Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф112431
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отнесения в ФЗ Об оружии многих или всех видов оружия к коллекционному оружию и оружию самообороны и введении права на их приобретение или хранение в целях коллекционирования или самообороны

Необходимо введение в ФЗ Об оружии категории коллекционного оружия с отнесением к нему всех видов оружия, не запрещенных к обороту или коллекционированию в РФ, или всех видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, и отнесение в ФЗ Об оружии к оружию самообороны охотничьего холодного клинкового оружия, сигнального, пневматического и других видов гражданского оружия, приобретение, хранение, перевозка или иной оборот которого в целях самообороны прямо не запрещен ФЗ Об оружии, или любых видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, имеющих не большую поражающую способность, чем гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, которое может быть приобретено в целях самообороны, либо различных видов холодного, метательного и маломощного огнестрельного оружия, различных видов пистолетов и револьверов, не отнесенных к оружию самообороны, и иного оружия, не запрещенных к обороту РФ, или примененных в состоянии необходимой обороны и в иных случаях, исключающих преступность наказуемость деяния (ст. 37 – 42 УК РФ), либо находящихся в обороте в ситуациях, в которых велика вероятность наступления указанных состояний, поскольку категория коллекционного оружия в ФЗ Об оружии не предусмотрена, а лицензия на коллекционирование оружия является единственным документов на приобретение только некоторых видов оружия. При этом многие виды оружия, приобретаемые по лицензиям или иным разрешительным документам, могут быть приобретены только по конкретным видам лицензий или разрешений на приобретение или хранение указанных видов оружия, а лицензия на коллекционирование оружия необходима для приобретения большинства из них в количестве более 5 единиц и не является документом, по которому могут быть приобретены некоторые из них.
К оружию самообороны в ст. 3 ФЗ Об оружии отнесено гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в числе с патронами травматического действия.
Максимальная дульная энергия патронов травматического действия определена в ФЗ Об оружии с 1 июля 2011 года и составляет 150 Дж (ст.3 ФЗ Об оружии).
Приобретение охотничьих патронов металлическими пулями, дробью или картечью к данному гладкоствольному длинноствольному огнестрельному оружию лицами, имеющими разрешение хранение указанного оружия как оружия самообороны, не запрещено, что означает наличие возможности приобретения, хранения, перевозки и транспортирования в целях самообороны одного их наиболее опасных видов гражданского ручного огнестрельного оружия, учитывая наличие у охотничьих патронов дульной энергии, достигающей 3500, 4000 или даже 8000 Дж, и отсутствие максимального ограничения их дульной энергии в ФЗ Об оружии (дульная энергия может и превышать 8000 Дж).
Согласно ч.5 ст.13 ФЗ Об оружии огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в п.1, 2 и 3 ч.2 ст.3 данного ФЗ (данное оружие, отнесенное к оружию самообороны, спортивному или охотничьему оружию), граждане РФ имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.
Таким образом, для целей самообороны может быть законно приобретено любое охотничье или спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, что явно указывает на необходимость введения указаний на виды патронов, приобретаемых к данному оружию в целях самообороны.
Согласно ст. 3 ФЗ Об оружии к охотничьему огнестрельному оружию и огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны может быть отнесено огнестрельное оружие, имеющее емкость магазина не более 10 патронов, а к спортивному оружию может быть отнесено огнестрельное оружие, имеющее магазин любой емкости, определяемой правилами соревнований.
Таким образом, к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, разрешенному к приобретению в целях самообороны, может быть отнесено указанное гражданское оружие, представляющее любую степень опасности, включая его виды, представляющие большую опасность, чем охотничье и иное гражданское огнестрельное оружие с нарезным стволом.
В п.6) ст.6 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия, но приобретение и хранение данных видов оружия в целях самообороны прямо не запрещено положениями ФЗ Об оружии. При этом к оружию самообороны отнесено только охотничье и спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие или данное оружие, предназначенное именно для самообороны, а охотничье холодное клинковое оружие отнесено только к охотничьему оружию. Современное гражданское огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом отнесено к охотничьему или спортивному оружию, а другие виды огнестрельного, холодного и иного оружия, также не отнесены к оружию самообороны.
