Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
52Ф56124
Уровень инициативы:
Федеральный

Об упрощении доступа кандидатам-самовыдвиженцам на выборы в представительные органы местного самоуправления

Законодательство регулирующее процесс сбора подписей кандидатами-самовыдвиженцами для участия в выборах в представительные органы местного самоуправления на текущий момент носит запретительный характер: собрать необходимое количество подписей в установленный срок и с соблюдением всех бюрократических требований почти невозможно, что лишает избирателей права выбора, а кандидатов права быть избранными и таким образом противоречит статье 32 Конституции Российской Федерации.
Основные проблемные точки:
1. Ручное заполнение данных в подписных листах сборщиками подписей вследствие человеческого фактора неизбежно приводит к большому количеству ошибок и описок, любая из которых делает подпись недействительной. Кроме того кандидат не застрахован от недобросовестной работы сборщиков. По этим причинам доля подписей собранных с нарушениями в норме может достигать 30-50%.
1.1. Т.к. прямой задачей избиркомов является перепроверка данных подписей, все данные об избирателе в бланке кроме серии и номера паспорта являются избыточными, при этом любая ошибка в заполнении этих данных делает подпись недействительной.
1.2. Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ, количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10%. Этого количества не хватает для подстраховки от ошибок при заполнении данных сборщиками и недобросовестной конкуренции со стороны других кандидатов.
1.3. При этом у кандидата нет законной возможности проверить корректность предоставленных сборщиками данных об избирателях, что делает фактически невозможным удержать долю брака в рамках 10% до подачи документов на регистрацию.
2. Откровенно завышенным является фильтр по количеству собранных подписей в 3% от числа избирателей зарегистрированных в избирательном округе, установленный для ряда городов. Особенно неадекватным такое требование выглядит в городах с большими размерами округов, в частности в Москве.
3. Избыточным и необоснованным является требование о печати подписных листов в типографиях на средства избирательного фонда кандидата. Затраты на печать подписных листов в масштабах избирательной кампании крайне незначительны и как правило не превышают затрат на перемещение кандидата по избирательному округу на личном или общественном транспорте. Информация об этих затратах не имеет ценности с точки зрения общественного контроля за ходом избирательной кампании. При этом необходимость оплаты этой печати со средств избирательного фонда и ожидания печати тиража может значительно сократить кандидату фактический срок на сбор подписей.

Практический результат

1. Восстановление конституционного права граждан избирать и быть избранными.
2. Снятие общественной напряжённости.
3. Восстановление возможности диалога между властью и обществом.

Решение

1. Увеличить количество подписей которые кандидат может предоставить в избирком сверх необходимого до 100% с нынешних 10%.
2. Установить что все данные об избирателе в подписном листе кроме серии и номера паспорта носят вспомогательный характер, и любая ошибка в этих данных не может служить основанием для признания подписи недействительной.
3. Установить верхний порог по количеству подписей которые необходимо собрать для регистрации кандидата на уровне 1% от количества избирателей зарегистрированных в избирательном округе.
4. Отменить требование о необходимости печатать подписные листы в типографиях на средства избирательного фонда.

К началу списка инициатив