Необходимо декриминализировать незаконный ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения, гражданского и иного огнестрельного оружия, не запрещенного к обороту в РФ, и других видов огнестрельного оружия, не имеющего повышенной поражающей способности, или всех видов оружия и незаконную переделку огнестрельного оружия в огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, пневматическое, метательное, сигнальное и иное менее опасное оружие и в конструктивно сходные с оружием изделия, а также незаконные ремонт и переделку основных частей огнестрельного оружия, незаконную переделку иного оружия в менее опасное оружие или в конструктивно сходные с оружием изделия и незаконную переделку оружия в случаях высокой вероятности возникновения обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния (ст. 37 - 42), отменить административную ответственность за указанные действия, связанные с незаконной переделкой оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), путем внесения изменений, исключающих возможность отнесения переделки оружия к его изготовлению и ответственность за незаконный оборот оружия, переделанного в менее опасный вид оружия или в предмет, не отнесенный к оружию, в вышеуказанных случаях, и ввести право, на ремонт оружия и данную переделку оружия, а также на ремонт и переделку основных частей огнестрельного и иного оружия его владельцами или другими лицами.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку в ст. 223 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, незаконное изготовление боеприпасов к огнестрельному оружию и патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, а также за незаконное изготовление газового, холодного, метательного и пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.
Незаконные ремонт и переделка холодного, газового, метательного, пневматического и иного оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения, основных частей огнестрельного оружия ограниченного поражения и многих других видов оружия, а также боеприпасов к огнестрельному оружию и видам оружия, незаконный оборот которых не отнесен к преступлениям, отдельной уголовной ответственности не влекут.
При этом в УК РФ не учитывается степень опасности незаконных ремонта и переделки огнестрельного оружия и, тем более, огнестрельного оружия ограниченного поражения в какой-либо предмет и отсутствие значительной степени опасности переделки огнестрельного оружия ограниченного поражение в газовое оружие или иной предмет, не являющийся огнестрельным оружием, а также в незаконном изготовлении газового, пневматического, метательного, сигнального и иного малоопасного оружия и предметов, не отнесенных к оружию, из огнестрельного оружия или иного оружия, представляющего большую опасность, чем изготовленный из него предмет.
За незаконное изготовление любого оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия, а также за многие другие незаконные действия с ними с 2021 года предусмотрена административная ответственность (ст. 20.10 КоАП РФ), применяемая к случаям незаконного оборота оружия, не предусмотренного УК РФ, или не представляющего общественной опасности на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. При этом за их незаконные ремонт или переделку ответственность не предусмотрена. В ст. 223 УК РФ и ст. 20.10 КоАП РФ не учитывается отсутствие опасности в изготовлении менее опасных видов оружия из огнестрельного и иного более опасного оружия, чем изготовленное из него (в особенности, если изготовлено нелетальное или сигнальное оружие либо холодное или иное оружие, представляющее равную опасность с распространенными в быту и (или) свободном обороте предметами).
Повреждение или уничтожение культурных ценностей влечет уголовную ответственность по ст. 243 УК РФ, а уничтожение или приведение в негодное состояние оружия, имеющего культурную ценность, его повреждающее, либо его использование в качестве оружия или иным повреждающим его способом, не связанным с его хранением, коллекционированием или экспонированием, запрещены в ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии.
Учитывая данные запреты проведение криминалистической экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, и, следовательно, его отнесение к оружию, представляются юридически невозможными, а его ремонт, переделка и другие подобные действия с ним, способные его повредить, могут влечь уголовную ответственность за повреждение культурных ценностей по ст. 243 УК РФ или за покушение на него (ч. 3 ст. 30 ст. 243 УК РФ), но возможны ремонт, переделка и техническое обслуживание, не повреждающее или восстанавливающее оружие или иные предметы, имеющие культурную ценность, или совершение данных действий при наличии обстоятельств, исключающих преступность или наказуемость деяния (ст. 37 – 42 УК РФ). Поэтому ремонт оружия, имеющего культурную ценность, не должен влечь ответственности за незаконный оборот оружия, а его переделка не всегда влечет указанную ответственность (все зависит от свойств оружия, в которое переделано оружие, имеющее культурную ценность), но данные деяния могут влечь уголовную ответственность за повреждение культурных ценностей или за покушение на него. При этом его ремонт или переделка могут допустимы, законны и ненаказуемы.
Действия, связанные с производством оружия запрещены для физических лиц и ограничены лицензированием для юридических лиц, а для приобретения, хранения и иного оборота различных видов огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, пневматического и сигнального оружия, приобретаемого по лицензии, метательного и холодного оружия установлены различные виды лицензий и разрешений, допускающие оборот одного или нескольких указанных видов оружия и регистрацию в органах Росгвардии многих из них.
Согласно редакции ст. 16 ФЗ Об оружии, действующей с 25 августа 2022 года, ремонт гражданского и служебного оружия, включая ремонт и замену основных частей огнестрельного оружия, вправе осуществлять юридические лица, имеющие лицензию на ремонт и (или) производство гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия.
Передача собственниками гражданского и служебного оружия для ремонта указанным в настоящей статье юридическим лицам такого оружия осуществляется на основании направления, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом. Форма и порядок выдачи направления на передачу оружия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Юридические лица, имеющие лицензию на ремонт гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, вправе передавать указанное оружие и его основные части для ремонта производителю соответствующей модели огнестрельного оружия.
