Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
38Ф26541
Уровень инициативы:
Федеральный

Переименовать вид наказания «лишение свободы» в «изоляцию от общества», и провести ряд изменений в Уголовном кодексе Российской Федерации

Приведу отрывок из одной курсовой работы, найденной мной на одном из юридических сайтов, чей адрес я к сожалению, забыл.
Глава 1. Лишение свободы в системе уголовного наказания.
Вопросы наказания и его цели занимают важнейшее место в теории уголовного права России и других стран. Внимание к ним объясняется особым местом уголовного наказания в системе правовых мер борьбы с преступностью.
Во многих странах в уголовном законодательстве определение понятия уголовного наказания не дается. Это понятие в основном раскрывается наукой уголовного права. Например, в США одними авторами уголовное наказание характеризуется как «любая боль, страдания, кара, ограничение, налагаемое на лицо в соответствии с нормами права и по решению или приговору суда за преступление или уголовное нарушение, совершенное им, или невыполнение обязанности, предписываемой законом». Другие авторы этой страны уголовное наказание характеризуют как страдание или иные неблагоприятные последствия, налагаемые за нарушение норм уголовного права и являющиеся следствием правонарушения (преступления), применяемые лицами, которые сами не привлекаются к уголовной ответственности, назначаемое и применяемое учреждаемой правовой системой, против которой совершено преступление. Третьи рассматривают уголовное наказание как санкцию, применяемую в случае, если установлена виновность лица в совершенном им деянии.
По мнению индийского юриста Г.Гура, «наказание есть причинение ущерба лицу или его собственности, назначаемое преступнику на основании закона».
В теории уголовного права Вьетнама под уголовным наказанием понимается мера самого строгого государственного принуждения, назначаемого лицу по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных законом лишениях или ограничениях прав и свобод осужденного в целях его исправления и перевоспитания, а также в целях предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и иными лицами. В теории уголовного права зарубежных стран больше внимания уделяется раскрытию целей наказания, а понятие наказания представляется чем-то само собой разумеющимся. Общая правовая реакция государства на преступность выражается в определении в уголовном законе того, какие наказания применяются к совершившим преступления лицам. Наказуемость преступления делает уголовный закон методом воздействия на социальные процессы, регулятором человеческого поведения. Когда уголовный закон уже нарушен, наказание продолжает оставаться необходимым средством охраны общества от преступлений.
Наказуемость, содержащаяся в санкциях каждой уголовно-правовой нормы, составляет обязательный признак любого преступления. В новом уголовном законодательстве России дается четкое понятие наказания, как меры государственного принуждения, назначаемой по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (часть 1 статьи 43 УК РФ). Итак, уголовное наказание представляет собой реакцию государства на совершенное лицом преступление. Для самого же преступника наказание - это уголовно-правовое последствие совершенного им преступления, порицание виновного и его деяния со стороны государства. Оно выражается в определенных лишениях и ограничениях прав и свобод этих лиц и является отрицательной оценкой личности преступника и его деяния. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступивших в конфликт с уголовным законом. Предупреждение совершения новых преступлений может быть достигнуто несколькими путями:
1) лишение осужденного физической возможности совершить преступление;
2) угрозой применения наказания за совершенное преступление; 3) устрашением в процессе исполнения наказания;
4) воздействием на психику осужденного и неустойчивых членов общества, имеющих противоправные отклонения в поведении. В соответствии с этим устанавливаются определенные условия и правила содержания осужденных к лишению свободы.
Лишение осужденного физической возможности совершить новое преступление обеспечивается ограничением свободы передвижения, контроля за поведением, запрещением пользоваться рядом предметов, могущих служить орудием совершения преступления, и т.п. Все это сказывается на правовом положении осужденного, выражаясь в ряде обязательных, специфически необходимых правил поведения.
Устрашение как путь достижения целей предупреждения выражается в характере самого наказания, в его воспитательно-профилактических свойствах. Для осужденных к лишению свободы это прежде всего ограничения в связях с внешним миром: свиданиях, посылках и передачах, переписке. Это также ограничения в суммах личных денег, которые разрешаются к пользованию осужденным, устанавливаемый в принудительном порядке распорядок дня, невыполнение которого может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия и т.д.
Особое внимание хочу обратить на последние два абзаца:
Свобода издавна считается ценнейшим благом человека, хотя и не всегда осознаваемым. Термин «лишение свободы» как вид наказания появился значительно позже, чем каторга, заточение в крепость и т.д. Но суть дела не менялась: преступник не лишался именно этой ценности - свободы. Он страдал именно потому, что не был свободен, потому что был ограничен в этом естественном для человека состоянии. Лишение свободы вошло в разряд самых суровых после смертной казни наказаний.
Вместе с тем в некоторых зарубежных странах термина «лишение свободы» нет. Например, в УК Югославии есть термины: «строгое заключение», «заключение», «ограничение в гражданских правах» и др. В УК Венгрии - «тюремное заключение», УК Франции - «заключение в смирительном доме», «заключение в каторжной тюрьме», «каторжные работы». Не было термина «лишение свободы» и в дореволюционном уголовном законодательстве России, в котором предусматривались такие наказания: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав и ссылка в каторжные работы, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение, потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка на поселение, ссылка, временное заключение в крепости, временное заключение в смирительном доме, временное заключение в тюрьме, кратковременный арест и др.
Замена термина «лишение свободы» имеет принципиально важное теоретическое и практическое значение, так как позволит точнее регулировать различные стороны общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний уголовно-исполнительного характера, и еще раз подчеркнуть, что гарантированные Конституцией РФ права и свободы во многом сохраняются даже в том случае, когда гражданин, осужденный за преступление, отбывает наказание в местах лишения свободы.
Человека невозможно полностью лишить свободы. Можно всего лишь ограничить её, и даже при самом строгом ограничении человек сможет передвигаться, мыслить, думать, иметь силу воли. Поэтому названия наказания, предусмотренного статьями 56 и 57 УК РФ на мой взгляд, не совсем правильное. Предлагаю изменить название данного вида наказания на следующий: "изоляция от общества".
Данное название будет как нельзя лучше отражать специфику и сущность указанного мной вида наказания.
Пожизненное лишение свободы правильнее было бы также назвать бессрочной изоляцией от общества.

