Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф109944
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии четких минимальных критериев всех видов оружия и исключения из перечня видов оружия холодного, антикварного, нелетального, сигнального и иного малоопасного или запрещенного к применению для поражения цели оружия

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких и равных критериев значений минимальной поражающей способности огнестрельного и иного оружия, при достижении которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью при однократном применении оружия (удельной и дульной кинетических энергий, калибра, массы и типа снаряда и т.п.), и исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного оружия, сигнального оружия, пружинно-поршневого пневматического оружия, иного пневматического оружия с дульной энергией не более 25 Дж и удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2 и других видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия, а также всех видов гражданского или любого пневматического оружия.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отсутствие минимальных критериев многих видов оружия в ФЗ Об оружии, при наличии указанных критериев только части видов оружия (холодного, метательного и огнестрельного) в экспертных методиках и Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и меньшую опасность пневматического, метательного, газового и сигнального оружия, а также введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев пневматического оружия (дульная энергия более 3 Дж) и охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), т.е. критериев, равных критериям всех видов метательного оружия (натяжение тетивы луков и арбалетов более 27 и 43 кгс соответственно).
К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному, метательному, пневматическому, холодному и иному оружию являются разрозненными, нечеткими и нелогичными, несправедливо разделяя виды оружия и иных предметов по степени опасности и поражающей способности.
К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия – удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).
Незаконный оборот огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность по ст. 222, 222.2, 223 и 226.1 УК РФ. При этом незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия влечет уголовную ответственность только в случаях его незаконных сбыта, изготовления, ремонта, переделки или контрабанды по ч. 7 ст. 222, ч. 1 – 3 ст. 223 и ст. 226.1 УК РФ.
При разграничении мер уголовной и административной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия значения дульной энергии огнестрельного оружия не учитывается, а значение удельной кинетической энергии учитывается только в части определения минимального критерия огнестрельного оружия (значение, превышающее 0,5 Дж на мм2).
К пневматическому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. В ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии, а также в Криминалистических требованиях и в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» установлен минимальный критерий пневматического оружия – дульная энергия более 3 Дж. При этом в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ с 2021 года установлена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж. Удельная кинетическая энергия и иные характеристики, определяющие фактическую поражающую способность пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, не учитываются.
К метательному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии самим оружием (путем его броска) или снарядом (путем производства выстрела из оружия), метаемыми с использованием мускульной силы человека (бросковое метательное оружие) или механической энергии (стрелковое метательное оружие)). При этом минимальные критерии отнесения предметов к метательному оружию установлены в ст. 3 ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертной методике только в отношении луков и арбалетов как стрелкового метательного оружия, и в экспертной методике и Криминалистических требованиях – в отношении метательных ножей, сюрикенов и ряда других предметов как видов броскового метательного оружия. Минимальным критерием луков и арбалетов как метательного оружия является только усилие натяжения тетивы, составляющее более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии метательных ножей и иного броскового метательного оружия соответствуют критериям холодного оружия с их дополнением необходимыми для точного метания предметов аэродинамическими характеристиками. Из положений ст. 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии во взаимосвязи с положениями Криминалистических требований и экспертной методики следует, что к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты, а иные виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, включая пружинные ружья и стреляющие ножи, не могут быть отнесены к метательному стрелковому или бросковому оружию либо к иным видам оружия, если они не соответствуют всем критериям холодного (в особенности, стреляющие ножи или ружья со штыками-ножами, соответствующими критериям холодного оружия) или нелетального оружия (устройства, стреляющие снарядами со слезоточивыми или раздражающими веществами, дистанционные электрошоковые устройства и т.п.). В ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление метательного оружия.
При разграничении мер уголовной и административной ответственности за незаконный оборот метательного оружия значения дульной и удельной кинетических энергий метательного оружия, достигаемые при броске метательного броскового оружия или значениях усилия натяжения тетивы луков и арбалетов, составляющих более 27 или 43 кгс соответственно, не учитываются, но превышают их значения, равные 7,5 или 25 Дж, а также 0,5 или 1,5 Дж на мм2).
К холодному оружию в ст. ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. При этом критерии холодного оружия определены только в экспертной методике и ряде ГОСТов, а многие основные его критерии предусмотрены в Криминалистических требованиях в отношении ряда видов гражданского холодного оружия. В экспертной методике предусмотрено множество критериев холодного оружия, определяющих его поражающую способность при нанесении ударов с энергией от 20 до 50 Дж.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
В ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление метательного оружия, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П исключена уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность.