Таким образом, несмотря на повышенную поражающую способность значительной части его видов, именно огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отнесено к оружию самообороны, а охотничье и иные виды холодного оружия, не обладающие большей поражающей способностью, чем распространенные в быту предметы, не отнесено к оружию самообороны, также, как и огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом, многие виды которого имеют меньшую поражающую способность, чем распространенные в обороте виды гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, и наименее опасные виды которого имеют сравнительно небольшую поражающую способность. Это нелогично требует расширения перечня видов оружия самообороны путем отнесения к нему части или всех видов гражданского холодного или охотничьего оружия.
В отношении части других видов оружия предусмотрены ограничения, существенно ограничена возможность его использования, поскольку в ст.6 ФЗ Об оружии установлены ограничения на ношение или хранение ряда видов спортивного оружия и на ношение пневматического оружия. В частности, в п.2) ст.6 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами РФ в соответствии с ст.13 ФЗ Об оружии, хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.
В п.2.1) ст.6 ФЗ Об оружии с 1 июля 2011 года предусмотрен запрет на ношение и перевозку в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также использование такого оружия в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Дополняются указанные запреты предусмотренными ст.13 ФЗ Об оружии запретами на ношение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и на его хранение и использование вне спортивных объектов, поскольку разрешение выдается законному владельцу такого оружия только на его хранение и использование на стрелковых объектах без права ношения. При этом граждане, награжденные боевым огнестрельным короткоствольным оружием, имеют право на его ношение и использование в целях самообороны в соответствии с законодательством РФ, что нелогично и нарушает принцип равенства всех перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ), учитывая наличие запрета на ношение и использование многими гражданами в целях самообороны большинства видов огнестрельного короткоствольного оружия.
Различными положениями законодательства РФ ограничено ношение многих других видов гражданского оружия.
Ограничение на ношение, использование и иной оборот в целях самообороны видов холодного и иного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, отсутствуют, учитывая регулирование ФЗ Об оружии оборота только гражданского, служебного и боевого оружия, поэтому данные виды оружия не отнесены к оружию самообороны, но их ношение, использование и иной оборот в целях самообороны не запрещен законом, что требует их включения в ФЗ Об оружии и решения вопроса об отнесении части или всех их видов к оружию самообороны, учитывая различную степень опасности данных видов оружия.
Запрет на использование в целях самообороны предметов, не отнесенных к оружию (газовые баллончики, предназначенные для самообороны от собак, медведей или других животных, бытовые ножи, топоры, мачете, кукри, луки и арбалеты для развлекательной стрельбы с усилиями натяжения тетивы не более 27 и 43 кгс соответственно (их дульная энергия может превышать 25 или 50 Дж, а удельная кинетическая энергия 0,5, и 1,5 Дж на мм2), ружья для подводной охоты, рогатки, катапульты, пружинные стреляющие ножи, пружинные ружья и другие механические стреляющие устройства, не являющиеся луками или арбалетами, имеющие любую поражающую способность, которая может быть достижима в каких-либо указанных устройствах по их техническим характеристикам (усилие при их заряжании снарядами может составлять более 43, или 50 кгс, дульная энергия – более 25, 50 или 100 Дж, а удельная кинетическая энергия – более 0,5, 1,5 или 2 Дж на мм2), пневматические пистолеты и другие подобные пневматические устройства, имеющие дульную энергию не более 3 Дж, пистолеты и револьверы, использующие для метания пуль капсюль или патрон Флобера, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, и иные огнестрельные устройства, имеющие указанную удельную кинетическую энергию или иные характеристики, исключающие их отнесение к огнестрельному оружию, криминалистическими требованиями и экспертными методиками (дульная энергия данных устройств может составлять менее 3, 1 или 0,5 Дж либо более 3, 7,5, 25, 50 или 150 Дж (в зависимости калибра), а удельная кинетическая энергия строительно-монтажных пистолетов и других огнестрельных устройств, не отнесенных к оружию по своему целевому назначению, может составлять более, 0,5, 1,5, 2 или 5 Дж на мм2), и др.), в ФЗ Об оружии не предусмотрен.