Согласно ст. 16.1 ФЗ Об оружии, введенной в действие с 25 августа 2022 года, техническое обслуживание гражданского оружия вправе осуществлять владельцы оружия, а также юридические лица, имеющие лицензию на производство, хранение, ремонт соответствующего оружия и основных частей огнестрельного оружия или лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, получившие разрешение на хранение оружия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по месту осуществления указанных видов деятельности.
Передача собственником гражданского оружия для технического обслуживания юридическим лицам, указанным в части первой настоящей статьи, оформляется документом, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
При этом в ст. 1 ФЗ Об оружии под техническим обслуживанием оружия понимаются чистка, смазка оружия, регулировка прицельных приспособлений, ударного и спускового механизмов, а под его ремонтом - приведение оружия в рабочее состояние путем устранения неисправностей его частей или их замены, а также восстановление внешнего вида и элементов художественной отделки оружия.
Поэтому ремонт оружия далеко не всегда содержит признаки общественно опасного или иного опасного деяния, которое следует ограничивать или, тем более, запрещать для владельцев оружия и других физических лиц, в особенности, с установлением уголовной ответственности за незаконный ремонт.
Переделка оружия запрещена в ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года. При этом переделка оружия не всегда является опасным деянием, в особенности, не представляют опасности переделка, изготовление и иной оборот самодельных или переделанных из огнестрельного и иного оружия конструктивно сходных с оружием изделий, нелетального или иного оружия, приобретаемого без лицензии и не подлежащего регистрации, любым лицом, либо нелетального или иного малоопасного оружия, сходного с бытовыми предметами, владельцем огнестрельного или иного оружия, имеющим лицензию или разрешение на приобретение, коллекционирование или хранение какого-либо оружия, иным лицом занимающимся видами деятельности, связанными с оборотом или использованием оружия, или любым лицом (если конкретный вид оружия не представляет большой опасности или является сходным с бытовыми предметами). Для оборота менее опасного оружия, чем огнестрельное, необязательно введение дополнительных лицензий, разрешений или запретов для лицензированных владельцев огнестрельного или иного оружия или любых лиц, в отношении оружия, приобретаемого без лицензии, учитывая условия получения соответствующих лицензий и разрешений и достаточно свободный оборот оружия, приобретаемого без лицензии. При этом изготовление и иной оборот нелетального оружия необходимо поощрять, учитывая его меньшую опасность, чем огнестрельного и иного подобного оружия, предназначенного для причинения смерти человеку, а ограничения на оборот оружия, сходного с бытовыми предметами не имеют смысла и могут только ограничивать конституционные права человека.
Криминалистическими требованиями с 2022 года установлены запреты на наличие в огнестрельном оружии ограниченного поражения, сигнальном оружии, а также газовых пистолетах и револьверах конструкции, позволяющей без необратимых изменений, отсоединить ствол от корпусной детали, или затвора и на наличие в конструкции пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 частей и механизмов, влияющих на дульную энергию выстрела (для всех видов пневматического оружия, не имеющего культурную ценность). Поэтому Криминалистическими требованиями установлены запреты на оборот данных видов оружия, произведенных или ввезенных в РФ после их введения в действие.
При этом Криминалистические требования не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, или не предусмотренного ФЗ Об оружии, а также предметов, не отнесенных к оружию.
Поэтому разборную конструкцию любых частей могут иметь: пружинные пистолеты, ружья и пушки, имеющие любую дульную энергию, превышающую 3, 7,5, 25, 91 или 150 Дж, ружья для подводной охоты, имеющие любую дульную энергию, луки и арбалеты с усилиями натяжения тетивы не более 27 и 43 кгс соответственно, любую дульную энергию, превышающую 7,5 или 25 Дж, но не превышающую максимальных ее значений, установленных для указанных значений усилий натяжения тетивы, огнестрельные устройства, не отнесенные к огнестрельному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения, сигнальному оружию, газовым пистолетам и револьверам или любому оружию, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2 и любую дульную энергию, превышающую 3, 7,5, 25, 91, 150 или 300 Дж, но не превышающую максимальных ее значений, установленных для указанного значения удельной кинетической энергии, достигаемого при различных калибрах и дульных энергиях, огнестрельные устройства, не отнесенные к огнестрельному и иному оружию, имеющие любые удельную кинетическую и дульную энергию, пневматические устройства с дульной энергией не более 3 Дж или указанные устройства с любой дульной энергией, не отнесенные к оружию, и другие подобные предметы, не отнесенные к пневматическому оружию, огнестрельному оружию ограниченного поражения или иному оружию, виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, и оружия, имеющего культурную ценность (данные виды оружия для их отнесения к оружию должны соответствовать минимальным критериям конкретных видов оружия, предусмотренным законодательством РФ и могут иметь любую дульную энергию, превышающую 25, 300 или даже 8000 Дж, т.к. ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ не наложено специальных ограничений на их поражающую способность).
Поэтому многие виды оружия и иных предметов с любыми разборными частями, имеющих дульную энергию более 3 или 7,5 Дж, и даже дульную и удельную кинетическую энергии, превышающие значения, установленные для гражданских огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия (91 и 150 Дж или 0,5 Дж на мм2 соответственно), находятся в законном гражданском обороте. При этом виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, и многие (а, фактически, и все) виды оружия, имеющего культурную ценность, находятся в свободном обороте, за исключением ограничений на оборот оружия, установленных ст. 31 Конституции РФ и международными договорами РФ, или устанавливаемых законодательством РФ, действующим во время проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, а также ФЗ Об оружии и подзаконными актами, действующими в отношении оборота оружия, имеющего культурную ценность, или видов оружия, включаемых в ФЗ Об оружии во время его действия (можно считать, что оружие, имеющее культурную ценность, не является оружием и на него ограничения, установленные на оборот оружия не распространяются, учитывая положения ст. 243 УК РФ, ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии), а предметы, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте во всех случаях их оборота (ограничения могут быть установлены только в случаях включения в ФЗ Об оружии конкретных предметов или участия РФ в международных договорах, устанавливающих иные правила оборота конкретных предметов или критерии видов оружия, чем предусмотренные законодательством РФ).
