Необходимы отмена усилений уголовной и административной ответственности за незаконный оборот видов оружия, не имеющих поражающей способности большинства современных видов боевого и охотничьего огнестрельного оружия, или имеющих не большую поражающую способность, чем распространенные в быту предметы или другие предметы, не отнесенные к оружию, и введение законодательного запрета на усиление уголовной и административной ответственности за незаконный оборот указанных видов оружия с обязательным четким обоснованием необходимости усиления мер ответственности и наказаний за незаконный оборот более опасных видов оружия, учитывая положения ст. 2, 19, 55 и 56 Конституции РФ, поскольку усиление мер ответственности и наказаний за незаконный оборот оружия часто производится путем их усиления как за незаконный оборот принципиально новых опасных видов огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, так и за незаконных оборот огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, или не имеющего большой поражающей способности, холодного оружия и других видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы и (или) иные предметы, законодательно не отнесенные к оружию (метательного, газового и пневматического оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, сигнального и иного подобного оружия, не имеющего большой поражающей способности, и не всегда отличающегося по поражающей способности от распространенных в быту предметов). Это не может обеспечить соблюдение положений ст. 2, 19, 55 и 56 Конституции РФ, в особенности, в части запретов на толкование перечисленных в Конституции РФ основных прав и свобод как отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, принятие законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также на ограничение прав и свобод человека и гражданина иначе, как федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, предусмотренных ст. 55 Конституции РФ.
Законы, усиливающие уголовную ответственность за незаконный оборот части или всех видов огнестрельного оружия различной поражающей способности, а также вводящие или усиливающие ее за незаконный оборот холодного, метательного, газового и пневматического оружия, принимались в СССР, РСФСР и РФ в 1926 (в части повторной криминализации незаконного хранения огнестрельного (не охотничьего) оружия и криминализации иного его незаконного оборота), 1932 (в части введения лишения свободы (на срок до 2 лет) за незаконный оборот огнестрельного нарезного оружия, совершенный при особо отягчающих обстоятельствах), 1933 (в части незаконного оборота огнестрельного (не охотничьего) оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), 1935 (в части криминализации незаконного оборота холодного оружия), 1974 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме охотничьего гладкоствольного), боеприпасов и взрывчатых веществ (в законодательстве СССР), а также холодного оружия (в ч. 2 ст. 218 УК РСФСР)), 1995 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме охотничьего гладкоствольного), боеприпасов и взрывчатых веществ (в ч. 1 ст. 218 УК РСФСР)), 1996 (в части незаконного оборота любого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также холодного оружия (включая метательное оружие, выделенное в отдельный вид оружия в ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года) и в части криминализации незаконного оборота газового оружия (в ст. 222 и 223 УК РФ)), 1998 (в части незаконного оборота любого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в ст. 222 и 223 УК РФ), 2003 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также незаконного сбыта холодного, газового и метательного оружия (в ст. 222 и 223 УК РФ)), 2004 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме гражданского гладкоствольного), боеприпасов (кроме патронов к гражданскому гладкоствольному огнестрельному оружию), взрывчатых веществ и взрывных устройств (в ст. 222 УК РФ)), 2010 (в части незаконного оборота огнестрельного оружия (кроме гражданского гладкоствольного длинноствольного оружия), боеприпасов (кроме патронов к гражданскому гладкоствольному огнестрельному оружию), взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также незаконных сбыта и изготовления холодного, газового и метательного оружия и незаконных сбыта, изготовления, ремонта и переделки огнестрельного оружия ограниченного поражения и незаконных изготовления, переделки и снаряжения патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или газовому оружию (в ст. 222 и 223 УК РФ)), 2014 (в части незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств (в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ)) и 2021 (в части незаконного оборота всех предметов, указанных в ст. 222, 222.1, 223 и 223.1 УК РФ, а также криминализации незаконных сбыта и изготовления пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ)) годах.
Законы, усиливающие административную ответственность за незаконный оборот части или всех видов огнестрельного оружия различной поражающей способности, а также вводящие или усиливающие ее за незаконный оборот холодного, метательного, газового и пневматического оружия, принимались в СССР, РСФСР и РФ в 1984 (в части нарушения правил оборота огнестрельного оружия (в ст. 159, 172 - 175 КоАП РСФСР)), 2002 (в части введения административной ответственности за нарушения правил оборота любого оружия (в ст. 20.8 - 2015 КоАП РФ)), 2010 (в части нарушения правил оборота оружия и введения административной ответственности за незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (в ст. 20.8 и 20.13 КоАП РФ)), 2013 (в части усиления административной ответственности за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (в ст. 20.13 КоАП РФ)) и 2021 (в части нарушения правил оборота оружия и введения административной ответственности за незаконный оборот любого оружия (в ст. 20.8, 20.10 и 20.12 КоАП РФ)) годах (в части законов, усиливающих ответственность на всей территории СССР, РСФСР и РФ после кодификации законодательства об административных правонарушениях).
При этом более часто в законодательстве СССР, РСФСР и РФ ужесточались и смягчались правила оборота оружия и других подобных предметов и вносились изменения, усиливающие или смягчающие меры уголовной и административной ответственности за нарушение данных правил, в УК и КоАП других союзных республик СССР и стран постсоветского пространства соответственно, и указанные правила, предусмотренные законодательством данных союзных республик и стран соответственно.
