Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф52922
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости ускорения принятия законопроектов об отмене смертной казни и о ратификации протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Существует необходимость ускорения принятия законопроектов об отмене наказания в виде смертной казни и о ратификации протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод, учитывая отмену смертной казни за преступления террористического характера, сопряженные с убийствами, ФЗ от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ, при ее сохранении за квалифицированное убийство (ч.2 ст.105 УК РФ) и многие другие особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст.277, 295, 317 и 357 УК РФ), положения протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод, подписанного РФ и предусматривающего отмену смертной казни в мирное время, и положения ч.2 ст.20 Конституции РФ 1993 года, предусматривающие постепенную отмену смертной казни и ее временное сохранение только за преступления против жизни.
Законопроекты об отмене наказания в виде смертной казни и о ратификации протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод с 1999 года находятся на рассмотрении в ГД ФС РФ и не приняты до настоящего времени.
ФЗ от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ наказание в виде смертной казни было отменено за совершение терроризма (ст.205 УК РФ), захвата заложников (ст.206 УК РФ) и диверсии (ст.281 УК РФ), сопряженных с убийством, путем исключения убийств, сопряженных с совершением вышеуказанных преступлений из общей нормы УК РФ об убийстве (ст.105) и включения их в перечень особо квалифицирующих признаков соответствующих видов преступлений (ч.3 ст. 205, ч.4 ст. 206 и ч.3 ст.281).
Частичная отмена смертной казни ФЗ № 321 повлекла нарушение принципа справедливости, учитывая сохранение смертной казни за убийство двух или более лиц и убийство одного человека, совершенное при наличии квалифицирующих признаков (ч.2 ст.105 УК РФ), а также за посягательство на жизни лиц, указанных в ст.277, 295 и 317, при ее отмене за совершение убийств, сопряженных с совершением более опасных преступлений террористического характера. ФЗ от 4 мая 2014 г. № 130-ФЗ и ФЗ от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ не внесли необходимых изменений при общем усилении ответственности за совершение преступлений террористического характера. ФЗ от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ введена отдельная ответственность за международный терроризм (ст.361 УК РФ), но за данное деяние не предусмотрена смертная казнь. Наличие наказания в виде смертной казни в санкции соответствующей нормы Особенной части УК означает право суда на его назначение любым лицам, которым оно может быть назначено, совершившим преступление, предусмотренное соответствующей нормой, в случае отмены моратория на назначение или исполнение смертной казни, а его отсутствие в санкции соответствующей нормы означает невозможность его назначение в случае отмены указанного моратория.
В случае если оно было вновь введено в норму до отмены моратория, его назначение возможно только лицам, совершившим соответствующие преступления после его введения в действие новым законом, согласно принципу обратной силы закона (ст.54 Конституции РФ и ст.10 УК РФ).
Поэтому возвращение смертной казни за преступления террористического характера не повлечет назначения данного вида наказания лицам, совершившим данные преступления до вступления в силу соответствующего закона, и не будет способствовать соблюдению принципа справедливости в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, за которые предусмотрена смертная казнь, до вступления такого закона в силу.
Несправедливое распределение наказания в виде смертной казни встречалось в законодательстве России, СССР и ряда других стран (Ватикан, Великобритания, Кипр, Новая Зеландия и др.). При этом смертная казнь отменялась, без ее отмены за все преступления, за общеуголовное убийство и другие общеуголовные преступления, но за преступления, сходные по признакам с преступлениями террористического характера, предусмотренными УК РФ, как правило, всегда предусматривалась смертная казнь, при ее наличии в законодательстве.
В законодательстве большинства стран мира, в УК которых сохранена смертная казнь, она предусмотрена за преступления террористического характера, сопряженные с убийством.
В УК Казахстана 2014 г. наказание в виде смертной казни сохранено только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании (ч.1 ст.47).
В законодательстве еще пяти государств (Бразилия, Израиль, Перу, Сальвадор и Чили) наказание в виде смертной казни сохранено только за особо тяжкие преступления, совершенные в исключительных случаях (в частности, в военное время).
Из законодательства большинства стран Европы и СНГ, а также значительного числа других стран мира исключено наказание в виде смертной казни.
В России до 1917 года, в Великобритании с 1964 по 1998 год, на Кипре с 1983 по 2002 год и в ряде других стран смертная казнь была отменена сначала за убийство, а затем за другие преступления.