Вышеизложенное указывает на бессмысленность введения запретов на оборот разборных видов пневматического и нелетального оружия, имеющих небольшую дульную энергию пули (не более 7,5, 25, 91 или 150 Дж).
К огнестрельному оружию ограниченного поражения отнесены пистолет, револьвер или огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, не предназначенные для причинения смерти человеку. Дульная энергия гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения не может превышать 91 Дж, а удельная кинетическая энергия – 0,5Дж на мм2. Дульная энергия служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны не может превышать 150 Дж.
К газовому оружию, приобретаемому по лицензии, отнесены только газовые пистолеты, револьверы и патроны к ним, к газовому оружию, приобретаемому без лицензии, - механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, а к сигнальному оружию отнесены устройства, предназначенные для подачи звуковых, дымовых или световых сигналов, которые приобретаются без лицензии только в случае, если они являются сигнальными пистолетами и револьверами калибра до 6 мм с патронами к ним, которые не могут быть использованы в качестве газового или огнестрельного оружия либо огнестрельного оружия ограниченного поражения.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
Метательное оружие может быть приобретено гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, а его использование разрешено только на спортивных объектах или в целях охоты либо для иммобиллизации или инъецирования объектов животного мира. к метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс.
Таким образом, правила оборота всех видов оружия формально различаются.
При этом минимальные критерии отнесения предметов к сигнальному и газовому оружию, а также к огнестрельному оружию ограниченного поражения не определены, стрельба сигнальными ракетами и другими снарядами, предназначенными для подачи сигналов (светозвуковыми пулями, снарядами, содержащими капсюли и т.п.), возможна из газового, пневматического и иного стрелкового оружия или сходных с ними изделий, а газовое оружие, приобретаемое без лицензии может быть предназначено для стрельбы шумовыми патронами и специальными патронами для подачи сигналов при любом калибре, что означает смешение различных видов оружия. Это смешение дополняется списанным (охолощенным) оружием, которое является переделанным огнестрельным оружием, но сходно с сигнальным оружием при любом калибре. Все это делает бессмысленными ограничения на оборот сигнального оружия.
Таким образом, газовые и сигнальные устройства, конструктивно сходные с пневматическим или метательным оружием, а также ружья, автоматы и другие подобные устройства, не являющиеся газовыми или сигнальными пистолетами и револьверами, предназначенные для использования только газовых и сигнальных патронов, либо иных подобных устройств, либо для распыления веществ, применяемых в газовом оружии самообороны, либо для подачи звуковых, дымовых или световых сигналов могут быть отнесены к пневматическому оружию при дульной энергии более 3 Дж или к метательному оружию, к которому отнесены только луки, арбалеты и метательное бросковое оружие, либо к механическим распылителям и другим устройствам, являющимся газовым оружием, приобретаемым без лицензии, либо к предметам, не являющимся оружием, но четкие критерии их отнесения к любым из данных предметов не определены. При этом максимальный критерий удельной кинетической энергии газового и сигнального оружия (0,5 Дж на мм2) превышает дульные энергии 3, 7,5 и (при калибре более 8 мм) 25 Дж, поскольку данное оружие имеет калибр свыше 4,5 и, тем более, 2,8 мм. Критерии метательного стрелкового оружия превышают данный критерий удельной кинетической энергии (0,5 Дж на мм2) за счет силы натяжения тетивы (27 и 43 кгс соответственно), а критерии всех предметов, не отнесенных к оружию четко не определены.
К гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны (ружью или карабину) может быть отнесено любое указанное оружие самообороны, охотничье или спортивное оружие, не имеющее культурной ценности, признаков данного служебного огнестрельного оружия (следообразования на гильзе) и характеристик огнестрельного оружия, запрещенного к обороту в РФ. При этом ФЗ Об оружии не устанавливает специальных правил оборот ружей, имеющих в стволах ограничители, рассекатели и иные конструкции, задерживающие металлические или любые снаряды, которые отнесены к огнестрельному оружию, если их удельная кинетическая энергия превышает 0,5 Дж на мм2, а ружья, имеющие конструкцию, отличающуюся от огнестрельного оружия, позволяющую распылять вещество аэрозольных баллончиков, или использовать специальные патроны, при не большей удельной кинетической энергии, чем 0,5 Дж на мм2, могут быть отнесены к газовому оружию, приобретаемому без лицензии (механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам), но четкие критерии их отнесения к данному оружию отсутствуют.
На приобретение и хранение ружей для самообороны выдаются отдельные виды лицензий и разрешений без права ношения, которые отличаются от лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение данного охотничьего и спортивного огнестрельного оружия наличием полного запрета на их ношение (ношение в целях самообороны любого огнестрельного длинноствольного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, запрещено, но ношение охотничьего и ряда других его видов разрешено в установленных законодательством случаях, а применение любого оружия и других предметов для самообороны разрешено владельцам оружия и другим лицам (в зависимости от наличия состояний необходимой обороны или крайней необходимости)), участие с ним в охоте или других определенных мероприятиях, приобретение пороха и капсюлей, а также самостоятельное снаряжение патронов к нему и приобретение огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом после 5 лет владения ружьем (данное право возникает при владении им в качестве охотничьего или спортивного оружия, при условии приобретения соответствующего вида охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом). Наличие охотничьего билета, лицензии и разрешения на приобретение, хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия дают право и на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия (ножей, кинжалов и тесаков) и охотничьих луков и арбалетов, отнесенных к оружию, а также право на приобретение данного огнестрельного гладкоствольного оружия и иного вышеуказанного охотничьего оружия, пороха и капсюлей в части субъектов РФ с 16, а не с 18 лет, которое дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом с 21 года, а не с 23 или более лет (с 29 июня многие возраста приобретения оружия будут увеличены, но возраста 16 и 18 лет для приобретения указанного оружия сохранятся).