Усиления мер ответственности и наказаний за незаконный оборот огнестрельного и (или) иного оружия происходили и в ряде других странах мира (Великобритании, Польше, Израиле, Албании, Литве, Армении, Грузии, Украине, Белоруссии, Монголии, Узбекистане, Эстонии, Латвии и др.), а часть их усилений в законодательстве СССР, РФ и ряде других стран приходится на время появления или распространения мощных эффективных видов огнестрельного и иного подобного оружия, имеющих высокую поражающую способность (пулеметов, пистолетов-пулеметов, автоматов (штурмовых винтовок), полностью автоматических пистолетов и винтовок, автоматических пушек, современных видов гранат, мин, гранатометов, минометов и др.), а также оружия массового поражения. При этом данные усиления часто касаются и менее мощного огнестрельного оружия, а также антикварного, холодного, газового и многих других видов оружия и иных подобных предметов, к которым могут быть отнесены многие или все виды пневматического оружия, мачете, обычные бытовые ножи и даже пластиковые ножи.
При этом равные или близкие по строгости виды, сроки и (или) размеры наказаний часто устанавливаются за многие или все незаконные действия с видами огнестрельного и (или) иного оружия, имеющего любую поражающую способность, или даже таких предметов, как холодное оружие, не являющееся оружием в части стран мира, либо различные виды бытовых ножей и других подобных предметов, не отнесенных к оружию, но иногда предусматриваются менее строгие наказания за незаконный оборот оружия массового поражения, а также различных видов наиболее опасных предметов и веществ (радиоактивных веществ, ядерных материалов, всех видов сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, наркотических средств или психотропных веществ (если их незаконный оборот совершен без цели сбыта (в особенности, в любом размере, не являющимся особо крупным) либо менее строго наказуем по законодательству соответствующего государства или его отдельной территории) и др.).
В частности, в УК РФ предусмотрены менее строгие наказания, чем за незаконный оборот многих видов оружия и боеприпасов, а также всех видов основных частей огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, взрывчатых веществ и взрывных устройств, за незаконный оборот ядерных материалов, радиоактивных веществ, оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, наркотических средств или психотропных веществ (если их незаконный оборот совершен без цели сбыта (в особенности, в размере, не являющимся особо крупным (в значительном или крупном размере)), а также ряда других предметов и веществ, и отсутствует уголовная ответственность за незаконный оборот оружия и других предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, а также многих других современных видов оружия, не являющихся огнестрельным, пневматическим, метательным, газовым, травматическим (огнестрельным оружием ограниченного поражения) или холодным оружием, либо оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ, имеющих любую поражающую способность, сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, совершенный без цели сбыта, незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в незначительном размере, совершенный без цели сбыта, и целого ряда других предметов и веществ.
Наказания за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, а также всех видов взрывчатых веществ и взрывных устройств в УК РФ с 2021 года усилены настолько, что максимальные сроки лишения свободы стали равными его срокам, предусмотренным за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК РФ), убийство (ст. 105 УК РФ), планирование, развязывание и ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ), применение запрещенных международным договором средств и методов ведения войны, включая применение оружия массового поражения (ст. 356 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ), экоцид (ст. 358 УК РФ), наемничество (ст. 359 УК РФ) и другие наиболее тяжкие преступления, представляющие повышенную общественную опасность, отнесенные к тяжким и особо тяжким преступлениям (ФЗ от 01.07.2021 N 281-ФЗ в ч. 1 - 6 ст. 222, ч. 1 - 3 ст. 223, ст. 222.1, 222.2 и 223.1 УК РФ предусмотрены максимальные сроки лишения за незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия, их основных частей и боеприпасов к ним - до 5, 8, 10, 12 и 15 лет, а за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств - до 8, 11, 12, 15 и 20 лет, т.е. сроки, равные многим его максимальным срокам за указанные наиболее тяжкие преступления).
При этом данные сроки лишения свободы являются максимальными наказаниями за любые преступления для осужденных, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (женщин совершеннолетнего возраста и мужчин, достигших возраста 65 лет, а также мужчин в возрасте от 18 до 64 лет, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве, либо в отношении которых истекли сроки давности уголовного преследования или исполнения приговора суда, либо имеющих иные основания, исключающие возможность назначения данных наказаний, предусмотренные УК РФ) или сроки лишения свободы, превышающие 10 лет (несовершеннолетних и (в исключительных случаях (ст. 96 УК РФ)) лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет), либо сроки лишения свободы, превышающие 15, 10 или 5 лет (лица, совершившие преступления до 1996, 1947, 1937 или 1922 годов, в отношении которых отсутствуют основания для применения сроков давности либо иные основания освобождения от наказания или уголовной ответственности, предусмотренные УК РФ, уголовным законодательством СССР, РСФСР или Российской империи (в части, в которой данное законодательство улучшает положение лиц, совершивших преступления), а также международными договорами РФ (если международными договорами РФ установлены иные правила, чем национальным законодательством РФ), а также лица, совершившие преступления на территориях Украины, Армении, Нагорно-Карабахской Республики, Абхазии и других стран, в которых максимальные сроки лишения свободы были увеличены с 15 лет или меньших его сроков позднее, чем в УК РФ (с 2000, 2003 или 2007 годов либо более позднего времени)).
За незаконный сбыт холодного, газового, метательного оружия, пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, патронов к данным видам огнестрельного оружия и основных частей указанного огнестрельного оружия в ч. 7 ст. 222 УК РФ установлен максимальный срок лишения свободы, составляющий 4 года, а за незаконное изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж - 2 года. При этом данный его срок сохранен за незаконное изготовление холодного, метательного или газового оружия, а также патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, и за незаконные изготовление, ремонт или переделку огнестрельного оружия ограниченного поражения. Данные сроки лишения свободы сходны со сроками за многие опасные насильственные преступления (включая ряд преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека или с убийством).
Установление вышеуказанных сроков лишения свободы за незаконный оборот данных предметов, независимо от наличия тяжких последствий и их использования при совершении любых насильственных преступлений, не может соответствовать положениям Конституции РФ и способствовать борьбе с преступностью. Оно может только усилить коррупцию и увеличить количество репрессивных действий в отношении различных лиц, действия которых не представляют общественной опасности или не представляют достаточной для назначения конкретного строгого наказания степени опасности, и вооруженных и иных насильственных преступлений, включая насильственные преступления, совершенные против заведомо для виновных безоружных лиц, либо направленные на незаконное завладение оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, учитывая специфику лишения свободы и многочисленные случаи роста преступности со стороны лиц его отбывавших, или опасающихся его отбывания, а также со стороны представителей власти и других уполномоченных на пресечение преступлений лиц, превышающих свои полномочия и совершающих хищение оружия и других предметов или иные преступления.
ФЗ от 28.06.2021 N 232-ФЗ в ст. 20.10 КоАП РФ введена административная ответственность за незаконные продажу, передачу, ношение и иной незаконный оборот любого оружия, предусматривающая наказания в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей или административного ареста от 5 до 15 суток с необязательной конфискацией оружия, т.е. ответственность за незаконный оборот холодного и иного оружия значительно усилена. При этом условия для привлечения владельцев оружия по 20.10 КоАП РФ могут создаваться намеренно, в целях безвозмездного получения оружия в собственность заинтересованных лиц, путем провоцирования незаконной продажи или иного его незаконного оборота оружия его владельцем или фабрикации дела о незаконном обороте оружия, при отсутствии признаков данного административного правонарушения (при наличии признаков нарушения правил оборота оружия, а не его незаконного оборота, либо при законном обороте оружия и отсутствии нарушений, в случае оружия, правила оборота которого отсутствуют и (или) оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, либо предметов, не являющихся оружием, либо при наличии заблуждения их владельца относительно их принадлежности к оружию и незаконности действий с ними и т.п.).
Подобные ужесточения наказаний явно чрезмерны в отношении данных предметов и не способствовать противодействию насильственной преступности, а смягчения мер ответственности и наказаний в отношении оборота многих или всех видов опасного боевого или иного оружия либо других подобных опасных предметов нелогичны при данных усилениях, но доказывают наличие возможности противодействия преступности без введения строгих мер воздействия за незаконное хранение и иной оборот оружия и других подобных предметов.
С 1935 года в общесоюзном законодательстве СССР и законодательстве союзных республик была установлена уголовная ответственность за хранение, ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке, за исключением тех местностей, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935г. «О мерах борьбы с хулиганством», ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926г. и соответствующие нормы УК других союзных республик).
Таким образом, положения уголовного законодательства СССР и союзных республик криминализировали незаконный оборот только холодного оружия, подобного кинжалам и финским ножам, что могло допускать расширительное толкование понятия холодного оружия, незаконный оборот которого влек уголовную ответственность, учитывая право на применение уголовного закона по аналогии, запрещенное в 1958 году.
В 1959 году уголовная ответственность за незаконный оборот холодного и огнестрельного оружия была отменена на общесоюзном уровне, но в УК большинства союзных республик была установлена уголовная ответственность за незаконные действия с кинжалами, финскими ножами и иным холодным оружием (уголовная ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия сохранялась в УК всех союзных республик и различались виды охотничьего огнестрельного оружия и (или) любого гладкоствольного огнестрельного оружия, за незаконный оборот которых устанавливалась уголовная ответственность, а с 1974 года в общесоюзном законодательстве была установлена уголовная ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего)). При этом в УК РСФСР 1960г. (ч. 2 ст. 218) было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия и уголовная ответственность была установлена за ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом.
В других союзных республиках криминализировались и декриминализировались отдельные незаконные действия с холодным оружием. В частности, при принятии с 1959 по 1961гг. УК РСФСР 1960г., новых УК Белорусской, Украинской, Грузинской, Туркменской, Таджикской и Армянской ССР, а также УК Латвийской ССР, принятого впервые, было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, но в УК Латвийской, Армянской, Молдавской и Казахской ССР было криминализировано его незаконное приобретение.
С 1974 по 1987гг. были декриминализированы незаконное приобретение холодного оружия в УК Армянской ССР и его незаконное хранение в УК Азербайджанской и Узбекской ССР., в УК Литовской ССР сохранялась уголовная ответственность только за незаконное ношение холодного оружия и его незаконное изготовление в целях сбыта (ст. 235), а в УК Эстонской ССР 1961г. до 1985 года не предусматривалось уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия (Указом Верховного Совета Эстонской ССР от 26 декабря 1964г. «Об ответственности за незаконные хранение, ношение, изготовление или сбыт холодного оружия» до 1985 года предусматривалась административная ответственность за хранение, ношение, сбыт и изготовление холодного оружия, кроме случаев, предусмотренных МООП (МВД), а наказаниями являлись штраф до 30 рублей или арест от трех до пятнадцати суток с конфискацией холодного оружия), а с 1985 по 1993 год предусматривалась уголовная ответственность за ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением случаев, когда оно необходимо по условиям работы или службы (ст. 208.1). При этом в КоАП Эстонской ССР и других союзных республик административная ответственность за незаконное хранение или иной незаконный оборот холодного оружия не предусматривалась.
