Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф113888
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости предоставления права на приобретение, хранение и иной оборот различных видов гражданского оружия, приобретаемого по лицензиям или другим специальным документам, по лицензиям и разрешениям на любые более опасные виды оружия

Необходимы отмена уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия и других подобных предметов или нарушение правил их оборота лицами, имеющими лицензии или иные разрешительные документы на оборот более опасных видов оружия или любых видов оружия в случаях, когда обвинение в незаконном их обороте или нарушении его правил предъявляется только на основании наличия на их оборот иных видов лицензий или других разрешительных документов, чем предусмотренных ФЗ Об оружии на оборот конкретных видов оружия, и предоставление права на приобретение, хранение и иной оборот видов гражданского и иного оружия, не представляющих повышенной степени опасности, лицам, имеющим лицензии, разрешения или другие виды специальных документов (права на управление транспортными средствами, охотничьи билеты, удостоверения стрелков-спортсменов, военные билеты военнослужащих или резервистов, служебные удостоверения сотрудников полиции либо других органов или организаций, в которых предусмотрено право на ношение оружия или обучают обращению с ним, и др.) на приобретение, хранение или иной оборот не менее опасных видов оружия без получения лицензий, разрешений или других специальных документов либо иных прав на оборот данных видов оружия, а также предоставление права на оборот любых видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, не запрещенных к обороту в РФ, представляющих равную степень опасности, лицам, имеющим лицензии, разрешения или другие виды специальных документов, дающих право на приобретение или хранение любых указанных видов оружия или других, сходных с ними по степени опасности предметов, поскольку исключения ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота для данных лиц не предусмотрено, ограничения на оборот конкретного вида оружия должны определяться степенью его опасности, а многие ограничения на приобретение оружия по лицензиям совпадают.
Лицу, имеющему разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование огнестрельного и иного опасного оружия можно доверить хранение менее опасного оружия без оформления другого разрешения, учитывая знание данным лицом правил обращения с оружием и осуществление за ним контроля органами, выдавшими разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Поэтому возможно разрешить оборот без отдельных лицензий и разрешений холодного, сигнального, газового, метательного и пневматического оружия, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения лицам, имеющим разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия либо лицензии на его приобретение или на коллекционирование оружия, либо иные документы, выдаваемые лицам, соответствующим критериям, предусмотренным для владельцев оружия, приобретаемого по лицензиям, или более строгим критериям (права на управление транспортными средствами, охотничьи билеты, удостоверения стрелков-спортсменов, военные билеты военнослужащих или резервистов, служебные удостоверения сотрудников полиции либо других органов или организаций, в которых предусмотрено право на ношение оружия или обучают обращению с ним, и др.), а лицам, имеющим разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование огнестрельного короткоствольного оружия, разрешить оборот без отдельных лицензий и разрешений всех видов гражданского оружия.
Следует отметить, что подобные законы существуют во многих зарубежных странах, в частности, в ст. 181.1 КоАП Грузии предусмотрено право на ношение холодного оружия для лиц, имеющих право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия.
В законодательстве значительного числа зарубежных стран (Латвия, Литва, Германия, Франция, США и др.) отменено или не предусмотрено до настоящего времени лицензирование приобретения и хранения любых видов холодного и метательного оружия, газовых пистолетов и револьверов, сигнального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и части других видов оружия. При этом в части данных стран отменена и их регистрация в полиции, а в ряде данных стран газовые пистолеты и другие газовые средства самообороны не отнесены к оружию.
С 2019 года газовое оружие в законодательстве Болгарии называется предупредительным в соответствии с директивами ЕС, относящими газовое оружие к предупредительному, но отграничивающими его от сигнального оружия (alarm and signal weapons)). Подобные изменения вносятся в законодательство других стран ЕС и Грузии.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
Таким образом, в законодательстве Абхазии отменено лицензирование приобретения газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения, всех видов сигнального оружия и видов пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, что логично, учитывая небольшие значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) и дульной энергии до 3, 7,5 или 10 Дж.
