Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф47565
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости указания в ч.4 ст.222 УК РФ исключения ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года № 18-П

Существует необходимость указания в ч.4 ст.222 УК РФ исключения ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, поскольку незаконный сбыт указанного холодного оружия был декриминализирован Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П, которым ч.4 ст.222 УК РФ признана частично не соответствующей Конституции РФ и утратила силу в части ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность. При этом законопроектом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об оружии» в связи с совершенствованием правил оборота холодного оружия», который был подготовлен МВД РФ к внесению в ГД ФС РФ в 2014 году, предусматривалось исключение ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, из ч.4 ст.222 УК РФ. К внесению в ГД ФС РФ данный законопроект был окончательно подготовлен Правительством РФ как законопроект № 691842-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность», не предусматривающий внесения изменений в ч.4 ст.222 УК РФ. ФЗ от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ, который был принят после внесения изменений в вышеуказанный законопроект и вступил в силу с 1 января 2018 года, не только не содержит положений, вносящих изменения в ч.4 ст.222 УК РФ, но и вводит лицензирование приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, расширяя перечень оснований признания сбыта данного холодного оружия незаконным. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года N 18-П остается неисполненным в нарушение ФКЗ О Конституционном Суде и ст.1 УК РФ, поскольку признание постановлением Конституционного Суда нормы закона частично или полностью несоответствующей Конституции РФ требует внесения законодателем изменений данную норму, а изменения в УК РФ вносятся только федеральными законами, подлежащими включению в УК РФ. При этом норма, признанная частично или полностью несоответствующей Конституции РФ, утрачивает силу в части ее несоответствия Конституции РФ с момента его вынесения, а постановление Конституционного Суда имеет силу закона и действует непосредственно до внесения законодателем соответствующих изменений в данную норму. УК РФ является единственным источником уголовного законодательства, поэтому реализация Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П возможна только путем указания в ч.4 ст.222 УК РФ вышеуказанного исключения ответственности. В настоящее время встречаются случаи вынесения обвинительных приговоров по делам о незаконном сбыте антикварного и иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, что нарушает Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П. В частности, 8 июля 2016 г. был вынесен обвинительный приговор, официально опубликованный на сайте "mos-sud.ru", которым лицо осуждено по ч.4 ст.222 УК РФ за незаконный сбыт путем торговли кортика, кинжала и штыка времен нацистской Германии. Остальные образцы холодного оружия того времени (включая морской кортик кригсмарине образца 1938 г.), обнаруженные у осужденного, суд постановил изъять и передать в ГУ МВД России по г.Москве для законного решения их дальнейшей судьбы, указывая на их запрет к свободному обращению. Данный приговор противоречит ст.1, 13 и 22 ФЗ Об оружии в редакции ФЗ от 10 июля 2012 г. и нарушает Постановление Конституционного Суда от 17 июня 2014 г., учитывая отнесение изъятого холодного оружия к антикварному. Незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, не может влечь ответственности по ч.4 ст.222 УК РФ, а в случае его незаконной продажи или торговли им возможна ответственность по ст.14.2 КоАП РФ - за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, в которой предусмотрена необязательная конфискация предметов. Ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ может наступить в том случае, если не истек срок давности, составляющий три месяца в случае, если дело рассматривается судом. Ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ возможна только, если предметы являются холодным оружием, поскольку ограничений на продажу предметов сходных по одному или нескольким признакам с холодным оружием, но не отнесенных к нему по экспертным критериям, законодательство РФ не предусматривает. Следует отметить, что морские немецкие кортики образца 1921, 1929, 1935 и 1938 гг. и армейские немецкие кортики 1934, 1935 и 1938 гг., не являются холодным оружием по экспертным критериям, утвержденным в РФ, ввиду: твердости клинка, установленной для сувенирных изделий, сходных по внешнему виду с холодным оружием (не более 25 HRC), неудобных для удержания или изготовленных из непрочных материалов (например, слоновой кости) рукояток, непрочного крепления клинка в рукоятке, незаточенной режущей части кромки лезвия и острия клинка и т.