Последние события с рублем, обострили проблему которая касается каждого жителя России. Это необоснованный рост цен на продукты питания. На сегодня очевидно, что отсутствие в законодательстве общего регулирования ценообразования на продукты питания напрямую нарушает право граждан России на социальную защиту. Любые "выкрики" о том что регулирование цен - не рыночная мера и что это возврат к экономике СССР, не соответствует действительности. Опыт (в т.ч. и исторический) всех развитых западных стран и США показывает, что регулирование в области ценообразование является вполне рыночным механизмом. Вполне понятно, что владельцы крупных торговых сетей в любой ситуации будут стараться не только сохранить, но и увеличить свою прибыль именно в валютном исчислении и как следствие падение курса национальной валюты ведет к наценке всех товаров в торговой сети.
Кроме того, необходимо отметить, что неограниченное ценообразование в розничных сетях приводит к тому, что значительная часть капитала перетекает из производственной сферы в торговую. Фактически на сегодня торговые сети развиваются не за счет повышения эффективности своей деятельности, а за счет отъема значительной части прибыли у производителей.
Вот эта ситуация действительно ничего общего с развитыми рыночными отношениями не имеет.
Практический результат
Установление ограничений по размеру торговой наценке позволит:
1. Защитить население от необоснованного, а фактически спекулятивного роста цен на продукты питания.
2. Стимулировать повышение эффективности работы торговых сетей и увеличение физических объемов продаваемых товаров.
3. Производителям продуктов питания повысить рентабельность своих производств.
4. Стимулировать развитие конкуренции среди производителей, а не только среди торговых сетей.
Изменить ситуацию может внесение отдельных норм в Закон о регулировании торговой деятельности, а именно:
1. Ограничить предельную торговую наценку на отдельные виды продуктов питания:
молоко и молочные продукты со сроком хранения до 15 суток - 11%;
хлеб и хлебобулочные изделия со сроком хранения до 5 суток - 11%;
детское питание - 11%;
мясо, мясные продукты, колбасы со сроком хранения до 30 суток - 30%;
крупы, сахар - 30%.
Предельная торговая наценка на продукты питания не указанные выше не может превышать 50%.
2. Предоставить полномочия ФАС по контролю за соблюдением ограничений по торговой наценке.
3. Ответственность за нарушение ограничений в виде штрафа и суммы полученной от превышения ограничений.
4. В случае выявления фактов преднамеренного создания схем посредников (фирм - однодневок, аффилированных фирм), с целью завышения предельной наценки, установить штраф, с уплатой в доход государства (либо МО) суммы полученной в результате незаконного завышения предельной наценки.