Законодательство РФ содержит целый ряд более строгих ограничений для лиц, получающих удостоверения на право управления транспортными средствами или целый ряд других документов, предоставляющих специальные права, чем для получения лицензий на коллекционирование оружия или на приобретение конкретных видов оружия либо разрешений на их хранение (не все из данных ограничений установлены логично и справедливо, оправданы спецификой определенных видов деятельности и соответствуют конституционным принципам высшей ценности человека, равенства всех перед законом и судом, справедливости, другим конституционным принципам и общим принципам права), в части наличия определенных заболеваний (ряда заболеваний внутренних органов, костно-мышечной системы, эпилепсии (для управления транспортными средствами по удостоверениям на право управления ими, службы в полиции и др.), эпилептического синдрома (для должности судьи, работы с опасными условиями труда и др.), гемофилии (для должности судьи) и др.) и ряда других оснований, препятствующих получению указанных документов (наличия судимости за любые преступления или привлечения к уголовной ответственности за любые преступления публичного обвинения (для службы в полиции, Росгвардии, ФСБ, органах принудительного исполнения (федеральной службы судебных приставов (ФССП)) и др.), наличия в течение года привлечений к административной ответственности за неоднократные умышленные административные правонарушения, наказания за которые назначены судьей (для службы в полиции, деятельности внештатного сотрудника полиции, дружинника добровольной народной дружины и др.), наличия гражданства иностранного государства (для службы в полиции и др.) и др.). При этом данные виды документов не дают права на приобретение и (или) хранение всех видов оружия, приобретаемых по разрешительным документам, или любого гражданского оружия, включая указанные виды холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, а также огнестрельного и пневматического оружия с дульной энергией не более 25 или 7,5 Дж (для огнестрельного оружия - при калибрах не более 8 или 4,5 мм) либо 3 Дж (для огнестрельного оружия (при калибре не более 2,8 мм)), а часть видов указанных документов могут быть выданы гражданам РФ, не достигшим возраста 21 года, 18 или 16 лет, т.е. гражданам РФ, не имеющим права на приобретение многих видов гражданского оружия, иностранным гражданам, т.е. лицам, право которых на приобретение, хранение и продажу гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, существенно ограничено ФЗ Об оружии и определяется законодательством государств, гражданами которых они являются (в части приобретения оружия, приобретаемого ими по лицензии), или международными договорами РФ (в части любого оборота оружия иностранными гражданами), а также лицам без гражданства, т.е. лицам, не имеющим права на приобретение и продажу всех видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Встречались случаи осуждения за оборот оружия и патронов к оружию гражданами, имеющими некоторые или все разрешительные документы на конкретные виды оружия или патронов, и последующего их оправдания верховными судами СССР, РСФСР или РФ. В частности, в Бюллетене ВС РФ за 1989 год № 2 содержится определение об оправдании охотоведа, осужденного за ношение без разрешения охотничьего ножа, подаренного ему иностранным гражданином, на который он нанес номер своего ножа, вписанный в охотничий билет, и носил при себе, и за хранение без разрешения патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом, на которое он имел соответствующее разрешение. Он был оправдан, поскольку имел все разрешительные документы на соответствующие виды холодного и огнестрельного оружия (охотничий нож приобретался только по охотничьему билету и регистрировался в нем, а патроны приобретались и приобретаются по разрешению на оружие соответствующего вида и калибра, равного калибру приобретаемых патронов), а нанесение номера на другой приобретенный или изготовленный охотничий нож допускалось. При этом указанные действия не представляют общественной опасности. В ряде других уголовных дел суды в РФ осуждали и оправдывали за незаконное приобретение патронов гражданами, имеющими лицензии на приобретение конкретных видов оружия, а не разрешения на их хранение, приобретающими у законных владельцев зарегистрированное оружие и патроны к нему. Подобные дела были вызваны разделением в Законе РФ Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. лицензий на приобретение оружия и разрешений на его хранение, а также введением в ФЗ Об оружии запрета на приобретение патронов ко многим видам оружия по лицензиям на их приобретение, а не по разрешениям на их хранение. При этом приобретение зарегистрированного оружия у его владельца подразумевает его перерегистрацию и выдачу разрешения на его хранение, а общественная опасность в таких нарушениях правил оборота оружия отсутствует.