Это требует введения четких норм, регулирующих их использование в целях самообороны, и выделение среди таких предметов средств самообороны, учитывая различную степень опасности таких предметов, часть видов которых лишь формально не отнесены к оружию ФЗ Об оружии, криминалистическими требованиями и экспертными методиками (газовые баллончики, предназначенные для самообороны от собак, медведей или других животных, обладающие большей поражающей способностью, чем аналогичные устройства, отнесенные к оружию самообороны, мачете, кукри и другие предметы, не отнесенные к холодному оружию по одному или нескольким признакам, пневматические устройства, имеющие дульную энергию не более 3 Дж, или предназначенные для специальных целей (игры в пейнтбол, проведения строительно-монтажных работ и т.п.), ружья для подводной охоты, огнестрельные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, или предназначенные для специальных целей (строительно-монтажные пистолеты и другие устройства производственного назначения и т.п.) и др.), а также наличие в обороте средств самообороны, не отнесенных к оружию (газовые баллончики, предназначенные для самообороны от собак, медведей или других животных, шумовые баллончики и др.).
В ст. 13 ФЗ Об оружии право на приобретение охотничьего холодного клинкового и метательного стрелкового оружия предусмотрено только для граждан РФ, имеющих разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (охотничьего огнестрельного или пневматического оружия), а право на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют только граждане, владеющие соответствующими видами огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия не менее 5 лет, или занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо являющиеся спортсменами высокого класса по стрельбе из огнестрельного оружия.
Таким образом, граждане, имеющие разрешения на хранение оружия или на хранение и ношение видов оружия, которые не могут быть отнесены к охотничьему, или видов охотничьего оружия, приобретенных не в целях охоты, а в других законных целях, или имеющие только охотничьи билеты, не имеют права на приобретение охотничьего холодного клинкового или метательного стрелкового оружия, а права на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом не имеют как граждане, владеющие охотничьим или спортивным огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием именно в целях занятия охотой или стрелковым спортом, не имеющие необходимого стажа владения им (5 лет), или не являющиеся профессиональными охотниками либо спортсменами высокого класса по стрельбе, так и граждане, владеющие оружием самообороны и другими видами оружия, законно приобретенным в целях самообороны, коллекционирования или в других законных целях.
Указанные запреты не соответствуют степени опасности данных видов оружия в сравнении со всеми видами гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и противоречат логике, учитывая наличие права на перевозку или транспортирования в целях самообороны всех видов огнестрельного длинноствольного и холодного оружия, допускающее их использование в качестве оружия самообороны.
В ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрено право на применение в целях самообороны спортивного, охотничьего и иного оружия его законными владельцами, а в ст.37 и 39 УК РФ предусмотрено право на самооборону с применением любых предметов любыми лицами в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости.
При этом ограничения на применение для самообороны предусмотрены в ст.24 ФЗ Об оружии только в отношении владельцев огнестрельного оружия.
В ст.16 ФЗ Об оружии предусмотрено право граждан РФ, имеющих разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, на самостоятельное снаряжение патронов к данному оружию для личного использования, а в ст.18 данного ФЗ предусмотрено право указанных граждан на приобретение пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к данному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность. Поэтому граждане, владеющие огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием как оружием самообороны, не имеют права на самостоятельное снаряжение патронов к нему и на приобретение пороха и капсюлей, учитывая наличие в ст.13 ФЗ Об оружии права на получение разрешения только на хранение такого оружия без права ношения. При этом наличие запретов на самостоятельное снаряжение патронов к данному оружию и на приобретения пороха и капсюлей для указанных граждан не означает наличия запрета и на приобретение патронов к данному оружию с металлическими поражающими элементами.
За время действия ФЗ Об оружии существовали различные неофициальные толкования правил приобретения патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны и встречались случаи как отказа в продаже охотничьих патронов к указанному оружию, так и их продажи гражданам, имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны.
