Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф112214
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии правил бесплатного проведения экспертиз оружия и других подобных предметов, имеющих культурную ценность

Необходимо введение обязанности уполномоченных лиц бесплатно проводить экспертизы оружия, необходимые для получения экспертных заключений, подтверждающих подлинность оружия и других подобных предметов, имеющих культурную ценность, либо соответствие копии или реплики антикварного оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность, и выдавать по ним экспертные заключения в случаях, когда назначается их судебная экспертиза, или если наличие таких заключений имеет значение для решения вопросов о законности действий лица и о привлечении его к юридической ответственности и (или) об изъятии либо конфискации оружия или других предметов, а также в случаях их наследования или иного законного приобретения лицом, не получившим экспертного заключения вместе с данными предметами, или если лицо, владеющее ими, обращается за его получением в иных случаев, но не имеет средств достаточных для оплаты экспертизы, либо во всех случаях.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку согласно ст. 7 ФЗ Об оружии с 2012 года государственная экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, требуется для обязательного подтверждения его соответствия конкретному образцу оружия данного вида и проводится за счет средств собственника оружия.
Порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия и критерии определения размера такой платы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила проведения такой экспертизы на возмездной или бесплатной основе в отношении патронов, капсюлей, конструктивно сходных с оружием изделий, пороховниц, патронташей и других предметов, которые могут иметь культурную ценность, четко не определены, что нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, т.к. лица, имеющие вышеуказанные оружие или иные предметы, при отсутствии средств на проведение экспертизы, будут нести ответственность за незаконный оборот данного оружия и ряда других подобных предметов или нарушение правил их оборота, в особенности, учитывая введение лицензирования приобретения старинного (антикварного) оружия его копий или реплик и холодного оружия, имеющего культурную ценность, с 1 января 2018 года.
До 2012 года четкие правила проведения данной экспертизы в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствовали.
Правила проведения государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия установлены Постановлением Правительства РФ от 04.09.2019 N 1151 «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия», предусматривающим, что порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия и критерии определения размера такой платы устанавливаются Министерством культуры РФ (п. 24).
Порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, предусмотрен Приказом Минкультуры РФ от 4 июня 2002 г. N 888 «Об утверждении Положения «О порядке взимания и критериях определения размера платы за проведение государственной экспертизы культурных ценностей»», в котором четкие суммы не указаны, а их установление является оценочным.
В ст. 37 ФЗ О государственной судебно-экспертной деятельности с 2019 года определено, что судебные экспертизы проводятся за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов РФ, но платное их проведение возможно в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, или проведения экспертных исследований на договорной основе для граждан и юридических лиц. Ранее их платное проведение допускалось при производстве по делам об административных правонарушениях, в арбитражном или гражданском процессах.
Согласно положениям ст. 132 УПК РФ, ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ и иного процессуального законодательства судебные экспертизы оплачиваются из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если они были назначены судом, или если суд снял обязанность их оплаты с осужденного, лица, привлеченного к ответственности, или иной стороны по какому-либо делу, либо если обвиняемый по уголовному делу был оправдан.
Поэтому обязанность оплаты экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, в размере, являющемся оценочным, возникает у любого его владельца, который не имеет на него экспертного заключения и представляет его на экспертизу для обеспечения его законного оборота и совершения таких действий с ним, как его отчуждение, ввоз в РФ или вывоз из РФ, а также других юридически значимых действий по его обороту, а в случае привлечения его владельца к уголовной, административной или иной ответственности его экспертиза является бесплатной для владельца, за исключением проведения его независимой экспертизы, но ее бесплатность с 2019 года зависит от положений процессуального законодательства (УПК, ГПК, АПК, КАС, КоАП РФ и др.), которое может быть изменено. При этом привлечение лица к уголовной или административной ответственности может повлечь целый ряд неблагоприятных для него последствий, т.к. привлечение к ним означает установление ряда ограничений гражданских прав, часть из которых могут действовать пожизненно (в случае привлечения к уголовной ответственности), а сроки хранения в базах данных сведений о судимости или привлечении к уголовной ответственности могут являться пожизненными, т.к. сведения о судимости хранятся пожизненно, а сведения о привлечении к уголовной ответственности могут храниться 25 лет или до достижения лицом возраста 80 лет.
В ст. 14.2, 20.10, 20.14 и 20.15 КоАП РФ за незаконный оборот различных предметов, включая оружие и другие предметы, ограниченные к обороту, имеющие культурную ценность, предусмотрена их конфискация, которая не является обязательной во многих из них, но может быть назначена судом за конкретные незаконные действия, а в ст. 20.10 КоАП РФ предусмотрен административный арест на срок от 5 до 15 суток.
В ст. 222, 223 и 226.1 УК РФ за незаконный оборот части видов оружия и ряда других подобных предметов, включая оружие, имеющее культурную ценность, за исключением незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П), предусмотрены строгие уголовные наказания, включая лишение свободы на сроки до 2 - 12 или 15 лет и штраф в размерах до 80 - 800 тысяч рублей, либо до 1 миллиона рублей, или в размере дохода осужденного за период до 3 или 6 месяцев, либо до 1 года, 3 или 5 лет (необязательный для назначения судом по ст. 222, ч. 4 ст. 223 и ст. 226.1, но обязательный – по ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ (обязательный штраф как дополнительное наказание не может быть назначен в случае признания судом смягчающих обстоятельств исключительными)), который может быть принудительно взыскан в случае уклонения от его уплаты.
Конфискация предусмотрена в УК (ст. 104.1) и УПК РФ (ст. 81) в отношении предметов контрабанды или предметов, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных целым рядом норм УК РФ, включая ст. 222 УК РФ, либо орудий преступления, принадлежащих обвиняемому. При этом конфискация предметов контрабанды или предметов, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, не является обязательной, но может быть назначена судом.
Поэтому привлечение к ответственности владельца оружия, имеющего культурную ценность, может повлечь ограничения его основных гражданских прав, включая их пожизненные ограничения, и конфискацию данного оружия, т.е. его безвозмездное изъятие. При этом не исключено назначение длительных сроков лишения свободы.
Таким образом, введение платности экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, для его владельцев, не привлеченных к ответственности, и возникновение данной обязанности или права на безвозмездное изъятие оружия, у лиц, привлеченных к ответственности по нормам УК или КоАП РФ, нарушает конституционные права человека, предусмотренные ст. 2, 19 и другими соответствующими нормами Конституции РФ, и не способствует сохранению культурных ценностей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение обязанности уполномоченных лиц бесплатно проводить экспертизы оружия, необходимые для получения экспертных заключений, подтверждающих подлинность оружия и других подобных предметов, имеющих культурную ценность, либо соответствие копии или реплики антикварного оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность, и выдавать по ним экспертные заключения в случаях, когда назначается их судебная экспертиза, или если наличие таких заключений имеет значение для решения вопросов о законности действий лица и о привлечении его к юридической ответственности и (или) об изъятии либо конфискации оружия или других предметов, а также в случаях их наследования или иного законного приобретения лицом, не получившим экспертного заключения вместе с данными предметами, или если лицо, владеющее ими, обращается за его получением в иных случаев, но не имеет средств достаточных для оплаты экспертизы, либо во всех случаях.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ, а также сохранению культурных ценностей и дальнейшей либерализации законодательства.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ, а также сохранению культурных ценностей и дальнейшей либерализации законодательства.

Решение

Необходимо введение обязанности уполномоченных лиц бесплатно проводить экспертизы оружия, необходимые для получения экспертных заключений, подтверждающих подлинность оружия и других подобных предметов, имеющих культурную ценность, либо соответствие копии или реплики антикварного оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность, и выдавать по ним экспертные заключения в случаях, когда назначается их судебная экспертиза, или если наличие таких заключений имеет значение для решения вопросов о законности действий лица и о привлечении его к юридической ответственности и (или) об изъятии либо конфискации оружия или других предметов, а также в случаях их наследования или иного законного приобретения лицом, не получившим экспертного заключения вместе с данными предметами, или если лицо, владеющее ими, обращается за его получением в иных случаев, но не имеет средств достаточных для оплаты экспертизы, либо во всех случаях.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 931 голос

69

Против решения: 165 голосов

К началу списка инициатив