Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф115022
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии четких минимальных и максимальных критериев любого оружия с установлением запрета на отнесение к оружию предметов, неудобных в использовании в качестве оружия

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких минимальных и максимальных критериев огнестрельного и иного оружия с установлением запрета на отнесение к оружию предметов, неудобных в использовании в качестве оружия (ружей и иного длинноствольного оружия без цевья или иного элемента конструкции, позволяющего удобно и безопасно его использовать, пистолетов и иного оружия без удобных для удержания рукояток, затворов или замков, ударно-спусковых механизмов и т.п. частей, кортиков, шпаг и иных предметов, ограничители рукояток которых врезаются в руку при ударе или удержании, или рукоятки которых неудобны для удержания, луков и арбалетов, имеющих слишком тугую для натягивания руками человека тетиву, пневматического или иного оружия, имеющего слушком тугие для взведения или спуска затворы, курки, спусковые крючки и иные подобные части, и др.), или имеющих иное назначение (бытовое, промышленное, парадное и др.), либо безопасно используемых в бытовых или иных целях, не связанных с их использованием в качестве оружия, либо не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые (холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия, гражданского газового оружия, стрелкового оружия, имеющего дульную энергию до 25 или 50 Дж и удельную кинетическую энергию до 0,5, 1,5 или 2 Дж на мм2, и т.п.) или иные предметы, не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте или в менее ограниченном обороте, чем виды оружия равной с ними поражающей способности (огнестрельного и иного подобного стрелкового оружия, имеющего дульную энергию до 100 или 150 Дж и удельную кинетическую энергию до 2 или 3 Дж на мм2, всех видов гражданского и иного подобного нелетального оружия, луков и арбалетов, отнесенных к оружию, а также пружинно-поршневого пневматического оружия и др.).
При внесении данных изменений необходимо исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, патронов к оружию и других предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, или иных предметов материального мира, доступных любым лицам, либо не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопросов: об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия; о декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, пороха, а также других предметов и веществ, незаконный оборот которых криминализирован, если он не повлек тяжких последствий или не был сопряжен с совершением насильственных преступлений.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отсутствие минимальных и максимальных критериев многих видов оружия в ФЗ Об оружии, при наличии указанных критериев только части видов оружия (холодного, метательного и огнестрельного оружия) в экспертных методиках и Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, наличие в ФЗ Об оружии, экспертных методиках и Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию минимальных и (или) максимальных критериев пневматического оружия (в части наличия минимальных значений его дульной энергии в ФЗ Об оружии, подзаконных актах (3 и 7,5 Дж), ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ (7,5 Дж) и максимальных ее значений для спортивного пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, имеющего калибр не более 4,5 мм (7,5 Дж), и охотничьего пневматического оружия (25 Дж)) в ФЗ Об оружии, газовых пистолетов и револьверов, сигнального оружия, списанного оружия (в части наличия максимального значения удельной кинетической энергии выстрела из данных видов оружия металлическими снарядами, равного минимальному значению удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2)) и огнестрельного оружия ограниченного поражения (в части наличия максимального значения удельной кинетической энергии выстрела из данных видов гражданского оружия металлическими снарядами, равного минимальному значению удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2), в подзаконных актах и экспертных методиках, и максимальных значений дульной энергии указанных видов гражданского (91 Дж) и служебного оружия (150 Дж), а также патронов травматического действия к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию самообороны (150 Дж) в ФЗ Об оружии)), наличие запретов на отнесение к холодному и метательному бросковому оружию их видов, уменьшенных или увеличенных в размерах, учитывая их экспертные критерии, исключающие отнесение к ним уменьшенных (длина клинка ножа не более 90 мм и кинжала - 50 мм, длина рукоятки не более 70 мм и др.) или увеличенных в размерах (длина или иные размеры либо масса ножей, кинжалов, мечей и иного холодного оружия, исключающие его эффективное использование в качестве оружия или удержание в руках человека) видов холодного и метательного броскового оружия, а также на отнесение к метательному стрелковому оружию (лукам и арбалетам, являющимся оружием) его видов, уменьшенных в размерах, учитывая минимальные значения усилий натяжения тетивы (сил дуг) луков и арбалетов, отнесенных к оружию, составляющих более 27 и 43 кгс соответственно, т.е. значения, которые не могут быть достижимы в луках и арбалетах, меньших определенных размеров, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и меньшую опасность пневматического, метательного, газового, списанного и сигнального оружия, чем конструктивно сходных с огнестрельным оружием изделий и предметов, сходных с указанными видами оружия, но к ним не отнесенных, а также введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев пневматического оружия (дульная энергия более 3 Дж) и охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), т.е. критериев, равных критериям всех видов метательного оружия (натяжение тетивы луков и арбалетов более 27 и 43 кгс соответственно).
