Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф51402
Уровень инициативы:
Федеральный

Совершенствование уголовно-правовой нормы, направленной на борьбу с нецелевым расходованием бюджетных средств

Россия — один из мировых лидеров по уровню коррупции.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика. Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.
Коррупционные проявления причиняют огромный вред экономической сфере деятельности государства и общества. Приходят к сбою механизмы конкуренции, появляются барьеры к свободе предпринимательской деятельности, сужаются права собственности, бессмысленно используются бюджетные накопления, без объяснений увеличиваются цены и тарифы. Все эти процессы приводят к теневой экономике, удерживает приток в Россию прямых иностранных вложений на фоне высокого ранга вывоза капитала из государства.
Один из основных способов воровства бюджетных средств реализуется при проведении госзакупок. При покупке имущества или услуг государством у частных компаний действует обратная схема. Ответственные за сделку чиновники или сотрудники госкомпаний вступают в сговор с руководством дружественной фирмы, либо создают такую сами. Та заявляет завышенную стоимость имущества или услуг; в сумму заранее закладывается «бонус» для участников махинации. Несмотря на обязательный конкурс по всем госзакупкам, чиновники всеми способами стремятся не допустить к участию в тендере сторонние компании и пытаются заранее предопределить победу «своей». Сделать это легко: например, составить условия конкурса так, что под них будет подходить только «правильная» фирма. После осуществления сделки компания возвращает оговоренную долю чиновникам. Иногда победившая в тендере фирма сама закупает услуги и оборудование у других компаний, своих субподрядчиков. Те, в свою очередь, приобретают материалы у третьих. При каждой такой сделке может закладываться «процент» для участвующих в схеме. Таким образом, конечная стоимость контракта для государства может увеличиваться в несколько раз.

Практический результат

Совершенствование законодательства в области борьбы с коррупцией.
Формирование конкурентноспособной экономики.
Повышение материальной обеспеченности граждан.
Рост общего благосостояния.

Решение

Редакция ст.285.1 УК РФ существенно сужает круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности за совершение преступления в виде нецелевого расходования бюджетных средств. В число таких субъектов не попадают руководители предприятий, являющихся получателями бюджетных средств. Действующее уголовное законодательство причисляет их не к должностным лицам, а к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
С целью противодействия данному явлению, необходимо ввести уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств в том числе в отношении руководителей организаций (предприятий) получателя бюджетных средств.
Таким образом, диспозицию ч.1 ст.285.1 УК РФ предлагаю изложить в следующей редакции:
"1. Расходование бюджетных средств должностным лицом или руководителем организации (предприятия) получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - ...".

К началу списка инициатив