Отдельные виды лицензий и разрешений без права ношения на приобретение и хранение ружей для самообороны отличаются от других видов лицензий и разрешений на оружие самообороны и многих других видов оружия перечнем приобретаемых по ним видам оружия, исключающим приобретение иного оружия, и запретом на ношение оружия (по лицензиям и разрешениям на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения может быть приобретено только оно, по лицензиям и разрешениям на указанные действия с газовыми пистолетами и револьверами могут быть приобретены они, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие для ношения с казачьей формой или национальными костюмами народов РФ и т.д.).
Право на приобретение ряда других видов оружия и патронов к оружию любым гражданам, получившим соответствующие лицензии, дает лицензия на коллекционирование оружия.
При этом любые ружья, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, удельная кинетическая энергия не превышает 0,5 Дж на мм2, не отнесены к оружию, независимо от наличия или отсутствия в стволах ограничителей и других препятствий для выстрела металлическими или иными снарядами (ружья, переделанные из огнестрельного оружия, могут быть отнесены к списанному оружию, при соблюдении определенных условий, но четкий правовой статус списанного оружия как вида оружия ФЗ Об оружии не определен) и типа применяемых снарядов или патронов (законодательно не решен вопрос об отнесении ружей, сходных с сигнальным оружием, к сигнальному оружию, приобретаемому по лицензии (без лицензии приобретаются только определенные виды сигнальных пистолетов и револьверов калибра до 6 мм или сигнальные устройства, не являющиеся оружием)), калибра, дульной энергии и других характеристик. В частности, не могут быть отнесены к любому оружию и находятся в свободном обороте ружья, винтовки, пистолеты и другие огнестрельные устройства, удельная кинетическая энергия не превышает 0,5 Дж на мм2, не имеющие в гладком или нарезном стволе ограничителей полета снарядов. При этом к таким устройствам могут быть отнесены ружья и другие предметы любого калибра, предназначенные для стрельбы любыми патронами и металлическими или травматическими снарядами (пулей, дробью, картечью и т.п.), несмотря на возможность нанесения непроникающих ранений грудной клетки с переломами грудины, при удельной кинетической энергии от 0,34 до 0,50 Дж на мм2.
В частности, французские полицейские крупнокалиберные травматические пистолеты и ружья «Flash-Ball» калибра 44 мм, имеют удельную кинетическую энергию не более 0,2, 0,3 или 0,5 Дж на мм2, т.е. не являются огнестрельным оружием в РФ, стреляющие резиновыми снарядами (мячами) с дульной энергией до 270 или более Дж, теоретически, не причиняющими вреда здоровью человека и ран, но практика их применения указывает на их опасность жизни и здоровья человека (встречались случаи лишения глаз, перелома ребер или летального исхода во время подавления массовых беспорядков во Франции).
В ФЗ Об оружии данные виды оружия не могут быть отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, если они являются ружьями, а не пистолетами, револьверами или огнестрельными бесствольными устройствами российского производства. При этом данные пистолеты, бесствольные и другие подобные устройства не могут быть отнесены к разрешенному гражданскому или служебному огнестрельному оружию ограниченного поражения по причинам отсутствие ограничителя в стволе ствольного травматического оружия и высокой дульной энергии, в несколько раз превышающей разрешенные в РФ для огнестрельного оружия ограниченного поражения 91 и 150 Дж.
Поэтому данные ружья не отнесены в РФ к оружию и ограничения на их оборот отсутствуют, а такие пистолеты и другие подобные предметы могут быть отнесены к запрещенному огнестрельному оружию ограниченного поражения и являются предметами административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ, и преступлений, предусмотренных ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст.223 УК РФ, но четкие критерии отнесения к нему предметов, имеющих гладкий ствол, без ограничителя в стволе.
При этом любые пистолеты, ружья и другие подобные предметы, имеющие гладкий или нарезной ствол, предназначенные для производства выстрелов металлическими снарядами, имеющими удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, при любом калибре и дульной энергии не отнесены законодательством РФ к огнестрельному или иному оружию и находятся в свободном обороте.
Поэтому критерии отнесения предметов к пневматическому, огнестрельному и иному оружию являются неупорядоченными, нечетко определяющими поражающую способность предметов и, фактически, не отграничивающими оружие от иных предметов и не разграничивающими виды оружия по степени их опасности для жизни и здоровья человека, т.е. ни не позволяют ограничить оборот опасных предметов и защищать людей от противоправных посягательств, но могут способствовать произвольному осуждению и ограничению прав большинства людей, которые могут не иметь противоправных целей или даже не владеть оружием (оно может быть им подложено или навязано под видом другого предмета), что требует их изменения.
Частное изготовление оружия было разрешено в Российской империи (в особенности, холодного оружия и охотничьего огнестрельного оружия, но критерии отличия охотничьего от иного огнестрельного оружия не были законодательно установлены) и в СССР до 1949 года, но различными законодательными актами Российской империи запрещались изготовление и иной оборот пневматического и ряда других видов оружия и изготовление на частных заводах огнестрельного оружия, не являющегося охотничьим, но определение охотничьего оружия отсутствовало.