При этом в УК РСФСР и части других союзных республик в качестве основных видов холодного оружия указывали и указывают только кинжалы и финские ножи, а в УК ряда союзных республик указывали кинжалы, финские ножи, кастеты и сабли (в частности, в ч. 2 ст. 232 УК Армянской ССР). При этом в УК ряда стран постсоветского пространства встречается указание на кинжалы, финские ножи и кастеты (в частности, в ч. 2 ст. 263 УК Украины). В УК некоторых союзных республик виды холодного оружия не конкретизировались (в частности, в ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР).
В части оснований исключения уголовной ответственности в УК Грузинской ССР (ч. 2 ст. 238), УК Эстонской ССР (ст. 208.1) и УК ряда других союзных республик указывали условия промысла, быта, службы или работы, в УК ряда других союзных республик присутствовали лишь отдельные из данных условий исключения ответственности, а в УК некоторых союзных республик (ч. 2 ст. 222 УК Украинской ССР, ч. 2 ст. 213 УК Белорусской ССР, ч. 2 ст. 218 УК Латвийской ССР, ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР и др.) исключение уголовной ответственности не предусматривалось. При этом в УК РСФСР и ряда других союзных республик учитывались местности, где ношение или хранение и ношение холодного оружия традиционно допускалось, а в УК некоторых других союзных республик просто исключалась уголовная ответственность за все незаконные действия с холодным оружием в ряде их местностей.
Положения различных норм УК союзных республик об уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием изменялись до и после распада СССР в 1991 году, но указания на кинжалы и финские ножи были исключены из многих данных кодексов только после 1991 года путем указания общего понятия холодного оружия или декриминализации незаконного оборота холодного оружия.
Таким образом, после 1959 года уголовная ответственность была установлена за различные незаконные действия с любым холодным оружием только на местном уровне в УК большинства союзных республик, но с 1985 года до распада СССР в 1991 году, данная уголовная ответственность предусматривалась в УК всех союзных республик, и не ранее 1993 года – была отменена в УК Эстонии и части независимых государств постсоветского пространства.
Незаконный оборот огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия не влек уголовной ответственности по законодательству СССР, УК РСФСР и других союзных республик до вступления в силу УК РФ. До 1932 года и с 1933 года до вступления в силу УК РСФСР 1960г. в 1961 году и общесоюзного законодательства об ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия в 1974 году не влек уголовной ответственности по ст. 182 УК РСФСР 1926г. и соответствующим нормам УК других союзных республик незаконный оборот нарезного охотничьего огнестрельного оружия. По УК Украинской ССР 1927г. до 1933 года не влек уголовной ответственности незаконный оборот огнестрельного оружия, не являющегося военным. По УК РСФСР 1926г. (с 1932 по 1933 год) и по УК Украинской ССР 1960г. (в 1961 году), а также по ст. 222 УК РФ (с 2003 по 2004 год) не влек уголовной ответственности незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия. По УК РСФСР 1922г. с 1924 по 1927 год (до вступления в силу УК РСФСР 1926г.) не влек уголовной ответственности незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия.
Таким образом, до настоящего времени криминализация и декриминализация незаконного оборота любых видов огнестрельного или иного оружия определяется значениями поражающей способности конкретных видов оружия, а их формальным отнесением к огнестрельному гладкоствольному, нарезному, охотничьему, гражданскому либо иному не отнесенному к военному или любому огнестрельному оружию, холодному, метательному, газовому или иному оружию, несмотря на то, что максимальная дульная энергия гражданского и иного ручного огнестрельного оружия может превышать 18000 Дж, а дульная энергия различных видов артиллерийских орудий может превышать 500000 Дж.
При этом отсутствие роста преступности и возникновения опасных внутренних вооруженных конфликтов во время декриминализации незаконного оборота части или всех видов огнестрельного или иного оружия указывает на возможность и необходимость декриминализации незаконного оборота всех видов оружия, если он не повлек тяжких последствий или во всех случаях, учитывая негативное влияние лишения свободы и уголовной ответственности, требующее установления существенных ограничений и запретов на применение наказаний и иных мер воздействия, связанных с лишением свободы, а также на криминализацию деяний, не представляющих высокой степени общественной опасности, и на применение мер уголовной ответственности в случаях, когда возможно применение менее строгих мер или освобождение лица от любых мер ответственности и наказаний.
Уголовная ответственность за любой незаконный оборот охотничьего, национального и другого подобного холодного оружия исключалась в ряде местностей РСФСР и целого ряда других союзных республик. При этом в РСФСР и некоторых других союзных республик существовали толкования соответствующих норм их УК об исключении уголовной ответственности не только за незаконные ношение или хранение и ношение, но и за сбыт и изготовление такого холодного оружия в указанных местностях, а в УК части союзных республик прямо исключалась уголовная ответственность за все незаконные действия с данным холодным оружием. При этом в УК части союзных республик уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия исключалась именно по признаку необходимости его использования по условиям промысла, быта или службы без указания на местности республики, что означало право на его оборот в указанных случаях на всей территории данных союзных республик и расширение перечня обращаемых таким образом видов холодного оружия до кортиков, военных кинжалов, сабель и других подобных видов холодного оружия.