Отмена смертной казни сначала за большинство или за все виды убийств, а затем за все преступления нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью, поскольку убийство является основным наиболее тяжким преступлением, нарушающим право человека на жизнь и позволяющим скрыть другие преступления, за совершение которого справедливо предоставление суду права на назначение виновному лицу высшей меры наказания, предусмотренной уголовным законом. Поэтому, если такой мерой наказания является смертная казнь, необходимо ее установление за наиболее тяжкие виды убийств, в частности, за массовые убийства, совершенные при геноциде или других особо тяжких преступлениях, посягающих на жизнь человека. В противном случае необходима полная отмена смертной казни для исключения случаев ее назначения лицам, не имеющим склонности к тяжким насильственным преступлениям, или случаев совершения убийств в целях сокрытия преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.
Согласно ст.19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо. При этом согласно ст.59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, и не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, либо лицу, выданному РФ иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.
Согласно п.г) ч.1 и ч.2 - 5 ст.78 и п.г) ч.1 и ч.2, 3 и 4 ст.83 УК РФ сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора суда составляют пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от отбывания наказания. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной. Сроки давности, истекшие к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности или от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются, а данные виды наказаний, назначенные ранее, заменяются лишением свободы на определенный срок.
К лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.
Согласно п.4) ч.1 и ч.2 - 4 ст. 48 и п. 3) ч.1 и ч.2 и 3 ст.49 УК РСФСР 1960 г., действовавшего во время принятия Конституции РФ 1993 г. и введения моратория на исполнение наказания в виде смертной казни в 1996 году, сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора суда составляли десять лет со дня совершения преступления, за которое по данному Кодексу могло быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет. Течение давности прерывалось, если до истечения указанных сроков лицо совершило новое преступление, за которое по данному Кодексу могло быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет или, если осужденный уклонялся от отбывания наказания или совершал до истечения сроков новое преступление, за которое судом назначено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года. Исчисление давности в случае уклонения от отбывания наказания начиналось с момента явки для отбытия наказания либо с момента задержания скрывавшегося осужденного. Исчисление давности в случае совершения нового преступления начиналось с момента его совершения. Течение давности приостанавливалось, если лицо, совершившее преступление, скрывалось от следствия или суда. В этих случаях течение давности возобновлялось с момента задержания лица или явки его с повинной. При этом лицо не могло быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло пятнадцать лет и давность не была прервана совершением нового преступления.
Вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступление, за которое по закону может быть назначена смертная казнь, разрешался судом. Если суд не находил возможным применить давность, смертная казнь не могла быть назначена и заменялась лишением свободы.
Смертная казнь, назначенная ранее, также заменялась лишением свободы.
Максимальный срок лишения свободы, согласно ч.1 ст.24 УК РСФСР, составлял пятнадцать лет. Назначение его на большие сроки допускалось с 1986 года только при замене смертной казни лишением свободы в порядке помилования.
Таким образом, максимальным наказанием для мужчин, не достигших возраста 65 лет, совершавших преступления, за которые в УК РФ сохранено наказание в виде смертной казни, до даты его вступления в силу УК РФ (1 января 1997 г.), и не совершивших до истечения сроков новое преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на сроки, составляющие не менее указанных в ч.2 ст.48 и 49 УК РСФСР 1960 г., согласно принципу обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ и ст.10 УК РФ), является лишение свободы на срок пятнадцать лет.
Максимальным наказанием для указанной категории осужденных, совершавших преступления, за которые в УК РФ сохранено наказание в виде смертной казни, после даты вступления в силу УК РФ, но более пятнадцати лет назад, и не уклонявшихся от следствия или суда либо от отбывания наказания, является лишение свободы на сроки, не превышающие максимальных его сроков, предусмотренных УК РФ за одно особо тяжкое преступление (двадцать лет), по совокупности преступлений (двадцать пять лет), или по совокупности приговоров (тридцать лет) соответственно.
Мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и другим категориям осужденных, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь, совершавших вышеуказанные преступления более пятнадцати лет назад, не может быть назначено наказание и они не могут быть привлечены к уголовной ответственности (если не были привлечены к ней до истечения сроков давности), если к конкретным преступлениям применяются сроки давности и отсутствуют основания для их прерывания. Если сроки давности не могут быть применены к данным категориям осужденных, то им назначается наказание в виде лишения свободы на определенный срок.
