Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф17193
Уровень инициативы:
Федеральный

Предусмотреть компенсацию денежных средств, потраченных на приобретение лекарств для онкологических больных, в случае, если срок льготной поставки лекарств превышает продолжительность одного курса лечения назначенными врачом средствами

В настоящее время формально возможны следующие варианты льгот при приобретении лекарств:
50% стоимости;
налоговый вычет на лечение 13% ;
бесплатное получение.
При лечении онкологических больных положение таково, что применение химиотерапии начинается, как правило, с наиболее массовых, относительно недорогих лекарственных средств, которые имеются в онкологических отделениях больниц. Однако, в ряде случаев складывается ситуация, когда примененные лекарства не дали желаемого результата и врачом назначаются более современные и более дорогие лекарственные средства, которые стоят десятки тысяч и более сотни тысяч рублей на один курс в 3-4 недели. Значительная часть подобных лекарств требует персонального заказа для больного, утверждения их выдачи клинико-экспертными комиссиями региональных министерств здравоохранения. В результате на утверждение, аукцион, закупку и доставку лекарств в аптеки уходит до 2-3 месяцев. Если же их применение требует госпитализации, то к этому сроку необходимо добавить ещё несколько недель на очередь для госпитализации. В результате лечение больного начинается со значительной задержкой, его эффективность может быть существенно снижена. Сравнивая различные стороны нашей жизни, невольно возникает вопрос:
Почему в России жизнь человека ценится меньше чем доходы торговли?
Например, нормативными документами предусмотрено, что восстановить работоспособность контрольно-кассовой техники в случае её выхода из строя необходимо в течение 36 часов в городских условиях и в течение 72 часов в сельской местности. Это обязанность центра технического обслуживания.
Также нормативными документами (естественно, другими) предусмотрено, что онкологическим больным лекарственные средства предоставляются бесплатно. Обеспечить больного необходимыми лекарствами в этом случае – задача региональных Министерств здравоохранения. Но никакие сроки при этом не указаны.
Вся проблема в том, что заявив бесплатное обеспечение онкологических больных лекарственными средствами и не установив при этом никаких сроков поставки, Правительством Российской Федерации не принято никакого механизма компенсации средств, потраченных на приобретение лекарства самостоятельно, хотя всеми признаётся: чем раньше начато лечение, тем выше может быть его эффективность, а, следовательно, и эффективность вложенных бюджетных средств. Но у многих ли хватит денег на то, чтобы самостоятельно покупать такие лекарства хотя бы несколько раз? Приведенные выше 50% и 13% в данном случае не работают, да и возврат налогового вычета возможен лишь на следующий год.
При существующей постановке вопроса фактически провозглашён принцип: нет человека – нет проблемы, так как время решает многое. И это в условиях, когда Конституцией Российской Федерации (п.1 ст. 7) предусмотрено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а п. 2 этой же статьи устанавливает, что «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, … обеспечивается государственная поддержка … инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В пункте 1 статьи 41 установлено, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь …», а в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 определено, что «все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным» «…отпускаются по рецептам врачей бесплатно», хотя в ответе Минздрава России от 13.06.2013 г. № 25-1/3038060-2837 слово «инкурабельным», то есть неизлечимым, пропущено. Но по сути это верно: в такой ситуации льгота должна быть для всех и не зависеть от решения – излечим больной или нет. Подобные лекарственные средства назначают тогда, когда многое другое уже перепробовано.
Если признать, что все онкологические больные неизлечимы, то зачем вообще использовать этот термин в постановлении Правительства? Ведь если не все больные неизлечимы, то кто и каким решением определяет инкурабельность? Но в этом случае при отсутствии соответствующего решения больной теряет право на бесплатное получение лекарств.
Оценивая весь процесс обеспечения онкологических больных бесплатными лекарственными средствами, можно сделать вывод, что существующая система поставки наиболее современных льготных лекарственных средств не только не даёт никаких гарантий своевременного начала лечения онкологического больного, но и в принципе лишает больного такой возможности.
Если же для больного приобретается лекарство на личные средства, то при условии полной компенсации затраченных денег на них вновь может быть приобретено лекарство именно тогда, когда оно необходимо, а не когда появится по льготным поставкам. В некотором смысле это беспроцентное кредитование бюджета, но деньги должны вернуться больному не через год, а гораздо быстрее.
В оценке сроков компенсации напрашивается ещё одно сравнение с торговлей. При подготовке очередных поправок в закон «О торговле» в ноябре 2014 г. депутатами предлагается сократить отсрочку платежей за поставки товара сетям: за скоропортящийся товар – до 3 дней с нынешних 10; за товар со сроком хранения до 1 месяца – до 9 дней вместо 30; за товары со сроком хранения более месяца, в том числе алкоголь, – до 15 дней вместо 45. То есть, торговля должна рассчитаться с поставщиками за считанные дни для того, чтобы те вновь могли поставить товар.
В течение какого срока государство может компенсировать расходы на приобретение лекарства чтобы была возможность вновь приобрести его в ожидании льготных поставок? Какими мерками оценивать человеческое здоровье, в какую категорию оно может попасть? Почему коммерческие структуры могут оперативно решать свои товарно-денежные отношения, а государственные структуры не могут?
Безусловно, срок компенсации денежных средств, потраченных на самостоятельное приобретение лекарств, не должен превышать длительности курса лечения, чтобы была возможность приобретения лекарства на очередной курс.

Практический результат

Повышение эффективности лечения за счёт своевременного применения назначенных врачом лекарств, а, следовательно, и более эффективное использование бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Беспроцентное краткосрочное кредитование регионального бюджета в случае самостоятельного приобретения лекарства на личные средства.

Дополнительные материалы

Это первый и единственный ответ, хотя бы затрагивающий тему вопроса
Это история моих обращений. Но даже после этого письма от Минздрава Московской области ответа нет. Ни одного. Это можно понять, не они решают. А ситуация повторяется. 1 октября 2014 г. был назначен Доцетаксел, 7 октября сдан оформленный рецепт. Сегодня 19 декабря, лекарства нет, вечером буду покупать уже на 4-й курс лечения, по льготе ещё не начался бы и первый.

Решение

Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривающие:
компенсацию средств, потраченных на самостоятельное приобретение лекарств до их получения больным по льготной поставке, в срок, не превышающий продолжительности одного курса применения назначенного лекарственного средства;
выдачу больному наличных средств или сертификата на приобретение лекарства при невозможности обеспечения больного лекарственными средствами за время, не превышающее одного курса лечения назначенным лекарством. Стоимость сертификата должна соответствовать рыночной стоимости лекарства;
возможность выступления регионального Минздрава в качестве гаранта возвращения банковского кредита, взятого на приобретение лекарственных средств.

Дополнительные материалы

К началу списка инициатив