К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному, метательному, пневматическому, холодному и иному оружию являются разрозненными, нечеткими и нелогичными, несправедливо разделяя виды оружия и иных предметов по степени опасности и поражающей способности.
К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия - удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).
При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, служебного, боевого и иного огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией как от 0,5 до 1,5 Дж на мм2, так и до 5, 10 или более Дж на мм2 и с любыми значениями дульной энергии, при которых удельная кинетическая энергия превышает 0,5 Дж на мм2, т.е. на приобретение большинства его видов необходимо получение определенных лицензий, выдаваемых гражданам РФ и иностранным гражданам, получение которых строго ограничено для приобретения огнестрельного нарезного и (или) короткоствольного оружия гражданами РФ, а приобретение ряда его видов запрещено. Виды оружия, правила приобретения которых отсутствуют, могут быть приобретены без лицензии только гражданами РФ, а их приобретение иностранными гражданами запрещено. Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, могут быть свободно приобретены любыми лицами, но их ношение ограничено положениями ст. 31 Конституции РФ, а их приобретение и продажа могут быть временно ограничены или запрещены в условиях проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения. При этом их оборот может быть ограничен или запрещен международными договорами РФ.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую проникающее ранение грудной клетки с переломами грудины, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) с расстояния до 1 метра.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж на см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж на см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж на см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом - по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж на см2.
Критерий надежности (удобство использования оружия, способность выдержать без разрушения несколько выстрелов и др.) по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
К пневматическому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.
В ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии, а также в Криминалистических требованиях и в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» установлен минимальный критерий пневматического оружия - дульная энергия более 3 Дж. При этом в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ с 2021 года установлена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.
При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж, имеющего любые значения удельной кинетической энергии, и данного оружия с дульной энергией более 3 Дж, имеющего калибр более 4,5 мм и любые значения удельной кинетической энергии, т.е. на приобретение большинства его видов необходимо получение определенных лицензий, выдаваемых гражданам РФ и иностранным гражданам, получение которых возможно в порядке, предусмотренном для получения гражданами РФ лицензий на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) лицензий на коллекционирование оружия, или в порядке, предусмотренном для получения иностранными гражданами лицензий на приобретение гражданского оружия. Виды пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм, имеющие любые значения удельной кинетической энергии, приобретаются без лицензии совершеннолетними гражданами РФ и иностранными гражданами. При этом, как было указано выше, приобретение и продажа любого оружия могут быть временно ограничены или запрещены в условиях проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, а любой его оборот может быть ограничен или запрещен международными договорами РФ.
К метательному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии самим оружием (путем его броска) или снарядом (путем производства выстрела из оружия), метаемыми с использованием мускульной силы человека (бросковое метательное оружие) или механической энергии (стрелковое метательное оружие)).
При этом минимальные критерии отнесения предметов к метательному оружию установлены в ст. 3 ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертной методике только в отношении луков и арбалетов как стрелкового метательного оружия, и в экспертной методике и Криминалистических требованиях - в отношении метательных ножей, сюрикенов и ряда других предметов как видов броскового метательного оружия. Минимальным критерием луков и арбалетов как метательного оружия является только усилие натяжения тетивы, составляющее более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии метательных ножей и иного броскового метательного оружия соответствуют критериям холодного оружия с их дополнением необходимыми для точного метания предметов аэродинамическими характеристиками.
При этом минимальная дульная энергия арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс может составлять более 27 или 54 Дж (в зависимости от длины хода тетивы), а минимальная дульная энергия луков с усилием натяжения тетивы более 27 кгс может превышать минимальную дульную энергию арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс и составлять более 54, но не более 108 Дж (учитывая большую длину хода тетивы у лука, чем у арбалета, длину рук человека и максимально возможную для человека длину хода тетивы лука (80 см)). Удельная кинетическая энергия луков с усилием натяжения тетивы более 27 кгс и арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс существенно превышает 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Удельная кинетическая энергия броска метательного броскового оружия и удара холодным клинковым оружием, а также бросков или ударов другими острыми или тонкими предметами (предметами, имеющими диаметр или толщину не более 6, 8 или 10 мм) превышает 0,5 и 1,5 Дж на мм2 и может быть равна указанной энергии стрелкового метательного оружия и многих видов ручного огнестрельного оружия, если начальная (дульная) кинетическая энергия удара или броска превышает 20, 50 или 100 Дж (Удельная кинетическая энергия может составлять от 2 до 5 или 10 Дж на мм2 либо превышать указанные значения).