Учитывая отсутствие четкого официального толкования вышеуказанных правил, необходимо введение четкого перечня видов патронов к указанному оружию самообороны.
В ФЗ Об оружии отсутствуют запрет или право на снаряжение ружейных или иных патронов солью и на совершение иных действий с ними (приобретение, хранение, использование в целях самообороны или других правомерных целях, а также иной их оборот), что означает наличие запрета на снаряжение солью патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, приобретенному в целях самообороны, и фактическую невозможность или, по крайней мере, большую сложность их приобретения, учитывая отсутствие их в продаже и наличие запрета на продажу патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию, снаряженных его владельцами для личного использования. При этом возможен законный оборот гражданами патронов с солью, учитывая отсутствие запрета на снаряжение солью патронов к огнестрельному длинноствольному оружию его законными владельцами, имеющими право на самостоятельное снаряжение патронов к указанному оружию, которым не запрещено применять свое оружие в целях самообороны, а также на производство, приобретение или продажу патронов с солью заводского изготовления.
Учитывая это, необходимо введение запрета на снаряжение патронов солью или правил их снаряжения солью и иного оборота, четко определяющих степень опасности патронов, снаряженных солью и правила их использования для самообороны или в иных законных целях.
Оружие самообороны как отдельный вид оружия было введено только в Законе РФ Об оружии 1993 г., а огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие было отнесено к оружию самообороны, право на приобретение которого имеют любые граждане РФ, получившие лицензии на приобретение указанного оружия самообороны, только в ФЗ Об оружии, вступившим в силу 1 июля 1997 года.
До 1917 года в России различные виды пистолетов, револьверов и иного оружия, имеющего короткий и (или) нарезной ствол, находились в свободном оборота, а на оборот части их видов устанавливались менее строгие ограничения, чем установленные на их оборот в ФЗ Об оружии. При этом право на приобретение части видов оружия имели несовершеннолетние и существовало детское оружие, являющееся настоящим оружием, уменьшенным в размерах, предназначенным для использования детьми в качестве оружия.
В СССР было разрешено приобретение оружия в охранительных целях (в особенности, до 1927 года), а сторожа имели право на хранение ружей по месту работы или жительства до распада СССР в 1991 году и (в РФ) до 1993 года.
В законодательстве многих стран мира разрешено хранение и (или) ношение в целях самообороны пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, имеющих гладкий или нарезной ствол.
Данные виды оружия отнесены к оружию самообороны в законодательстве многих странах мира, включая страны постсоветского пространства.
В частности, Законом об оружии Грузии разрешено приобретение и хранение отнесенных к огнестрельному оружию пистолетов (включая полностью автоматические) и револьверов в целях самообороны лицами, получившими соответствующие разрешения, Законом Об оружии Абхазии разрешено приобретение, хранение и ношение отнесенных к огнестрельному оружию пистолетов и револьверов в целях самообороны гражданами Абхазии, достигшими возраста 27 лет, получившими соответствующие лицензии и разрешения, боевое оружие имеют право приобретать и хранить резервисты, а приобретение, хранение и ношение нелетального оружия самообороны, национального холодного оружия Абхазии (охотничьих ножей, сабель и шашек) и оборот ряда других видов оружия разрешены без получения лицензий или разрешений гражданами Абхазии, достигшими возраста 18 лет, обладающими полной гражданской дееспособностью, Законом Об оружии ПМР разрешено приобретение, хранение и ношение указанных пистолетов и револьверов в целях самообороны лицами, получившими соответствующие разрешения, а в Законе об оружии Молдовы разрешено хранение и ношение указанных пистолетов и револьверов в целях самообороны лицами, получившими разрешения на совершение указанных действий. Законодательством Южной Осетии и Казахстана на отнесены к оружию любые стреляющие устройства с дульной энергией не более 3 Дж. При этом законодательством Южной Осетии разрешен оборот без лицензирования приобретения и регистрации огнестрельного и иного стрелкового оружия с дульной энергией до 7,5 Дж.