При разграничении мер уголовной и административной ответственности за незаконный оборот холодного оружия фактическая поражающая способность конкретных его видов (ножей, кортиков, стилетов, штыков-ножей, сабель, шпаг, палашей, мечей, боевых топоров, кастетов, кистеней и др.) при кинетической энергии удара им или его броска до 20, 50 или 200 Дж, определяемая остротой и длиной клинка, размеров и массой предмета, а также иными подобными характеристиками, не учитывается.
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к оружию.
При этом к холодному оружию законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства не отнесены многие виды штыков (в особенности, игольчатые штыки (штыки без рукояток, устанавливаемые на ствол ручного огнестрельного оружия) и все или многие виды багинетов (штыки с рукоятками, которые можно вставить в ствол ручного огнестрельного оружия)), т.к. у них отсутствует рукоятка, удобная для удержания при нанесении удара, и (или) их твердость ниже 25 HRC, либо у них отсутствуют иные признаки холодного оружия.
В ст. 1 ФЗ Об оружии содержатся определения ряда других видов оружия. При этом огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к отдельному виду оружия, удельная кинетическая энергия которого может как превышать 0,5 Дж на мм2 (при выстреле снарядом травматического действия из указанного гражданского оружия с дульной энергией не более 91 Дж или любым типом снаряда из указанного служебного оружия с дульной энергией не более 150 Дж), так и не превышать данного значения.
В ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбыт, изготовление, ремонт или переделку огнестрельного оружия ограниченного поражения.
При разграничении мер уголовной и административной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения значения дульной и удельной кинетических энергий огнестрельного оружия ограниченного поражения не учитываются.
Газовое оружие предназначено для временного химического поражения цели, а сигнальное оружие предназначено только для подачи световых, звуковых или дымовых сигналов.
В ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление газового оружия, но с 2021 года исключена уголовная ответственность за незаконный сбыт механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных веществами слезоточивого или раздражающего действия, т.е. видов газового оружия приобретаемых без лицензии, и отдельных, его видов, запрещенных к обороту в РФ.
При разграничении мер уголовной и административной ответственности за незаконный оборот газового оружия значения дульной и удельной кинетических энергий газового оружия, а также иных характеристик, определяющих его поражающую способность как газового оружия, не учитываются.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия, не являющиеся оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют специальные правила оборота и ограничения и (или) запреты на снаряжение патронов, снарядов и конкретных видов оружия, конструктивно сходных с оружием изделий и иных предметов сильнодействующими, ядовитыми и другими подобными опасными веществами и оборот таких оружия, патронов, снарядов и других предметов.
Незаконный оборот оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, влечет уголовную ответственность по ст. 355 УК РФ. При этом наказания за его совершение с 2021 года являются менее строгими, чем наказания за квалифицированный и особо квалифицированный незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, квалифицированный и особо квалифицированный незаконный оборот всех видов взрывчатых веществ или взрывных устройств и (в части отсутствия в санкции ст. 355 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа) за иной незаконный оборот оружия и других вышеуказанных предметов и веществ, влекущий уголовную ответственность.
Поэтому использование в оружии или ином предмете каких-либо опасных веществ далеко не всегда существенно усиливает наказание за незаконный оборот оружия или других предметов и может не влечь уголовной или административной ответственности, если оборот оружия и (или) данных веществ либо других предметов не влечет ответственности или является законным (в особенности, если предметы находятся в свободном обороте).
Списанное оружие названо в ст. 1 ФЗ Об оружии огнестрельным оружием, выведенным из боевого состояния, которое может быть использовано для имитации стрельбы или не предназначено для производства выстрела, т.е. оно не соответствует критериям огнестрельного оружия и не является иным видом оружия, но ограничения на его оборот создают условия для введения его минимальных критериев или отмены ограничений на его оборот.
ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, ружья и пистолеты для подводной охоты (механические (пружинные и тетивные), пневматические и гидропневматические) могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс (ГОСТ Р 51281-99 «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность»), но не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании.
Строительно-монтажные пистолеты могут иметь высокую дульную энергию (более 300, 500 или 1000 Дж), но они не отнесены к оружию.
Ряд минимальных критериев предметов, которые не могут быть отнесены к конкретным видам оружия указан в ГОСТах, в частности, в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» определена минимальная дульная энергия, при которой пневматическое стреляющее устройство не может быть отнесено к оружию, составляющая 0,5 Дж.
В ГОСТе Р 53906-2010 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» определены максимальные критерии игрушечных стреляющих устройств. В частности, снаряды и игрушки со снарядами должны соответствовать следующим требованиям, указанным в п. 4.18.1:
а) все жесткие снаряды на конце должны иметь закругления радиусом не менее 2 мм;
б) металлические снаряды должны иметь неметаллические наконечники диаметром не менее 20 мм;
в) эластичный материал, используемый в качестве защитного амортизатора на ударной поверхности снарядов, не должен отсоединяться при испытании по 8.4.2.3 (испытание растяжением).