Из положений ст. 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии во взаимосвязи с положениями Криминалистических требований и экспертной методики следует, что к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты, а иные виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, включая пружинные ружья и стреляющие ножи, не могут быть отнесены к метательному стрелковому или бросковому оружию либо к иным видам оружия, если они не соответствуют всем критериям холодного (в особенности, стреляющие ножи или ружья со штыками-ножами, соответствующими критериям холодного оружия) или нелетального оружия (устройства, стреляющие снарядами со слезоточивыми или раздражающими веществами, дистанционные электрошоковые устройства и т.п.).
При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного метательного оружия, строго ограничивающие оборот всех видов спортивного и охотничьего метательного оружия, а также запрещающие оборот метательного броскового оружия, не являющегося спортивным оружием или оружием, имеющим культурную ценность.
К холодному оружию в ст. ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. При этом критерии холодного оружия определены только в экспертной методике и ряде ГОСТов, а многие основные его критерии предусмотрены в Криминалистических требованиях в отношении ряда видов гражданского холодного оружия. В экспертной методике предусмотрено множество критериев холодного оружия, определяющих его поражающую способность при нанесении ударов с энергией от 20 до 50 Дж.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж.
При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
При этом установлены строгие правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного холодного оружия, строго ограничивающие оборот всех видов гражданского и иного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, штыки, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, другие подобные предметы и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к оружию.
При этом к холодному оружию законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства не отнесены многие виды штыков (в особенности, игольчатые штыки (штыки без рукояток, устанавливаемые на ствол ручного огнестрельного оружия) и все или многие виды багинетов (штыки с рукоятками, которые можно вставить в ствол ручного огнестрельного оружия)), т.к. у них отсутствует рукоятка, удобная для удержания при нанесении удара, и (или) их твердость ниже 25 HRC, либо у них отсутствуют иные признаки холодного оружия.
В ст. 1 ФЗ Об оружии содержатся определения ряда других видов оружия. При этом огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к отдельному виду оружия, удельная кинетическая энергия которого может как превышать 0,5 Дж на мм2 (при выстреле снарядом травматического действия из указанного гражданского оружия с дульной энергией не более 91 Дж или любым типом снаряда из указанного служебного оружия с дульной энергией не более 150 Дж), так и не превышать данного значения. Газовое оружие предназначено для временного химического поражения цели, а сигнальное оружие предназначено только для подачи световых, звуковых или дымовых сигналов.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия, не являющиеся оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
Судебно-медицинскими экспертами было установлено, что усилие, необходимое для нанесения колотых и колото-резаных ран телу человека, равно 200 - 250 Н (20,4 - 25,5 кгс), поэтому стрелы для нанесения проникающего ранения на глубину, обеспечивающую повреждение жизненно важных органов, должны обладать кинетической энергией не менее 15 Дж (Тихонов Е. Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия: Учебное пособие. Барнаул, 1987).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что необходимые четкие критерии минимальной поражающей способности всех видов оружия (включая виды оружия, незаконные сбыт и (или) изготовление (холодное, метательное и газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж) либо иной оборот (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, не отнесенное к гражданскому и многие другие виды огнестрельного оружия) которых влекут уголовную ответственность (ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ, а также Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П)) не выработаны до настоящего времени и являются формальными, завышенными или заниженными, т.к. поражающая способность многих предметов, как отнесенных, так и не отнесенных к холодному, метательному или огнестрельному оружию, превышает значения усилий ударов или дульной энергии, равные 250 Н или 15 Дж (минимальные значения усилия натяжения тетивы луков и арбалетов значительно превышают 25,5 кгс, а дульная энергия 15 или 25 Дж. При этом все виды механических метательных устройств, не являющихся луками или арбалетами, не отнесены к метательному или иному оружию при любых значениях усилий натяжения тяг или иных усилий при их заряжании. Минимальная дульная энергия огнестрельного оружия калибра более 6 мм составляет более 15 Дж, но удельная кинетическая энергия не превышает 0,5 Дж на мм2, что исключает его отнесение к огнестрельному оружию и делает невозможным отнесение к иному оружию его видов, не имеющих ограничителей в гладком или нарезном стволе), но минимальная поражающая способность пневматического оружия, сигнального, нелетального и многих других видов оружия, не являющихся холодным, метательным или огнестрельным оружием, а также малокалиберного огнестрельного оружия не превышает указанных значений (минимальная дульная энергия пневматического оружия составляет более 3 Дж, а его современных видов, приобретаемых по лицензии при калибре не более 4,5 мм, и всех его видов, незаконные сбыт или изготовление которых криминализированы в УК РФ с 2021 года (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223), - 7,5 Дж. При этом максимальная дульная энергия охотничьего пневматического оружия составляет 25 Дж. Минимальные значения дульной и удельной кинетических энергий сигнального, нелетального и многих других видов оружия не определены, поэтому они могут составлять менее 15, 7,5 или даже 3 Дж, а минимальные значения дульной энергии малокалиберного огнестрельного оружия составляют менее 15 Дж и могут составлять менее 7,5 или даже 3 Дж при калибрах менее 6, 4,5 или 2,8 мм).