Практический результат

Изменение названия наказаний на более правильное и соответствующее их сущности.
Уменьшение криминализации мужчин и женщин путём того, что попавшие в места изоляции от общества впервые будут окончательно отделены от рецидивистов и рецидивисток, а в тюрьму будут попадать только мужчины с особо опасным рецидивом преступлений.
В связи с вышеперечисленным - повышение личной безопасности осужденных к лишению свободы (то есть изоляции от общества) впервые благодаря их отделению от рецидивистов.
Распределение вида исправительных учреждений по срокам, а не по категориям преступлений повысит эффективность наказания в виде изоляции от общества (лишения свободы), позволив дать осужденным реальные шансы на исправление.

Дополнительные материалы

Поясняющий текст изменений к УК РФ

Решение

Помимо изменений в УК и УИК РФ, создать соответствующие условия отбывания лишения свободы для лиц, осужденных на длительные и сверхдлительные сроки в целях их исправления и предотвращения совершения ими новых преступлений.
Для осужденных на срок от 5 до 15 лет ранее не отбывавших изоляцию от общества или отбывавших её на срок не более трех месяцев за один раз, создать комплекс мер, направленных на их исправление:
1) Содержание в камерах не более чем по 4-5 человек на одну камеру;
2) Доступ в библиотеки и усиленная работа администрации исправительного учреждения над личностью осужденного;
3) Повышенный контроль над осужденными в целях предотвращения возникновения, утверждения и распространения тюремных субкультур и так называемого на тюремном жаргоне "беспредела";
4) Удвоение доступных краткосрочных и длительных свиданий в течении года с родственниками в целях сохранения социальных связей осужденного.
Для осужденных на срок свыше 15 лет ранее не отбывавших изоляцию от общества или отбывавших её на срок не более трех месяцев за один раз создать дополнительный комплекс мер, направленных на их исправление и социальную реабилитацию в общество, а именно:
1) Содержание в камерах не более чем по 2-3 человека на одну камеру;
2) Создание комфортных условий в местах отбывания наказания для осужденных на такие сроки, которые будут призваны сохранять в таком осужденном остатки человечности. Для этого предлагаю использовать опыт североевропейских стран в этом направлении;
3) Создание комплекса поощрительных мер, выполнение которых будет означать не только похвалу со стороны администрации, но и снижение назначенного судом срока изоляции от общества. Например, если осужденный к изоляции от общества на срок свыше 15 лет впервые будет ежедневно или хотя бы с еженедельно с понедельника по пятницу работать от 8 до 12 часов в сутки, то это будет означать для него сокращение назначенного судом срока на 10-15 процентов. Если осужденный будет ежедневно или хотя бы с еженедельно с понедельника по пятницу работать от 12 до 15 часов в сутки, то это будет сокращать назначенный ему срок уже на 15-20 процентов. Если же осужденный нанесет себе или другому осужденному татуировку или организует драку в колонии, то это будет означать для него увеличение назначенного судом срока изоляции от общества срока на 5 процентов либо помещение в штрафной изолятор с возможностью выбора меры пресечения для осужденного - или 15 суток в ШИЗО или увеличение срока на 5 процентов (для осужденного к изоляции от общества на срок 20 лет увеличение срока на 5% будет означать продление наказания на один год). Тем более что подобная практика активно применяется в зарубежных странах, таких как США и страны Латинской Америки;
4) Ещё больший контроль за осужденными, призванный предотвратить создание и укоренение в их среде тюремных и криминальных субкультур и усилить воздействие исправительных мер. Данный контроль должен быть почти таким как же как в исправительных колониях особого режима для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. То же самое предлагаю сделать в колониях особого режима для осужденных с ограниченным сроком.
5) В целях того, чтобы такие осужденные сохранили социальные связи, установить неограниченный лимит краткосрочных свиданий данных осужденных с родственниками.

Дополнительные материалы

К началу списка инициатив