Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
89Р14726
Уровень инициативы:
Региональный

Принятие нормативного акта Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) о порядке вступления в брак лиц, не достигших 16 лет

В соответствии с п.1 ст.1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется здоровье людей (статья 7), материнство и детство (статья 38), а права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17).
Основываясь на Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года, согласно преамбуле которой ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, включая сексуальное злоупотребление (статья 19), защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34). Комитет Министров Совета Европы, учитывая, что благосостояние и интересы детей и несовершеннолетних являются приоритетами для любого общества, а сексуальный опыт, в том числе связанный с ранним сексуальным злоупотреблением, вреден для психосоциального развития ребенка и несовершеннолетнего, в Рекомендации N R (91) 11 от 9 сентября 1991 года предложил привести национальное законодательство государств-членов Совета Европы в соответствие с данной Рекомендацией.
Законодательное установление минимального брачного возраста как меры по упразднению детских браков и установление, при необходимости, надлежащих наказаний предписывает и Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (заключена в Нью-Йорке 10 декабря 1962 года в рамках ООН), согласно статье 2 которой не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила о возрасте исключение по серьезным причинам.
Для достижения конституционно значимой цели обеспечения правовых гарантий защиты несовершеннолетних от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых федеральный законодатель исходя из сформулированных в Конституции Российской Федерации основных начал взаимоотношений государства и личности в сфере уголовного права и процесса (статьи 1, 2, 18, 49, 50, 51, 52 и 54), реализуя принадлежащие ему в силу статьи 71 (пункты "в", "о") Конституции Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации пределах (статья 55, часть 3) установил в статье 134 УК Российской Федерации уголовную ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Данная статья направлена на защиту ребенка от всех форм сексуального совращения, на охрану половой неприкосновенности лиц, не достигших определенного возраста и вследствие недостаточного физиологического и социального развития не обладающих половой свободой.
Устанавливая уголовную ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, - хотя и не имеющие насильственный характер, - законодатель исходил из того, что потерпевшее лицо в силу психологической незрелости не осознает в полной мере характер совершаемых с ним действий и их физические, нравственные, психологические, социальные и иные последствия (лишение подростка детства и отрочества, торможение личностного развития, сокращение его социальных перспектив, препятствие получению образования) и, соответственно, выступает жертвой осознанных и волевых действий совершеннолетнего лица.
Именно поэтому ответственность за действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, может наступить только за их совершение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, и при условии доказанности того, что виновный умышленно совершил запрещенные законом действия, заведомо зная, что лицо, с которым он вступает в половые отношения, не достигло возраста шестнадцати лет.
Исходя из того, что совершеннолетие предполагает достижение биологической и психологической зрелости как условие вступления в брак, федеральный законодатель на основании статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации в статье 13 Семейного кодекса Российской Федерации установил брачный возраст (восемнадцать лет), предусмотрев при этом - руководствуясь конституционно значимыми интересами охраны семьи и ребенка - право органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, по их просьбе и при наличии уважительных причин разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (пункты 1 и 2), а также право субъектов Российской Федерации своими законами определять порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.
Согласно Примечания 1 к ст.134 УК РФ (Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста) лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим).
Положения статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 134 УК Российской Федерации исключают противоправность полового сношения лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, только после регистрации их брака, а следовательно, и официального признания их семейных отношений, и не дают оснований для какого-либо другого истолкования и, следовательно, произвольного применения данной нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. Иное противоречило бы статьям 23 (часть 1) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, охраняющим семейные отношения, неприкосновенность частной жизни и семейную тайну, задачам Уголовного кодекса Российской Федерации, понятию преступления и основанию уголовной ответственности. Это не исключает право суда в каждом конкретном случае, исходя из установленных в уголовном законе задач и целей наказания, всесторонне и беспристрастно оценивая все обстоятельства дела, в том числе сведения, характеризующие личность обвиняемого и потерпевшей, руководствуясь задачами и принципами Уголовного кодекса Российской Федерации, принимать решение о привлечении виновного к уголовной ответственности и назначении наказания либо об освобождении от них в порядке и по основаниям, установленным главами 11 и 12 УК Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.3 СК РФ семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
В силу прямого оказания абз.2 п.2 ст.13 СК РФ порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Анализ обращений клиентов и граждан, мониторинг правоприменения законодательства ЯНАО и муниципальных правовых актов, анализ предоставляемых муниципальных услуг с учетом данных регионального портала государственных и муниципальных услуг ИАС Мониторинг Ямал и результатов исполнения Плана мероприятий по развитию и укреплению института семьи с детьми в Ямало-Ненецком автономном округе показывает реальную необходимость скорейшей разработки и принятия Закона ЯНАО «О порядке и условиях вступления в брак на территории ЯНАО лиц, не достигших возраста шестнадцати лет».