В законодательстве части стран мира и штатов США не ограничено приобретение многих видов оружия. При этом в законодательстве Норвегии предусмотрено право на приобретение огнестрельного оружия детьми, достигшими возраста 10 лет, в целях занятий стрелковым спортом, а в северных регионах Норвегии законодательством предусмотрено обязательное ношение винтовок детьми в возрасте не моложе 7 лет, учитывая опасность нападения полярных медведей.
Детское оружие, являющееся настоящим холодным или огнестрельным оружием уменьшенных размеров, было разрешено к свободному обороту в законодательстве Российской империи и многих других стран до начала или середины 20-го века.
В законодательстве СССР долгое время не ограничивался оборот части видов оружия, включая гладкоствольные охотничьи ружья (до 1940 года и с 1953 по 1959 год) и малокалиберные винтовки (до 1938 года и с 1954 по 1956 год), и не было ограничено хранение огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года.
Уменьшенные копии холодного оружия, имеющие размеры, препятствующие их правильному и безопасному удержанию в руке и эффективному использованию в качестве оружия, не относятся к оружию, учитывая положения действующей экспертной методики, относящие к холодному оружию предметы, имеющие длину рукояти более 70 мм, геометрические параметры, позволяющие использовать его в качестве оружия, и соответствующие всем критериям холодного оружия, отсутствие одного из которых исключает их отнесение к оружию.
Уменьшенные копии других видов оружия могут быть отнесены к оружию, если они соответствуют всем критериям, позволяющим безопасно их использовать в качестве оружия, и имеют установленные экспертными методиками минимальные характеристики конкретных видов оружия (дульная энергия более 3 Дж для отнесения к пневматическому оружию предметов, сходных с ним, натяжение тетивы луков более 27 или 43 кгс соответственно - для отнесения к метательному оружию луков и арбалетов, удельная кинетическая энергия более 0,5 Дж на мм2 - для отнесения к огнестрельному оружию предметов, сходных с ним). Поэтому многие из уменьшенных копий различных видов оружия, имеющих размеры, препятствующие их эффективному использованию в качестве оружия, не могут быть отнесены к оружию и все их виды не могут иметь удельную кинетическую энергию, значительно превышающую 0,5 Дж на мм2.
Детское оружие и уменьшенные копии оружия, изготовленные в прошлом, отнесены к антикварному оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность, или копиям либо репликам старинного (антикварного) оружия, но правила их оборота как отдельного вида оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют. При этом холодное оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплики с 1 января 2018 года приобретаются по лицензиям на коллекционирование оружия, выдаваемой гражданам РФ, достигшим возраста 14 лет. Правила оборота других видов оружия, имеющих культурную ценность, за исключением правил их ношения, торговли ими и ряда других правил их оборота, в ФЗ Об оружии и других законодательных актах РФ не предусмотрены. При этом использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели или иным способом, его повреждающим, не связанным с его коллекционированием, экспонированием и хранением запрещено ст. 24 ФЗ Об оружии, а повреждение или уничтожение культурных ценностей запрещено ст. 243 УК РФ, что затрудняет проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, в целях определения его принадлежности к конкретным видам оружия, поэтому требуется исключение всех видов указанного оружия из перечня видов оружия или отнесение к оружию в ФЗ Об оружии любых предметов, используемых в качестве оружия.
Оружие, имеющее культурную ценность, с 1 января 2018 года может не соответствовать криминалистическим требованиям, несоответствие которым иных видов оружия означает их запрет к обороту, учитывая положения ст. 6 ФЗ Об оружии, но виды запрещенного к обороту оружия указаны не только в криминалистических требованиях, но и в ст. 6 ФЗ Об оружии.
В ст. 6 ФЗ Об оружии содержатся запреты на оборот в качестве гражданского и служебного оружия, включающие запреты на оборот:
огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия.
Таким образом, если детское оружие или уменьшенные копии оружия, как имеющие, так и не имеющие культурной ценности, являются длинноствольным огнестрельным оружием (ружьем, карабином, винтовкой и т.п.), имеющим общую длину менее 800 мм и длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм, либо гладкоствольным огнестрельным оружием, изготовленным под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом, или оружием, форма которого имитирует другие предметы, либо которое запрещено к обороту по иным основаниям (полностью автоматическое огнестрельное оружие, огнестрельное оружие, имеющее емкость магазина более 10 патронов, но не отнесенное к спортивному оружию, и т.п.), то оно относится к запрещенному оружию, поскольку данные запреты указаны в ст. 6 ФЗ Об оружии, а не в криминалистических требованиях.
