Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф109102
Уровень инициативы:
Федеральный

Предотвращение гибели и травмирования граждан из-за падения льда и снега с кровель зданий и сооружений

Каждый зимний период в нашей стране из-за падения льда с кровель жилых домов, иных зданий и сооружений гибнут или травмируются граждане, наносится ущерб имуществу, в частности, автотранспортным средствам. Информация о данных происшествиях напоминает непрекращающуюся сводку с линии фронта халатности, жадности и равнодушия. Так, в декабре 2022 г. многометровая ледяная глыба упала на генерал-лейтенанта МЧС Анатолия Елизарова в Москве, которого госпитализировали с травмой головы. А 24 марта 2023 г. на пожилую женщину упала глыба льда в Перми. Она погибла до приезда скорой помощи. О произошедшем высказался мэр города Алексей Дёмкин. По его словам, районные власти и специалисты административно-технической инспекции неоднократно выдавали в адрес УК «Кристалл» предостережения о необходимости очистки кровли и уборки территории.
Как показывает практика, данные «предостережения» просто неработоспособны, будучи не подкреплены серьёзными штрафными санкциями и иными мерами вплоть до отзыва лицензии. Сейчас же жажда получить как можно больше денег, сэкономив их на необходимых работах перевешивает все. По данному вопросу мной было сделано несколько публикаций в 2019 г. - «Закон должен защищать человека», Ежемесячный деловой журнал «Коммунальный комплекс России» (№№ 2-3 (176-177), стр. 26-33); портал Общероссийского народного фронта; статья «О падающих сосульках и не только», Всероссийский журнал «Самоуправление» (№ 3, часть I (116), стр. 26-29). Кроме того, были обращения и в профильные органы законодательной и исполнительной власти.
В процессе подготовки данных материалов я сделал небольшую подборку фактов за 2018 г. С момента данных событий прошло уже 5 лет, но судя по сводкам прошедших лет время как будто остановилось - 15 марта 2018 г. сосулька убила мужчину в центре Воронежа. В подмосковной Дубне 3 апреля глыба льда упала всего в нескольких сантиметрах от пожилой женщины и её внука. В тот же день снежная глыба сломала позвоночник ребёнку в Ульяновской области. 2 апреля того же года упавшая сосулька едва не убила 9-месячного ребёнка в Перми. В тот же день в Юрьевце Ивановской области упавшая с кровли ледяная глыба убила пенсионерку. То же самое, 26 марта произошло на другом конце страны – на Камчатке, когда погибла трёхлетняя девочка. В конце марта в подмосковном Подольске у подъезда дома прохожие наткнулись на тело 36-летней местной жительницы с разбитой головой. И это мизерная часть аналогичных новостей за один только год. Уже в 2019 г. лёд, упавший с кровли ВУЗа в Санкт-Петербурге, убил студента. В результате инициированной после трагедии массовой проверки зданий было выявлено почти 182 нарушения на 359 кровлях. Инспекция сообщила, что большинство собственников убирают снег и наледь с кровель только частично. Аналогичные сообщения в СМИ, только с разными датами можно найти в архиве русскоязычного сегмента интернета с момента его зарождения.
К сожалению, несмотря на многочисленные подобные факты, законодательство не меняется, по факту способствуя данным проявлениям безответственности, халатности, и наживании денег на жизнях и здоровье сограждан, хотя проблема налицо. Почему не меняется, чьим интересам отвечает нынешнее положение дел — вопрос открытый. Под Богом же, равно как и под козырьками домов ходят все — и «рядовые» люди, и генералы, и депутаты, и министры, и их родственники.
Данные трагические происшествия происходят как из-за халатности организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, собственников нежилых зданий и сооружений, так и из-за несовершенства действующего законодательства, его чрезмерной лояльности к юридическим лицам. Немаловажная доля ответственности, на мой взгляд, лежит и на органах надзора, региональных жилищных инспекциях, органах местного самоуправления, в должной мере не осуществляющих соответствующий мониторинг и контроль. Кроме того, я не слышал, чтобы от данных институтов в той или иной мере озвучивались мнения, предложения по изменению действующего законодательства в данной сфере. Я понимаю, что субъектами законотворческой инициативы федерального уровня они не являются, но когда есть желание, можно сделать очень много. Например, путём предложений в органы власти субъектов РФ, через депутатов ГД соответствующего избирательного округа и т.д.
Одним из первоисточников обозначенной проблемы (в отношении МКД), на мой взгляд, является то, что в соответствии с нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ Государственные жилищные инспекции субъектов РФ не обладает соответствующими полномочиями и им не вменяется в обязанность работа на «опережение» по проведению по собственной инициативе внеплановых проверок состояния многоквартирных жилых домов на предмет своевременной очистки кровель и образования наледей. Несмотря на довольно широкий круг субъектов, на основании заявлений или информации от которых инициируется внеплановая проверка, в большинстве случаев, по моим наблюдениям, субъектами обращения выступают граждане – физические лица.
В случаях с обращениями граждан на практике получается следующее. Предположим, я – один из немногих граждан, кто посмотрел наверх 2 января и заметил сосульку, угрожающую безопасности людей. В целом, и так далеко не каждый просигнализирует об этом, но я все же подаю официальное обращение через ГИС ЖКХ или направляю заявление на бумаге по ликвидации льда. Срок регистрации обращения – до 3 рабочих дней, далее бюрократические моменты, далее – уведомление юридического лица не менее чем за 24 часа. За это время – от 5 до 15 дней лёд с кровли сто раз сорвётся кому-либо на голову, что зачастую и происходит. И только после того, как сосулька «благополучно» провисела дней 10 и её не удосужились сбить, получив извещение о внезапной проверке, появляется теоретическая возможность наконец-то наложить штраф на нерадивую управляющую организацию. Без штрафа же разговор не особо эффективен, стремление сэкономить деньги на очистке – не нанимать специально для этого людей, не присылать подъёмник часто перевешивает угрозу даже уголовного наказания.
Вопрос со штрафами также не совсем однозначен. Имеется три категории зданий для каждой из которых установлены разные «ставки» по штрафам. Если ответственность за многоквартирный дом несёт управляющая организация, имеющая лицензию на управление им, то в случае возникновения на кровле здания несбитых вовремя сосулек к ней будет применена ч.2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Наложение административного штрафа согласно данной норме на должностных лиц будет в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Если же организация в управлении которой находится жилой дом, не имеет необходимости получать лицензию, в частности, это относится к ТСЖ, ЖСК, ТСН и ЖК, то в случае выявления вышеуказанного нарушения к ней будет применена ст.7.22 КоАП РФ – на должностных лиц штраф в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Третья категория – нежилые здания и сооружения, контроль по которым не относится к компетенции органов государственного жилищного надзора. К примеру, в Московской области в соответствии с ч.1 ст.6.12. Кодекса Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 г. № 37/2016-ОЗ штраф на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Практический результат

