Законодательство регулирующее процесс сбора подписей кандидатами-самовыдвиженцами для участия в выборах в представительные органы местного самоуправления на текущий момент носит запретительный характер: собрать необходимое количество подписей в установленный срок и с соблюдением всех бюрократических требований почти невозможно, что лишает избирателей права выбора, а кандидатов права быть избранными и таким образом противоречит статье 32 Конституции Российской Федерации.
Основные проблемные точки:
1. Ручное заполнение данных в подписных листах сборщиками подписей вследствие человеческого фактора неизбежно приводит к большому количеству ошибок и описок, любая из которых делает подпись недействительной. Кроме того кандидат не застрахован от недобросовестной работы сборщиков. По этим причинам доля подписей собранных с нарушениями в норме может достигать 30-50%.
1.1. Т.к. прямой задачей избиркомов является перепроверка данных подписей, все данные об избирателе в бланке кроме серии и номера паспорта являются избыточными, при этом любая ошибка в заполнении этих данных делает подпись недействительной.
1.2. Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10%. Этого количества не хватает для подстраховки от ошибок при заполнении данных сборщиками и недобросовестной конкуренции со стороны других кандидатов.
1.3. При этом у кандидата нет законной возможности проверить корректность предоставленных сборщиками данных об избирателях, что делает фактически невозможным удержать долю брака в рамках 10% до подачи документов на регистрацию.
2. Откровенно завышенным является фильтр по количеству собранных подписей в 3% от числа избирателей зарегистрированных в избирательном округе, установленный для ряда городов. Особенно неадекватным такое требование выглядит в городах с большими размерами округов, в частности в Москве.
3. Избыточным и необоснованным является требование о печати подписных листов в типографиях на средства избирательного фонда кандидата. Затраты на печать подписных листов в масштабах избирательной кампании крайне незначительны и как правило не превышают затрат на перемещение кандидата по избирательному округу на личном или общественном транспорте. Информация об этих затратах не имеет ценности с точки зрения общественного контроля за ходом избирательной кампании. При этом необходимость оплаты этой печати со средств избирательного фонда и ожидания печати тиража может значительно сократить кандидату фактический срок на сбор подписей.
Практический результат
1. Восстановление конституционного права граждан избирать и быть избранными.
2. Снятие общественной напряжённости.
3. Восстановление возможности диалога между властью и обществом.