При этом отсутствуют четкие критерии отличия длинноствольного огнестрельного оружия, имеющего общую длину менее 800 мм и длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм, от короткоствольного огнестрельного оружия и запреты на использование патронов к короткоствольному огнестрельному оружию (патронов к гладкоствольным или нарезным пистолетам или револьверам) в длинноствольном огнестрельном оружии или патронов к длинноствольному огнестрельному оружию (патронов к гладкоствольным или нарезным ружьям, карабинам и винтовкам) в короткоствольном огнестрельном оружии, а также четкие критерии отличия патронов к ряду видов нарезного огнестрельного оружия от патронов к подобным видам огнестрельного гладкоствольного оружия (унитарных патронов, исторически использовавшихся как в гладкоствольном, так и в нарезном огнестрельном оружии, патронов к огнестрельному оружию типа «Парадокс» и «Ланкастер», являвшихся в СССР и РФ до 2022 года патронами только к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, и являющихся патронами к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, не отнесенному к огнестрельному оружию со сверлоками «Парадокс» и «Ланкастер» (любому огнестрельному гладкоствольному оружию под указанные патроны, не имеющему сверловки ствола «Парадокс» или «Ланкастер», включая карабины и ружья с насадками на стволы, имеющими нарезы), но внешне сходными с патронами к нарезным карабинам, винтовкам, пистолетам и револьверам, части видов патронов Флобера и других подобных им патронов, патронов, которых объединены пуля и гильза, патронов с гильзами, частично или полностью сгорающими при выстреле, безгильзовых патронов (патронов со спрессованным взрывчатым веществом вместо гильзы), патронов, не являющихся унитарными (патронов к старинному (антикварному) огнестрельному оружию, его копиям или репликам либо к иному огнестрельному дульнозарядному оружию)), и др.).
Огнестрельное оружие в части стран мира может быть отнесено к оружию при удельной кинетической энергии не более 0,5 Дж на мм2 (как правило, в зависимости от критериев минимальной дульной энергии, составляющей от 0,5 или 1 Дж до 20 или 24,2 Дж, либо при установлении меньшего значения удельной кинетической энергии (например, в КНР 1,8 Дж на см2) при любых значениях дульной энергии стреляющих устройств различных калибров), но в США, Германии и ряде других стран необходимо достижение значений удельной кинетической энергии, превышающих 0,5 или 0,785 Дж на мм2).
Критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию в РФ, многих странах СНГ и ряде других стран мира фактически позволяют признавать им миниатюрные огнестрельные пистолеты, ружья и т.п. предметы калибров до 2,8 или 4,5 мм с дульными энергиями до 3 или 7,5 Дж и удельными кинетическими энергиями более 0,5 Дж на мм2 (в частности, австро-венгерский миниатюрный пистолет «Колибри» калибра 2,7 или 3 мм с дульной энергией 4 Дж), но исключают признание им огнестрельных пистолетов, ружей, автоматы, пушки и т.п. предметы калибров более 11, 20 или 40 мм с дульными энергиями более 25, 50 или 100 Дж, удельными кинетическими энергиями не более 0,5 Дж на мм2 (в частности, не является огнестрельным оружием капсюльный карманный пистолет «Дерринджер» калибра 11,4 мм с дульной энергией 32 Дж и удельной кинетической энергией 0,32 Дж на мм2 (из такого пистолета в 1865 году был смертельно ранен в голову президент США А. Линкольн, умерший на следующий день после ранения. При этом он не является каким-либо оружием, поэтому его оборот не ограничен)).
Во многих других странах мира пистолет с дульной энергией 32 Дж может быть отнесен к огнестрельному оружию, если он соответствует всем критериям огнестрельного оружия, а пистолет с дульной энергией 4 Дж не является огнестрельным или иным оружием в Германии, Венгрии, Швеции и многих других странах мира.
Виды огнестрельного оружия, неудобные в использовании не всегда признаются огнестрельным оружием, но встречаются случаи их признания оружием до приговора суда и подтверждения признания его оружием в обвинительном приговоре суда и признания его предметом, не являющимся оружием, только в судах вышестоящих инстанций или при пересмотре дела.