В законодательстве многих стран мира к оружию самообороны отнесены карманные пистолеты и револьверы, а пистолеты и револьверы, использующие капсюль или патрон Флобера, отнесены к свободно приобретаемому спортивному оружию или оружию самообороны либо не отнесены к оружию.
Таким образом, в различных странах мира многие лица не имеют права на приобретение части или всех видов ружей в целях самообороны или права на приобретение в любых целях видов ружей, отнесенных к наиболее опасным, либо имеют право на приобретение всех видов ружей и патронов к ним, отнесенных к гражданскому оружию и патронам к нему, в целях самообороны (в законодательстве части данных стран разрешено ношение гладкоствольных ружей в целях самообороны), но во многих странах мира разрешено приобретение многими лицами пистолетов, револьверов и многих других видов оружия, не отнесенных к оружию самообороны в ст.3 ФЗ Об оружии в целях самообороны, что указывает на правильное обеспечение соблюдения права всех лиц на самооборону. Поражающая способность ружей, отсутствие ограничений дульной энергии и калибру охотничьих и спортивных ружейных патронов и наличие права на использование ружей в целях самообороны во всех случаях необходимой обороны указывают на нелогичность наличия запрета на отнесение к оружию самообороны видов оружия, приобретение, хранение, перевозка или транспортирование которых в целях самообороны не запрещены ФЗ Об оружии, не представляющих повышенной опасности, пистолетов и револьверов, являющихся огнестрельным оружием (в особенности, карманных или маломощных), детского оружия и различных видов маломощного оружия, и установления более строгих ограничений на оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, чем на оборот ружей и других видов оружия самообороны, но исключение всех видов ружей из перечня видов оружия самообороны или введение права на приобретение только наименее опасных патронов к ним нарушит основные конституционные права и свободы человека и гражданина (высшую ценность человека, его прав и свобод (ст.2 Конституции РФ), равенство всех перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ)) и право на жизнь (ч.1 ст.20 Конституции РФ)), учитывая наличие права всех законных владельцев любых видов оружия на их применение в целях самообороны и права любых лиц на применение любых предметов в состояниях необходимой обороны и крайней необходимости.
В ФЗ Об оружии отсутствует категория коллекционного оружия, т.е. любого оружия, не запрещенного к обороту в РФ, приобретаемого только в целях коллекционирования, несмотря на наличие такой категории в законах многих других стран мира.
С 25.08.2022 г. в ст.25 ФЗ Об оружии введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ, права на приобретение которого они не имеют. При этом отсутствуют четкие критерии отличия коллекционирования оружия от его хранения, т.к. Правила оборота гражданского и служебного оружия определяют, что коллекцией является количество оружия, превышающее количество, установленное ст.13 ФЗ Об оружии, но, по заявлению гражданина, коллекцией может быть признано и меньшее количество оружия, при наличии в ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на коллекционирование для приобретения в любом количестве старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также получения именно охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на его хранение и ношение для приобретения в любом количестве охотничьего холодного клинкового оружия.
Согласно ч.4 ст.13 ФЗ Об оружии старинное (антикварное) оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать граждане РФ, имеющие лицензию на коллекционирование оружия, выдаваемую в соответствии с положениями ст.13 ФЗ Об оружии и подзаконных актов гражданам, имеющим постоянное место жительства и многие виды документов, необходимые для приобретения гражданского оружия, приобретаемого по различным видам лицензий, достигшим возраста 14 лет.
Правила приобретения иных видов оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют, поэтому они могут быть приобретены любыми гражданами РФ без лицензий и других документов, т.к. виды лицензий и правила приобретения оружия определяются ФЗ Об оружии и международными договорами РФ, если содержат иные правила, чем предусмотренные ФЗ Об оружии, а отсутствие правил приобретения или иного оборота оружия и других предметов означает их нахождение в свободном обороте, учитывая необходимость официального опубликования законов и других нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека, в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ, и нахождение в свободном обороте предметов, правила оборота которых не определены законом или в порядке, установленном законом, в соответствии с п.1 и 2 ст.129 ГК РФ.