Встречаются случаи продажи оружия и патронов к оружию или даже отдельных видов предметов, не отнесенных к оружию, по разрешительным документам на приобретение или хранение других видов гражданского оружия или конкретных видов гражданского оружия (если продаваемый предмет не отнесен к оружию). В частности, немецкий кинжал Boker (Нож Boker 121551 DM), копирующий немецкий кинжал СА образца 1933г. и швейцарский артиллерийский кинжал образца 1943г., которые были сделаны на основе традиционного швейцарского охотничьего кинжала XVI века Holbein, продается в оружейных магазинах «Кольчуга» гражданам РФ по трем документам: лицензии на коллекционирование оружия, охотничьему билету и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия. Это противоречит положениям ФЗ Об оружии, т.к. только по лицензии на коллекционирование оружия приобретаются холодное оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие, его копии либо реплики (с 2018 года), а по охотничьему билету и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия приобретается охотничье холодное клинковое оружие, которое с 2018 года четко отнесено к видам оружия, приобретаемым без лицензии (ст. 9 ФЗ Об оружии), и не может быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия или лицензиям на приобретение каких-либо видов оружия. До 2018 года оружие, имеющее культурную ценность, приобреталось без лицензий и других разрешительных документов, а охотничье холодное клинковое оружие могло быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия без разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и охотничьего билета, согласно толкованиям ФЗ Об оружии и подзаконных актов, содержащихся в ведомственных письмах МВД и Минкультуры РФ, но в ФЗ Об оружии и подзаконных актах подобные правила отсутствовали и предусматривался только вышеуказанный порядок его приобретения. При этом право на его приобретение давало разрешение на хранение и ношение именно огнестрельного, а не огнестрельного или пневматического охотничьего оружия.
Вышеуказанный кинжал в РФ не является охотничьим по типу клинка (соотношение длины и ширины клинка более 6:1) и историческому типу конструкции, т.к. данный кинжал относился к военным кинжалам и является коллекционным в настоящее время, поэтому он может быть отнесен к холодному оружию, имеющему культурную ценность, или копиям либо репликам старинного (антикварного) холодного оружия, либо к холодному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, если он не соответствует определениям оружия, имеющего культурную ценность, копий или реплик старинного (антикварного) холодного оружия. При этом предмет, не соответствующий хотя бы одному критерию холодного оружия, не может быть отнесен к холодному оружию.
Порядок продажи охотничьего оружия по охотничьему билету, разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия, а также лицензии на коллекционирование оружия предусмотрен с 2020 года только в отношении охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов, соответствующих критериям метательного оружия), подлежащего регистрации в Росгвардии, приобретаемого в количестве более 5 единиц.
Таким образом, в оружейных магазинах «Кольчуга» нарушается порядок приобретения данного кинжала, который не является охотничьим кинжалом и может быть приобретен гражданами РФ, имеющими только лицензии на коллекционирование оружия, выдаваемые гражданам РФ, достигшим возраста 14 лет, без предъявления других разрешительных документов или приобретен свободно любыми лицами, учитывая нахождение оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, в свободном обороте для любых лиц и наличие фактического запрета на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, и его отнесение к оружию, а также наличие возможности несоответствия конкретного кинжала хотя бы одному из критериев холодного оружия (незаточенный клинок, иной угол заточки, отсутствие острия, люфт клинка или ограничителя, низкая прочность клинка или рукоятки и т.п.).