В частности, в уголовном деле коллекционера М.В. Порая в 1995 году антикварные пистолеты были отнесены экспертами к огнестрельному оружию, что повлекло длительное рассмотрение уголовного дела о их незаконном хранении, но оправдательным приговором Бабушкинского районного суда города Москвы 1999 года (оправдательный приговор Бабушкинского межрайонного суда СВАО г. Москвы N 1-560/1999) они не были признаны оружием, т.к. эксперты произвели доработку пистолетов путем подключения к ним электрического тока, воспламеняющего порох, т.е. совершили действия по переделке оружия, которые не имели права делать.
Более того, подобная доработка оружия не делает его удобным в использовании и может произведена в отношении любой металлической трубы или иного подобного предмета. При этом данный предмет, как правило, не будет удобным и безопасным в случае его использования в качестве огнестрельного оружия и может быть заменен иными видами оружия или другими предметами.
Эксперты не имеют права на самостоятельную доработку предмета, сходного с оружием, и на изготовление патронов, а за совершение ими данных действий возможно привлечение к уголовной или административной ответственности по ст. 218 УК РСФСР (до 1996 года), ст. 223 УК РФ (с 1997 года), ст. 20.10 КоАП РФ (с 2002 (в отношении пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, изготавливаемого без разрешения органов внутренних дел (до 2016 года) или Росгвардии (с 2016 года) и с 2021 года (в отношении незаконного изготовления любого оружия))), а также по ст. 230 УК РСФСР (с 1994 по 1996 год) и ст. 243 УК РФ (с 1997 года), если предметы имеют культурную ценность и были повреждены или уничтожены на экспертизе, либо если было установлено наличие признаков покушения на указанные деяния. Поэтому не могут быть отнесены к оружию виды дульнозарядного огнестрельного оружия, не имеющие всех исправных элементов конструкции, иного огнестрельного оружия, не находящегося в полностью исправном состоянии, а также огнестрельного оружия под патроны «Лефоше» и другие виды патронов, не встречающиеся в настоящее время или отсутствующие в их распоряжении. При этом криминалистическая экспертиза оружия и иных предметов, имеющих культурную ценность, фактически запрещена положениями ст. 230 УК РСФСР (с 1994 по 1996 год), ст. 243 УК РФ (с 1997 года) и ст. 24 ФЗ Об оружии (с 2018 года).
По вопросу доработки различных предметов до минимальных критериев оружия высказывался член редколлегии журнала «МастерРужье» Д. Дурасов (выпуск журнала «Оружие» за январь 1998 года), указывавший, что огнестрельное оружие можно сделать из чугунного утюга, просверлив в нем глухое отверстие, поместив туда порох, пыж и пулю, а для производства выстрела его достаточно поставить на огонь. При этом такое оружие без запального отверстия или какого-либо устройства для воспламенения пороха и ударно-спускового механизма невозможно использовать во многих случаях применения оружия, и оно может быть заменено другими предметами. Поэтому наиболее примитивные устройства, доступные в быту или изготовленные на их основе излишне и нелогично относить к оружию.
При этом к оружию не могут быть отнесены только многие простейшие предметы, сходные с холодным или метательным бросковым оружием, но не имеющие ограничителя рукоятки, травмобезопасной рукоятки, прочного или заточенного клинка, имеющего определенные длину, ширину, толщину и твердость или иных признаков холодного оружия (многие виды заточек, штыри, остроконечные палки, напильники без травмобезопасных рукояток и других признаков холодного оружия, утюги, гантели, гири и другие тяжелые и громоздкие предметы, которые затруднительно эффективно использовать в качестве холодного или метательного броскового оружия, финские ножи, мачете, метательные ножи, не отнесенные к оружию и др.), а также простейшие метательные устройства, не являющиеся луками или арбалетами (не имеющие дуги с тетивой) либо пневматическим оружием (пружинно-поршневым или иным пневматическим оружием), т.е. законодательно не отнесенные в РФ к метательному, пневматическому или иному оружию (духовые трубки, пружинные пистолеты, ружья и пушки, рогатки, пращи, катапульты и др.), имеющие любую поражающую способность, луки с усилием натяжения тетивы не более 27 кгс и арбалеты с усилием натяжения тетивы не более 43 кгс.
Все остальные простейшие устройства, включая неудобные при использовании в качестве оружия, могут быть отнесены к оружию, если они являются пневматическими и имеют дульную энергию более 3 Дж, или отнесены к огнестрельным устройствам с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, либо к нелетальным газовым или электрошоковым устройствам, сигнальному, списанному, электромагнитному или иному оружию, имеющему любые значения кинетических энергий и иных характеристик, определяющих их поражающую способность.