Игрушка со снарядами без накопителя энергии должна соответствовать следующим требованиям:
а) концы снарядов в форме стрел и самолетов, а также наконечники дротиков должны быть тупыми или покрыты эластичным материалом (например, резиной) площадью не менее 3 см2. Концы и наконечники не должны быть металлическими, допускается использование кружочков магнита площадью не менее 3 см2 (пп. «а» п. 4.18.2).
Снаряды, которые запускаются и ускоряются с помощью пускового механизма, должны соответствовать следующим требованиям:
а) при проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия снарядов должна быть не более:
0,08 Дж - для жестких снарядов без эластичных наконечников;
0,5 Дж - для эластичных снарядов или снарядов с эластичными наконечниками (например, резина);
б) наконечники снарядов в форме стрел, которые обладают максимальной кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, должны иметь защитное покрытие из эластичного материала (например, резины). При проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия из расчета на единицу поверхности эластичного наконечника не должна превышать 0,16 Дж/см;
в) в том случае, если игрушка способна выстрелить другим, не предназначенным для нее снарядом, и способна выпустить снаряд с кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, то об этом следует предупреждать потребителя, информируя его об опасности использования снарядов, не предназначенных для игрушки (п. 4.18.3).
Стрела, запускаемая из лука, должна соответствовать следующим требованиям:
а) наконечники стрел не должны быть металлическими. Допускается наличие на конце стрелы магнитного кружочка, если этот магнитный кружочек имеет площадь не менее 3 см2;
б) максимальная кинетическая энергия стрелы, запущенной из лука, при проведении испытания по 8.25.2 (кинетическая энергия стрел и лука) не должна превышать значений, установленных в 4.18.3, перечисление б);
в) наконечники стрел, максимальная кинетическая энергия которых превышает 0,08 Дж, должны соответствовать требованиям, установленным в 4.18.3 (п. 4.18.4).
В п. 7.8 о снарядах к игрушкам указано, что в инструкции по применению игрушек со снарядами должно быть указано об опасности применения снарядов, которые не рекомендованы или не поставляются изготовителем. На игрушку, способную выпустить снаряд с кинетической энергией более 0,08 Дж, или на ее упаковку должна быть нанесена следующая предупредительная информация:
"ВНИМАНИЕ! Не целиться в лицо или глаза!".
Данный ГОСТ не распространяется на многие виды предметов, включая предметы, находящиеся в свободном обороте, поэтому он не содержит минимальных критериев каких-либо видов оружия, а многие виды стреляющих устройств, имеющие большие значения кинетических энергий и других вышеуказанных характеристик, не отнесены к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками. При этом их оборот является свободным.
ГОСТы не являются обязательными к исполнению и не имеют юридической силы законов и подзаконных актов, поэтому отсутствие части критериев оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иных федеральных законах не может способствовать соблюдению положений Конституции РФ и восполнению пробелов в законодательстве. Поэтому необходимо введение четких минимальных и максимальных критериев оружия и других предметов именно в федеральные законы, а не в иные акты, а также их упорядочивание по степени опасности конкретных предметов в соответствующих федеральных законах.
В ФЗ об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют специальные правила оборота патронов, снарядов, оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, снаряженных солью, гвоздями, дробью (в особенности, если предметы, снаряженные дробью, не являются длинноствольным огнестрельным оружием или патронами к нему) или многими другими предметами или веществами, увеличивающими болевое воздействие, площадь поражения либо убойную силу оружия или иного предмета, ограничения или запреты на их оборот, а также ограничения и запреты на снаряжение ими патронов огнестрельному длинноствольному оружию, заряжание ими дульнозарядного или иного оружия либо снаряжение или заряжание ими устройств, не отнесенных к оружию и патронам к нему.
Поэтому является затруднительным четкое разграничение по степени опасности и оборотоспособности газово-дробовых пистолетов и револьверов с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2, не отнесенных к огнестрельному оружию ограниченного поражения, огнестрельных устройств с гладким или нарезным стволом без ограничителя, имеющих указанную удельную кинетическую энергию, и других устройств, не отнесенных к огнестрельному или иному оружию, а все существующие разрозненные критерии различных видов оружия не могут четко разграничить оружие и другие предметы по степени их опасности.
Действующие в РФ критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий) и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Наиболее строгие наказания, которые могут быть применены к случаям незаконного оборота холодного оружия, предусмотрены в ч. 7 ст. 222 УК РФ за незаконный сбыт холодного оружия (лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом или без такового) и в ст. 226.1 УК РФ за контрабанду холодного оружия, отнесенного к вооружению в РФ или других странах, оборот которого регулируется законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами (лишение свободы на сроки от 3 до 7, от 5 до 10 или от 7 до 12 лет).
