При утверждении размера коммунальных тарифов и величины их индексации не учитывается платежеспособность населения. Этот вывод основан на анализе положений федерального законодательства о порядке утверждения и индексации тарифов, а также следует из «Рейтинга российских региональных центров по комфортности коммунальных тарифов, 2016», подготовленным Ассоциацией АКОН в апреле 2017 года. Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что при утверждении размера тарифа и величины его индексации необходимо руководствоваться не только экономической обоснованностью себестоимости генерации и оказания коммунальных услуг, но и способностью населения их оплачивать. Поэтому следует установить предельный размер доли совокупного коммунального платежа в доходе среднестатистического жителя города в размере 15%, при достижении которого необходимо запретить индексировать тарифы либо вводить новые.
Для информации: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» на основании региональных стандартов большинства субъектов Федерации граждане могут обратиться за субсидией, если в совокупном доходе семьи платеж за ЖКУ составляет больше 22%. В ряде регионов этот порог может быть меньше.
Практический результат
Оценка способности населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги при индексации роста тарифов и введении новых позволит сбалансировать социально-экономическую политику государства в разрезе экономики городов, замедлить рост неплатежей за ЖКУ, а также ввести прямые субсидии для ресурсоснабжающих и управляющих компаний. Возможен вариант отмены одного из видов платежа для достижения сбалансированности в структуре дохода населения. Например, можно предельно снизить или отменить взносы на капитальный ремонт для городов с высоким процентом.
Дополнительные материалы
Запретить индексировать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), если совокупный коммунальный платеж (определяемый по методике Ассоциации АКОН) превышает 15% от среднестатистического дохода населения, проживающего в городе. До момента роста доходов населения не повышать тарифы, а также не вводить новые виды платежей. Кроме того, эту величину необходимо учитывать для остальных случаев, когда процент оказался ниже по следующей методике:
Первая группа - города с долей платы за ЖКУ в среднемесячной зарплате от 15% и выше. В случае роста коммунальных тарифов больше, чем повышение среднемесячной зарплаты, реальные доходы населения не позволят оплачивать ЖКУ. Субсидировать их оплату придется не только отдельным малообеспеченным группам населения, получающим государственную социальную помощь, но и широким социальным слоям с низкой зарплатой.
Вторая группа - города с долей платы за ЖКУ от 10 до 15%. Здесь рост коммунальных тарифов должен идти меньшими темпами, чем в среднем по стране, так как их показатели приближаются к 15%. Если доходы населения не вырастут, то индексировать тарифы необходимо на минимальную величину.
Третья группа - региональные центры с долей до 10%, то есть города с наибольшей комфортностью платежей. Здесь допустимо увеличение коммунальных тарифов выше средних показателей без линейной зависимости от роста доходов населения, так как есть определенный запас для этого повышения.