01.02.2016 года состоялось закрытое совещание Правительства РФ с участием Президента посвящённое приватизации части активов некоторых акционерных обществ, в которых доля государственного участия пока ещё больше 51%. От народа, заботясь о его нервной системе, конкретные планы принято скрывать, потом поставят перед фактом. Об активах каких предприятий идёт речь можно только догадываться, да это и не важно, слава Богу, что хоть на приватизацию Сбербанка пока наложено табу. Понятно, что нынешнее Правительство загнало себя в угол и не способно найти другие пути пополнения бюджета, кроме как вернуться к порочной практике распродажи госактивов, с населения-то уже больше ничего не вытянешь.
Несмотря на все ограничения какие предусматривает Президент, надо учитывать менталитет тех бизнесменов (наших и импортных), которые захотят стать владельцами "лишнего" пакета акций - обойдут все законы и подзаконные акты и останутся со своей сверхприбылью. Они умеют "делать" деньги, чего не скажешь о наших штатных экономистах. Считается, что в стране лишних денег нет, значит приватизаторы будут в основном зарубежные и не факт, что денежки будут не российского происхождения (Президент предупредил, чтобы офшорные деньги не участвовали). Если наши власти не могут остановить утечку капитала (что архиважно), значит они не смогут просчитать и происхождение выплачиваемых при приватизации финансов. Скорее всего на эти тонкости закроют глаза, уж очень хочется пополнить бюджет. Неужели ничему не научили наших экономистов от власти результаты приватизации предприятий энергетического комплекса, образовавшихся после непродуманного развала РАО ЕЭС России (если только это не специально было задумано). В итоге: 1. контрольный пакет принадлежит государству далеко не всех предприятий, 2. примерно половину - до 30% акций имеют зарубежного владельца. Для справки: на сегодняшний день энергетика России - это 69 региональных энергосистем, около 700 электростанций, которые ежегодно вырабатывают более триллиона кВт.ч электроэнергии. Доход государства от этого производства - непрозрачен.
Арифметика проста: доход, если бы 90% акций принадлежали государству, на 90% переходил бы в бюджет. Если бы оставшимися 10% владели россияне, то налоги на их доход тоже поступали бы в наш бюджет. А так налоги на доходы иностранные товарищи платят в бюджеты своих стран. Таким образом, с лёгкой руки Правительства и Министров финансов и минэкономразвития в частности, имеющие среди своих советников, мягко скажем, специалистов из не совсем дружественных стран, ради единовременной денежной "дозы", которую предполагает приватизация - государство навсегда лишается максимально возможной прибыли от дееспособных производств; легализуется, как это ни парадоксально, вывод капитала за рубеж (в виде дохода по акциям не российских владельцев). И, как не крути, доход владельцев - соотечественников, в бюджет приносит лишь сумму налога на этот доход.
Допустим, прибыль какого-то ОАО составила 10 млрд рублей, 9 млрд ушли в амортизационный фонд, в фонд зарплаты, в пенсионный и т.д. - чистая прибыль составит 1 млрд (допустимо -10% на выплаты по дивидендам), владей государство 90% акций - в бюджет поступило бы 900 млн, и 13% от оставшихся 100 млн (13 млн руб.), если остальные акционеры россияне. Если акционеры не наши - считай 100 млн утекли из страны. Уже при "похвальном", государственном контрольном пакете в 51% акций, в бюджет поступит - 510 млн + (в лучшем случае) 53,7 млн (13% налог)=563,7 млн. Итого: продав 39% своих акций государство на ровном месте теряет 350 млн. А если акционеры импортные, то и все 490. Ещё раз подчёркиваю - это "запланированные" убытки навсегда. Предполагаемое поступление в бюджет от обсуждаемой приватизации - 1 трлн рублей =1 000 млрд. То есть 100 предприятий нашего примера имеющие по 1 млрд чистой прибыли, за 10 лет (в оптимальном случае) отбили бы этот триллион, а так уже на следующий год предприятие будет приносить в бюджет лишь 51-55%% от максимально возможного.
1 триллион рублей, по сегодняшнему курсу - это около $13,3 млрд. Если уж позарез нужен этот триллион ну возьмите из тех $370 млрд, которые на 1 января 2016 составляют наш золотовалютный резерв (народ поймёт). На худой конец, займите у наших банков - по материалам СМИ их активы составляют 70 триллионов. Только не распродавайте государственные активы. Будущие поколения не поймут и не простят, как нынешнее поколение не может простить приватизацию 90-х.
Задача органов власти, поскольку их народ избрал и доверил судьбу страны, беречь и преумножать государственную, а значит народную собственность. Народное доверие дорогого стоит.
Практический результат
В 2014 году по 4-м инициативам, в той или иной степени затрагивающих вопросы приватизации, голосование закончилось с результатом="0". Отнесём издержки на счёт недостаточной "раскрученности"сайта РОИ, но учтём, что эти инициативы были в числе первых после начала функционирования портала, а значит "приватизация" для населения - непроходящая боль.
Приватизация государственной собственности - вопрос пронзительно-острый для народа и такие вопросы следовало бы выносить на референдум. Видим, к тому же, как результаты предыдущей приватизации "положительно" повлияли на психологический климат в обществе и благосостояние страны в целом.
Хотят власти России иметь доверие народа - пусть спросят его мнение. Если доверяют своему народу - попросят у него помощи. Народ отзывчивый, если к нему с открытым лицом, население поможет, к тому же на депозитах по разным данным от 4-х до 7-ми триллионов рублей.
Выгода от отказа приватизировать госактивы с перспективой на будущее очевидна.