Без принятия данных жёстких мер по обузданию безответственности, халатности и банальной экономии денег вышеуказанные элементарно предотвращаемые трагические инциденты с гибелью и травмированием наших сограждан, порчей имущества будут продолжаться каждую зиму. Канада и Финляндия – страны со схожими с Россией климатическими условиями, при этом аналогичные случаи там несоизмеримы с российскими в меньшую сторону. Кроме того, важно законодательно установить, что задача по контролю должна быть в числе приоритетных в работе надзорных органов (прокуратуры, ГЖИ, органов местного самоуправления). Важно, чтобы данные органы власти выявляли под свою персональную ответственность проблему сами, а не на основе обращений граждан и иных лиц, или того хуже - постфактум при расследовании очередной смерти, увечья или имущественного ущерба. Считаю, что установление персональной ответственности главы муниципального образования, а равно и других ответственных должностных лиц в виде основательного штрафа или иных дисциплинарных мер вплоть до возможной отставки заставит органы местного самоуправления и другие органы власти принимать реальное и непосредственное участие в решении обозначенной проблемы. В качестве аналогии можно отметить, что в 2013 г. был принят закон об установлении ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений, в соответствии в которым глава муниципального образования может быть отправлен в отставку за то, что не предотвратил межнациональный конфликт (п.5 ч.2 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение

Таким образом, необходимо концептуально изменить подход в данной сфере:
Первое. Часть 3.1. статьи 1 вышеуказанного Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливающая исключения из данного закона в отношении порядка организации и проведения проверок, необходимо дополнить в отношении ледяных образований на кровлях жилых и нежилых зданий и сооружений, что позволит проводить внеплановые проверки по инициативе надзорных органов. Логично, что в данном вопросе не должен применяться мораторий на проведение проверок бизнеса;
Второе. Обязать надзорные органы систематически проводить соответствующие проверочные мероприятия в холодный климатический сезон;
Третье. Осуществлять работу надзорных органов по соответствующему надзору в выходные и праздничные дни. Это важно и в отношении других вопросов, например, оперативному удалению рекламы наркотиков на стенах, уборки придомовой территории, контроля температуры отопления и т.д., которые во время отсутствия фиксации качества имеют свойство «необъяснимым» образом снижать показатели.
Четвёртое. Синхронизировать в разумных пределах суммы штрафных санкций – действующий сегодня нижний порог в 15 тысяч в отношении собственников промышленных зданий и сооружений, 40 тысяч для ТСЖ, ЖСК, ТСН, ЖК и 250 тысяч для УО за аналогичные нарушения явно несопоставимы. Кроме того, необходимо установление ответственности за указанные правонарушения в федеральном законодательстве в виде отзыва лицензий у управляющих организаций и установления запрета занимать руководящие должности для их руководителей после неоднократно зафиксированных нарушений в данной сфере. Возможно также введение уголовной ответственности для соответствующих руководителей за неоднократно установленные факты бездействия и халатности по аналогии с уголовной ответственностью для водителей автотранспортных средств, повторно уличённых в нахождении за рулём в состоянии алкогольного опьянения.

К началу списка инициатив