При этом не отнесены к оружию, любые устройства и предметы, не предназначенные для поражения цели или подачи сигналов, или сертифицированные в качестве предметов, не являющихся оружием, а также простейшие и иные огнестрельные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2 при любых калибре и дульной энергии, не отнесенные к другим видам оружия, т.е. огнестрельные устройства, не способные выдержать один выстрел с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, не имеющие ограничителей, рассекателей или заглушек в нарезном или гладком стволе, либо не имеющие ствола и не отнесенные огнестрельному оружию ограниченного поражения (до 2011 года к огнестрельному бесствольному оружию с патронами светозвукового, газового или травматического действия).
Подобное отграничение видов оружия от других предметов нелогично и не может способствовать противодействию насильственной преступности, в особенности, учитывая низкую распространенность при совершении преступлений как пружинных ружей, духовых трубок и многих других подобных стреляющих устройств, так и многих видов холодного оружия, луков и арбалетов, а также дульнозарядного огнестрельного оружия, высокую распространенность при совершении преступлений бытовых ножей, отверток, топоров и многих других бытовых предметов, а также современных видов гражданского, боевого или запрещенного к обороту огнестрельного оружия, имеющих высокую поражающую способность, и неудобство использования для защиты или нападения классических видов холодного оружия (мечей, шпаг, сабель, стилетов, казачьих, национальных и многих других видов кинжалов и шашек, палашей, алебард, пик и др.), которые могут иметь громоздкие ограничители, рукоятки и т.п.
В особенности неудобными для использования в целях защиты или нападения и не предназначенными для использования в качестве оружия являются кортики, т.к. они изначально были предназначены не для поражения цели, а для ношения с форменной одеждой и являются предметами коллекционирования, имея отличия от стилетов и кинжалов. При кортики часто имеют незаточенные клинки и неудобные для удержания при нанесении ударов рукоятки, а ряд видов кортиков Российской империи, РСФСР, СССР, РФ, Белоруссии, Армении, Германии, Болгарии и части других стран мира имеют ограничитель рукоятки (гарду) в виде горизонтально расположенной латинской буквы «S», один конец которого может врезаться в руку.
Существуют кортики, имеющие очень узкие ограничители рукояток или маленькие рукоятки и (или) кнопки для извлечения кортиков из ножен, которые могут затруднять эффективное использование предметов в качестве оружия.
В настоящее время встречаются отдельные уголовные дела о незаконном обороте миниатюрного огнестрельного оружия и несправедливые приговоры к строгим уголовным наказаниям, предусмотренным за незаконный оборот огнестрельного оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, указывающие на необходимость введения правил его оборота.
В частности, приговором Мещанского районного суда 18 июня 2018 года (приговор официально опубликован на сайте «mos-gorsud.ru») В.К. Пчелкин, являющийся генеральным директором фирмы, занимающейся производством и реализацией миниатюрных копий огнестрельного оружия, был осужден за незаконный сбыт копии автомата АКМ, уменьшенной в 2 раза, отнесенной к гладкоствольному короткоствольному огнестрельному оружию, и незаконный оборот копий пистолетов, винтовок и ряда других видов огнестрельного оружия, отнесенных к гладкоствольному огнестрельному оружию, ответственность за незаконные действия с которым предусмотрена ч. 1, 2 или 3 ст. 222 и 223 УК РФ, к наказанию, являющемуся крайне строгим даже по отношению к лицам, совершающим незаконный оборот наиболее опасных видов современного боевого огнестрельного оружия и боеприпасов - 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и со штрафом в размере 300000 рублей.
В апелляционной инстанции Московским городским судом было исключено обвинение в совершении ряда незаконных действий, а назначенное наказание было снижено до 3 лет и 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и со штрафом в размере 230000 рублей (судебное решение официально опубликовано на сайте «mos-gorsud.ru»).
Данное наказание также является излишне строгим, поскольку лицам, совершившим незаконный оборот гражданского, служебного, боевого или запрещенного огнестрельного оружия и различных видов боеприпасов, по ч. 1, 2 или 3 ст. 222 и 223 УК РФ, как правило, назначаются такие наказания, как: штраф, ограничение свободы или условное лишение свободы на сроки, не превышающие 1 или 2 лет.
Более того, назначение наказания в виде лишения свободы условно или реального лишения свободы на сроки не более 3 лет распространено по делам о различных тяжких насильственных преступлениях и о других преступлениях, повлекших тяжкие последствия, за которые допускается назначение наказания условно или ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой Особенной части УК РФ, что свидетельствует о необходимости упорядочивания судебной практики путем внесения изменений в законодательство, поскольку назначение условных и других наказаний, не являющихся достаточно строгими, в случае их назначения за тяжкие насильственные преступления, законодательно допускается за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), убийство (ст. 105 УК РФ) и многие другие тяжкие и особо тяжкие преступления.