После 1991 года многие положения данных УК продолжали действовать на территории указанных республик, ставших независимыми государствами, но после 1993 – 1997 годов они были отменены во многих данных странах путем декриминализации незаконного оборота холодного оружия или исключения из норм их УК положений о данных случаях отсутствия уголовной ответственности.
В УК РСФСР положение ч. 2 ст. 218 об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия в тех местностях, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, действовали до вступления в силу УК РФ с 1 января 1997 года. В УК РФ незаконное изготовление холодного оружия было выделено в отдельный состав преступления (ч. 4 ст. 223), в норме о котором данное указание отсутствовало, но оно содержалось в норме о незаконном ношении, приобретении или сбыте холодного оружия (ч. 4 ст. 222), а с 2003 года оно исключено из ч. 4 ст. 222 УК РФ, в которой сохранена ответственность только за незаконный сбыт холодного оружия.
Таким образом, с 1997 года незаконное изготовление холодного оружия влечет уголовную ответственность на всей территории РФ без исключения конкретных его видов, а с 2003 года влечет уголовную ответственность на всей территории РФ и его незаконный сбыт, его незаконное ношение может влечь лишь административную ответственность по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, а его незаконное приобретение не влечет уголовной и административной ответственности. Внесение данных изменений в 1997 и 2003 годах было направлено на исключение противоречия данного положения УК РФ принципу равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и правилу об отнесении уголовного законодательства к федеральному ведению (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), но оно повлекло ужесточение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия и ограничение прав лиц, проживающих в местностях, в которых им необходимо холодное оружие. При этом холодное оружие не обладает такой степенью опасности, которая должна влечь криминализацию каких-либо действий с ним, не влекущих причинения вреда, и ограничение его оборота для всех, кому оно необходимо для промысла, по условиям быта или в иных законных целях.
Следует отметить, что в ч. 4 ст. 222 УК РФ с 2014 года отменена уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 N 18-П, которым данная ответственность признана неконституционной, что означает не просто декриминализацию, а признание данной ответственности недопустимой на территории РФ со времени принятия Конституции РФ 1993 года, влекущее необходимость оправдания и реабилитации всех осужденных за незаконный сбыт данного холодного оружия и устанавливающее запрет на отнесение их к лицам, совершившим преступление, имевшим судимость или привлечение к уголовной ответственности, либо освобожденным от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Принятие данного Постановления Конституционным Судом должно было повлечь принятие федерального закона, исключающего из ч. 4 ст. 222 УК РФ уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, но данный федеральный закон так и не принят до настоящего времени, поэтому ч. 4 ст. 222 УК РФ содержит прежнее положение об уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, не определяющее перечня их видов и иных условий, исключающих уголовную ответственность, а суды выносят обвинительные и оправдательные приговоры и иные решения по делам о незаконном сбыте холодного оружия, имеющего культурную ценность, в зависимости от заявлений обвиняемых, осужденных, и сторон защиты и обвинения о культурной ценности конкретного образца холодного оружия и признания его культурной ценностью. Это нарушает конституционные права человека и Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 N 18-П.
Вышеизложенное свидетельствует об ужесточении уголовного и иного законодательства об ответственности за незаконный оборот холодного оружия на всей территории РФ, влекущим увеличение числа случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за данные деяния, совершаемые, как правило, без преступных целей, и не влекущие наступления тяжких и иных опасных последствий, и о несправедливом распределении мер уголовной и административной ответственности за незаконные действия с холодным оружием в УК и КоАП РФ, не позволяющим наказывать за его незаконный оборот многих преступников, его применяющих, но влекущих привлечение к уголовной ответственности лиц, не совершавших насильственных преступлений и не склонных к их совершению, большинство которых не имеет и не имело судимости, и произвольное привлечение различных лиц к административной ответственности. Это нарушает конституционные права человека, поэтому подобное распределение мер ответственности за незаконный оборот холодного оружия отсутствует в законодательстве большинства стран мира, в которых предусматривается уголовная ответственность за незаконные действия с холодным оружием или предметами, включающими многие или все виды холодного оружия по своим характеристикам, и увеличивается число стран, в законодательстве которых незаконный оборот холодного оружия отнесен к уголовным проступкам или полностью декриминализирован.
Закон РФ Об оружии 1993г. не предусматривал правил оборота финских ножей, холодного оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, оружия, имеющего культурную ценность, и многих других видов холодного оружия, но оружие, им не предусмотренное, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, определение боевого оружия мало отличалось от его определения в действующем ФЗ Об оружии (к боевому относилось любое оружие, предназначенное для решения боевых или оперативно-служебных задач, а не только указанное ручное стрелковое и холодное оружие (как в действующем ФЗ Об оружии)), а гражданское холодное оружие разделялось на охотничье и спортивное. При этом охотничье холодное оружие могли приобретать граждане, имеющие право на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, но оно не подлежало регистрации, а приобретение гражданами и хранение вне спортивных объектов спортивного холодного оружия было запрещено.
Положения Закона РФ Об оружии 1993г. распространялись и на оборот основных частей оружия, определяющих его функциональное назначение.
