Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф53676
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ч.6 ст.15 УК РФ положения о привлечении за преступление небольшой тяжести к административной ответственности

Существует необходимость введения в ч.6 ст.15 УК РФ права и обязанности суда по привлечению за преступление небольшой тяжести к административной ответственности в случаях, если исправление виновного возможно без привлечения к уголовной ответственности или фактически совершенное деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, не представляет общественной опасности либо имеются неустранимые сомнения в общественной опасности данного деяния, учитывая положения ст.14 и ч.6 ст.15 УК РФ, поскольку в ч.6 ст.15 УК РФ предусмотрено только право суда на изменение категории преступления на менее тяжкую, но отсутствует право суда на привлечение к административной ответственности за преступление небольшой тяжести, несмотря на наименьшую общественную опасность данных преступлений и возможность привлечения к административной ответственности для пресечения дальнейшего совершения данных преступлений лицами.
Согласно ч.6 ст.15 УК РФ с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы. Таким образом, суд имеет право на изменение категории преступления с учетом фактических обстоятельств дела и степени общественной опасности преступления при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств. При этом суд лишен права на привлечение за преступление небольшой тяжести к административной ответственности в случаях, если исправление виновного возможно без привлечения к уголовной ответственности или имеются неустранимые сомнения в общественной опасности данного деяния. Это требует введения в УК РФ определения общественной опасности и степени общественной опасности преступления, а также права суда на привлечение за преступление небольшой тяжести к административной ответственности с учетом фактических обстоятельств дела и степени общественной опасности при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, если исправление виновного возможно без привлечения к уголовной ответственности или имеются неустранимые сомнения в общественной опасности данного деяния.
Согласно ст. 14 УК РФ о преступлении:
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Таким образом, любое преступление должно представлять общественную опасность, а деяние, не представляющее общественной опасности, не может быть признано преступлением даже в том случае, если оно предусмотрено УК РФ. Поэтому в случае отсутствия в совершенном деянии общественной опасности, суд обязан прекратить уголовное дело о преступлении любой категории тяжести по реабилитирующему основанию (за отсутствием в деянии состава преступления), а привлечение к административной ответственности за совершенное деяние возможно только в случае наличия норм о его совершении в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Это требует введения в УК РФ права суда на привлечение за деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, к административной ответственности в случаях установления отсутствия общественной опасности совершенного деяния, формально предусмотренного УК РФ, при наличии в нем достаточной опасности для привлечения виновного к административной ответственности либо большей его опасности, чем сходного с ним по одному или нескольким признакам административного правонарушения, поскольку в УК и КоАП РФ отсутствует право на привлечение к административной ответственности за любые деяния, формально предусмотренные УК РФ, но в силу малозначительности не являющиеся преступлениями.
В нормах Особенной части УК и КоАП РФ преступления и административные правонарушения распределены произвольно и их отнесение к преступлениям или административным правонарушениям часто не соответствуют степени их опасности, что нарушает принцип справедливости. В частности, к преступлениям в соответствующих нормах Особенной части УК отнесены: квалифицированная кража имущества любой стоимости (ч.2-4 ст.158 УК РФ) и мелкое хищение имущества стоимостью более одной тысячи рублей, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (ст.158.1 УК РФ), незаконные сбыт и изготовление холодного, метательного и газового оружия (ч.4 ст.222 и 223 УК РФ), незаконные приобретение или сбыт государственных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст.324 УК РФ), похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа (ч. 2 ст. 325), а также значительное число других подобных деяний. К административным правонарушениям в КоАП РФ отнесены: мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч.2, 3 и 4 ст.158, ст.158.1, ч.2, 3 и 4 ст.159, ч.2, 3 и 4 ст.159.1, ч.2, 3 и 4 ст.159.2, ч.2, 3 и 4 ст.159.3, ч.2, 3 и 4 ст.159.5, ч.2, 3 и 4 ст.159.6 и ч.2 и 3 ст.160 УК РФ (ч.1 ст.7.27 КоАП РФ) и мелкое хищение чужого имущества, стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 и 4 ст. 158, ст. 158.1, ч. 2, 3 и 4 ст. 