При этом незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, не может влечь уголовной ответственности, учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П, а любое оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года отнесено к гражданскому оружию в ст. 3 ФЗ Об оружии.
Наиболее прецедентными среди приговоров и иных судебных решений по уголовным делам о контрабанде холодного оружия, отнесенного к вооружению, являются приговор одного из судов Ленинградской области и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15 сентября 2016 года, которое официально опубликовано на сайте Ленинградского областного суда. Указанными судебными решениями пенсионер был осужден по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ за контрабанду девяти боевых австрийских ножей фирмы «GLOCK» FM 78, состоящих на вооружении в ряде зарубежных стран, к трем годам реального лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Данное наказание за контрабанду вооружения является излишне строгим и не учитывает степень общественной опасности контрабанды подобного вооружения, поскольку контрабанда боевых ножей не представляет общественной опасности в современных условиях.
Иностранные боевые ножи были отнесены к боевому холодному оружию, что противоречит ст. 5 ФЗ Об оружии, т.к. боевой нож должен состоять на вооружении в РФ для его признания боевым холодным оружием. Иностранные боевые ножи, не запрещенные к обороту в РФ, отнесены законодательством РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию, поэтому боевые австрийские ножи фирмы «GLOCK» FM 78 отнесены в РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию.
При этом распространены случаи привлечения за контрабанду иностранных и российских боевых ножей или штыков-ножей только к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающей штраф от половины до трехкратной стоимости предмета правонарушения или его конфискацию либо оба наказания.
Указанные судебные решения являются несправедливыми и могут быть обжалованы по данному основанию (ст. 389.18 УПК РФ). Подобные судебные решения дают основания как для декриминализации контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению, так и для внесения в УК РФ изменений, исключающих назначение наказания в виде лишения свободы за преступления, совершенные без применения насилия и не повлекшие тяжких последствий, и декриминализирующих деяния, совершенные без применения насилия и не повлекшие причинения вреда здоровью человека или крупного ущерба, а также ограничивающих право суда на назначение наказания в виде лишения свободы осужденным пенсионного возраста.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
При этом любое оружие признано источником повышенной опасности в ст. 2 ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года, что не может соответствовать степени опасности холодного оружия и целого ряда других видов оружия, поэтому необходимо внесение в ст. 2 ФЗ Об оружии изменений, четко отграничивающих оружие, представляющее повышенную опасность от других видов оружия, или исключающих холодное и ряд других видов оружия из перечня видов оружия.
Холодное оружие как вид оружия всегда имело не большую поражающую способность, чем бытовые предметы, а его использование в военных конфликтах было обусловлено отсутствием или меньшей эффективностью применения других видов оружия, в особенности, в ближнем бою.
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
С доисторических времен существует и простейшее оружие (холодное оружие и многие виды метательного оружия (пращи, рогатки, духовые трубки, луки и т.п.)), которое являлось как оружием, так и бытовым инструментом, а отдельные виды предметов, предназначенных для только для использования в качестве оружия, появились только в более позднее время. При этом с древнейших времен встречались предметы, являвшиеся одновременно оружием и бытовыми предметами (например, дельфийский нож, являвшийся одновременно мечом и бытовым ножом). Более того, часть видов холодного оружия и метательного броскового оружия, частично или полностью запрещенного к обороту в РФ и в целом ряде других стран мира, и ряда других видов холодного оружия, происходит от бытовых предметов. В частности, тонфа и сюрикен происходят от деталей рисовой мельницы, а нунчаки – от цепов для обмолота риса, а использовать их в качестве оружия начали жители острова Окинава и японские крестьяне, лишенные властями права на владение оружием, на котором был введен запрет владения всеми видами оружия под угрозой смертной казни после его оккупации властями Японии, автоматические ножи были созданы для удобства бытового использования складного ножа в случаях невозможности извлечения клинка с использованием обеих рук. Сай происходит от трезубца для рыхления почвы, использовавшегося крестьянами Японии и Окинавы. Существуют и другие виды холодного оружия, происходящие от бытовых предметов.
