Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф36007
Уровень инициативы:
Федеральный

Проанализировать эффективность функционирования Единого реестра запрещённых сайтов и внести изменения в процесс его наполнения

В соответствии с ФЗ-139 (28.07.2012) был создан единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. По неизвестным причинам пользователям доступа в сеть Интернет с территории РФ недоступна статистическая информация по наполнению сайта (общее количество записей, количество IP-адресов, количество DNS-имён, количество URL, статистика наполнения по времени), также, как и недоступна база заблокированных ресурсов.
По данным проекта РосКомСвобода, на текущий момент в единый реестр занесено 70 717 записей, таким образом в среднем в реестр за время его существования вносилось более 40 записей в сутки.
Во-первых, эффективность использования данного реестра в качестве ограничительной меры вызывает сомнения, так, например, в публикации РИА Новости от 1 ноября 2016 отмечено: уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова заявила, что за время существования единого реестра объём детской порнографии в Интернете вырос на 63%.
Во-вторых, реализация единого реестра на текущий момент мешает работе сайтов, не нарушающих законодательство РФ. Так, например, IP-адрес 50.63.202.15, по данным Единого реестра, заблокирован 11 раз. По данным проекта РосКомСвобода, кроме, собственно, заблокированного сайта, в следствие принятых ограничений, включающих этот IP-адрес, пострадали ещё более 200 000 (двухсот тысяч) сайтов в сети Интернет.
В-третьих, если доверять данным проекта РосКомСвобода, на текущий момент суды не учитывают текущее состояние Единого реестра, таким образом многократно совершая одни и те же действия по блокировке.

Практический результат

Расследование правонарушений с избранием меры пресечения для нарушителей позволит предотвратить распространение запрещённой информации на (ещё) не заблокированных ресурсах.
Уведомление владельцев всех затрагиваемых ресурсов позволит снизить ущерб как для владельца ресурса, так и для пользователей, т.к. владелец сможет заблаговременно модифицировать свой ресурс.
Мониторинг актуальности Единого реестра позволит снизить нагрузку на оборудование ISP, а также избежать конфликтных ситуаций в случаях, когда ресурс, с которого удалена противоправная информация, назначен ресурсу, не нарушающему законодательство РФ.
Публикация содержимого Единого реестра обеспечит прозрачность его функционирования и позволит всем заинтересованным лицам производить мониторинг и статистический анализ его наполнения, например, владельцы таких ресурсов, как CDN, смогут своевременно отслеживать попадание IP-адресов из своего диапазона в Единый реестр. На текущий момент, отслеживание, например, IP-подсетей класса B (/16) крайне затруднено.

Решение

Необходимо проанализировать следующую информацию:
1. Эффективность Единого реестра (на сколько % снизилось количество соответствующих правонарушений благодаря его использованию);
2. Принятые меры пресечения к лицам, создающим и размещающим противоправную информацию в сети Интернет.
3. Нагрузку на органы, принимающие решения о блокировке ресурсов в сети Интернет.
4. Мероприятия, проведённые для минимизации последствий блокировок для ресурсов, не содержащих противоправный контент.
На основании приведённых пунктов следует рассмотреть вопрос о целесообразности существования Единого реестра в его существующем виде.
Также необходимо внести в федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следующие изменения:
1. Блокировка ресурса в сети Интернет должна производиться только совместно с инициацией расследования соответствующего правонарушения (в противном случае, неясно, достижению каких целей служит Единый реестр).
2. Должно производиться уведомление владельцев всех затрагиваемых блокировкой ресурсов о возможных последствиях блокировки.
3. Должно производиться отслеживание расследований по правонарушениям, связанным с записями в Едином реестре, а также актуальности записей (наличие запрещённого контента на заблокированном ресурсе).
4. Следует учесть, что у любого интернет-ресурса есть жизненный цикл, таким образом, понятие "пожизненной блокировки ресурса" бессмысленно, поскольку после исчезновения ресурса, содержащего запрещённый контент, запись о подобной блокировке не может рассматриваться иначе как паразитная.
Дополнительно необходимо опубликовать содержимое Единого реестра для возможности его анализа всеми желающими. Поскольку все упомянутые в Едином реестре ресурсы недоступны на территории РФ, публикация содержащихся в Едином реестре данных не приведёт к каким-либо негативным последствиям.

К началу списка инициатив