Город: Муравленко

Практический результат

Реализация права граждан на применение к ним без ограничений порядка снижения брачного возраста на основе абз.2 п.2 ст.13 СК РФ и примечания к ст.134 УК РФ, создание правового регулирования в рамках совместного ведения. Повышение уровня реализации конституционных прав граждан, реализация государственной политики в области семьи и деторождения, снижение возраста регистрации браков и рождения детей вне брака.

Решение

Разработка и принятие Думой Ямало-Ненецкого автономного округа (далее, ЯНАО) Тюменской области Закона ЯНАО «О порядке и условиях вступления в брак на территории ЯНАО лиц, не достигших возраста шестнадцати лет».

Примерное содержание правовых норм:
Права на снижение брачного возраста до 15 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств имеют лица, постоянно или временно проживающие на территории ЯНАО и желающие вступить в брак, в порядке, определенном абз.2 п.2 ст.13 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее, СК РФ).

Лица, вступающие в брак, должны подать совместное заявление в орган, регистрирующий акты гражданского состояния с обоснованием причины снижения брачного возраста до 15 лет (беременность, тяжелая болезнь супругов и/или их родственников, необходимость выезда супруга для работы и/или обучения за пределы ЯНАО, иные, в том числе, тяжелые жизненные обстоятельства, требующие реализации указанно права).

При этом согласия родителей, попечителей несовершеннолетних на заключение брака не требуется. Их согласие или, наоборот, возражение против регистрации брака их несовершеннолетним сыном или дочерью не имеет решающего значения для решения вопроса по существу и не может являться единственным основанием для отказа в снижении брачного возраста.

Срок, на который возможно снизить брачный возраст максимально составляет 15 лет.

Данный срок указывается в письменном заключении о снижении брачного возраста, которое составляется компетентным органом по месту регистрации заключения брака, и рассчитывается в годах, месяцах, днях на день регистрации заключения брака.

Срок, в течение которого должно быть рассмотрено заявление о снижении брачного возраста, — 5 дней с момента регистрации, а в случае, не терпящем отлагательств, в течение 1 рабочего дня.

О результатах рассмотрения заявления оба заявителя, а в случае привлечения жениха к ответственности по ст.134 УК РФ следственный орган, прокуратура города по месту жительства и суд, рассматривающий уголовное дело по ст.134 УК РФ, уведомляются письменно мотивированным письмом, а заявители также уведомляются с разъяснением права на обжалование и порядка такого обжалования.

При обращении в отдел ЗАГС с заявлением о снижении брачного возраста и вступлении в брак, заявителям необходимо предоставить следующие документы в зависимости от причины для снижения брачного возраста:
- заявление о вступлении в брак;
- паспорта или иные документы, удостоверяющие личность;
- заявление о снижении брачного возраста, с указанием причин снижения;
- решение органов опеки и попечительства, копия постановления следственного органа о возбуждении уголовного дела по ст.134 УК РФ в отношении жениха, копия постановления о привлечении его в качестве обвиняемого по ст.134 УК РФ, либо копия решения суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
- документ организации здравоохранения, подтверждающий нахождение невесты на диспансерном наблюдении по беременности (справка, заключение врача), документ, подтверждающий тяжелую болезнь супругов и/или их родственников;
- документ, подтверждающий причины выезда с территории ЯНАО для работы и/или обучения;
- свидетельство (запись акта) о рождении либо медицинская справка о рождении (решение суда об установлении факта рождения) ребенка.

Требовать от заявителей иные документы запрещается.
Находящиеся в ведении государственных органов документы могут быть и должны быть получены компетентным органом, куда обратились с вышеуказанным заявлением, через систему межведомственного документального оборота в случае если заявителем они не были предоставлены.

Закон вступает в силу с момента его опубликования.

К началу списка инициатив