159, ч. 2, 3 и 4 ст. 159.1, ч. 2, 3 и 4 ст. 159.2, ч. 2, 3 и 4 ст. 159.3, ч. 2, 3 и 4 ст. 159.5, ч. 2, 3 и 4 ст. 159.6 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ), незаконное ношение государственных наград СССР, РСФСР и РФ и учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (ст. 17.11 КоАП РФ), незаконное изъятие у гражданина паспорта или принятие паспорта в залог (ст. 19.17 КоАП РФ), незаконные передача, продажа и изготовление пневматического оружия, имеющего дульную энергию более 7,5 Дж и калибр более 4,5 мм (ст. 20.10 КоАП РФ), незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ), установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты) (ст. 20.9 КоАП РФ), пересылка оружия (ч. 1 ст. 20.12 КоАП РФ), стрельба из оружия в не отведенных для этого местах или в отведенных местах с нарушением установленных правил (ст. 20.13 КоАП РФ), продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии (ст. 20.15 КоАП РФ), а также значительное число других подобных деяний. Согласно ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, определяющей понятие презумпции невиновности, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, поэтому привлечение к уголовной ответственности при неустранимых сомнениях в наличии общественной опасности в совершенном деянии нарушает презумпцию невиновности. Это требует введения в ч. 6 ст. 15 УК РФ обязанности суда по привлечению за преступление небольшой тяжести к административной ответственности в случае, если имеются сомнения в наличии общественной опасности в совершенном деянии.
Право суда на привлечение к административной ответственности за преступление, не представляющее большой общественной опасности, было предусмотрено в ст. 50.1 УК РСФСР 1960 г. с 1977 по 1996 год и предусматривается в УК значительного числа стран мира, в законодательстве которых административная ответственность предусмотрена как отдельный вид ответственности за правонарушения, не отнесенные к уголовно-наказуемым деяниям.
Согласно ст. 50.1 УК РСФСР 1960 г. освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности при наличии оснований, указанных в части третьей статьи 50 УК РСФСР, допускалось лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое наказание.
Согласно ч. 3 ст. 50 УК РСФСР 1960 г. лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, могло быть освобождено от уголовной ответственности, если было признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.
В этом случае в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР могло быть принято одно из следующих решений:
1) о привлечении лица к административной ответственности (статья 50.1);
2) о передаче материалов дела на рассмотрение товарищеского суда (статья 51);
3) о передаче материалов дела на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних (статья 10);
4) о передаче лица на поруки общественной организации или трудовому коллективу (статья 52).
Согласно ст. 37 УК КНР к лицам, совершившим незначительные преступления, за которые нет необходимости привлекать их к уголовной ответственности, уголовное наказание может не применяться; с учетом конкретных обстоятельств дела таким лицам может быть вынесено общественное порицание или их можно обязать облечь свое раскаяние в письменную форму, принести извинения, возместить ущерб либо компетентным административным органом па них может быть наложено административное взыскание.
Согласно ст. 78а УК Болгарии совершеннолетнее лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и суд назначает ему наказание в размере от пятисот до пяти тысяч левов, когда существуют следующие условия:
а) преступление наказывается лишением свободы на срок до трех лет или менее тяжелым наказанием, когда оно умышленное или лишение свободы сроком до пяти лет или более мягкое наказание, когда оно неосторожное;
б) виновный не был осужден за совершение преступления общего характера и не освобождается от уголовной ответственности по данному разделу;
в) возмещен причиненный преступлением материальный ущерб.
(4) Суд, который наложил штраф в соответствии с п. 1 может также наложить административное взыскание в виде лишения права заниматься профессией или деятельностью на срок до трех лет, если лишение такого права предусмотрено за правонарушение.
(5) Если за преступление предусмотрен лишь штраф или штраф и еще более мягкий вид наказания, административное наказание не может превышать сумму штрафа.
(6) Пункты 1-5 не применяются, если были причинены тяжкие телесные повреждения или смерть, или преступник был пьян, и при множественности преступлений.
Согласно ст. 86 УК Белоруссии:
1. Лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление и возместившее ущерб, либо уплатившее доход, полученный преступным путем, либо иным образом загладившее нанесенный преступлением вред, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, если будет признано, что для его исправления достаточно применения мер административного взыскания.