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку (различные виды боевых и иных ножей, кинжалов и др.), и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии (игольчатые и иные штыки, двуручные мечи, пилумы, кинжалы с маленькими рукоятками и иные подобные предметы, парадные кортики, шпаги и иные предметы, рукоятки или иные части которые изготовлены из непрочных материалов и др.), а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Запрещено его отнесение только к охотничьему пневматическому оружию (дульная энергия превышает 25 Дж). При этом в законодательстве об обороте оружия Белоруссии и Казахстана предусмотрен запрет на его оборот, т.к. максимальная дульная энергия пневматического оружия составляет 35 Дж.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую проникающее ранение грудной клетки с переломами грудины, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) с расстояния до 1 метра.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж на см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж на см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж на см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж на см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). Поэтому значения дульной энергии, установленные ГОСТом для игрушечного оружия с твердыми или мягкими снарядами (0,08 и 0,5 Дж), не являются значениями, полностью исключающими производство выстрелов снарядами сверхмалых калибров (до 1 мм) или острыми снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 или 1,5 Дж на мм2. При этом данный факт не повлиял на установление данных значений дульной энергии для предметов, не отнесенных к оружию, что свидетельствует о низкой поражающей способности снарядов настолько малых калибров или о невозможности ограничить использование всех предметов, которым может быть придана кинетическая энергия более 0,5 или 1,5 Дж на мм2.
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения.
При крупных калибрах (от 11, 20 или 26 мм) значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 Дж на мм2 достигаются при значениях дульной энергии, превышающих 50 Дж и ее значения, достигаемые при усилиях натяжения тетивы, составляющих более 27, 43 и 50 кгс, в зависимости от калибра оружия. При этом артиллерийские орудия и иные крупнокалиберные огнестрельные устройства могут быть не отнесены к огнестрельному оружию и при значениях дульной энергии, значительно превышающих 150 или 300 Дж, т.к. значения удельной кинетической энергии при калибрах более 30, 40 или 50 мм и дульных энергиях до нескольких сотен Дж не будут превышать 0,5 Дж на мм2. Поэтому крупнокалиберные огнестрельные устройства не будут являться огнестрельным оружием при распространенных дульных энергиях огнестрельного оружия средних и малых калибров, а аналогичные пневматические устройства будут отнесены к пневматическому оружию с очень высокими значениями дульной энергии, во много раз превышающими ее значения, установленные для пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и охотничьего пневматического оружия. Но аналогичные метательные устройства, не отнесенные к арбалетам, не являются оружием при любых значениях дульной энергии. При этом масса и скорость снарядов таких устройств, как правило, придает им удельную кинетическую энергию, во много раз большую 0,5 Дж на мм2. Поэтому значения удельной кинетической энергии, не превышающие 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающие данную величину, могут быть только у нестандартных образцов крупнокалиберного огнестрельного оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, специально предназначенных для стрельбы маломощными и легкими снарядами травматического или иного действия, и не способных выдержать выстрел стандартными артиллерийскими и иными подобными боеприпасами для крупнокалиберного огнестрельного оружия.
При этом снаряды крупных калибров (более 20 мм) и иные подобные предметы, поражающие цель, увеличивают площадь поражения, что может влечь причинение более тяжелых повреждений, чем от снарядов меньшего калибра с такой же удельной кинетической энергией.
Снаряды наиболее малых калибров (менее 6, 4, 2 или 1 мм) не создают большой площади поражения, если не имеют конструкции, позволяющей увеличить их размеры при попадании в цель, и не являются разрывными или иными подобными снарядами (зажигательными, трассирующими и т.п.), и имеют низкое останавливающее действие, а также могут быстро терять энергию на небольшой дальности стрельбы (до 20 или 10 метров либо на меньшей дистанции). Поэтому калибры, не превышающие 4,5 мм, не имеют распространения среди всех видов боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия, а калибры до 4 или 2 мм являются крайне редкими и среди всех видов стрелкового оружия и других подобных предметов.
Таким образом, наиболее высокие критерии, лишь формально разграничивающие виды оружия и другие предметы, установлены в отношении холодного и метательного оружия, т.к. предметы, как соответствующие, так и не соответствующие им по одному или нескольким признакам, могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку. При этом они сходны по поражающей способности и многим другим признакам с бытовыми предметами, а их использование в боевых действиях для вооруженных нападений часто является неэффективным (холодное и метательное бросковое оружие уступает в эффективности газовому, пневматическому, огнестрельному и многим другим видам оружия, а луки и арбалеты – пневматическому, огнестрельному и ряду других видов оружия) и излишним, учитывая их сходство с бытовыми предметами (кинжалы, сабли и иные виды оружия могут заменены ножами, топорами и т.п. предметами, а луки и арбалеты – ружьями для подводной охоты, рогатками и другими подобными устройствами, находящимися в свободном обороте).