При этом вышеуказанный порядок продажи данного кинжала в магазинах «Кольчуга» не является общественно опасным деянием и не может быть нарушением правил оборота оружия, поскольку покупатели, приобретающие его по трем вышеназванным документам, а не по одному или двум из них, не совершают какого-либо противоправного деяния, имея все основания для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, и охотничьего оружия, т.е. являясь лицами, право которых на приобретение многих видов гражданского оружия юридически доказано, не имеющими медицинских противопоказаний к владению оружием по разрешительным документам, а продавцы не совершают общественно опасного или иного противоправного деяния, продавая холодное оружие гражданам, имеющим все необходимые для приобретения подобных видов оружия документы. Поэтому необходимы разъяснение законодательной обязанности продажи данного кинжала и иного холодного оружия только по лицензии на коллекционирование оружия или только по разрешительным документам на охотничье оружие (охотничьему билету и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия), либо свободно (если оружие не предусмотрено ФЗ Об оружии или конкретный предмет не соответствует любому из обязательных критериев оружия) в целях соблюдения конституционных прав человека, ФЗ Об оружии и прав потребителей, а также четкое отнесение указанного кинжала к оружию, имеющему культурную ценность, или не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к конструктивно сходным с оружием изделиям.
В антикварном оружейном магазине Пашихина по лицензии на приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, сигнального оружия, а также газовых пистолетов и револьверов любых видов холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, и ряда других видов оружия (главным образом, холодного оружия). Это противоречит положениям ст. 13 ФЗ Об оружии, но не является общественно опасным деянием и не может быть нарушением правил оборота оружия, поскольку покупатели, приобретающие его по данным лицензиям, а не по лицензии на коллекционирование оружия, другим документам или свободно, не совершают какого-либо противоправного деяния, имея все основания для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, и ряда других видов оружия, т.е. являясь лицами, право которых на приобретение конкретных видов гражданского оружия юридически доказано, не имеющими медицинских противопоказаний к владению оружием по разрешительным документам, а продавцы не совершают общественно опасного или иного противоправного деяния, продавая холодное оружие гражданам, имеющим необходимые для приобретения подобных видов оружия документы. Поэтому необходимы разъяснение законодательной обязанности продажи данного холодного и иного оружия только по лицензии на коллекционирование оружия или только по другим видам разрешительных документов, либо свободно (если оружие не предусмотрено ФЗ Об оружии или конкретный предмет не соответствует любому из обязательных критериев оружия) в целях соблюдения конституционных прав человека, ФЗ Об оружии и прав потребителей, а также четкое отнесение конкретных видов продаваемого оружия к оружию, имеющему культурную ценность, или не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к конструктивно сходным с оружием изделиям.
С 1997 по 2023 год (в частности, в городе Москве в 2007 году, а в Тверской области в 2013 году) встречались случаи отказа в продаже охотничьих патронов по разрешению на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны под предлогом наличия права на приобретение по данному разрешению только патронов травматического действия и других ружейных патронов без металлических снарядов. При этом ФЗ Об оружии не содержит прямого запрета на продажу охотничьих патронов по разрешению на ружье как на оружие самообороны, а для получения лицензии на его приобретение необходимо наличие большинства документов, требующихся для приобретения охотничьего, спортивного или иного современного огнестрельного оружия, при наличии запрета на ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и ограничений на ношение указанного охотничьего, спортивного и иного, гражданского, служебного или боевого оружия.
Наиболее распространены случаи отказа в продаже пороха и капсюлей, подходящих к огнестрельному оружию с нарезным стволом гражданам, имеющим разрешения на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия, что не соответствует ФЗ Об оружии, т.к. в ФЗ Об оружии не содержится запрета на приобретение пороха и капсюлей, используемых, как правило, в огнестрельном оружии с нарезным стволом (в огнестрельном оружии с нарезным стволом обычно используется бездымный порох, который может иметь отличия по структуре от бездымного пороха для гладкоствольного огнестрельного оружия, но четкие отличия данных видов пороха отсутствуют, а капсюли патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом (винтовкам, нарезным карабинам, автоматам, нарезным пистолетам и револьверам, пулеметам и т.п.) имеют меньшие размеры, чем капсюли патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию (гладкоствольных охотничьим ружьям, гладкоствольным карабинам и т.п.), но четкие отличия различных видов капсюлей отсутствуют (существуют патроны Флобера, Ланкастера и другие подобные патроны, которые могут быть использованы в гладкоствольном огнестрельном оружии соответствующих калибров, но близки по размерам к патронам к огнестрельному оружию и нарезным стволом и могут быть использованы в данном оружии (в особенности, патроны к оружию, имеющему культурную ценность, или ружьям и карабинам типа «Ланкастер», отнесенным с 29 июня 2022 года к огнестрельному оружию с нарезным стволом))), гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
Для устранения данных нарушений прав владельцев оружия необходимы разъяснение законодательной обязанности продажи данных патронов и иных предметов по необходимым разрешительным документам на оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие в целях соблюдения конституционных прав человека, ФЗ Об оружии и прав потребителей, а также введение четких правил продажи различных видов патронов, пороха и капсюлей в ФЗ Об оружии.
