Сейчас процедура назначения Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка непрозрачна и скрыта от общественного мнения. Родители, правозащитники, организации по защите прав детей отсечены от назначения на должность чиновника, который непосредственно будет мониторить ситуацию с правами детей в нашей стране, вмешиваться в проблемные ситуации, непосредственно защищать права наших детей.
Предыдущий уполномоченный Павел Астахов был назначен неожиданно. Его появление на месте профессионального детского правозащитника Алексей Голованя вызвало недоумение и настороженность. И, как выяснилось, не напрасно. Г-н Астахов "отметился" высказываниями вроде "сморщенных женщин на Кавказе" и "как поплавали?" и поддержкой закона о запрете усыновления детей иностранцами. Было очевидно, что назначение адвоката и телеведущего на такую должность не просто странно, но и неприемлемо. Пироги должен печь пирожник, а сапоги - сапожник, как гласит русская пословица.
Этого бы можно было избежать, если бы процедура избрания детского омбудсмена была бы построена на началах выборной демократии, если бы общество знало о возможных кандидатурах и могло бы самостоятельно решить, какой кандидат наиболее достоин осуществлять такую важную и нужную деятельность, как защита прав ребёнка. Более того, в XXI веке необходимо развивать электронную демократию. Сама РОИ и есть воплощение этого института.
По данным Фонда общественного мнения, осенью 2014 года 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно. По этому показателю россияне опережают все страны БРИКС (Бразилию, Индию, Китай и Южную Африку), Казахстан, Белоруссию, Армению, Азербайджан и другие бывшего СССР. Значит россияне способны пользоваться интернетом, более того способны осуществлять волеизъявление посредством сети.
Кроме того, институт детского омбудсмена необходим в усилении. Сейчас это просто чиновник Администрации Президента, наблюдающий за ситуацией в стране и не имеющий инструментов для осуществления правозащитной деятельности. Поэтому необходимы изменения в законодательстве, которые бы дали уполномоченному возможность вступаться за детей в тех случаях, когда это жизненно необходимо (например, обращаться в суды с заявлением о защите прав ребёнка при дележе имущества разведённых супругов).
Таким образом, необходимо ввести электронные выборы кандидатов на должность Уполномоченного по правам ребёнка в России, а саму должность из синекуры сделать реальным эффективным правозащитным механизмом.
Практический результат
1. Создание независимого института, избранного народно, для эффективной защиты прав наших детей.
2. Укрепление электронной демократии в России.
3. Налаживание взаимовыгодного диалога между гражданским обществом и государством в сфере защиты детей.
Дополнительные материалы