В законодательстве СССР до 1949 года разрешались ремонт и производство холодного оружия, а также ремонт огнестрельного оружия кустарями и ремесленниками, имеющими соответствующие разрешения НКВД (Постановление СНК СССР 26 марта 1936 года «Об утверждении правил кустарных и ремесленных промыслов»), но в 1949 году данная деятельность им была запрещена Постановлением Совмина СССР от 30.06.1949 N 2883 «Об утверждении правил регистрации некооперативных кустарей и ремесленников», а с 1976 года данный запрет распространился на все виды оружия Постановлением Совмина СССР от 03.05.1976 N 283 «Об утверждении Положения о кустарно-ремесленных промыслах граждан». При этом пневматическое и метательное оружие не относили к оружию в СССР и их незаконный оборот не был наказуем, а изготовление холодного оружия разрешалось охотникам, изготавливавшим ножи для себя, при условии нанесения номеров на ножи, и жителям местностей, где был развит охотничий промысел или носили национальные костюмы с холодным оружием (местности РСФСР и многих других союзных республик), либо имелись иные определенные условия промысла, быта или службы, с которыми был связаны хранение и ношение и (или) приобретение, сбыт и изготовление холодного оружия (Грузинская ССР и ряд других союзных республик), разрешалось изготовление национального и (или) охотничьего холодного оружия.
Частное изготовление ряда видов оружия разрешено в части стран постсоветского пространства. В частности, в Законе Об оружии Абхазии разрешено изготовление национального холодного оружия Абхазии (охотничьего ножа, кинжала и кавказской шашки) гражданам Абхазии, уведомившим уполномоченные органы власти и получившим разрешения МВД на изготовление такого оружия.
Подобные законы принимались до 1997 года и в части регионов, являющихся субъектами РФ. В частности, разрешалось изготовление и иной оборот якутского ножа в Якутии лицами, получившими разрешения на указанные действия в отношении якутского ножа, а в ЧРИ в 1997 году был принят Закон Об оружии, не регулировавший оборот национального чеченского холодного оружия, т.е. допускавший его свободный оборот.
Таким образом, частное изготовление оружия не всегда было запрещено и регулировалось законодательством Российской империи и СССР.
При этом изготовление ряда видов холодного оружия разрешалось определенным лицам или в части местностей РСФСР и СССР, правила их оборота были менее строгими, чем в настоящее время, а пневматическое оружие не являлось оружием по закону и его незаконный оборот не был наказуем.
В законодательстве Абхазии разрешено частное изготовление национального холодного оружия включая охотничьи ножи, а в законодательстве ряда субъектов РФ, как временно не входивших, так и всегда входивших в состав РФ, предусматривалось право на частное изготовление национального холодного оружия, что противоречило законодательству РФ об обороте оружия, но являлось логичным.
Право уполномоченных органов на понижение характеристик запрещенного оружия, принятого от любого лица до значений разрешенного оружия, или на его деактивацию, либо на возмещение его стоимости, либо на выдачу разрешения, дающего право на владение и иной оборот оружия, запрещенного к обороту, предусмотрено законодательством целого ряда стран.
В частности, в ст. 40 Закона Германии Об оружии, регулирующей оборот запрещенного оружия, согласно данной статье:
(1) Запрет на обращение также включает запрет на инструктирование или заказ изготовления предметов, описанных в Приложении 2, Части 1, №. 1.3.4.
(2) Запрет на обращение с оружием или боеприпасами не распространяется на лиц, действующих по решению суда или должностного лица.
(3) В отступление от статьи 2 (3) владельцы охотничьих лицензий и представители кожевенных или меховых промыслов могут использовать кастетовые ножи в соответствии с Приложением 2, Часть 1, №. 1.4.2, где такие ножи нужны им для осуществления своей деятельности. Обладатели разрешений на обращение со взрывчатыми веществами (статьи 7 и 27 Закона о взрывчатых веществах) и квалификационных сертификатов (статья 20 Закона о взрывчатых веществах), а также лица, зачисленные на официальные или официально признанные курсы, могут, в отступление от статьи 2 (3), обращаться со взрывчатыми веществами. материалы или предметы, указанные в Приложении 2, Часть 1, №. 1.3.4, если этого требует деятельность или обучение, разрешенное разрешением или сертификатом. Это относится, в частности, к работам по сносу, ликвидации последствий стихийных бедствий, театрам и подобным учреждениям, кино- и телепроизводству и обучению таким профессиям.
(4) По заявлению Федеральное управление уголовной полиции может предоставлять общие или конкретные исключения из запрета, изложенного в Приложении 2, части 1, если интересы заявителя перевешивают общественный интерес в обеспечении соблюдения запрета. В частности, это можно предположить в том случае, если оружие или боеприпасы, перечисленные в части 1 Приложения 2, предназначены для вывоза за пределы территории, регулируемой настоящим Законом, в научных или исследовательских целях или для пополнения коллекции культурно-исторических памятников. значение и нет оснований опасаться серьезной угрозы общественной безопасности.
(5) Любой, кто завладеет оружием, указанным в Приложении 2, Части 1 (запрещенным к обороту в Германии оружием), в качестве наследника, нашедшего или аналогичным образом, должен незамедлительно уведомить об этом компетентные органы. Компетентные органы могут наложить арест на оружие или боеприпасы или распорядиться о том, чтобы привести их в негодность, модифицировать их таким образом, чтобы они больше не подпадали под запрет, или передать уполномоченному лицу в разумный срок, или могут распорядиться о том, чтобы лицо, которое приобрело им подать заявление в соответствии с подразделом 4. Запрет на обращение с оружием или боеприпасами не вступает в силу до тех пор, пока не истечет срок или заявитель не будет уведомлен об отказе в соответствии с подразделом 4.
