Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
51Ф35306
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить требование по установке знака «Шипы» при использовании ошипованных шин на легковых автомобилях

Согласно п.8 документа «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, «На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки: … «Шипы» - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины».
Введение в требования этого пункта разумно мотивировалось тем, что ошипованные шины позволяют в зимних условиях существенно уменьшить тормозной путь по сравнению с такими же неошипованными, и знак «Шипы» предупреждает водителя движущегося позади транспортного средства о необходимости поддержания большей дистанции.
Однако, достижения технического прогресса привели к существенной неоднозначности этого требования. Производители автомобильных шин создают различные составы резины и структуры протекторов для ошипованных и неошипованных (т.н. фрикционных) зимних шин, повышая эффективность торможения фрикционных шин в зимних условиях. Регулярно проводимые авторитетными изданиями и тестовыми центрами тесты показывают, что в зимних условиях тормозной путь автомобиля на фрикционных шинах обычно меньше, чем тормозной путь автомобиля на ошипованных шинах в наиболее частых для российских дорог условиях (шуга, снег). Также разница в тормозном пути ошипованных и фрикционных зимних шин зависит от температуры окружающей среды – при низких температурах тормозной путь фрикционных шин меньше, чем тормозной путь ошипованных, в том числе и на льду.
Таким образом, наличие или отсутствие знака «Шипы» на впереди идущей машине приводит к дезинформированию водителя. Согласно п.9.10 Правил дорожного движения РФ «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Возможностей водителей не хватает для того, чтобы оценить все составляющие окружающей среды в конкретной обстановке и предположить, будут ли ошипованные шины автомобиля, движущегося впереди, тормозить эффективнее, чем неошипованные. Вследствие этого информация об ошипованности шин не может быть использована для выбора адекватной дистанции и только запутывает водителя.
Законодательство РФ не предусматривает ответственности за эксплуатацию автомобиля с ошипованными шинами без установленного знака «Шипы», однако недостаточная юридическая грамотность как отдельных сотрудников ДПС, так и водителей приводит к некорректной квалификации нарушения по ст.12.5.1 КоАП РФ и дальнейшему разбирательству в судебных органах РФ с отменой наложенного взыскания. Как и любая другая неоднозначная ситуация, эта имеет потенциальную коррупционную составляющую.
По данным Госавтоинспекции России по состоянию на конец 2013 года в России на регистрационном учёте стояло 41,2 млн. легковых автомобилей. По статистике продаж зимних шин в РФ около 2/3 всех продаж составляют ошипованные шины, т.е. 27,5 млн. легковых автомобилей оснащены шинами, и их владельцы должны ежегодно наклеивать знак «Шипы» на заднюю часть своего автомобиля и удалять наклейку с переходом на летние шины. При типичной стоимости наклейки в 20 рублей граждане РФ вынуждены тратить 550 миллионов рублей в год на приобретение наклеек. При оценочном весе одной наклейки с защитным слоем в 4 грамма только эти наклейки создают 110 тонн бытовых отходов в год.

Практический результат

1) Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий вследствие уменьшения дезинформирования водителей.
2) Снятие с граждан РФ необоснованной обязанности информирования об установке ошипованных шин.
3) Уменьшение коррупционной составляющей взаимодействия граждан РФ с сотрудниками ГИБДД, улучшение прозрачности законодательства РФ.
4) Уменьшение загруженности органов судебной системы Российской Федерации вследствие отсутствия необходимости судебных разбирательств по некорректной классификации нарушений, связанных с отсутствием знака «Шипы».
5) Экологическая составляющая – уменьшение количества отходов, создаваемых вследствие производства, использования и последующей утилизации знаков «Шипы».

Решение

Исключить из п.8 документа «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» требование об установке опознавательного знака «Шипы» на транспортные средства.

К началу списка инициатив