п. В судебной практике дела, связанные с незаконным оборотом холодного оружия, в которых фигурирует морской кортик кригсмарине образца 1938 г., практически не встречаются. Штык к винтовке Мосина, указанный в данном приговоре не относится к холодному оружию, т.к. он не имеет удобной рукоятки и должен быть примкнут к винтовке для его применения в качестве оружия. При этом встречаются заключения экспертов и решения судов, относящие его к холодному оружию. Многие или все другие образцы холодного оружия, указанные в данном приговоре могут не относиться к холодному оружию, учитывая характеристики немецких кортиков (рукоятки из непрочных материалов, недостаточную твердость клинка и т.п.), парадное назначение кортиков, кинжалов, шпаг и сабель, а также возраст данных образцов оружия, свидетельствующий о возможном их износе. Поэтому многие или все предметы, указанные в данном приговоре могут находиться в свободном обороте для любых лиц. Холодное оружие, изготовленное до конца 1945 г., отнесено к старинному (антикварному) оружию в ст.1 ФЗ Об оружии. Старинное (антикварное) холодное оружие до 1 января 2018 года приобреталось любыми гражданами РФ, достигшими возраста 18 лет (включая ранее судимых, не имеющих постоянного места жительства и страдающих тяжелыми психическими заболеваниями), без лицензии и регистрации, согласно ч.4 ст.13 ФЗ Об оружии. Правила приобретения иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, до 1 января 2018 года отсутствовали, поэтому оно могло быть свободно приобретено лицом любого возраста, имеющим любое гражданство либо не имеющим его. С 1 января 2018 года холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать граждане, получившие лицензию на коллекционирование оружия. Учитывая вышеизложенное, холодное оружие, имеющее культурную ценность, не было запрещено к свободному обращению и должно было быть возвращено осужденному. При этом передача его на склад не исключает его возвращения владельцу, учитывая положения ст.1, 13 и 22 ФЗ Об оружии, поскольку до 1 января 2018 года оно подлежало возвращению во всех случаях, а с указанной даты его возвращение обязательно в случае получения лицензии на коллекционирование оружия, выдаче которой препятствует, в частности, наличие действующей судимости за совершение умышленного преступления, отбывание наказания за любое преступление и определенных заболеваний психики, нервной системы, глаза и его придаточного аппарата. При невозможности выдачи лицензии собственник имеет право на отчуждение оружия или возмещение его стоимости в установленном законом порядке. Повреждение культурных ценностей влечет ответственность по ст.243 УК РФ, что требует введения специальных критериев отнесения предметов к холодному оружию, имеющему культурную ценность, исключающих его повреждение во время проведения экспертизы, или (что более логично и справедливо) исключения данного оружия из перечня видов оружия и отмены существующих критериев отнесения предметов к холодному оружию. Данный приговор нарушил бы законодательство РФ и в том случае, если бы незаконный сбыт данных предметов являлся преступлением, поскольку преступлением может быть признано только общественно опасное деяние (ч.1 ст.14 УК РФ), а деяние, которое в силу малозначительности не представляет общественной опасности, не является преступлением (ч.2 ст.14 УК РФ). Поэтому данное деяние не является общественно опасным, учитывая наличие факта продажи предметов не в преступных целях, а в целях коллекционирования, и отсутствие тяжких последствий. Подобные обвинительные приговоры, сохранение лицензирования торговли холодным оружием, имеющим культурную ценность, и введение лицензирования приобретения данного холодного оружия, учитывая исключение Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. 18-П уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, свидетельствуют о необходимости исключения из ч.4 ст.222 УК РФ ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, путем внесения изменений в данную норму федеральным законом.

Практический результат

Исполнение Постановления Конституционного Суда РФ как акта, имеющего силу закона, подлежащего исполнению на всей территории РФ и требующего принятия федерального закона.

Решение

Исключить из ч.4 ст.222 УК РФ ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, путем внесения изменений в данную норму федеральным законом.
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 680 голосов

320

Против решения: 67 голосов

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив