Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
52Ф32595
Уровень инициативы:
Федеральный

Развитие общественного транспорта: мораторий на снятие трамвайных путей, создание для каждого города единой транспортной системы

Общественный транспорт — ужас российских городов. Если Москва встала на путь развития, то в большинстве провинциальных центров, за редкими счастливыми исключениями, продолжается деградация. Но именно положительные примеры-исключения показывают, что деградация вызвана не естественными причинами, а безразличием управленцев на фоне активной деятельности лоббистов маршрутных такси, блокирующих развитие цивилизованного транспорта.
Типичный российский город — это пробки, загрязнение воздуха выхлопами, доживающие свой век трамваи и троллейбусы, которых на дороге теснят микроавтобусы.
Пока в Москве создаётся единая транспортная сеть с едиными билетами, и каждый вид транспорта выполняет свою роль — в провинции даже государственные предприятия не сотрудничают между собой, а мешают друг другу. В Нижнем Новгороде долгое время нельзя было купить проездной на все виды транспорта из-за того, что автобусы обслуживались одним предприятием, а электротранспорт — другим, и не было общей стратегии.
Деградация трамвая вредна особо. Трамвай на линии, отделённой от проезжей части, и экологичнее, и эффективнее автобуса — поскольку не теряет времени в пробках. Он мог бы стать подобием лёгкого метро. И поэтому в мире сейчас трамвай не уничтожают, а восстанавливают, строят новые системы. Рельсы прокладывают в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бордо, Париже и других городах. Даже в США — стране «для автомобиля» — появляются трамвайные маршруты. В 2015 году трамвайная система открылась в Вашингтоне, построена новая линия скоростного трамвая в Портленде, штат Орегон.
В нашей стране пока наоборот. В прошлом году, вопреки протестам жителей, остановилось трамвайное движение в Дзержинске. Ранее рельсы выкорчевали в Архангельске, Астрахани, Иванове, Ногинске, Рязани. Вопиющий случай — уничтожение развитой сети в Воронеже: теперь город-миллионник задыхается в пробках из тесных микроавтобусов.
Во многих городах, где трамвай ещё действует, он постепенно лишается своих важнейших линий и соединений маршрутной сети. Снимают рельсы даже там, где именно трамвай мог бы стать спасением от пробок — где пути проложены отдельно от автомобильных дорог. Подвижной состав половины трамвайных систем — старый и непривлекательный. Людей отучают пользоваться трамваем. Известны случаи, когда количество вагонов на маршруте уменьшали без каких-либо причин. Народ, устав ждать, уходит к частникам на маршрутные такси. И трамвай теряет выручку. Отчего количество вагонов снова сокращается — и так далее.
Часто говорят: закрываем трамвай, потому что вагоны и рельсы износились на 100%, а денег на закупку и починку нет. Но скажите: почему из-за текущих, временных трудностей нас лишают беспробочного транспорта навсегда? Разве можно ради сиюминутных целей действовать в ущерб будущему? Кризис рано или поздно закончится, экономика восстановится — а транспорт вернуть будет невозможно: на месте рельсов будут автомобильные полосы или киоски, на месте разворотных колец — магазины.
Часто, чтобы расширить дороги для автомобилей, убирают рельсы. Людям обещают, что это улучшит ситуацию и с пробками, и с экономикой — дескать, трамвай слишком дорогой и занимает много места. Но такое улучшение — временное. Количество автомобилей на дороге непостоянно: оно может увеличиваться или уменьшаться. Расширение дорог заставляет всё больше людей покупать автомобили и активнее ими пользоваться. Иной раз даже один-два километра оказывается удобнее проехать на личном транспорте, а не пройти пешком из-за обилия подземных или надземных переходов через расширенные проспекты. Оттого дороги забиваются сильнее, а парковочных мест всё меньше и меньше. Пробки возвращаются в те же места с удвоенной силой. Метод расширения дорог уже доказал свою несостоятельность.
Проблему пробок в Нижнем Новгороде не решило ни строительство нового моста, ни расширение Окского съезда, на котором в своё время чудом удалось отстоять трамвай. Всё равно ежедневно подъезды к мостам забиты машинами. Но время от времени снова в СМИ вкидывается идея «ещё немного расширить съезд» — на сей раз, за счёт рельсов. Пока до разрушений не дошли, но количество вагонов и маршрутов на мосту сократили.
А что делать тем, кто не может водить или не хочет, осознавая уровень ответственности? Что делать пенсионерам или подросткам? Неужели сидеть в своих районах, из-за несвязанности превращающихся в гетто? Города «для автомобилей» — неудобны, непривлекательны и недемократичны.
В большинстве городов основной вид транспорта — маршрутные такси. Они живут по каким-то своим правилам или вообще вне всяких правил. Автобусы ночуют во дворах, водителям не проводят медосмотра. Многие автобусы даже не принадлежат перевозчику, выигравшему конкурс: он лишь арендует автобусы, которые неизвестно где и кем чинятся. Многие предприниматели регистрируют по несколько юридических лиц, чтобы заявиться на новый конкурс с формально «чистой» фирмой. Об этом известно — и на это закрывают глаза.

Практический результат

Развитие общественного транспорта. Организация в городах страны интермодальной системы пассажирских перевозок. Контроль за организациями-перевозчиками, повышение безопасности перевозок. Улучшение экологической ситуации в городах. Удобство городов для жизни людей вне зависимости от их здоровья и материального положения.

Решение

Учитывая всё сказанное, в своей общественной инициативе предлагается:
1. Сроком на пять лет ввести мораторий на снятие любых рельсовых путей по всей стране. Остановить любой намечающийся демонтаж.
2. Создать независимую комиссию, способную непредвзято оценить долгосрочные последствия от снятия рельсов.
После окончания моратория разрешение снимать рельсы выдавать только в том случае, когда данный участок невозможно или опасно реконструировать даже в отдалённом будущем.
Если на заброшенном участке рельсы разрушились по естественным причинам, землю под ними не продавать, не застраивать — ради возможной реконструкции.
3. Инициировать исследования последствий, к которым привело снятие трамваев в городах за последние 20 лет.
20 лет — достаточное время, чтобы дать ответы на вопросы: решились ли проблемы перевозки населения со снятием трамвая — или лишь усугубились? Как изменилось воздействие на экологию?
4. Для каждого города должна существовать единая транспортная система, при которой разные виды транспорта не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. Должны быть единые билеты на все виды транспорта: и на автобусный, и на электротранспорт.
5. Для частных перевозчиков пересмотреть правила конкурсов. Закрыть в законах лазейки, которыми пользуются недобросовестные перевозчики: например, регистрации нескольких фирм, чтобы, в случае выявленных нарушений в одной, на конкурсе выставить другую, юридически чистую.
Внести правки в статью 23 закона 220-ФЗ, по котором до конкурса допускались бы только те перевозчики, которые доказали наличие доступных им ремонтной базы, автомойки, возможности медосмотра водителей. Ночная стоянка автобусов должна соответствовать приказу Минтранса № 108 от 19.04.2016 г. Безопасность пассажира превыше всего.
Прописать процедуру лишения права перевозки пассажиров и участия в конкурсах за нарушения графика перевозки, технических норм, ночной стоянки, многочисленные «однотипные» ДТП и пр.
6. Провести внеочередные конкурсы на маршруты в городах-хозяевах Чемпионата мира.

К началу списка инициатив