Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
75Ф37856
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить техосмотр личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях

На первый взгляд такое предложение покажется кому-то вредным. В личном пользовании у граждан страны находятся десятки миллионов автомобилей и мотоциклов; создается впечатление, что отмена техосмотра породит опасную бесконтрольность за их техническим состоянием. На самом деле техосмотр - это явный анахронизм, бессмысленный с точки зрения безопасности на дорогах, но обременительный для людей и органов контроля.
История техосмотра начинается с времен, когда автотранспорта в личной собственности было мало, сами автомобили были относительно простыми, а специализированные предприятия по их обслуживанию и ремонту отсутствовали как таковые. В таких условиях введение обязательного государственного техосмотра было оправдано. Но с тех пор ситуация кардинально изменилась. Сегодня автомобилей не просто много, а очень много и будет еще больше. Современный автомобиль стал намного сложнее по своему устройству, требует специальных знаний и оборудования для его ремонта и обслуживания. Большинство автовладельцев сейчас не ремонтирует автомобили самостоятельно или у "дяди Васи", а обращается в автосервис.
В свое время техосмотр проводила ГАИ. Кто по-старше помнит, что все сводилось, как правило, к сверке номеров агрегатов. Иногда, если было время, инспектор проверял, горят ли лампочки или работает ли омыватель стекла и т.п. Понятно, что пользы от такого техосмотра не было никакой. Зато был небольшой доход ГАИ. Затем техосмотр передали коммерческим структурам. Если СТО имела соответствующее оборудование и желание тратить время и силы работников на проведение качественного техосмотра, то некоторая польза в плане повышения уровня технического состояния автомобиля появилась. Но чаще всего формальный подход преобладал. Все опять сводилось к сбору денег с автовладельцев, но теперь уже в карман владельцев СТО.
Небольшое отступление. Есть здесь еще один негативный момент. Любая обязаловка, введенная для простых граждан и переданная для исполнения частным коммерческим структурам, неизбежно вызывает у последних стремление к необоснованному обогащению за счет первых. Это общее правило, и в целях минимизации этого зла властям следует всюду, где это возможно, отказываться от обязаловки, заменяя её стимулированием. Если же без обязаловки никак, то исполнять и контролировать её должны государственные структуры. В данном конкретном случае обязательный техосмотр, переданный коммерческим СТО, позволяет им навязывать автовладельцам дополнительные ненужные ремонты, спекулируя на недостаточной технической грамотности и безвыходном положении последних.
С передачей фактического контроля за проведением техосмотра страховым компаниям формальный подход в проведении техосмотра стал еще более преобладать. Теперь для борьбы с этим формальным подходом планируется осуществлять обязательную фото- и видеосъемку техосмотра. Решит ли это проблему? Вряд ли. Наш предприимчивый человек найдет способ обойти и эти препоны.
А если задуматься и соизмерить пользу техосмотра как такового?
Техосмотр проводится раз в год, а для новых автомобилей и того реже. Если автовладелец ограничится этим техосмотром и все остальное время не будет следить за техническим состоянием своего автомобиля - далеко ли он уедет? Неисправность может возникнуть в считаные дни или даже часы после техосмотра. Если вы выехали с СТО после техосмотра, и вас остановил инспектор ГИБДД по причине негорящих лампочек или неработающего стеклоочистителя, избавит ли вас от штрафа только что составленная диагностическая карта? Нет, конечно. Как водитель и владелец автомобиля вы несете полную ответственность за его техническую исправность. Тогда какой вам толк в этом техосмотре?
Транспортное средство будет в безопасном техническом состоянии только тогда, когда контроль за этим осуществляется постоянно. И все нормальные люди это понимают. Разовый техосмотр ничего не решает, даже если он производится качественно. Во многих странах техосмотра некоммерческого транспорта нет, либо он сводится к проверке экологичекой безопасности, т.к. это актуально для больших городов. И живут как-то, и даже аварийность ниже чем у нас.
Фактически качественного техосмотра в России также не было и нет. Как это отражается на аварийности? Да, практически, никак. Такую проблему не озвучивает ни ГИБДД, ни кто-то еще. Соответствующая статистика на глаза как-то не попадается. Основные причины ДТП: не справился с управлением, превысил скорость, нарушил правила обгона, ехал нетрезвым и т.п. Состояние дорог также вносит внушительную лепту в аварийность. Доля же ДТП, причиной которых стала техническая неисправность автомобиля, очень незначительна и чаще всего случается у большегрузных автомобилей и автобусов. Это и понятно: люди - не самоубийцы и потому следят за состоянием своих автомобилей, а вот коммерческий транспорт в погоне за прибылью иногда выходит на линию без должного обслуживания и контроля.
Таким образом, техосмотр личного транспорта - это лакомый кусок для бизнеса СТО (учитывая количество автомобилей в стране сумма получается немалая), мало чего дающее мероприятие, с точки зрения безопасности на дорогах, но весьма затратное для простых граждан в плане потраченных денег, времени и нервов, а также трудно контролируемое в плане его качественного исполнения. Логично было бы отменить разовый обязательный техосмотр, при этом введя в практику работы СТО такое правило: при каждом обращении автовладельцев на плановое ТО или неплановый ремонт в обязательном порядке проводить проверку исправности основных систем автомобиля, влияющих на безопасность его эксплуатации: колеса, рулевое управление и тормоза. Для повышения привлекательности своего бизнеса делать это СТО могла бы бесплатно, в качестве бонуса для постоянных клиентов.

Практический результат

Рядовые автовладельцы, а также государственные контролирующие органы, сэкономят средства и время. При этом такой шаг практически никак не отразится на аварийности на дорогах.

Решение

1. Отменить обязательный техосмотр автотранспорта категорий А и В, находящегося в собственности частных лиц и не используемого в коммерческих целях.
2. Рекомендовать или обязать СТО при проведении планового обслуживания и неплановых ремонтов автомобилей в обязательном порядке проводить проверку исправности шин, рулевого управления и тормозной системы.

К началу списка инициатив