В Правилах оборота оружия, действовавших с 1994 по 1998 год, были предусмотрены ограничения на оборот оружия, не предусмотренного Законом РФ Об оружии, касающиеся его коллекционирования, но указывалось право на хранение в коллекциях без получения разрешения оружия, производство выстрела из которого исключено. Поэтому Закон РФ Об оружии 1993г. ограничивал оборот всех видов оружия, но законодательством предусматривалось право на хранение в коллекции без разрешения видов оружия, из которых невозможно произвести выстрел. Данное положение действовало и после вступления в силу ФЗ Об оружии до принятия новых Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в 1998 году.
ФЗ Об оружии, вступивший в силу с 1 июля 1997 года, не регулирует оборот оружия, им не предусмотренного, и не содержит отдельных правил оборота финских ножей. При этом он не предусматривал правил оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, до 2012 года, но предусматривал и предусматривает правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой. При этом атрибутика данных костюмов не утверждена до настоящего времени, перечень видов национального холодного клинкового оружия РФ и казачьего холодного клинкового оружия ФЗ Об оружии не предусматривает, а в подзаконных актах финские и другие ножи не отнесены к национальному холодному клинковому оружию РФ и к казачьему холодному клинковому оружию (к национальному холодному клинковому оружию РФ отнесены отдельные виды кинжалов, сабель и шашек, но Криминалистические требования, определяющие виды такого оружия отменены с 2017 года, а к казачьему холодному клинковому оружию в подзаконных актах (включая действующие Криминалистические требования) отнесены только кинжалы и шашки, имеющие определенные характеристики), при отсутствии отдельных правил оборота всех видов иностранного национального холодного оружия, включая его виды, предназначенные для ношения с национальными костюмами народов других бывших союзных республик СССР и территорий, входивших в состав Российской империи, и виды национального, военного и иного холодного клинкового оружия, сходного по внешнему виду или конструкции с холодным клинковым оружием, предназначенным для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой.
Положения ФЗ Об оружии не ограничивают и не регулируют оборот клинков и других частей различных видов оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия и отдельных правил, разрешающих конкретные действия в отношении деталей огнестрельного оружия.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, действующие с 1998 года, не предусматривают правил оборота иных видов оружия, и не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо ими предусмотренных, но значительно ограничивают его ношение, делая невозможным его ношение без исторических костюмов и не во время проведения определенных мероприятий.
Таким образом, законодательство РФ не предусматривает отдельных правил оборота финских ножей и не регулирует оборот частей холодного оружия.
Наличие у предмета, являющегося холодным оружием, бытового назначения или использование холодного оружия в бытовых целях исключали отнесение предмета к оружию по законодательству СССР, РСФСР, других союзных республик и РФ до отмены законодательных актов СССР и РСФСР об обороте оружия с 1 января 1994 года, поскольку в инструкциях, регламентирующих порядок оборота оружия, и судебной практике к холодному оружию относили предметы, предназначенные для поражения цели путем непосредственного воздействия на нее и не имеющие иного назначения.
В Законе РФ Об оружии 1993г. указание на отсутствие иного назначения в определении холодного оружия не предусматривалось. Отсутствует оно и в ФЗ Об оружии, что осложняет выявление отличий холодного оружия от других предметов, допускает произвольное отнесение бытовых ножей и других подобных предметов к холодному оружию и нарушает конституционные права человека, в особенности, учитывая более значительные ограничения на оборот целого ряда видов холодного оружия в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ, нежели в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик.
В ст. 40 Закона Германии Об оружии, регулирующей оборот запрещенного оружия, согласно данной статье:
(1) Запрет на обращение также включает запрет на инструктирование или заказ изготовления предметов, описанных в Приложении 2, Части 1, №. 1.3.4.
(2) Запрет на обращение с оружием или боеприпасами не распространяется на лиц, действующих по решению суда или должностного лица.
(3) В отступление от статьи 2 (3) владельцы охотничьих лицензий и представители кожевенных или меховых промыслов могут использовать кастетовые ножи в соответствии с Приложением 2, Часть 1, №. 1.4.2, где такие ножи нужны им для осуществления своей деятельности. Обладатели разрешений на обращение со взрывчатыми веществами (статьи 7 и 27 Закона о взрывчатых веществах) и квалификационных сертификатов (статья 20 Закона о взрывчатых веществах), а также лица, зачисленные на официальные или официально признанные курсы, могут, в отступление от статьи 2 (3), обращаться со взрывчатыми веществами. материалы или предметы, указанные в Приложении 2, Часть 1, №. 1.3.4, если этого требует деятельность или обучение, разрешенное разрешением или сертификатом. Это относится, в частности, к работам по сносу, ликвидации последствий стихийных бедствий, театрам и подобным учреждениям, кино- и телепроизводству и обучению таким профессиям.
(4) По заявлению Федеральное управление уголовной полиции может предоставлять общие или конкретные исключения из запрета, изложенного в Приложении 2, части 1, если интересы заявителя перевешивают общественный интерес в обеспечении соблюдения запрета. В частности, это можно предположить в том случае, если оружие или боеприпасы, перечисленные в части 1 Приложения 2, предназначены для вывоза за пределы территории, регулируемой настоящим Законом, в научных или исследовательских целях или для пополнения коллекции культурно-исторических памятников. значение и нет оснований опасаться серьезной угрозы общественной безопасности.