Поэтому необходимо упорядочивание максимальных критериев дульной и удельной кинетических энергий конструктивно сходных с пневматическим и иными видами оружия, указанных кинетических энергий других предметов, не отнесенных к оружию, но сходных с ним по поражающей способности, а также видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или введение всех видов пневматического оружия в свободный оборот, учитывая наличие достаточно небольших минимальных критериев энергий пневматического и огнестрельного оружия (дульная энергия более 3 Дж как критерий пневматического оружия, дульные энергии более 7,5 и 25 Дж как критерии уголовной ответственности за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия и оборотоспособности его видов как приобретаемого по лицензии охотничьего или спортивного пневматического оружия, а также удельная кинетическая энергия как критерий огнестрельного оружия более 0,5 Дж на мм2), при фактическом нахождении в свободном обороте пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и других подобных устройств, ружей для подводной охоты, катапульт и других устройств, не являющихся луками и арбалетами с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, метательным бросковым или пневматическим оружием, а также любого оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, т.к. ограничения на оборот предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии или экспертными критериями, и видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, не установлены. Поэтому они находятся в свободном обороте на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
При этом их нахождение в свободном обороте не влечет роста преступности с их применением и наступления тяжких последствий.
В целом, учитывая существующее разграничение видов стрелкового оружия и предметов, сходных с ними, по значениям энергии и принципу действия, в качестве минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий оружия следует четко установить и принять наибольшие значения данных энергий, достигаемые при максимальной возможной силе сжатия пружины пружинного ружья или другого подобного стреляющего устройства, существенно превышающие их максимальные значения, достигаемые при максимальной возможной силе легких при выстреле из духовой трубки, т.к. духовые трубки и пружинные стреляющие устройства не отнесены к метательному, пневматическому и иному оружию и это не влечет общественно опасных последствий.
При этом введение строгих ограничений на изготовление или иной оборот стрелкового оружия может быть допустимо только, если оно имеет значения удельной кинетической энергии, превышающие 1,5 Дж на мм2 на расстоянии более 10 или 100 метров, превосходит по поражающей способности распространенные в быту предметы, может быть эффективно использовано в качестве оружия соответствующего вида для производства различного количества выстрелов и сопоставимо по поражающей способности по поражающей способности и эффективности боевого применения с современными образцами стандартного охотничьего или боевого огнестрельного оружия.
Следует отметить, что в ФЗ Об оружии не предусмотрены специальные правила оборота пневматических минометов, пушек и других подобных крупнокалиберных устройств (орудия для стрельбы динамитом и т.п.), поэтому к ним применяются правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, или спортивного пневматического оружия с дульной энергией более 25 Дж, либо иного пневматического оружия (если их дульная энергия составляет не более 25 Дж), а до 2021 года их незаконные сбыт и изготовление не относились к преступлениям, но снаряды к ним не разрешены к гражданскому обороту и их незаконный оборот является преступлением (до 2021 года по ст. 222 и 223, а с 2021 года - ст. 222.1 и 223.1 УК РФ).
При этом катапульты, не являющиеся арбалетами (баллистами), пружинные пушки и другие подобные устройства не отнесены к оружию при любой кинетической энергии и иных характеристиках в ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, а также экспертными критериями оружия.
Поэтому ответственность их владельцев зависит от наличия во владении и законности владения конкретными видами разрывных и иных не разрешенных к обороту снарядов, а оборот самих данных стреляющих устройств, включая их изготовление, является свободным.
Баллисты находятся в таком же обороте, как и иные арбалеты, отнесенные к метательному оружию, в качестве оружия, имеющего культурную ценность, спортивного или охотничьего метательного оружия, а если натяжение их тетивы составляет менее 43 кгс, либо в случае их отнесение к предметам, не являющимся оружием по своему назначению (предметам производственного назначения, спортивным снарядам и т.п.), - они не относятся к метательному и иному оружию и находятся в свободном обороте. При этом сила натяжения тетивы баллист может достигать 400 кгс.
В отличие от первого Закона РФ Об оружии 1993г., ФЗ Об оружии 1996г. не регулирует оборота артиллерийских орудий (им регулируется оборот боевого ручного стрелкового и холодного оружия), поэтому даже данные орудия, отнесенные к огнестрельному оружию любой мощности, не регулируются положениями ФЗ Об оружии.
При этом существующие Правила оборота боевого оружия в государственных военизированных организациях регулируют оборот боевого ручного стрелкового, холодного и иного оружия.
Оборот оружия, являющегося боевым в других государствах, регулируется законодательством о военно-техническом сотрудничестве РФ и международными договорами РФ, а запреты на оборот оружия устанавливаются ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями к гражданскому и служебному оружию, не применяющимися к оружию, имеющему культурную ценность, и международными договорами РФ.
Старинные (антикварные) артиллерийские орудия и иное подобное наиболее опасное оружие (ручные мортирки) отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и их правила оборота не отличаются от правил оборота иного оружия, имеющего культурную ценность.
За криминализированный незаконный оборот любого метательного и пневматического оружия, а также гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, предусматривающих ответственность также за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, установлены менее строгие наказания, чем за незаконный оборот иного огнестрельного оружия в ч. 1 – 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ, а наиболее строгие наказания установлены за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, поскольку в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрены сроки лишения свободы до 4 и 2 лет соответственно, в ч. 1 – 6 ст. 222 и в ст. 222.2 они составляют до 5 - 15 лет соответственно, в ч. 1 – 3 ст. 223 – 6 – 10 лет, а в ст. 222.1 и 223.1 - 8 – 20 лет соответственно.
