Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф61943
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить закон, провоцирующий «оптимизацию»

Сегодня даже высшее руководство страны признает ужасное состояние российского здравоохранения и образования. Например, на сайте Кремля читаем слова В.В.Путина: «Мы …оказывали помощь первичному… звену здравоохранения дважды… с федерального уровня …напрямую. Потом это всё куда‑то уплывает: и материальная составляющая этого уровня здравоохранения, и уровень оплаты труда. То же самое, кстати говоря, происходит и в сфере образования».
Главная управленческая ошибка путинской эпохи, приведшая к тому, что "все куда-то уплывает", была сделана в 2010 году. Юридически она оформлена п.17 cт.30 82-ФЗ от 08.05.2010. Этот пункт закона изменил порядок того, как надо распоряжаться в конце года не потраченными по назначению бюджетными деньгами.
До 2010 года порядок был таков. Бюджетные деньги, выделенные школе, больнице и другим госучреждениям, не потраченные по назначению, в конце года руководитель обязан был вернуть обратно в бюджет, в ту его составляющую, откуда выделялись деньги. Тем самым руководитель бюджетного учреждения был заинтересован в том, чтобы потратить деньги на те нужды, на которые они выделялись. Заинтересован в том, чтобы бюджетный возврат был как можно меньше. Потому что вернет он пару раз «остаток» - и в следующем финансовом году его учреждению выделят денег меньше, раз он и с меньшей суммой хорошо справляется.
В этом порядке был существенный изъян: иногда в конце года закупали совсем не нужное, лишь бы потратить как можно больше выделенных бюджетных денег и не возвращать «остаток».
В 2010 г. было решено изменить порядок обращения с «остатком». Для этого был принят федеральный закон, по которому госучреждение не возвращает не потраченные деньги в бюджет, а оставляет себе: часть 17 ст.30 83-ФЗ от 08.05.2010. Вот соответствующий текст закона: «Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы)».
Новый порядок обращения с «остатком» уничтожил мотивацию руководителей госучреждений к тому, чтоб «остаток» был как можно меньше. Теперь стало все равно – трать-не трать деньги по назначению, они все равно останутся на счету учреждения.
Более того, уже региональные власти приняли такие законы, которые разрешили руководителям все «остатки» выплачивать в виде стимулирующих выплат (премий). Эти законы создали очень убедительную мотивацию для руководителей не потратить деньги на те нужды, на которые они выделялись. Они мотивировали руководителей госучреждений всех уровней принимать управленческие решения, направленные на увеличение «остатка», на экономию бюджетных средств ("оптимизацию" – это слово руководителями же и придумано, его нет ни в одном официальном документе).
Вот пример появившегося уже в декабре 2010 года регионального закона, предписывающего, как распоряжаться не потраченными деньгами - п.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г.:
3. Руководителям государственных учреждений по согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, в ведении которых они находятся, направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда:
3.1. 100% экономии по коммунальным платежам и фонду оплаты труда.
3.2. Экономию по материальным затратам (за исключением указанных в пункте 3.1) в размере и по перечню, согласованному с главными распорядителями бюджетных средств….».
В ныне действующем в Москве законе, пришедшем на смену приведенному выше, формулировка еще проще: «Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера» (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП)).
Тем самым руководителю госучреждения предложили совершенно законный, юридически не наказуемый механизм перевода огромной части бюджетных денег в зарплаты отдельных работников госучреждения, осуществившего эту «экономию».
Так и получилось, что сколько ни выделяй денег из федерального центра - как в песок, через капилляры стимулирующих выплат отдельных бюджетных учреждений, огромная их часть уйдет.
Но это именно капилляры. Есть в этом образовавшемся в 2010 году механизме и артерии (или вены, кому как нравится). Гораздо более впечатляющие по масштабам мероприятия по созданию фонда экономии (с последующим распределением через стимулирующие выплаты отдельным сотрудникам) происходят на уровне региональных Департаментов и Комитетов здравоохранения, образования, соцзащиты и т.п. Здесь куются местные «реформы», позволяющие с самого начала большую часть денег, выделенных из бюджета, оставить нетронутыми («сэкономленными»). Департамент образования г.Москвы (ДОгМ) придумал, например, такой замечательный способ «экономии»: с сентября 2014 года был изменен порядок финансирования школ. Школы получили сразу не все деньги, а только половину (госуслуги). Вторую половину (госработы) надо было обосновать заявкой и получить после «одобрения» Департамента. Деньги на госработы практически никому не выдали вовремя: плохо информировали директоров о том, как надо подавать заявки на госработы (возможно, намеренно), не удовлетворяли вовремя эти заявки и т.п. «Сэкономил» Департамент образования огромные деньги. Так, согласно докладу начальника Дирекции Департамента образования города Москвы О.И.Яковлева, только в сравнении с 2013 годом в 2015 году «сэкономлено» 14,2 млрд рублей.
Помимо указанных капилляров и артерий, имеются в бюджетном мешке и рваные кровавые раны – «экономия» на уровне региональных властей, строящих работу так, чтобы до региональных Департаментов и Комитетов тоже априори дошло денег поменьше. Это можно подтвердить это только косвенными данными – законами, позволяющими выплачивать региональным госслужащим ежемесячные стимулирующие по 30 должностных окладов. Чтоб выплачивать такие деньги, их надо сначала «сэкономить». Например, Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года № 136-ОЗ (с изменениями на 07.05.2018) предписывается: «Статья 6, п.1. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):…6) ежемесячного денежного поощрения - в размере 30 должностных окладов…».
На ноябрьском 2019 г. форуме «Россия зовет!» глава Счетной палаты А.Л.Кудрин озвучил чудовищные цифры «условной экономии» (не использования по назначению при невыполнении задач) бюджетных денег: в 2017 году только на уровне федерального бюджета не потратили 250 млрд рублей, в 2018 порядка 770 млрд, а в 2019 году - уже 1 трлн рублей.
Если не изменить названный закон, эти цифры будут только расти.
Отменить закон гораздо труднее, чем принять. Например, введенный в чрезвычайных условиях войны в 1941 году налог на бездетность в 6 процентов от зарплаты, перестал действовать только с распадом СССР.

Практический результат

Отмена закона приведет к тому, что мотивация руководителей всех уровней к тому, чтобы не тратить бюджетные деньги на выделенные цели исчезнет.
В противном случае руководитель любого уровня всегда найдет способ, как "сэкономить", не нарушая закона, приняв локальные акты.
Ныне действующих порядок хождения бюджетных денег противоречит здравому смыслу и социальным функциям государства.
Осуществление данной инициативы приведет к стабилизации социально-экономической ситуации в Российской Федерации без каких-либо финансовых вливаний.

Решение

Отменить закон, провоцирующий «оптимизацию»: признать части 17 и 18 ст.30 83-ФЗ от 08.05.2010 утратившими силу.

К началу списка инициатив