Учитывая наличие моратория на назначение и исполнение смертной казни, отсутствие специального закона, предусматривающего наказание, назначаемое вместо смертной казни при действии моратория на ее исполнение, принцип обратной силы закона (ст.54 Конституции РФ и ст.10 УК РФ), а также положения ч.1 ст.24 УК РСФСР 1960 г., ни одному осужденному, совершившему преступления, за которые в УК РФ сохранена смертная казнь, до 1 января 1997 года, не может быть назначено наказание, превышающее пятнадцать лет лишения свободы.
Согласно Протоколу N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.), который подписан РФ, но не ратифицирован, смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст.1). Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства (ст.2).
Согласно ч.2 ст.20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Поэтому смертная казнь в УК РФ является временной мерой наказания, которая должна быть отменена независимо от членства РФ в Совете Европы.При этом не указан конкретный срок, по истечении которого смертная казнь подлежит отмене. Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" запрещено назначение смертной казни до введения во всех субъектах РФ судов с участием присяжных заседателей. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П" положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
Данные акты Конституционного Суда РФ являются единственными актами, юридически устанавливающими мораторий на назначение и исполнение смертной казни в РФ, поскольку в РФ отсутствуют указ Президента или федеральный закон о введении соответствующего моратория, которые приняты в большинстве стран, вводящих мораторий на смертную казнь.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р фактически отменяет смертную казнь, поскольку оно не предполагает возвращения к праву суда на ее назначение.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости исключения наказания в виде смертной казни из законодательства РФ для соблюдения положений ч.2 ст.20 Конституции РФ и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ, поэтому ее исключение из норм УК РФ о преступлениях террористического характера следует считать очередным шагом законодателя к полной отмене смертной казни, который был сделан с нарушением принципа справедливости и должен привести к полной ее отмене.
Необходимость отмены смертной казни в РФ следует из многочисленных ограничений на ее применение, установленных УК РФ (пол и возраст осужденного, его вменяемость, сроки давности привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение приговора суда и т.п.), исключающих применение смертной казни ко всем лицам, представляющим повышенную общественную опасность, и порядка исполнения наказания в виде смертной казни в РФ и значительном числе других стран, законодательство которых предусматривает наказание в виде смертной казни (США, Японии, КНР, Казахстана и др.), влекущего длительное содержание приговоренного в тюрьме до решения вопроса о приведении в исполнение смертного приговора или помиловании, которое оказывает очень сильное психологическое воздействие на осужденного и влечет такие же финансовые затраты государства на его содержание, как и на содержание осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Наказание в виде смертной казни для лиц, представляющих повышенную опасность для окружающих, может быть заменено другими мерами наказания (пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный длительный срок) или иными воздействия (необходимая оборона, применение силы при задержании лица, право на применение силы к лицу, совершающему побег из места заключения и др.), поскольку лицо, общественно опасные действия которого были пресечены, может быть изолировано от общества без последующей его смертной казни, а к лицу, общественно опасные действия которого невозможно пресечь без применения к нему опасного насилия, может быть законно применено насилие, создающее непосредственную опасность для его жизни.
В законодательстве России и СССР с первой половины 19-го века до 1954 года (Указ ПВС СССР от 30 апреля 1954 г. "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство") не предусматривалось наказание в виде смертной казни за многие виды квалифицированного убийства, при этом в уголовном законодательстве России до 1917 года не относилось к превышению пределов необходимой обороны применение любого насилия к нападающему, если оно было направлено на защиту чести, здоровья или жизни.
Учитывая вышеизложенное и время, прошедшее с даты принятия Конституции РФ 1993 г., необходимо принятие федеральных законов об отмене смертной казни и о ратификации протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод.
Принятие данных законов будет способствовать дальнейшей либерализации законодательства РФ и исполнению РФ международных обязательств.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и положений ч.2 ст.20 Конституции РФ о временном сохранении смертной казни, экономия мер уголовной репрессии, упорядочивание правовых норм, и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ, а также исполнение РФ международных обязательств.

Решение

Необходимо ускорить принятие законопроектов об отмене наказания в виде смертной казни и о ратификации протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод.

К началу списка инициатив