При этом все перечисленные наказания являются излишне строгими по отношению к незаконным действиям с холодным, метательным, газовым и пневматическим оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к газовому или огнестрельному оружию и к любым видам маломощного, редкого или неудобного в использовании, перемещении и (или) хранении оружия, а также к незаконным действиям с оружием, не связанным с совершением тяжких насильственных преступлений, и не повлекшим наступление тяжких последствий. Они влекут смешение мер наказания за насильственные и ненасильственные преступления, а установление за данные действия наказаний, равных максимальным срокам лишения свободы за многие или любые преступления, включая умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство (сроки лишения свободы до 8, 10, 12, 15 или 20 лет), только усугубляет данное смешение мер наказаний за различные преступления (в особенности, учитывая возможность назначения сроков лишения свободы до 15, 18, 22,5 и 25 лет по совокупности преступлений и – до 30 лет по совокупности приговоров (по совокупности приговоров наказывают и за длящееся преступление, начавшееся до вступления в силу первого приговора, а окончившееся после его совершения (например, криминализированное незаконное хранение огнестрельного оружия))). Все это крайне пагубно сказывается на борьбе с преступностью и развитии общества.
По административной ответственности все меры наказания за незаконный оборот любого оружия, не влекущий уголовной ответственности, приравнены в ст. 20.10 КоАП РФ, а строгость наказаний (существенных размеров штрафов и сроков административного ареста) влечет смешение насильственных и ненасильственных административных правонарушений и возникновение права на длительное задержание без суда (до 48 часов) и арест по постановлению суда как лиц, не совершавших насильственных действий, так и лиц, совершивших преступления, ненаказуемые лишением свободы, т.к. максимальные сроки задержания за многие административные правонарушения составляют 3 часа с о времени доставления или вытрезвления, а за такие преступления не имеют права задерживать по ст. 91 УПК РФ и требуются иные основания для задержания.
Это усугубляет распределение мер ответственности и наказания за правонарушения, поэтому необходимо смягчение и упорядочивание указанных мер.
Следует отметить, что незаконный оборот гражданского и иного огнестрельного гладкоствольного оружия, включая охотничье оружие, пистолеты, револьверы, обрезы ружей, автоматическое огнестрельное оружие и артиллерийские орудия, любого охотничьего оружия (включая нарезные ружья и винтовки, а также пистолеты и револьверы (в то время, когда использование на охоте пистолетов и револьверов было законодательно разрешено)) или всех видов оружия невоенного назначения (спортивные и иные ружья, винтовки, пистолеты и револьверы), не всегда являлся преступлением по законодательству РФ и не является преступлением в значительном числе стран постсоветского пространства.
В законодательстве СССР и УК союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия (с 1924 по 1927 год), всех видов охотничьего огнестрельного оружия (до 1959 года в общесоюзном законодательстве и до 1974 года в УК ряда союзных республик) или любого невоенного оружия (до 1933 года в УК Украинской ССР 1927г. (ст. 183)), всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия (в ст. 182 УК РСФСР 1926г. с 1932 по 1933 год и в ст. 222 УК УССР 1960г. в 1961 году) и гладкоствольного охотничьего оружия (во всех соответствующих нормах общесоюзного законодательства, в УК всех союзных республик до 1960 года, в УК многих из них с 1960 по 1974 год и в УК всех указанных республик с 1974 года).
В УК РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия являлся преступлением до 2003 года, незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия, включая его незаконный сбыт, был декриминализирован в ст. 222 с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот указанного гражданского оружия – до 2011 года, но незаконный оборот артиллерийских и иных разрывных снарядов и других боеприпасов к боевому и иному огнестрельному оружию, не являющемуся гражданским, всегда относился к преступлениям (до 2021 года ст. 222 и 223, а с 2021 года - ст. 222, 222.1, 222.2 и 223.1 УК РФ). При этом в 2011 году был полностью криминализирован незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт указанного длинноствольного оружия.
Во многих странах постсоветского пространства криминализировано только незаконное изготовление огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия в нормах УК о незаконном изготовлении любого огнестрельного оружия, а в ряде данных стран не является преступлением незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.
В УК РСФСР и многих других союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконные хранение и (или) ношение либо приобретение, сбыт и изготовление холодного оружия в соответствующих местностях или во всех случаях его необходимости по условиям промысла, быта, работы или службы (ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926г., ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г. и др.).
При этом в Эстонской ССР не было уголовной ответственности за незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия с 1961 по 1985 год (с 1964 по 1985 год Указом ВС Эстонской ССР была предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, ношение, сбыт или изготовление холодного оружия, кроме случаев, установленных МООП (МВД) Эстонской ССР), а с 1985 по 1993 год в Эстонской ССР и Эстонии предусматривалась уголовная ответственность за указанные незаконные действия с холодным оружием, не связанные с условиями промысла, быта или службы.
В УК ряда стран постсоветского пространства декриминализирован незаконный оборот холодного оружия (в УК Эстонии, Латвии, Молдовы и Узбекистана (со 2 декабря 2022 года предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил хранения, ношения или перевозки холодного клинкового оружия (охотничьих ножей, охотничьих стилетов и кинжалов, рапир, шпаг и сабель), если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 249))) и не криминализирован либо декриминализирован незаконный оборот метательного (в УК Эстонии, Латвии, Молдовы и Узбекистана (со 2 декабря 2022 года предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил хранения, ношения или перевозки метательного оружия (луков, арбалетов и копий), если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 249))), газового (в УК Эстонии, Молдовы, Украины, Грузии и Узбекистана) и охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия (в УК Молдовы, ПМР, Украины и др.).
