Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф138641
Уровень инициативы:
Федеральный

Внести дополнения в главу 35 КАС РФ в части порядка оспаривания определений судьи кассационного суда общей юрисдикции

Глава 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) регулирует порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов, которыми нарушены права, свободы и законные интересы лиц, участвующими в деле.
При этом по ряду вопросов определения выносятся единолично судьей кассационного суда общей юрисдикции, однако порядок их обжалования в случае наличия в них судебных ошибок названным Кодексом четко не определен.
Вместе с тем в силу общих положений определения судьи об оставлении жалобы без движения, об отказе в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты госпошлины, о рассрочке (отсрочки) ее уплаты, о возвращении жалобы без рассмотрения и пр. могут быть обжалованы - ч.3 ст. 300, ч.3 ст.301, ст.115 КАС РФ.
Статьи 323 и 324 КАС РФ устанавливают порядок предварительного изучения кассационных жалоб, который предоставляет судье Верховного Суда РФ полномочие мотивированного отказа в передаче таких жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, а Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю право не согласиться с таким определением судьи Верховного Суда РФ и вынести судебный акт об отмене данного определения и передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Однако в отношении кассационных судов общей юрисдикции аналогичные процедуры главой 35 КАС РФ не предусмотрены.
Вместе с тем, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по своему содержанию и предназначению является дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты. В процедуре предварительного изучения жалоб на предмет наличия оснований для их передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанций не выносится какого-либо решения, по-иному определяющего права и обязанности участников дела, т.е. дело по существу не рассматривается, что не освобождает судью от обязанности вынести в процедуре, предусмотренной процессуальным законодательством, обоснованное и мотивированное решение. При этом судье суда кассационной инстанции надлежит указывать мотивы, по которым отказано в передаче кассационной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (определения от 28 сентября 2017 года № 1952-О, от 29 мая 2018 года № 1139-О, от 26 марта 2020 года № 566-О, от 27.02.2025 № 321-О и др.).
Однако это не исключает судебных ошибок.
Ценность права на судебную защиту как важнейшей конституционной гарантии всех других прав и свобод обусловлена особым местом судебной власти в системе разделения властей и ее прерогативами по осуществлению правосудия, предопределенными статьями 10, 11 (часть 1), 18, 46 (части 1 и 2), 118, 120 (часть 1), 125, 126 и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно судебная власть, предназначенная к тому по своей природе, играет решающую роль в государственной защите прав и свобод человека и гражданина, и именно суд окончательно разрешает спор о праве, чем предопределяется значение судебных решений как правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер.
Раскрывая содержание права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав человека и в то же время как гарантии и средства обеспечения всех других прав и свобод, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что данное право предполагает наличие конкретных институциональных и процессуальных механизмов, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, не нарушая при этом надлежащий баланс между частными и публичными интересами. Законодательное регулирование доступа к суду, включая определение условий и порядка реализации права на судебное обжалование, не должно отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, а возможные их ограничения должны быть соразмерными и обусловливаться необходимостью защиты конституционных ценностей (постановления от 11 мая 2005 года № 5-П, от 19 июля 2011 года № 17-П, от 27 декабря 2012 года № 34-П, от 13 апреля 2017 года № 11-П, от 9 ноября 2018 года № 39-П, от 19 ноября 2024 года № 53-П и др.).
Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет порядка и условий судебной защиты прав и свобод граждан. Обязанность их урегулирования по смыслу ее статей 71 (пункты "в", "о"), 76 (часть 1) и 105 лежит на федеральном законодателе, который, опираясь на конституционные цели и ценности, полномочен - в пределах имеющейся у него свободы усмотрения - устанавливать правила обращения в суд с тем, чтобы обеспечивать как полноценную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость юридических состояний (статусов) субъектов правовых отношений, детерминируемых спецификой отдельных категорий споров.
Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О, от 24 декабря 2024 года № 3316-О и др.).
Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и выявленный пробел в процедурах судебной защиты требует устранения.

Практический результат

Внесение указанных дополнений в главу 35 КАС РФ позволит восстановить реализацию задач и смысла административного судопроизводства, установленных статьями 3, 9, 10 КАС РФ, а также права граждан на своевременную эффективную судебную защиту во всех судебных инстанциях административного судопроизводства.

Решение

Предлагается законодательно дополнить главу 35 КАС РФ новой статьей «Обжалование определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения, об отказе в удовлетворении ходатайств по вопросам уплаты госпошлины, и о возвращении кассационных жалобы, представления» в следующей редакции:
«1.Определения кассационного суда общей юрисдикции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения, об отказе в удовлетворении ходатайств о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты, и о возвращении кассационных жалобы, представления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции, вынесший такие определения, в течение одного месяца со дня их вынесения.
2. Жалобы на определения судьи кассационного суда общей юрисдикции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения, об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты, о возвращении кассационных жалобы, представления рассматриваются коллегиальным составом судей этого же суда в десятидневный срок со дня поступления жалоб в суд без извещения лиц, участвующих в деле.
В случае отмены определений кассационного суда общей юрисдикции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения, об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты, и о возвращении кассационных жалобы, представления кассационные жалоба, представление считаются поданными в день первоначального обращения в суду.
3. На определения судебной коллегии кассационного суда общей юрисдикции могут быть поданы надзорная жалоба, представление прокурора».
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 998 голосов

2

Против решения: 1 голос

К началу списка инициатив