Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
54Ф28325
Уровень инициативы:
Федеральный

Провести комплексную реформу системы правосудия в России – правоохранительных органов и судов

Система правосудия в России является одной из наиболее проблемных сфер. Нынешняя ситуация нетерпима: она создает проблемы для развития страны, порождает недовольство граждан и общественную нестабильность. Несмотря на положения Конституции, правоохранительные органы и суды не отвечают требованиям демократического государства. Это прежняя машина для репрессий, наследник советского ГУЛАГа. Соответствующие ведомства и органы во многом не защищают права человека, не восстанавливают справедливость и не борются с преступностью, а выполняют карательные функции. Иногда даже в коррупционных целях – ради собственной наживы или по чьему-либо заказу. Народ отстранен от участия в осуществлении правосудия.
Полиция в России является одной из самых неэффективных в мире. Например, количество зарегистрированных преступлений на 100 тысяч населения у нас в 7 (семь) раз ниже, чем в Швеции. При этом количество полицейских на 100 тысяч населения почти вдвое выше среднемирового (547 против 300) и в 2-4 раза больше, чем в развитых странах. Что касается судов, то доля оправдательных приговоров составляет менее 1%, что в десятки раз меньше, чем в развитых странах (15-40%). Даже во время «сталинских» репрессий в СССР доля оправдательных приговоров составляла около 15%. По количеству заключенных (около 650 тыс. человек) РФ находится на втором месте на планете. Доля заключенных в населении России более чем втрое превышает среднемировые показатели.
Это говорит о том, что система занимается конвейерной расправой, а не защитой граждан и установлением виновных в нарушении законов. Не помогли даже преобразования последних лет, включая реформу МВД и переименование милиции в полицию.
Например, закрытость правоохранительных органов и судов для граждан, отсутствие обратной связи приводит к «палочной» системе оценки, когда нужно дать «вал» по спущенным сверху показателям, а потом показывать их постоянный рост. В итоге даже честные сотрудники вынуждены давить на подозреваемых, часто невиновных, протаскивать дела любой ценой. По оценке экспертов, «определение виновного», точнее его «назначение», происходит в реальности все раньше и раньше – не по итогам судебного процесса, а вскоре после возбуждения уголовного дела или даже до его возбуждения. Главную роль играют не те факты, что вскрылись на суде, а те, что были получены во время предварительного следствия или даже раньше, до возбуждения дела. А судьи, прокуроры, следователи и оперативники становятся настоящими сообщниками по выбору и доведению до обвинительного приговора «удобных», нужных для отчетности или «перспективных» дел. Пусть даже ценой нарушений закона. Оправдательный же приговор системой воспринимается как признак преступления всех представителей следствия, обвинения и суда.
Один из итогов – это тотальное недоверие граждан. По опросам Левада-центра, прокуратуре доверяют всего 37% отвечающих, не доверяют 47%. Суду и полиции доверяют по 29%, не доверяют – 57 и 62% соответственно. Это выражается даже в мелочах: согласно исследованию «Евробарометра» в 2013 году 51% россиян ожидал незаконных действий полиции в свой адрес, 36% – неправомерного задержания, 33% – вымогательства, 22% – физического насилия. А в крупных городах, где люди встречаются с полицией гораздо чаще, а также следят за новостями, страх и недоверие оказались гораздо выше приведенных здесь средних показателей по стране.
О необходимости кардинальных преобразований давно говорят представители гражданского общества – например, члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, различные общественные организации, эксперты, включая бывших судей Конституционного суда и Верховного Суда. Так или иначе, это признали даже президент России Владимир Путин и председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Существуют и различные планы действий, в том числе составленные ведущими российскими учеными и экспертами с мировым именем. Однако дальше дискуссий это обсуждение пока не заходит.