При этом незаконный оборот пневматического оружия до 2021 года был криминализирован только в Латвии (при дульной энергии более 12 Дж), Литве (наказуемы незаконные ношение, приобретение, сбыт или изготовление в целях сбыта неогнестрельного оружия или других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям) и Белоруссии (ВС Белоруссии указывает на наличие ответственности только за незаконные сбыт и изготовление, а также повторные после назначения административного наказания ношение и перевозку пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, т.е. имеющего дульную энергию более 3 Дж и калибр более 4,5 мм, либо дульную энергию более 7,5 Дж).
С 1 июля 2022 года незаконное ношение пневматического оружия криминализировано в новом УК Армении 2021г. и приравнено к незаконному ношению холодного и ряда других видов оружия (ст. 234), а со 2 декабря 2022 года в УК Узбекистана криминализировано нарушение правил хранения, ношения или перевозки пневматического оружия, если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.
Незаконные ремонт или переделка оружия являются преступлениями не во всех странах мира и разрешены физическим лицам при наличии лицензий на их выполнение или без обязанности получения разрешительных документов в законодательстве части штатов США и ряда других стран мира. При этом уголовная ответственность за незаконный ремонт холодного оружия предусмотрена только в ч. 2 ст. 263 УК Украины и законах ряда стран мира, не являющихся странами постсоветского пространства. При этом в законодательстве Украины отсутствует закон об оружии и планируется принятие закона, вводящего в действие закон об оружии, исключающий ограничения на оборот холодного оружия, не являющегося метательным, и декриминализирующего незаконный оборот холодного оружия, а законодательстве других стран мира, включая США, обычно установлены ограничения на оборот только части видов холодного оружия и иных видов ножей, не всегда действующие на всей территории конкретных государств (в частности, в США незаконный оборот запрещенного и иного холодного оружия декриминализирован на Аляске, в Арканзасе и ряде других штатов, оборот кастетов и запрещенных складных ножей декриминализирован и разрешен в штате Миссури с 2022 года, а пневматическое оружие и огнестрельное оружие на черном порохе не являются оружием в Техасе и ряде других штатов США). Поэтому оборот всех видов оружия на Украине регулируется подзаконными актами и планируется отмена ограничений на оборот холодного оружия и декриминализация незаконного оборота холодного и метательного оружия, а в законодательстве других стран не всегда ограничен оборот всех видов холодного и (или) части других видов оружия. При этом не применяются специальные критерии холодного оружия, предусмотренные законодательством РФ и части стран постсоветского пространства.
Правила оборота холодного оружия и критерии его отнесения к оружию являлись в СССР менее строгими, чем в РФ и части других стран постсоветского пространства, т.к. для приобретения охотничьих ножей было достаточно наличия охотничьего билета, в котором они регистрировались, национальное холодное оружие не подлежало регистрации в милиции в соответствующих местностях, кортики, выданные офицерам, хранились и носились без разрешений милиции (они вписывались в удостоверение личности офицера), но подлежали сдаче в военкоматы после смерти офицеров, которым они выдавались.
При этом к оружию относились именно предметы, предназначенные для поражения цели, не имеющие иного назначения, а использование холодного оружия в бытовых целях исключало его отнесение к оружию.
Незаконное изготовление пневматического и (или) метательного, холодного и газового оружия не является наказуемым деянием в части стран постсоветского пространства, в которых частное изготовление предметов, отнесенных к оружию, как правило, запрещено.
Учитывая вышеизложенное, необходимо декриминализировать незаконную переделку огнестрельного оружия в огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, пневматическое, метательное, сигнальное и иное менее опасное оружие и в конструктивно сходные с оружием изделия, а также переделку иного оружия в менее опасное оружие или в конструктивно сходные с оружием изделия и незаконную переделку оружия в случаях высокой вероятности возникновения обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния (ст. 37 - 42), отменить административную ответственность за указанные действия, связанные с незаконной переделкой оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), путем внесения изменений, исключающих возможность отнесения переделки оружия к его изготовлению и ответственность за незаконный оборот оружия, переделанного в менее опасный вид оружия или в предмет, не отнесенный к оружию, в вышеуказанных случаях, и ввести право, на ремонт оружия и данную переделку оружия, а также на ремонт и переделку основных частей огнестрельного и иного оружия его владельцами или другими лицами.
При этом необходимо декриминализировать незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, газового, метательного и холодного оружия и незаконный оборот оружия в иных случаях, не представляющих общественной опасности (совершенный при отсутствии тяжких последствий и не сопряженных с совершением насильственных вооруженных преступлений), и исключить из перечня видов оружия холодное, метательное бросковое, и сигнальное оружия, оружие, имеющее культурную ценность, наименее опасные виды нелетального оружия, а также все остальные виды оружия, не имеющие большей поражающей способности, чем бытовые и иные предметы, не отнесенные к оружию, с отменой ограничений на их оборот и их критериев как видов оружия и решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов нелетального оружия, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) и пневматического оружия.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, распространению в свободном обороте малоопасного нелетального оружия, сохранению культурных ценностей, а также упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства.
Практический результат
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной и иной репрессии, распространению в свободном обороте малоопасного нелетального оружия, сохранению культурных ценностей, а также упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства.