Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
62Ф24080
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменить закон о защите прав потребителей для улучшения обслуживания потребителей и повышения качества предлагаемых товаров

На сегодняшний день потребители всё чаще сталкиваются с некачественным товаром и недобросовестным производителем (продавцом). Даже товар с заводским браком подчас невозможно обменять или вернуть продавцу, потому что Закон о защите прав потребителей (далее Закон) ориентирован не на потребителей, а на продавцов и производителей.
Производителей не обязывают устанавливать гарантийные сроки, это их право, а не обязанность. Текущие гарантийные сроки просто смешные, на самый простенький MP3-плеер и на холодильник гарантийный срок составляет один год, по истечении которого оба товара начинают выходить из строя. Чёткое понятие качества товара в законе отсутствует, "Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору". А действующим стандартам и нормативам он не должен соответствовать? Технически сложные товары вообще выделены в отдельную категорию и имеют свои условия предъявления требований. Спрашивается почему? Почему неисправный велосипед я могу вернуть продавцу, а неисправный холодильник или телевизор нет? Чем он такой особенный? И продавцы искусно прикрываются этим исключением, а ведь всё это ущемляет права потребителей. К тому же во многих регионах отсутствуют сервисные центры по ремонту той или иной техники, что затрудняет обслуживание приобретённых товаров.
Таким образом, в законе налицо лоббирование интересов продавцов (производителей), что способствует ухудшению обслуживания потребителей и снижению качества предлагаемых товаров.
Необходимо прописать обязанность производителя устанавливать гарантийный срок и чётко прописать эти сроки в зависимости от срока службы товара, уменьшить срок ремонта товара, исключить особые положения для технически сложных товаров, усилить ответственность производителя (продавца).

Практический результат

Получаем реальную защиту прав потребителей.
За счёт чётко прописанных сроков гарантии, привязанных к сроку службы товара, и четкого определения термина "надлежащее качество товара" вынуждаем производителя изготовлять и поставлять более качественные товары, улучшаем гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Повышаем ответственность производителей и продавцов за исполнение требований Закона о защите прав потребителей.

Дополнительные материалы

Файл с предлагаемыми изменениями в главу первую и вторую Закона о защите прав потребителей.

Решение

Необходимо в Закон о защите прав потребителей внести следующие изменения (полный перечень изменений см. прикреплённый файл, ибо поле для решения ограничено 4000 символами):
1. Основные понятия. Добавить следующее понятие:
Надлежащее качество товара (работы, услуги) – соответствие товара (результатов сделанной работы, оказанной услуги) требованиям нормативно-технических документов (ГОСТ, СанПин, СНиП, СП и пр.), действующим на территории Российской Федерации в отношении данного товара (работы, услуги) или его части (частей).
3. Статья 4
а) п.1 Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества.
5. Статья 6
а) Изложить в следующей редакции:
1. Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы.
2. Изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, обязан обеспечить наличие сервисного центра для ремонта и обслуживания товара или пункта приёма товара в ремонт и на обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации.
3. Изготовитель обеспечивает выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение пятнадцати лет со дня передачи товара потребителю.
8. Статья 13.
а) Добавить в п.6 абзац следующего содержания:
Штраф в размере пятьдесят процентов присуждается судом в пользу потребителя, независимо от произведенной изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) выплаты, в том числе, после принятия иска к производству.
б) дополнить статью п.7, 8, 9
п.7. При отсутствии в субъекте Российской Федерации сервисного центра или пункта приёма товара на гарантийное обслуживание, при наступлении гарантийного случая изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан, по выбору потребителя, возместить стоимость товара или заменить его на новый, аналогичный по типу, марке, фасону, артикулу товар надлежащего качества.
п.8. В случае неисполнения требований 16.1 п.4 настоящего закона деятельность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), нарушившего указанные требования, приостанавливается до устранения нарушения, но не менее, чем на один месяц.
п.9. В случае неисполнения требований п.7 статьи 18 данного закона, изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан, по выбору потребителя, возместить стоимость товара или заменить его на новый, аналогичный по типу, марке, фасону, артикулу товар надлежащего качества.
9. Статья 18
а) В п.1 особые условия для технически сложные товары исключить.
10. Дополнить п.1 ст 19 абзацем следующего содержания:
Гарантийный срок устанавливается в зависимости от срока службы товара:
при сроке службы товара до одного года включительно, гарантийный срок на такой товар должен составлять не менее одного года;
при сроке службы до пяти лет включительно – гарантийный срок не менее трёх лет;
при сроке службы более пяти лет – гарантийных срок не менее пяти лет;
если срок службы не установлен – гарантийный срок не менее пяти лет.
11. Статья 20 п.1. фразу "сорок пять дней" заменить на "двадцать пять".

Дополнительные материалы

К началу списка инициатив