(5) Любой, кто завладеет оружием, указанным в Приложении 2, Части 1 (запрещенным к обороту в Германии оружием), в качестве наследника, нашедшего или аналогичным образом, должен незамедлительно уведомить об этом компетентные органы. Компетентные органы могут наложить арест на оружие или боеприпасы или распорядиться о том, чтобы привести их в негодность, модифицировать их таким образом, чтобы они больше не подпадали под запрет, или передать уполномоченному лицу в разумный срок, или могут распорядиться о том, чтобы лицо, которое приобрело им подать заявление в соответствии с подразделом 4. Запрет на обращение с оружием или боеприпасами не вступает в силу до тех пор, пока не истечет срок или заявитель не будет уведомлен об отказе в соответствии с подразделом 4.
С 2019 года газовое оружие в законодательстве Болгарии называется предупредительным в соответствии с директивами ЕС, относящими газовое оружие к предупредительному, но отграничивающими его от сигнального оружия (alarm and signal weapons)). Подобные изменения вносятся в законодательство других стран ЕС и Грузии.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
Таким образом, в законодательстве Абхазии отменено лицензирование приобретения газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения, всех видов сигнального оружия и видов пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, что логично, учитывая небольшие значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) и дульной энергии до 3, 7,5 или 10 Дж.
Законодательство РФ содержит целый ряд более строгих ограничений для лиц, получающих удостоверения на право управления транспортными средствами или целый ряд других документов, предоставляющих специальные права, чем для получения лицензий на коллекционирование оружия или на приобретение конкретных видов оружия либо разрешений на их хранение (не все из данных ограничений установлены логично и справедливо, оправданы спецификой определенных видов деятельности и соответствуют конституционным принципам высшей ценности человека, равенства всех перед законом и судом, справедливости, другим конституционным принципам и общим принципам права), в части наличия определенных заболеваний (ряда заболеваний внутренних органов, костно-мышечной системы, эпилепсии (для управления транспортными средствами по удостоверениям на право управления ими, службы в полиции и др.), эпилептического синдрома (для должности судьи, работы с опасными условиями труда и др.), гемофилии (для должности судьи) и др.) и ряда других оснований, препятствующих получению указанных документов (наличие судимости за любые преступления или привлечения к уголовной ответственности за любые преступления публичного обвинения (для службы в полиции, Росгвардии, ФСБ, органах принудительного исполнения (федеральной службы судебных приставов (ФССП)) и др.), наличие в течение года привлечений к административной ответственности за неоднократные умышленные административные правонарушения, наказания за которые назначены судьей (для службы в полиции, деятельности внештатного сотрудника полиции, дружинника добровольной народной дружины и др.), наличие гражданства иностранного государства (для службы в полиции и др.) и др.). При этом данные виды документов не дают права на приобретение и (или) хранение всех видов оружия, приобретаемых по разрешительным документам, или любого гражданского оружия, включая указанные виды холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, а также огнестрельного и пневматического оружия с дульной энергией не более 25 или 7,5 Дж (для огнестрельного оружия - при калибрах не более 8 или 4,5 мм) либо 3 Дж (для огнестрельного оружия (при калибре не более 2,8 мм)), а часть видов указанных документов могут быть выданы гражданам РФ, не достигшим возраста 21 года, 18 или 16 лет, т.е. гражданам РФ, не имеющим права на приобретение многих видов гражданского оружия, иностранным гражданам, т.е. лицам, право которых на приобретение, хранение и продажу гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, существенно ограничено ФЗ Об оружии и определяется законодательством государств, гражданами которых они являются (в части приобретения оружия, приобретаемого ими по лицензии), или международными договорами РФ (в части любого оборота оружия иностранными гражданами), а также лицам без гражданства, т.е. лицам, не имеющим права на приобретение и продажу всех видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Встречались случаи осуждения за оборот оружия и патронов к оружию гражданами, имеющими некоторые или все разрешительные документы на конкретные виды оружия или патронов, и последующего их оправдания верховными судами СССР, РСФСР или РФ. В частности, в Бюллетене ВС РФ за 1989 год № 2 содержится определение об оправдании охотоведа, осужденного за ношение без разрешения охотничьего ножа, подаренного ему иностранным гражданином, на который он нанес номер своего ножа, вписанный в охотничий билет, и носил при себе, и за хранение без разрешения патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом, на которое он имел соответствующее разрешение. Он был оправдан, поскольку имел все разрешительные документы на соответствующие виды холодного и огнестрельного оружия (охотничий нож приобретался только по охотничьему билету и регистрировался в нем, а патроны приобретались и приобретаются по разрешению на оружие соответствующего вида и калибра, равного калибру приобретаемых патронов), а нанесение номера на другой приобретенный или изготовленный охотничий нож допускалось. При этом указанные действия не представляют общественной опасности. В ряде других уголовных дел суды в РФ осуждали и оправдывали за незаконное приобретение патронов гражданами, имеющими лицензии на приобретение конкретных видов оружия, а не разрешения на их хранение, приобретающими у законных владельцев зарегистрированное оружие и патроны к нему. Подобные дела были вызваны разделением в Законе РФ Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. лицензий на приобретение оружия и разрешений на его хранение, а также введением в ФЗ Об оружии запрета на приобретение патронов ко многим видам оружия по лицензиям на их приобретение, а не по разрешениям на их хранение. При этом приобретение зарегистрированного оружия у его владельца подразумевает его перерегистрацию и выдачу разрешения на его хранение, а общественная опасность в таких нарушениях правил оборота оружия отсутствует.