Практический результат

Предлагаемая инициатива позволит приблизить систему правосудия в России к образцам наиболее развитых стран. Как по духу – используя для защиты прав человека, так и по основным численным показателям – постепенно достичь среднемировых, а затем и среднеевропейских значений количества оправдательных приговоров (хотя бы 15%), количества заключенных (до 250 тысяч человек), численности полиции (200-300 полицейских на 100 тысяч населения) и т.п. Это позволит довести уровень доверия к судам и правоохранительным органам до показателей выше 50%.

Решение

Принимаемые законы и другие нормативно-правовые акты должны в первую очередь использовать ресурсы гражданского общества, расширять его участие в осуществлении правосудия. Кроме того, нужна децентрализации судов и правоохранительных органов, взаимный контроль.
I. В области следствия и суда:
1. Обеспечить гражданам право предстать перед судом присяжных заседателей по всем уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В частности распространить суд присяжных на районный уровень, вернуть подсудность перед присяжными женщинам и несовершеннолетним.
2. Ввести подлинную гласность судебного производства:
а) публиковать в интернете полные тексты всех судебных актов по образцу картотеки решений арбитражных судов;
б) ввести обязательную аудиозапись, видеозапись и трансляцию в интернете всех судебных заседаний.
3. Ограничить срок полномочий председателей судов.
4. Обязать следователей и дознавателей приобщать к уголовному делу материалы от стороны защиты.
5. Возвратить институт следственного судьи или судебного следователя, чтобы убрать обвинительный уклон следствия. Он должен иметь право прекращать уголовные дела.
6. Уточнить критерии этичного поведения для судей, в том числе за пределами суда, ввести четкий список критериев для самоотвода судей и для дисциплинарных наказаний, включая досрочное лишение полномочий.
II. В области полиции:
1. Создать на базе МВД (с ФСКН) и СКР полиции трех уровней: муниципальные, региональные и федеральную.
а) муниципальная полиция:
отвечает за охрану общественного порядка;
регистрирует все правонарушения, передавая их по подведомственности в региональную или федеральную полицию, дежурная часть не зависит от «вышестоящих» полиций;
возглавляется руководителем («шерифом»), который избирается местным советом депутатов из числа отвечающих квалификационным требованиям и отчитывается перед ним же;
б) региональная полиция:
отвечает за расследование нетяжких преступлений, преступлений средней тяжести и тяжких;
регулирует дорожное движение в регионе;
возглавляется руководителем, который был избран законодательным собранием региона из числа претендентов, отвечающих квалификационным требованиям и сдавших соответствующий экзамен;
в) федеральная полиция:
расследует особо тяжкие преступления на всей территории страны (фактически наиболее сложные преступления, например, убийства с политической или экономической подоплекой, похищения и т.п.);
борется с организованной, межрегиональной и международной преступностью;
финансируется из федерального бюджета.
2. Расследование должностных преступлений внутри системы правосудия и коррупционных преступлений внутри власти передать гражданской структуре, подотчетной Госдуме.
3. С участием гражданского общества ввести систему оценки эффективности работы полиции, которая бы разные показатели, включая количество жалоб граждан или итоги соцопросов и других исследований.
III. В области следствия и прокуратуры:
1. Разгрузить прокуратуру от функций неограниченного надзора, чтобы ведомство сосредоточилось на наблюдении за оперативной и следственной работой, а также на поддержке государственного обвинения в суде, в том числе разрешить общественным организациям или омбудсменам подавать иски в защиту интересов неограниченного круга лиц.
2. Организационно объединить оперативных работников, следователя и прокурора для увеличения эффективности и преодоления межведомственных противоречий.
а) следователь («старший детектив»):
организует расследование;
контролирует оперативников;
отвечает за законность действий группы и несет ответственность за полученные материалы;
готовит дело для передачи в суд;
б) оперативники выполняют основную работу по поиску доказательств;
в) прокурор:
курирует следствие по делу, а затем сам представляет его же в суде;
оценивает судебные перспективы дела, общественную опасность преступления, отсеивая малозначительные дела;
имеет право закрыть дело до суда.

К началу списка инициатив