

Против решения: 68 голосов

К началу списка инициатив