При этом запреты на повреждение или уничтожение культурных ценностей, на уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, или приведение его в негодное состояние применением способов, повреждающих его, и на использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, не связанным с его хранением, коллекционированием или экспонированием, который может влечь его повреждение, предусмотренные в ст. 243 УК РФ (с 1994 по 1996 год – в ст.230 УК РСФСР 1960 г.), ст.6 и 24 ФЗ Об оружии, указывают на невозможность отнесения к оружию оружия, имеющего культурную ценность, поэтому все ограничения на его оборот как вида оружия не имеют юридической силы.
Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, не ограниченные и не запрещенные к обороту международными договорами РФ, находятся на территории РФ в свободном обороте, учитывая положения ч.3 ст.15 Конституции РФ и п.1 и 2 ст.129 ГК РФ.
При этом в ст.31 Конституции РФ предусмотрен запрет на ношение любого оружия на определенных в ней массовых мероприятиях. Иные ограничения и запреты на оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, если они не вводятся международными договорами РФ или федеральными законами, вносящими изменения в ФЗ Об оружии, могут быть введены только в случаях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, в порядке установленном соответствующими федеральными или федеральными конституционными законами.
Виды гражданского оружия, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, оружию самообороны, сигнальному оружию, холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, или к видам современного гражданского оружия, правила приобретения которого отсутствуют, не запрещенного к приобретению или хранению гражданами по месту жительства или полностью запрещенного приобретению или хранению ими, могут законно приобретать граждане РФ, имеющие специальные документы, дающие им определенные дополнительные права. При этом спортивное огнестрельное короткоствольное оружие запрещено приобретать в целях коллекционирования с 2018 года, и оно не может быть приобретено в количестве более 5 единиц. Запрещены его хранение и использование вне стрелковых объектов, но оно является собственностью гражданина РФ, имеющего разрешение на его хранение и использование (стрелка спортсмена высокого класса по стрельбе из огнестрельного оружия с нарезным стволом, получившего лицензию на его приобретение, приобретшего его и получившего указанное разрешение) или иностранного гражданина, получившего лицензию на его приобретение в порядке, установленном для иностранных граждан в ст.14 ФЗ Об оружии, приобретшего его и обязанного вывезти его из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, или оформившего его временный ввоз в РФ в установленном порядке, либо совершающего его оборот в порядке, установленном международными договорами РФ. Поэтому разрешены его перевозка, передача и отчуждение физическими лицами, в порядке, установленном ФЗ Об оружии, подзаконными актами или международным договором РФ. правила приобретения и совершения многих других действий со спортивным холодным клинковым и метательным оружием, которое запрещено во многих случаях хранить и использовать вне спортивных объектов, отсутствуют, несмотря на отнесение спортивного холодного оружия к конструктивно сходным с оружием изделиям в ст.1 ФЗ Об оружии и подзаконных актах, введение указания на его отнесение к оружию, приобретаемому без лицензии, в ст.9 ФЗ Об оружии с 2018 года и на полное конструктивное сходство спортивных ножей, луков и арбалетов с охотничьим холодным клинковым и метательным оружием.
Поэтому гражданин РФ, как имеющий лицензию на коллекционирование оружия, так и не имеющий ее, не может приобрести многие виды оружия, представляющие различную степень опасности, которые могут не иметь большей поражающей способности, чем виды оружия, которые он может приобрести, или предметы, не отнесенные к оружию, что нелогично.
Согласно п.14 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, юридическим лицам и гражданам, имеющим лицензию на коллекционирование и экспонирование, как правило, передается охолощенное или приведенное в учебный вид оружие. При этом не указываются виды такого оружия и случаи, допускающие выдачу боеспособного оружия по такой лицензии.
Данным пунктом не учтено отсутствие в ФЗ Об оружии положений, относящих к оружию охолощенное или приведенное в учебный вид оружие, не являющееся огнестрельным, согласно положениям ст.1 ФЗ Об оружии, и отнесение охолощенного или приведенного в учебный вид огнестрельного оружия к списанному оружию в ст.1 ФЗ Об оружии.