В отношении огнестрельного оружия установлен средний критерий его отграничения от иных видов оружия и других предметов, т.к. значение удельной кинетической энергии, превышающее 0,5 Дж на мм2, является критерием нанесения на расстоянии до 1 метра проникающего ранения грудной клетки с переломами грудины, которое может быть нанесено многими предметами, не соответствующими экспертным критериям холодного, метательного и целого ряда других видов оружия. При этом многие распространенные виды ручного огнестрельного оружия различных калибров имеют в несколько раз большие значения удельных кинетических энергий (до 5 Дж на мм2), а значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, могут быть достижимы в любом оружии или иных предметах, способном произвести выстрел снарядами калибра до 1 или 3 мм с дульной энергией до 0,5, 3 или 7,5 Дж. При метании острых предметов или нанесении ими ударов, - данные значения могут быть многократно превышены. В крупнокалиберном оружии они могут быть достижимы при дульных энергиях, превышающих минимальные дульные энергии метательного оружия (луков и арбалетов) и максимальные дульные энергии огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия (91 и 150 Дж), а также дульные энергии многих видов стандартного огнестрельного оружия (300 или 500 Дж), но конструкция многих данных видов оружия и снарядов к ним позволяет производить выстрелы из него с во много раз большими энергиями. Поэтому критерий минимальный критерий поражающей способности огнестрельного оружия является заниженным и нечетко определенным, т.к. поражающая способность оружия определяется не только кинетической энергией снаряда, но и его типом, размером, а также рядом иных характеристик.
В отношении любого пневматического оружия (включая пружинно-поршневое, отличающееся от пружинных устройств, не отнесенных к оружию при любых значениях дульной энергии, только использованием для метания снаряда энергии воздуха, сжимаемого подпружиненным поршнем в резервуаре, а не энергии самой пружины, и не имеющего дульной энергии, при которой арбалеты могут быть отнесены к метательному оружию (максимальная дульная энергия пружинно-поршневого пневматического оружия (пневматических пистолетов, ружей и винтовок с переламывающимся стволом, взводящим при переламывании затвор (отводящим назад и фиксирующим подпружиненный поршень), и т.п.) не превышает 35-40 Дж)) установлен заниженный критерий дульной энергии, т.к. дульные энергии от 3 до 7,5 Дж являются очень низкими при большинстве калибров и позволяют превысить значения, равные 0,5 или 1,5 Дж на мм2, только при очень малых калибрах (до 4,5, 2,8 или 1 мм), при которых снаряд имеет небольшое останавливающее действие и быстро теряет энергию на расстоянии до 20 или 10 метров.
Отсутствие минимальных критериев многих других видов оружия создает трудности их отграничения от предметов, не отнесенных к оружию, или не представляющих достаточной для их отнесения к оружию степени опасности, в особенности, учитывая предназначение сигнального оружия только для подачи сигналов и отнесение к предметам, не являющимся оружием, многих других предметов, не указанных прямо в ФЗ Об оружии в качестве видов оружия, но имеющих удельную кинетическую энергию снаряда, составляющую более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (ружей для подводной охоты, строительно-монтажных пистолетов, газовых и травматических устройств, отнесенных к спецсредствам МВД или к средствам самообороны от животных, и т.п.), а также использование энергии пороха и (или) капсюлей в дистанционных электрошоковых устройствах, критерии дульной и удельной кинетических энергий которых для отнесения их к конкретным видам оружия отсутствуют, сигнальном, газовом и многих других видах нелетального оружия, многих видах строительно-монтажных пистолетов и других устройств, не являющихся оружием.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического, огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы. При этом Закон Об оружии Германии исключает из перечня видов стрелкового оружия все устройства, придающие упругим снарядам удельную кинетическую энергию не более 0,16 Дж на см2, и любые устройства с дульной энергией не более 0,5 Дж.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
В законодательстве Латвии минимальная дульная энергия пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, незаконный оборот которого отнесен к преступлениям, составляет 12 Дж.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии минимальная дульная энергия пневматического оружия высокой мощности, которое приобретается по лицензии, составляет 24 Дж.
В законодательстве Испании минимальная дульная энергия пневматического оружия, которое приобретается по лицензии, составляет 24,2 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены в некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В Законе Казахстана «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» с сентября 2022 года указано, что к оружию не относятся изделия хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, а также оружие с дульной энергией от 0.5 до 3 Дж, имитирующие внешний вид оружия и не содержащие в своем составе основных (составных) частей огнестрельного оружия (далее – конструктивно сходные с оружием изделия). Таким образом, из перечня видов оружия в данном Законе Казахстана будет исключено любое оружие с дульной энергией от 0,5 до 3 Дж (огнестрельное, газовое, сигнальное и др.), имитирующее внешний вид оружия и не содержащее в своем составе основные (составные) части огнестрельного оружия, и любое оружие с дульной энергией до 0,5 Дж (огнестрельное, сигнальное и др.).
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного и пневматического оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж на см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж на см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж на см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж на см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Наименьшие значения удельной кинетической энергии стрелкового оружия достигают в законодательстве целого ряда стран мира 0,785 Дж на мм2 (в Германии, США и др.), т.е. превышают 0,5 Дж на мм2.