Подобный порядок продажи оружия, патронов, пороха и капсюлей обусловлен сложностями соблюдения современного законодательства РФ об обороте оружия, высокой степенью его забюрократизированности и коррупционности, а также невозможностью правильной оценки вероятности возможных его изменений, ужесточающих или смягчающих правила оборота конкретных видов оружия.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимы отмена уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия и других подобных предметов или нарушение правил их оборота лицами, имеющими лицензии или иные разрешительные документы на оборот более опасных видов оружия или любых видов оружия в случаях, когда обвинение в незаконном их обороте или нарушении его правил предъявляется только на основании наличия на их оборот иных видов лицензий или других разрешительных документов, чем предусмотренные ФЗ Об оружии на оборот конкретных видов оружия, и предоставление права на приобретение, хранение и иной оборот видов гражданского и иного оружия, не представляющих повышенной степени опасности, лицам, имеющим лицензии, разрешения или другие виды специальных документов (права на управление транспортными средствами, охотничьи билеты, удостоверения стрелков-спортсменов, военные билеты военнослужащих или резервистов, служебные удостоверения сотрудников полиции либо других органов или организаций, в которых предусмотрено право на ношение оружия или обучают обращению с ним, и др.) на приобретение, хранение или иной оборот не менее опасных видов оружия без получения лицензий, разрешений или других специальных документов либо иных прав на оборот данных видов оружия, а также предоставление права на оборот любых видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, не запрещенных к обороту в РФ, представляющих равную степень опасности, лицам, имеющим лицензии, разрешения или другие виды специальных документов, дающих право на приобретение или хранение любых указанных видов оружия или других, сходных с ними по степени опасности предметов.
При этом необходимо внесение изменений в ФЗ Об оружии, отменяющих ограничения на оборот холодного оружия и других видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы и другие предметы материального мира, доступные любым лицам, и излишне строгие ограничения на оборот газовых пистолетов, револьверов и патронов к ним, пневматического и метательного оружия, а также маломощного огнестрельного оружия и иного огнестрельного оружия, если оборот огнестрельного оружия средней или высокой поражающей способности необходим в конкретных опасных ситуациях, при решении вопроса об отмене более строгих правил оборота всех видов современного гражданского огнестрельного нарезного или многозарядного оружия (охотничьего, спортивного и др.), чем иного оружия, введении правил оборота многих или всех видов оружия, не запрещенного к обороту в РФ, включая указанные виды огнестрельного оружия с дульной энергией до 1000 Дж или с любой дульной энергией, по лицензиям на коллекционирование оружия, общим упрощенным видам лицензий, иным разрешительным документам на оборот какого-либо оружия, документам, не являющимся документами на оружие, но выдаваемым на не менее строгих условиях, чем лицензии и разрешения на оборот гражданского огнестрельного и иного оружия, введении правил оборота многих или всех видов оружия по упрощенным видам документов или без документов на его оборот, с регистрацией опасных видов оружия или без регистрации оружия, в опасных ситуациях и иных случаях, когда оружие необходимо лицу для конкретных не противоречащих закону целей, отмене лицензирования, регистрации и иных строгих ограничений на оборот нелетального и иного оружия, не представляющего большой степени опасности, а также решение вопросов об исключении из перечня видов оружия всех видов метательного оружия, пружинно-поршневого или любого пневматического оружия, нелетального оружия, а также маломощного огнестрельного оружия с дульной энергией до 50, 100 или 150 Дж и удельной кинетической энергией до 1,5 или 2 Дж на мм2.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 928 голосов

72

Против решения: 174 голоса

К началу списка инициатив