Ежегодно семьи выпускников тратят 20–50 тыс. рублей (данные НИУ ВШЭ, 2022 г.) на подготовку к ЕГЭ: репетиторов, учебные материалы и онлайн-курсы. С учётом инфляции и роста спроса на образовательные услуги эти расходы становятся непосильными для многих, особенно для жителей регионов. Это усугубляет социальное неравенство: талантливые дети из малых городов и сёл лишены возможностей, доступных их сверстникам из крупных городов. Кроме того, система ЕГЭ не предусматривает материальных стимулов для достижения максимальных результатов. В 2024 году только 9 532 выпускника (1,43% от общего числа) получили 100 баллов, что подтверждает высокую планку экзамена. Государство упускает шанс мотивировать школьников на углублённую подготовку, которая могла бы стать основой для развития науки и технологий в стране. Все это ведет к падению престижа высшего образования, утечки мозгов заграницу и к дефициту постоянно востребованных кадров. Опыт регионов подтверждает эффективность материального поощрения: в Республике Саха (Якутия) эксперимент с выплатами стобалльникам в 2024 году привёл к росту их числа на 9,1%. Международная практика (Сингапур, Южная Корея) также демонстрирует, что материальное поощрение за академические достижения стимулирует образовательную активность и сокращает социальный разрыв.
Практический результат
Таким образом, реализация инициативы позволит снизить социальное неравенство, повысить престиж и легитимность ЕГЭ, создать экономические стимулы для развития человеческого капитала страны, а также простимулировать развития науки.