В отношении луков и арбалетов в законодательстве различных стран мира единственным или одним из критериев их отнесения к оружию является усилие натяжения тетивы.
В законодательстве ряда стран СНГ (Казахстане, Узбекистане и др.) к метательному стрелковому оружию (к холодному метательному оружию) отнесены только луки и арбалеты, но предусмотрены меньшие значения натяжения тетивы, при превышении которых они отнесены к оружию, чем в законодательстве РФ (14, 20 кгс и т.п.). Данные значения были предусмотрены в законодательстве РФ в соответствующих ГОСТах до 2002 года. При этом значения натяжения тетивы, равные 20 или 14 кгс также могут придавать снаряду дульную энергию более 3, или 7,5 Дж и удельную кинетическую энергию более 0,5 или 1,5 Дж (в зависимости от калибра пули или диаметра стрелы). Поэтому критерии отнесения к оружию пневматических или огнестрельных устройств являлись более строгими в законодательстве РФ, чем в отношении луков и арбалетов, и до 2002 года. При этом законодательство части стран СНГ и других стран постсоветского пространства в отношении критериев огнестрельного или пневматического оружия не отличается или незначительно отличается от законодательства РФ.
В других странах мира они часто составляют 15, 12 кгс или менее (в законодательстве Гонконга – 6 кгс, а в законодательстве Великобритании – 1,4 кгс (Crossbow act)). При этом во многих странах мира луки и арбалеты приобретаются без лицензии или по упрощенным лицензиям, для получения которых не требуется наличия специального статуса, владения иным стрелковым оружием и т.д.
В Законе «Об оружии и боеприпасах» Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия, поэтому любые кинжалы, мечи, луки, арбалеты и другие подобные предметы приобретаются в Болгарии без ограничений.
Таким образом, в законодательстве многих стран мира установлены большие минимальные значения дульной энергии пневматического оружия, чем в ФЗ Об оружии, часто являющиеся минимальными критериями огнестрельного или любого стрелкового оружия. При этом минимальным критерием огнестрельного оружия является дульная энергия, при минимальных значениях которой, предусмотренных законодательством многих стран, удельная кинетическая энергия равна 0,5 Дж на мм2 при калибрах не менее 6 и не более 8 мм, а в ряде стран – менее 4,5, 2,8 или 2 мм, но в законодательстве отдельных стран (в частности, Швеции) удельная кинетическая энергия может быть равна 0,5 Дж на мм2 и при калибре более 8 мм.
В законодательстве КНР установлено очень низкое минимальное значение удельной кинетической энергии стрелкового оружия, введение которого может ограничить или запретить оборот большинства стреляющих устройств, включая многие виды конструктивно сходных со спортивным стрелковым оружием изделий и игрушечного оружия, а при наличии уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, - оно может повлечь массовое осуждение людей, в действиях которых отсутствует общественная опасность, или невиновных лиц, уголовные дела против которых могут быть сфабрикованы.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию в РФ, многих странах СНГ и ряде других стран мира фактически позволяют признавать им миниатюрные огнестрельные пистолеты, ружья и т.п. предметы калибров до 2,8 или 4,5 мм с дульными энергиями до 3 или 7,5 Дж и удельными кинетическими энергиями более 0,5 Дж на мм2 (в частности, австро-венгерский миниатюрный пистолет «Колибри» калибра 2,7 мм с дульной энергией 4 Дж), но исключают признание им огнестрельных пистолетов, ружей, автоматы, пушки и т.п. предметы калибров более 11, 20 или 40 мм с дульными энергиями более 25, 50 или 100 Дж, удельными кинетическими энергиями не более 0,5 Дж на мм2 (в частности, не является огнестрельным оружием капсюльный карманный пистолет «Дерринджер» калибра 11,4 мм с дульной энергией 32 Дж и удельной кинетической энергией 0,32 Дж на мм2 (из такого пистолета в 1865г. был смертельно ранен президент США А. Линкольн. При этом он не является каким-либо оружием, поэтому его оборот не ограничен)).
Во многих других странах мира пистолет с дульной энергией 32 Дж может быть отнесен к огнестрельному оружию, если он соответствует всем критериям огнестрельного оружия, а пистолет с дульной энергией 4 Дж не является огнестрельным или иным оружием в Германии, Венгрии, Швеции и многих других странах мира.
