Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
70Ф24949
Уровень инициативы:
Федеральный

Ратифицировать Протокол № 12 (об общем запрещении дискриминации) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

В настоящее время в России отсутствует комплексное антидискриминационное законодательство. В Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и некоторых других законах содержатся отдельные положения, запрещающие дискриминацию. Однако, в них используется понятие дискриминации в узком смысле, как неравенство прав.
Например, такое определение дискриминации содержится в КоАП РФ (ст. 5.62): "дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам". В современном же прогрессивном понимании (в том числе и в понимании Европейского суда по правам человека) дискриминация - это уже не только нарушение принципа равенства прав, но и фактическое неравенство возможностей.
И действительно, в соответствии с Конституцией РФ (ст.19) "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Эта норма закрепляет равенство в правах, не гарантируя равенство возможностей для их реализации. Из-за такого понимания дискриминации в практике правоприменения уязвимые группы людей сталкиваются с фактической невозможностью реализациии формально принадлежащих им прав. В некоторых сферах такие проблемы ярко заметны и эффективно решаются, однако в других областях эти вопросы не находят адекватного ответа.
Например, Гражданским кодексом России признаётся равенство участников регулируемых им отношений (ст.1); в соответствии с положениями о публичном договоре (ст.426) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, в некоторых случаях обязано заключить договор оказания услуг с любым обратившимся к нему лицом на равных условиях, без права "выбора клиента" (нельзя оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом). Публичным является, например, договор перевозки транспортом общего пользования. Лица с ограниченной мобильностью действительно могут приобрести билет на автобус, но будет ли автобус оборудован специальными приспособлениями для перевозки таких людей - зависит от воли случая. И если при перевозках городским транспортом ситуация постепенно улучшается, то услуга междугородних перевозок для таких граждан практически недоступна или связана со множеством неудобств.
Другим примером является юридически закреплённое равенство прав при обучении в ВУЗах для всех граждан, но реальная возможность обучаться в нем для людей с ограниченной мобильностью может быть реализована только в том случае, если на лестницах учебных корпусов, общежитий будут пандусы.
Существуют и менее очевидные фактические ограничения юридически закреплённых прав в различных сферах:
фактическая невозможность граждан получить некоторые медицинские услуги не по месту постоянной регистрации;
фактическая, а иногда и юридически закреплённая, невозможность женщин устроиться на работу по "мужским" профессиям (когда нет разумного обоснования ограничения);
применение закона к одним лицам и не применение к другим (проверка документов правоохранительными органами на улицах только или преимущественно у лиц, имеющих внешние признаки определённой национальности; фактически более строгие правила в общежитиях для лиц одной этнической принадлежности и преференции - для другой);
отсутствие указания на мотив ненависти, который отягчает наказание, при уголовном преследовании лица, совершившего преступление на почве ненависти к лицам определённой социальной группы, с определённым цветом кожи, религиозными воззрениями и т.д.;
ненаказуемые "речи ненависти" в СМИ по отношению к тем или иным группам людей, обладающих каким-либо общим признаком (национальность, происхождение, имущественное положение, профессия и т.п.);
другие, уже совсем неочевидные ограничения равенства возможностей при полном равенстве прав, которые можно будет выявить и устранить только анализируя и обобщая практику применения норм Протокола № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Практический результат

В соответствии со статьёй 15 Конституции России "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
После Ратификации Протокола № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (об общем запрещении дискриминации):
1. Станет возможным применение норм об общем запрещении дискриминации (в широком смысле, в понимании ЕСПЧ) на территории РФ;
2. Правоохранительным органам станет сложнее игнорировать нарушения фундаментальных прав граждан, связанные с предрассудками или совершенные на почве ненависти;
3. Произойдёт усиление внимания к проблеме дискриминации со стороны законодательных органов и, как следствие, инициация процесса разработки комплексного антидискриминационного законодательства в России;
4. Будут созданы условия для улучшения ситуации с соблюдением прав человека в России. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Под воздействием правоприменительных органов "сверху" и гражданского общества "снизу" начнётся процесс снижения уровня социального (фактического) неравенства и неумолимое стремление к реализации той идеальной юридической модели равенства прав и возможностей граждан, которая включают в себя не только формальное юридическое равенство прав, но и наличие равенства возможностей для их реализации.

Дополнительные материалы

Протокол № 12 на английском языке
Протокол № 12 на русском языке

Решение

Для включения Протокола №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (об общем запрещении дискриминации) в правовую систему России сначала требуется подписание протокола властями Российской Федерации, а затем его ратификация путем принятия специального федерального закона. На этом пути Россия 4 ноября 2000 года сделала только первый шаг, подписав Протокол №12 к Конвенции.
Настало время сделать второй шаг – ратифицировать Протокол №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (об общем запрещении дискриминации).

Дополнительные материалы

К началу списка инициатив