Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф66547
Уровень инициативы:
Федеральный

Защита прав и интересов школьников при осуществлении дистанционного обучения

По рекомендации Минпросвещения России региональные органы власти перевели школьников на дистанционное обучение в качестве превентивной меры по предотвращению коронавирусной инфекции. Раньше всех перешли на дистанционное обучение школьники в Москве и Московской области. В Санкт-Петербурге дистанционное образование введено с 26 марта 2020 года в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2020 № 818-р. Благодаря Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым с 4 по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни, погрузиться в реалии дистанционного образования пришлось чуть позже – с 6 апреля.
При чем перевод на дистанционное обучение происходил практически в авральном режиме, в ходе которого были допущены множественные нарушения Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
С начала действия ограничительных мер органы власти через директоров и учителей школ в добровольно-принудительном порядке потребовали от родителей написания заявления о переводе детей на дистанционное обучение, не рассказав при этом, в каких формах оно будет происходить, регламент проведения обучения в такой форме, не выяснив, имеются ли реальные возможности у родителей, уровень готовности педагогического состава, обучающихся к ней.
Часть 2 статьи 63 Семейного кодекса РФ обязанность обеспечить получение детьми общего образования возлагает на родителей. Однако государство не остается в стороне. Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ к основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относит свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
Работа по созданию системы дистанционного образования у нас в стране должна была вестись уже в течение 25 лет. Еще в 1995 г. была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», а через 4 года, в 1999 году, началось внедрение государственной программы информатизации образования, в которой предписывалось уделять особое внимание вопросам внедрения дистанционных технологий в практику обучения. В 2005 году был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», которым впервые был утвержден порядок использования дистанционных образовательных технологий» в образовательных учреждениях.
В 2017 году принят Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, действующий в настоящее время, которым утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
В условиях нынешних реалий в целях принятия мер но снижению рисков распространения коронавирусной инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Минпросвещения России разработало Методические рекомендации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых содержатся соответствующие модели реализации образовательных программ, рекомендации и особенности.
Однако две недели дистанционного обучения школьников выявились проблемные стороны и показали всю абсурдность и профанацию учебного процесса в предлагаемой форме, полное отсутствие соответствующей подготовки учебных заведений к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, адаптированности к существующим реалиям, более трети родителей всех российских школьников не довольны организацией дистанционного обучения более, что позволяет сделать вывод, что все принимаемые ранее в течение предыдущих 25 лет меры носили лишь декларативный и формальный характер.
Так, необходимо обратить внимание, что:
1) при одновременном использовании большим количеством желающих в лице школьников (и из родителей) и педагогов предлагаемых образовательных платформ они регулярно зависают, не работают и не обеспечивают в должной мере качественный доступ к получению школьниками образования;
2) такие учебные предметы как «изобразительное искусство», «физкультура», «музыка» совсем не адаптированы для проведения обучения в дистанционном режиме;
3) нормативно-правовыми актами учебным заведениям предоставлена свобода выбора при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, однако мало кто из них в полном объеме реализует это право выбора, выполняя лишь указания вышестоящих должностных лиц, тем самым проявляется слабая и недостаточная подготовка профессионального состава педагогических кадров за редким исключением, а также ограниченность технических возможностей в рамках конкретных образовательных организаций;
4) родителей практически в принудительном порядке заставили зарегистрироваться на цифровых платформах, а также в социальных сетях самим и зарегистрировать своих детей, на которых нет надежной защиты персональных данных и не обеспечивается в должной мере безопасность и защита от утечки персональных данных и от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.
Так, рекомендуемая органами власти к использованию образовательная платформа Zoom не способна обеспечить конфиденциальность в полном объеме, видеозвонки не защищены сквозным шифрованием, доступ к беседе имеют не только ее участники, но и различного рода неблагонадежные элементы, вследствие чего стали возможными подобные вопиющие нарушения, которые произошли в регионах: во время онлайн-лекции по «Основам православной культуры» в Калуге неожиданно включился порнофильм, учитель оперативно возобновил урок, но снова был прерван фильмом для взрослых, и так повторилось несколько раз. Зрителями при этом были около 90 пятиклассников и некоторые родители. В Саратове произошел также подобный инцидент.
Подобное говорит о том, что даже реализуя предоставленную свободу выбора при осуществлении дистанционного обучения, образовательные организации нередко допускают ошибки, будучи недостаточно подготовленными и осведомленными о том, каким критериями руководствоваться, чтобы последствия сделанного выбора не оказались столь плачевными;
5) детей вынуждают чрезмерно пользоваться цифровыми технологиями, погружаться в сеть Интернет, соцсети, что недопустимо в отсутствие разработанных Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации дистанционного обучения и приводит к причинению вреда их неокрепшей психике и здоровью;
6) у многих детей, особенно в начальной школе, элементарно отсутствуют должный уровень компьютерной грамотности, навыки и знания самостоятельного использования сети Интернет, образовательных платформ, безопасного онлайн-поведения, что не позволяет им в полной мере проходить подобное обучение в отсутствие родителей, которые в течение дня могут отсутствовать по уважительной причине (занятость на работе, забота о пожилых родственниках и др.).

Практический результат

Доступность и безопасность получения общего образования.

Решение

Учитывая изложенное, в сложившейся ситуации очевидна необходимость:
1) рассмотрения возможности досрочного окончания текущего учебного года при наличии возможности начать раньше 1 сентября следующий для полноценного прохождения обучения по всем учебным программам в соответствии с установленными образовательными стандартами;
2) незамедлительная разработка санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации дистанционного обучения и механизма их внедрения в процесс обучения;
3) повышения уровня технического оснащения учебных заведений с учетом требований безопасности, в том числе для возможности записи видеоуроков, а также видеотрансляции уроков в режиме реального времени, возможности обеспечения необходимого визуального контакта ученика с учителем;
4) повышения уровня подготовки педагогических кадров, а также обучения школьников безопасному онлайн-поведению;
5) проработать правовой статус дистанционного образования с обязательным условием использования формы дистанционного обучения лишь как резервного формата, предназначенного для непредвиденных чрезвычайных ситуаций, предложение о повсеместном его внедрении и уходе от традиционной формы обучения (классической школы) является преждевременным и необоснованным, не учитывает существующие реалии и интересы школьников и их родителей, которые являются законными представителями обучающихся;
6) незамедлительное реагирование правоохранительных органов и прокуратуры на случаи нарушения онлайн-безопасности детей, утечки конфиденциальной информации и персональных данных, использования в ходе дистанционного обучения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
7) обеспечить обязательное проведение экспертизы информационной продукции, используемой в ходе осуществления дистанционного обучения, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

К началу списка инициатив