Значения усилий натяжения тетивы, составляющие менее 50, 43 или 27 кгс, не всегда являются достаточно высокими для необходимости отнесения луков и арбалетов к оружию, т.к. необходимо учитывать длину хода тетивы, тип стрелы или иного снаряда, значения его дульной и удельной кинетической энергии и предназначение конкретного лука или арбалета. При этом меньшая эффективность луков и арбалетов в сравнении с современными видами стрелкового оружия и конструктивно сходных с ними изделий, а также отсутствие лицензирования их оборота во многих странах мира указывают на наличие возможности дальнейшего повышения минимальных значений натяжения тетивы данных видов оружия и отмены строгих ограничений на их оборот, запрещающих хранение вне спортивных объектов данных видов спортивного оружия, и обязывающих получать лицензию для их приобретения в качестве охотничьего оружия, после получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия в целях охоты, или старинного (антикварного) оружия, либо полного их исключения из перечня видов оружия с отменой ограничений на их оборот в качестве видов оружия.
Поэтому введение данного критерия не может быть логичным и справедливым.
Значения минимальной дульной энергии всех видов оружия в законодательстве ряда стран мира составляют более 3 или 0,5 Дж. При этом в ФЗ Об оружии необходимо установить более высокие значения дульной энергии, учитывая небольшую поражающую способность устройств многих калибров, имеющих указанные значения энергии и большую эффективность газового и травматического оружия калибра более 6 или 8 мм, чем указанного малокалиберного оружия.
Особое положение в перечне видов оружия занимает оружие, имеющее культурную ценность.
Ст. 24 ФЗ Об оружии запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, а в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей, т.е. криминалистическая экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, проводимая для определения его принадлежности к оружию, запрещена, что делает его отнесение к оружию юридически невозможным. Поэтому его отнесение к оружию будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.) при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка, наличие заточки лезвия и острия (режущих кромок) и т.п.), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам.
Фактически установление ограничений (в особенности, строгих ограничений) на оборот холодного оружия, маломощного или неудобного для использования в качестве оружия стрелкового оружия и других видов простейшего оружия или иного оружия, заменяемого бытовыми предметами или другими предметами материального мира, находящимися в свободном обороте и (или) в свободном доступе для любых лиц, либо не имеющего значительно большей поражающей способности, чем указанные предметы или иные предметы, законодательно не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте, а также само законодательное их отнесение к видам оружия, являются «борьбой с ветряными мельницами», т.к. реально не ограничивают круг опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения насильственных преступлений, не способствуя борьбе с преступностью, стимулируя использование для совершения насильственных преступлений бытовых предметов, других доступных всем предметов материального мира, иных предметов, не отнесенных к оружию, а также более опасных видов оружия, а также необоснованно нарушая конституционные права владельцев данных видов оружия и других лиц. Это означает, что закон работает «в холостую», не ограничивая оборот опасных предметов для преступников и не обеспечивая надлежащую защиту людей от преступных посягательств, а установление формальных разрозненных критериев различных видов оружия и правовых норм ограничивающих их оборот только делает законодательные нормы «Прокрустовым ложем», произвольно и необоснованно сужающим или расширяющим различные понятия и ограничения, не устанавливая четких необходимых ориентиров. При этом законодательное отнесение к оружию все более широкого круга предметов либо установление ограничений на оборот многих или всех предметов, которые возможно использовать в качестве оружия, могут только усилить ограничения конституционных прав людей и незащищенность законопослушных граждан от преступных посягательств.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии основных критериев всех видов оружия с установлением четких и равных критериев минимальной поражающей способности огнестрельного, пневматического и иного оружия, при которой возможно причинение тяжкого вреда здоровью при однократном применении оружия, исключением из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенного для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия, а также стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), пневматического оружия, имеющего дульную энергию не более 25 или 50 Дж, либо всех видов данного оружия.
Исключение всех вышеуказанных видов стрелкового оружия из перечня видов оружия обосновано, учитывая отнесение к предметам, не являющимся оружием любых, пистолетов и ружей для подводной охоты (пружинных, тетивных, пневматических и гидропневматических) с усилием при заряжании гарпуна до 50 кгс или превышающем указанное значение, наличие в перечне стрелкового метательного оружия только луков с усилием натяжения тетивы более 27 кгс и арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс, отсутствие луков и арбалетов в перечне видов оружия в Болгарии и ряде других стран или лицензирования их приобретения и иного во многих странах мира, большие значения минимальной дульной энергии пневматического оружия в значительном числе стран мира и его отнесение к предметам, не являющимся оружием, в СССР и РФ до 1994 года.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких и равных критериев значений минимальной поражающей способности огнестрельного и иного оружия, при достижении которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью при однократном применении оружия (удельной и дульной кинетических энергий, калибра, массы и типа снаряда и т.п.), и исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного оружия, сигнального оружия, пружинно-поршневого пневматического оружия, иного пневматического оружия с дульной энергией не более 25 Дж и удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2, огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией не более 1,5 Дж на мм2 и других видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия, а также всех видов гражданского или любого пневматического оружия.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 910 голосов

90

Против решения: 193 голоса

К началу списка инициатив