Проблема четкого распределения мер ответственности и наказаний связана с отсутствием четких критериев разграничения по степени опасности преступлений и иных правонарушений, а также мер наказаний за их совершение.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением является общественно опасное деяние, предусмотренное нормой Особенной части УК РФ, а малозначительное деяние, не представляющее общественной опасности, предусмотренное нормой Особенной части УК РФ, не является преступлением. При этом в 14 УК РФ не определены четкие критерии и признаки общественной опасности, дающей основания для привлечения к уголовной ответственности за оконченное или неоконченное преступление (покушение на любое преступление либо приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению), и малозначительности деяния, исключающей отнесение деяния, предусмотренного в норме Особенной части УК РФ к преступлениям.
В УК РФ определение малозначительности деяния содержалось в УК РФ (ч. 2 ст. 14) с 1997 по 1998 год, но было исключено.
Отсутствие четкого определения преступления в национальном (уголовном и конституционном) и международном законодательстве создает трудности при отграничении преступлений от иных правонарушений и ненаказуемых противоправных деяний в законодательной и правоприменительной деятельности и влечет произвольные криминализацию и декриминализацию деяний, усиление или смягчение уголовных или иных наказаний за их совершение.
Р. Гарофало выделял понятие «естественного преступления», т.е. деяния, сохраняющегося в законах всех стран во все времена в качестве преступления. К таким деяниям относятся опасные преступления (убийство, разбой и др.). При этом до настоящего времени не введено их четкого отграничения от иных деяний.
Профессор Н.Ф. Кузнецова выделяла социальные (экономические, идеологические, политические, социально-психологические, нравственные и организационно-управленческие), социально-правовые (правовые традиции, правовая психология, состояние, динамика и структура преступности) и правовые (принципы права и правотворчества, действующая система права) факторы.
П.А. Филиппов в статье 2015 года «Декриминализация уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ)» отмечал, что в доктрине уголовного права, закрепленной в ст. 14 УК РФ, признано, что преступным является лишь такое деяние, которое по содержанию общественно опасно. Иными словами, каждое единичное деяние должно быть вредоносным и общественно опасным, а не их совокупность.
Автор указывал и на позиции других ученых об общественной опасности деяния, делая необходимые выводы:
«П.В. Крыловым была предложена система, состоящая из двух оснований декриминализации. Первое основание – это общественная опасность, которую автор рассматривает традиционно с позиции ее характера и степени. Вторым основанием выступает целесообразность уголовно-правового запрета, которая включает экономическую целесообразность, социально-психологические последствия криминализации, правосознание и нравственность, практическую возможность уголовно-правового регулирования.
Профессор А.И. Коробеев предложил три группы оснований, влияющих на криминализацию:
а) юридико-криминологические основания (степень общественной опасности, распространенность и типичность деяния, динамика деяний, возможность воздействия на деяния уголовно-правовыми средствами, возможности системы уголовной юстиции);
б) социально-экономические основания (ущерб, отсутствие негативных последствий уголовно-правового запрета и наличие материальных ресурсов для его реализации); в) социально-психологические основания (уровень общественного правосознания и психологии, исторические традиции).
С некоторыми изменениями эту систему воспроизвел А.Д. Антонов.
Опираясь на работы различных ученых, считаем возможным предложить следующую систему оснований для криминализации деяний:
1) правовые традиции;
2) общественная опасность деяния;
3) распространенность и динамика деяния;
4) психологические (нравственные) основания;
5) адекватность уголовно-правового запрета и экономия репрессии;
6) организационно-управленческие, в том числе процессуальные, возможности реализации уголовно-правового запрета».
Минимальные критерии опасности административных и иных правонарушений, не отнесенных к преступлениям, и их малозначительности, а также обязательность исключения ответственности за их совершение, если они являются малозначительными, не определены законодательством РФ. Все имеющиеся их определения (ст. 2.1 КоАП РФ и др.) содержат только указания на противоправность, наказуемость и виновность деяний, отнесенных к административным или многим другим видам правонарушений.
Отсутствие четкого разграничения преступлений и иных правонарушений, а также незаконных и законных действий влечет неправильное применение уголовного закона и осуждение невиновных лиц, на что явно указывает Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014г. № 18-П, вынесенное в связи с незаконным осуждением за покушение на незаконный сбыт холодного оружия (двух кортиков Веймарской республики), указавшее на недопустимость осуждения за незаконный сбыт оружия, если отсутствуют правила его сбыта, и декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, путем признания несоответствующей Конституции РФ нормы УК РФ о незаконном сбыте холодного оружия (ч. 4 ст. 222 УК РФ (с 2021 года - ч. 7 ст. 222 УК РФ)) в части незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Случаи неправильного применения уголовного закона и осуждения невиновных лиц за деяния, ошибочно отнесенные к преступлениям или иным правонарушениям, встречаются и во многих других решениях различных судов РФ и других стран.
Нормы о конкретных деяниях, отнесенных к преступлениям только по воле властей государств или их отдельных территорий, часто нарушают положения международных договоров, конституций и иного законодательства государств, обеспечивающие защиту основных прав и свобод человека, и противоречат здравому смыслу.
Практический результат
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.