Конструктивно сходные с оружием изделия приобретаются без лицензии и не регистрируются (ст.13 ФЗ Об оружии), а сбор и хранение таких изделий и других предметов, имеющих сходство с различными видами оружия, но не отнесенных к оружию, исправному оружию либо оружию, предназначенному не только для учебных или производственных целей, не является коллекционированием (пп. а) - д) п.34 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему).
Списанное оружие приобретается без лицензии, гражданами РФ, достигшими возраста 18 лет, и подлежит регистрации в Росгвардии с 2022 года (ст.13 ФЗ Об оружии). При этом оно приобретается без ограничений, установленных для приобретения видов оружия, приобретаемых по лицензиям или другим видам разрешительных документов (медицинских противопоказаний, ограничений и запретов по судимости либо привлечениям к уголовной или административной ответственности, освобождениям от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, отсутствию у гражданина РФ постоянного места жительства либо необходимого для хранения оружия сейфа или деревянного ящика, обитого железом, по указанному месту жительства и др.). Поэтому на его коллекционирование получения лицензии не требуется.
Словосочетание «как правило» дает основания полагать, что гражданам и юридическим лицам предоставлена возможность, в отдельных случаях, приобретать по лицензии на коллекционирование оружия исправное оружие, имеющееся в государственных военизированных организациях, но отсутствуют перечни как таких случаев, так и видов оружия, которые данные организации могут передавать (продавать) гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензии на коллекционирование оружия. Это, в свою очередь, дает основания полагать, что государственные военизированные организации имеют право, по своему усмотрению, передавать (продавать) гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензии на коллекционирование оружия, любое гражданское оружие, разрешенное к приобретению по лицензии на коллекционирование оружия, и боевое оружие, не запрещенное к обороту.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии категории коллекционного оружия с отнесением к нему всех видов оружия, не запрещенных к обороту или коллекционированию в РФ, или всех видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, и отнесение в ФЗ Об оружии к оружию самообороны охотничьего холодного клинкового оружия, сигнального, пневматического и других видов гражданского оружия, приобретение, хранение, перевозка или иной оборот которого в целях самообороны прямо не запрещен ФЗ Об оружии, или любых видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, имеющих не большую поражающую способность, чем гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, которое может быть приобретено в целях самообороны, либо различных видов холодного, метательного и маломощного огнестрельного оружия, различных видов пистолетов и револьверов, не отнесенных к оружию самообороны, и иного оружия, не запрещенных к обороту РФ, или примененных в состоянии необходимой обороны и в иных случаях, исключающих преступность наказуемость деяния (ст.37-42 УК РФ), либо находящихся в обороте в ситуациях, в которых велика вероятность наступления указанных состояний.
При внесении данных изменений необходимо четкое распределение в ФЗ Об оружии правил оборота различных видов оружия и патронов к нему по степени их опасности и упрощение порядка приобретения и хранения одной или нескольких единиц оружия в целях их хранения, коллекционирования оружия или самообороны в опасных ситуациях (введение в ФЗ Об оружии упрощенных видов лицензий и иных разрешительных документов на приобретение и хранение опасных вдов оружия, имеющих высокую поражающую способность, не являющихся лицензиями на коллекционирование оружия или на приобретение оружия только определенными категориями граждан и (или) в определенных целях, не связанных с хранением оружия без совершения других действий с ним, либо иными специальными разрешительными документами, выдаваемых без представления гражданином многих или всех документов, свидетельствующих об отсутствии препятствий к приобретению оружия, с учетом степени опасности конкретных видов оружия и обстоятельств их приобретения или хранения, права на приобретение или хранение по регистрации ряда или многих видов оружия без получения указанных документов, и права приобретение и хранение без разрешительных документов наименее опасных видов оружия или многих видов оружия в определенных случаях, с правом на приобретение и хранение оружия в количестве до 5 единиц или в любом количестве без лицензии на коллекционирование оружия или специальных разрешительных документов на его приобретение), введение права на свободные приобретение и хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии, не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных видов оружия, сходных по поражающей способности с распространенными в быту