Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
19Ф35775
Уровень инициативы:
Федеральный

Упразднить понятия «регистрация по месту жительства» и «регистрация по месту пребывания», заменив их одним «регистрация по месту проживания», и передать функции регистрации в ведение МВД, точнее на уровень участковых инспекторов

Нынешняя система регистрации граждан "по месту жительства" или "по месту пребывания" (в народе продолжающаяся именоваться "постоянной пропиской" или "временной пропиской"), находящаяся в ведении Федеральной Миграционной Службы, имеет значительные объективные недостатки, приводящие к неэффективности этой системы, созданию неудобств для граждан России или даже приводящие к поражению в правах граждан без их вины, а также приводит к увеличению коррумпированности и к вовлечению госслужащих ФМС в нарушение закона, и как следствие - к потере объективности учёта государством места жительства и перемещений граждан и увеличению вероятности использования этих дефектов учёта для противозаконных действий, вплоть до терроризма.
Более подробно:
а) фактически практикующийся разрешительный характер "регистрации", что "по месту жительства" (постоянной), что "по месту пребывания" (временной) и привязка "регистрации" к праву на жильё порождает массовый отказ владельцев жилья, сдающегося внаём, регистрировать арендаторов даже по месту пребывания, не говоря уже о регистрации по месту жительства.
б) невозможность получить регистрацию "по месту жительства" в арендованном жилье и требование для получения таковой иметь собственное жильё или разрешение его собственника порождает фактическое поражение в правах категории населения, не имеющего жилья в собственности, так как многие государственные, социальные и коммерческие структуры требуют наличия у обращающихся за услугами граждан именно "регистрации по месту жительства" (постоянной прописки), причём именно в регионе, где гражданин желает получить услугу.
в) невозможность для определённой категории населения оформить регистрацию по месту жительства порождает фактически невыполнение государством статьи 40 Конституции "право на жилище", ибо при отсутствии формального разрешения от владельца жилья гражданину, не имеющему жилья в собственности, регистрацию по месту жительства оформить практически невозможно.
г) перечисленное в предыдущих абзацах порождает криминализацию самого института "прописки" ("регистрации"), так как граждане, поражённые в правах в результате невозможности зарегистрироваться по месту фактического проживания, обращаются в многочисленные коммерческие организации, предлагающие фиктивную регистрацию за весьма заметные суммы. Это также вовлекает в криминальный оборот персонал ФМС, оформляющих эту фиктивную регистрацию. Следствие - развитие коррумпированности персонала ФМС до верхнего уровня включительно. Также наличие широкого рынка фиктивной регистрации повышает вероятность использования жилья для противозаконных, в том числе террористических, целей.

Практический результат

1. Приближение к более полной реализации конституционного права граждан России на жилище, отсутствие поражений в правах граждан, не имеющих жилья в собственности (арендаторов).
2. Повышение безопасности для граждан, в том числе от террористических угроз, за счёт повышения уровня информированности государства о фактическом месте проживания и миграции граждан.
3. Ликвидация масштабного криминального рынка "прописки" (регистрации).
4. Уменьшение уровня коррумпированности персонала ФМС.
5. Развитие легального рынка аренды жилья.

Решение

Упразднить понятия "регистрация по месту жительства" и "регистрация по месту пребывания", заменив их одним "регистрация по месту проживания".
Отделить имущественные права на жильё от регистрации по месту проживания.
Передать функции "регистрации по месту проживания" в ведение МВД, обязав вести таковой учёт участковых инспекторов МВД. Вполне возможно, потребуется увеличить штат таковых инспекторов, которые должны владеть информацией о проживающих на их участке гражданах.
Регистрация по месту проживания не должна требовать от гражданина получения никаких разрешений, кроме как предъявления участковому инспектору в качестве обоснования права на проживание либо собственности на жильё, либо разрешения владельца жилья, в том числе устного. В идеале участковый инспектор должен сам посетить гражданина, вселившегося в жильё в зоне его ведения, возможно известившего о своём прибытии по почте, телефону или через интернет, проверить обоснование права на проживание, после чего самостоятельно зарегистрировать гражданина как фактически проживающего в данном жилье и проверить предоставленную им информацию (постфактум). Для неграждан добавляется разрешение на проживание, которое выдаётся ФМС.
Особо подчеркну: саму процедуру регистрации по месту проживания необходимо максимально упростить либо вообще свести необходимость каких-либо действий со стороны гражданина к нулю.

К началу списка инициатив