При смягчении наказания суд учел, как смягчающие обстоятельства, наличие у осужденного тяжелых хронических заболеваний и государственных наград, но наказание осталось излишне строгим, не учитывающим как возраст осужденного (старше 60 лет), так и меры наказания, назначение которых распространено в судебной практике по делам о незаконном обороте действительно опасного боеспособного огнестрельного оружия и боеприпасов и делам о совершении различных ненасильственных и насильственных преступлениях различной категории тяжести.
Сам обвинительный приговор является незаконным, подлежащим отмене как незаконный и несправедливый приговор, учитывая положения норм УПК РФ, поскольку на копии огнестрельного оружия и патронов имелись сертификаты, указывающие на их отнесение не к оружию, а к другим предметам, имеющим дульную энергию не более 3 Дж, т.е. энергию, при которой невозможно достижение минимального значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (кинетической энергии снаряда на расстоянии 1 м от дульного среза), равного 0,5 Дж на мм2, при данном калибре. Калибр указанного миниатюрного оружия составляет не более 4 мм, т.е. является меньшим, чем распространенные калибры огнестрельного и пневматического оружия, что и указывает на небольшую дульную энергию, являющуюся недостаточной для их отнесения к огнестрельному оружию. На производство и торговлю оружием и на другие действия с ним, также имелись соответствующие документы, поэтому все действия с предметами, указанными в приговоре, были законными, что должно было повлечь вынесение оправдательного приговора. Доказанное обвинение в незаконном обороте уменьшенных копий огнестрельного оружия, отнесенных к оружию по удельной энергии, но неудобных в использовании, и других видов огнестрельного оружия, имеющих минимальную удельную энергию или иным образом уступающих в поражающей способности распространенным его видам, также должно влечь вынесение оправдательного приговора, учитывая положения ч. 2 ст. 14 УК РФ о том, что малозначительное деяние, не представляющее общественной опасности, не является преступлением.
Для исключения возможности вынесения подобных приговоров в отношении лиц, совершающих различные действия, не являющиеся незаконными или общественно опасными, с оружием или сходными с ним предметами, необходимо не только введение правил оборота уменьшенных копий оружия, разрешающих их свободный оборот и устанавливающих менее значительные ограничения на оборот копий, являющихся оружием, удобным в использовании, чем на оборот более опасного оружия, но и четкое распределение по степени опасности ограничений на оборот различных видов оружия и их отграничение от предметов, не являющихся оружием, включающее исключение из перечня видов оружия сигнального и списанного оружия и отмену ограничений на оборот всех видов холодного оружия, а также решение вопроса об исключении части или всех видов холодного оружия из перечня видов оружия, учитывая их не большую опасность, чем распространенных бытовых предметов.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких минимальных и максимальных критериев огнестрельного и иного оружия с установлением запрета на отнесение к оружию предметов, неудобных в использовании в качестве оружия (ружей и иного длинноствольного оружия без цевья или иного элемента конструкции, позволяющего удобно и безопасно его использовать, пистолетов и иного оружия без удобных для удержания рукояток, затворов или замков, ударно-спусковых механизмов и т.п. частей, кортиков, шпаг и иных предметов, ограничители рукояток которых врезаются в руку при ударе или удержании, или рукоятки которых неудобны для удержания, луков и арбалетов, имеющих слишком тугую для натягивания руками человека тетиву, пневматического или иного оружия, имеющего слушком тугие для взведения или спуска затворы, курки, спусковые крючки и иные подобные части, и др.), или имеющих иное назначение (бытовое, промышленное, парадное и др.), либо безопасно используемых в бытовых или иных целях, не связанных с их использованием в качестве оружия, либо не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые (холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия, гражданского газового оружия, стрелкового оружия, имеющего дульную энергию до 25 или 50 Дж и удельную кинетическую энергию до 0,5, 1,5 или 2 Дж на мм2, и т.п.) или иные предметы, не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте или в менее ограниченном обороте, чем виды оружия равной с ними поражающей способности (огнестрельного и иного подобного стрелкового оружия, имеющего дульную энергию до 100 или 150 Дж и удельную кинетическую энергию до 2 или 3 Дж на мм2, всех видов гражданского и иного подобного нелетального оружия, луков и арбалетов, отнесенных к оружию, а также пружинно-поршневого пневматического оружия и др.).
При внесении данных изменений необходимо исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, патронов к оружию и других предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, или иных предметов материального мира, доступных любым лицам, либо не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопросов: об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия; о декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, пороха, а также других предметов и веществ, незаконный оборот которых криминализирован, если он не повлек тяжких последствий или не был сопряжен с совершением насильственных преступлений.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 925 голосов

75

Против решения: 179 голосов

К началу списка инициатив