Существующая шкала зависимости тарифа ОСАГО только от мощности транспортного средства (ТС) не отражает действительную меру ответственности владельцев. Ступенчатое по мощности повышение тарифа не соответствует реальной опасности и причиняемому ущербу. При переходе через установленные границы мощности тариф увеличивается неадекватно росту общественной опасности. Например, тариф ОСАГО на ТС с паспортной мощностью двигателя 101 л.с. на целых 1 500 рублей больше, чем тариф на ТС с мощностью 100 л.с. ровно. И наоборот, тариф на ТС с мощностью 400 л.с. такой же, как на ТС с мощностью 151 л.с., хотя общественная опасность этих ТС очевидно очень разная. При этом тариф не учитывает, что ТС с большей массой сложнее разогнать до опасной скорости. Если ТС имеет массу 2 тонны и мощность двигателя 200 л.с., то для разгона его до 100 км/ч требуется время, сравнимое с требуемым для разгона до 100 км/ч ТС массой 1 тонна и двигателем 100 л.с. Даже автомобили одного типа, с одинаковой мощностью двигателя, но с разной снаряженной массой имеют разную способность к разгону. Например, автоматическая коробка передач увеличивает массу ТС на 100 кг, ухудшая динамические показатели. Поэтому гражданская ответственность владельцев должна зависеть не только от мощности, но и от массы ТС.
Если установить единый коэффициент мощности ТС, вычисляемый как отношение мощности двигателя ТС выраженной в лошадиных силах к снаряженной массе ТС в десятках килограмм, это никак не повлияет на сложность оформления полисов ОСАГО, поскольку все необходимые данные имеются в паспорте ТС, который обязан быть у водителя постоянно. Снаряженная масса ТС указана в нём в пункте "Масса без нагрузки" и выражена в килограммах. Калькулятор, необходимый для проведения подсчета, должен иметься у сотрудника страховой компании, поскольку он необходим для других вычислений. Просто вместо того, чтобы заглядывать в таблицу для определения коэффициента, сотрудник страховой компании должен будет посмотреть в ПТС и выполнить два арифметических действия - разделить указанную в ПТС "массу без нагрузки (килограмм)" на 10, и затем на полученное число разделить указанную в ПТС мощность двигателя. Примеры: Для ТС с мощностью 100 л.с. и снаряженной массой 1 000 килограмм (100 десятков килограмм) коэффициент будет равен 1 000/10 = 100, 100/100 = 1. Для ТС с мощностью 200 л.с. и массой 2 000 килограмм, коэффициент будет 2 000/10 = 200, 200/200 = 1. Для ТС с мощностью 75 л.с. и массой 900 кг коэффициент будет равен 900/10 = 90, 75/90 = 0,83. Для ТС с мощностью 150 л.с. и массой 1 100 кг коэффициент будет равен 1 100/10 = 110, 150/110=1,36. Для ТС с мощностью 400 л.с и массой 1,5 тонны коэффициент будет равен 1 500/10=150, 400/150=2,66. И так далее.
Практический результат
Будет установлена справедливая, зависящая от характеристик ТС шкала тарифов ОСАГО. Владельцы ТС с большой мощностью и меньшей массой будут платить больше, поскольку их ТС представляют большую общественную опасность, чем ТС с такой же мощностью, но большей массой. Исчезнет неоправданный ступенчатый рост тарифов при небольшом увеличении мощности и переходе через границы.