предметами или предметами, запрещенными к использованию в качестве оружия, исключение из перечня видов оружия холодного, метательного, нелетального и иного малоопасного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и других предметов материального мира, находящихся в свободном доступе для любых лиц, и (или) иных предметов, не отнесенных к оружию законодательством РФ (ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками), оружия, имеющего культурную ценность, сигнального и иного оружия, не предназначенного для поражения живой цели, или использование которого в качестве оружия (для поражения живой или иной цели (согласно положениям ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ, затрагивающего вопросы оборота оружия или применения в качестве оружия различных предметов) либо подачи сигналов (если учитывать положения ст. 1 и 24 ФЗ Об оружии)) запрещено, введение права на самостоятельное снаряжение патронов ко всем видам оружия и правил их снаряжения, а также права на приобретение пороха и капсюлей ко всем видам оружия.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии категории коллекционного оружия с отнесением к нему всех видов оружия, не запрещенных к обороту или коллекционированию в РФ, или всех видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, и отнесение в ФЗ Об оружии к оружию самообороны охотничьего холодного клинкового оружия, сигнального, пневматического и других видов гражданского оружия, приобретение, хранение, перевозка или иной оборот которого в целях самообороны прямо не запрещен ФЗ Об оружии, или любых видов оружия, не запрещенных к обороту в РФ, имеющих не большую поражающую способность, чем гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, которое может быть приобретено в целях самообороны, либо различных видов холодного, метательного и маломощного огнестрельного оружия, различных видов пистолетов и револьверов, не отнесенных к оружию самообороны, и иного оружия, не запрещенных к обороту РФ, или примененных в состоянии необходимой обороны и в иных случаях, исключающих преступность наказуемость деяния (ст.37-42 УК РФ), либо находящихся в обороте в ситуациях, в которых велика вероятность наступления указанных состояний.
При внесении данных изменений необходимо четкое распределение в ФЗ Об оружии правил оборота различных видов оружия и патронов к нему по степени их опасности и упрощение порядка приобретения и хранения одной или нескольких единиц оружия в целях их хранения, коллекционирования оружия или самообороны в опасных ситуациях (введение в ФЗ Об оружии упрощенных видов лицензий и иных разрешительных документов на приобретение и хранение опасных вдов оружия, имеющих высокую поражающую способность, не являющихся лицензиями на коллекционирование оружия или на приобретение оружия только определенными категориями граждан и (или) в определенных целях, не связанных с хранением оружия без совершения других действий с ним, либо иными специальными разрешительными документами, выдаваемых без представления гражданином многих или всех документов, свидетельствующих об отсутствии препятствий к приобретению оружия, с учетом степени опасности конкретных видов оружия и обстоятельств их приобретения или хранения, права на приобретение или хранение по регистрации ряда или многих видов оружия без получения указанных документов, и права приобретение и хранение без разрешительных документов наименее опасных видов оружия или многих видов оружия в определенных случаях, с правом на приобретение и хранение оружия в количестве до 5 единиц или в любом количестве без лицензии на коллекционирование оружия или специальных разрешительных документов на его приобретение), введение права на свободные приобретение и хранение любыми лицами всех видов оружия, приобретаемых без лицензии, не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, и других подобных видов оружия, сходных по поражающей способности с распространенными в быту предметами или предметами, запрещенными к использованию в качестве оружия, исключение из перечня видов оружия холодного, метательного, нелетального и иного малоопасного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и других предметов материального мира, находящихся в свободном доступе для любых лиц, и (или) иных предметов, не отнесенных к оружию законодательством РФ (ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками), оружия, имеющего культурную ценность, сигнального и иного оружия, не предназначенного для поражения живой цели, или использование которого в качестве оружия (для поражения живой или иной цели (согласно положениям ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ, затрагивающего вопросы оборота оружия или применения в качестве оружия различных предметов) либо подачи сигналов (если учитывать положения ст.1 и 24 ФЗ Об оружии)) запрещено.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 933 голоса

67

Против решения: 192 голоса

К началу списка инициатив