2. К лицам, освобождаемым от уголовной ответственности в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть применены следующие меры административного взыскания:
1) штраф в пределах от пяти до тридцати базовых величин;
2) исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов из заработка;
3) административный арест на срок до пятнадцати суток;
4) лишение специального права на срок от трех месяцев до трех лет.
3. Освобождение от уголовной ответственности по настоящей статье не применяется к лицу, совершившему преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Согласно ст. 55 УК Молдовы:
(1) Лицо, впервые совершившее незначительное преступление или преступление средней тяжести, за исключением предусмотренных статьями 181-1, 256, 303, 314, частями (1) и (1-1) статьи 326, частью (1) статьи 327, частью (1) статьи 328, частью (1) статьи 332, частью (1) статьи 333, частями (1) и (2) статьи 334, частью (1) статьи 335 и частью (1) статьи 335-1, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к ответственности за правонарушения в случаях, если оно признало вину, возместило причиненный преступлением ущерб и если установлено, что его исправление возможно без привлечения к уголовной ответственности.
(2) К лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии с частью (1), могут быть применены следующие наказания за правонарушение:
а) штраф в размере до 150 условных единиц;
b) административный арест на срок до 30 дней.
Аналогичные формулировки содержатся в соответствующих нормах УК ряда других стран.
Таким образом, УК РФ является более репрессивным по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, чем УК РСФСР 1960 г., УК КНР и УК значительного числа других стран мира, что противоречит демократическим принципам, нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью, поскольку лица, совершившие преступления небольшой тяжести впервые и не причинившие вреда здоровью, правам и имуществу других лиц, осуждаются к наказанию и получают судимость или привлекаются к уголовной ответственности либо освобождаются от нее по нереабилитирующим основаниям, что влечет, как установленные законом, так и незаконные ограничения их прав и свобод, которые могут влечь совершение указанными лицами новых правонарушений и преступлений, а также иные неблагоприятные для данных лиц последствия.
Предупреждение виновного о недопустимости совершения противоправного деяния или привлечение его к административной ответственности может способствовать пресечению совершения им преступлений, в особенности, в случаях его незнания о преступности и наказуемости деяния или отсутствия умысла на причинение вреда совершенным им деянием.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ права и обязанности суда по привлечению за преступление небольшой тяжести к административной ответственности в случаях, если исправление виновного возможно без привлечения к уголовной ответственности или фактически совершенное деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, не представляет общественной опасности либо имеются неустранимые сомнения в общественной опасности данного деяния, учитывая положения ст. 14 и ч. 6 ст. 15 УК РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в УК РФ права и обязанности суда по привлечению за преступление небольшой тяжести к административной ответственности в случаях, если исправление виновного возможно без привлечения к уголовной ответственности или фактически совершенное деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, не представляет общественной опасности либо имеются неустранимые сомнения в общественной опасности данного деяния, учитывая положения ст.14 и ч. 6 ст.15 УК РФ.
При внесении вышеуказанных изменений следует установить критерии обязательного и необязательного привлечения за преступление небольшой тяжести к административной ответственности.
При этом к критериям обязательного привлечения за преступление небольшой тяжести к административной ответственности следует отнести:
1. Отсутствие причинения вреда здоровью.
2. Отсутствие причинения имущественного ущерба или нарушения законных прав других лиц.
3. Отсутствие применения насилия к другим лицам.
К критериям привлечения за преступление небольшой тяжести к административной ответственности по праву суда следует отнести:
1. Отсутствие причинения средней тяжести вреда здоровью.
2. Отсутствие причинения значительного ущерба.
3. Отсутствие существенного нарушения законных прав других лиц.
4. Возмещение причиненного вреда.
5. Признание вины в преступлении небольшой тяжести, совершенном впервые. Наличие указанных обязательных критериев должно влечь привлечение лица, совершившего преступление небольшой тяжести к административной ответственности, а наличие указанных необязательных критериев должно давать суду право на привлечение за преступление небольшой тяжести к административной ответственности для соблюдения принципа справедливости.
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 730 голосов

270

Против решения: 102 голоса

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив